Страницы: 1 2 иностранными юридическими лицами (далее в настоящей главе - иностранные заявители)(часть первую считать частью второй и в ней абзац третий изложен в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запросов на проведение морских научных исследований (далее в настоящей главе - запрос) и принятия по запросам решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (часть вторую считать частью третьей и изложить в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, подают в специально уполномоченный на то федеральный орган по науке и технической политике запрос не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения морских научных исследований (часть третью считать частью четвертой и изложить в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Иностранные заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, для получения разрешения на указанные исследования направляют по дипломатическим каналам не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований запрос в специально уполномоченный на то федеральный орган по науке и технической политике (часть четвертую считать частью пятой в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Запрос (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать: информацию о характере и целях морских научных исследований; программу морских научных исследований, включающую описание методов и средств указанных исследований и технических характеристик таких средств, а также названия, тоннаж, типы, классы судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, других транспортных средств, которые будут использованы при проведении морских научных исследований; географические координаты районов, в которых планируется проведение морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них; предполагаемые дату первого прибытия в район проведения морских научных исследований и дату окончательного ухода из указанного района, а в случаях автономного размещения научного оборудования даты его размещения и удаления; наименование организации, под руководством которой проводятся морские научные исследования; информацию о лице, ответственном за проведение морских научных исследований (начальнике экспедиции); информацию о возможном воздействии планируемых морских научных исследований на морскую среду, природные ресурсы; обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на проведение морских научных исследований, и обеспечивать соответствие используемых в ходе таких исследований технических средств (включая их технические характеристики) техническим средствам (включая их технические характеристики), указанным в запросе (часть пятую считать частью шестой и изложить в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Российские заявители представляют засвидетельствованные в нотариальном порядке копии лицензий на осуществление видов деятельности, предусмотренных программой морских научных исследований и подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае участия в указанных исследованиях иностранных граждан, иностранных юридических лиц или международных организаций прилагают к запросу информацию обо всех формах и о степени такого участия (часть шестую считать частью седьмой и изложить в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в морских научных исследованиях, проводимых иностранными заявителями(часть седьмую считать частью восьмой и изложить в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). От российских и иностранных заявителей может быть потребована дополнительная информация относительно морских научных исследований, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется с даты представления российским или иностранным заявителем дополнительной информации (часть восьмую считать частью девятой и изложить в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Размещение и использование на континентальном шельфе научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований неживых или живых ресурсов, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями (часть десятая дополнена - Федеральный закон от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Морские научные исследования, район проведения которых хотя бы частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"(часть одиннадцатая дополнена - Федеральный закон от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Статья 24. Порядок рассмотрения запросов Федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики не позднее чем через четыре месяца с даты получения запроса направляет российскому или иностранному заявителю разрешение на проведение морских научных исследований либо уведомление (в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ): (абзац второй исключен - Федеральный закон от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ); (абзац третий исключен - Федеральный закон от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ): а) об отказе в разрешении на проведение планируемых морских научных исследований; б) о несоответствии информации, представленной в запросе, характеру, целям и методам проведения морских научных исследований; в) о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых морских научных исследованиях в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона (подпункты "а" - "в" в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Разрешение на проведение морских научных исследований и уведомление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, направляются иностранному заявителю по дипломатическим каналам (в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Разрешение на проведение морских научных исследований выдается российскому заявителю либо на основании включения заявленных им морских научных исследований в ежегодный план проведения морских научных исследований, либо в исключительном порядке. Форма, содержание и порядок рассмотрения указанного плана, а также исключительный порядок выдачи российскому заявителю разрешения на проведение морских научных исследований определяется правилами, указанными в статье 23 настоящего Федерального закона (новая часть третья дополнена - Федеральный закон от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). В случае, если федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики не направил в указанные сроки соответствующее разрешение или уведомление, иностранные заявители могут приступать к проведению морских научных исследований в сроки, предусмотренные в запросе, но не ранее чем по истечении шести месяцев с даты направления запроса или дополнительных сведений (в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). (Части третью и четвертую считать частями четвертой и пятой в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Статья 25. Основания для отказа в разрешении на проведение морских научных исследований Российским и иностранным заявителям может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, если вызывает сомнение исключительно мирный характер этих исследований, а также если эти исследования: 1) имеют непосредственное отношение к изучению, поиску, разведке и разработке неживых ресурсов или изучению, разведке и промыслу живых ресурсов; 2) несовместимы с требованиями защиты морской среды, живых или неживых ресурсов; 3) включают буровые работы на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду; 4) включают строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений; 5) создают неоправданные помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе. Российскому или иностранному заявителю может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований также в случаях, если его информация о характере или целях указанных исследований является неточной. Российскому или иностранному заявителю может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, если он имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований. Российскому или иностранному заявителю не может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, которые предполагается проводить на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, со ссылкой на основания, указанные в пункте 1 части первой настоящей статьи, за исключением районов, в которых по объявлению Правительства Российской Федерации ведутся либо будут вестись региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка или разработка неживых ресурсов либо изучение, разведка или промысел живых ресурсов. Информация о таких районах публикуется в "Извещениях мореплавателям" (статья 25 в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Статья 26. Особенности в получении разрешения на проведение морских научных исследований, осуществляемых компетентными международными организациями Если Российская Федерация в качестве члена компетентной международной организации или по двустороннему договору с такой организацией одобрила представленный этой организацией проект планируемых морских научных исследований или выразила желание участвовать в таких исследованиях, а федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики в течение четырех месяцев со дня получения им от этой организации уведомления о сроках и районе проведения указанных исследований не выразил каких-либо возражений, компетентная международная организация по истечении указанного в уведомлении срока может приступить к осуществлению морских научных исследований в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Статья 27. Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих морские научные исследования Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны: исполнять международные договоры Российской Федерации и настоящий Федеральный закон; представлять в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, предварительные отчеты о проведении таких исследований, как только это становится практически возможным, а окончательные отчеты по завершении исследований; представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении; регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации; незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, о любом, в том числе предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы морских научных исследований; при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях необходимого оборудования передавать в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации в основные международные синоптические сроки через береговой радиоцентр (береговую радиостанцию) в ближайший гидрометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений, если такие наблюдения предусмотрены разрешением на проведение морских научных исследований, а также сообщать об обнаруженных случаях загрязнения морской среды нефтью, токсичными веществами, мусором и сточными водами; не создавать неоправданных помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе; удалять установки, сооружения и устройства по завершении морских научных исследований, если иное не предусмотрено разрешением на проведение морских научных исследований. Российские и иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в морских научных исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации, а именно их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе морских научных исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности. Порядок направления специально уполномоченных представителей Российской Федерации для участия в морских научных исследованиях, их полномочия определяются правилами проведения морских научных исследований, указанными в части третьей статьи 23 настоящего Федерального закона (статья 27 в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Статья 28. Передача и опубликование результатов морских научных исследований Полученные в результате морских научных исследований данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности, после обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения указанных исследований, российские и иностранные заявители обязаны передать в государственные научные организации Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении на проведение морских научных исследований. Уведомление о такой передаче российские и иностранные заявители направляют в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований(в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие Российской Федерации все полученные данные, обеспечивают доступ международному сообществу к результатам исследований через национальные или международные каналы, за исключением тех, которые касаются сведений, перечисленных в пункте 1 части первой статьи 25 настоящего Федерального закона. Эти сведения могут быть опубликованы лишь с согласия Правительства Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). Статья 29. Изменения программы морских научных исследований Программа морских научных исследований может изменяться только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики. Изменения считаются согласованными, если федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики, подтвердив получение уведомления о предполагаемых изменениях, не сообщит о своих возражениях в течение 60 дней с даты получения им уведомления (в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Статья 30. Приостановление или прекращение морских научных исследований Морские научные исследования, проводимые с нарушениями международных договоров Российской Федерации и настоящего Федерального закона, могут быть приостановлены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на их проведение, органов охраны или указанных в части второй статьи 27 настоящего Федерального закона специально уполномоченных представителей Российской Федерации либо прекращены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на проведение указанных исследований(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Морские научные исследования могут быть приостановлены в случае, если они проводятся: с изменившим проект морских научных исследований отступлением от сведений, представленных в запросе в соответствии со статьей 23 или в уведомлении в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона; без соблюдения заявителем своих обязательств перед Российской Федерацией. Возобновление приостановленных морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления соответствующему федеральному органу или указанному в части второй статьи 27 настоящего Федерального закона специально уполномоченному представителю Российской Федерации, вынесшим решение о приостановлении морских научных исследований, гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут. Морские научные исследования подлежат немедленному прекращению, если: указанные исследования проводятся без разрешения на их проведение (за исключением случаев, предусмотренных статьями 24 и 26 настоящего Федерального закона); российский или иностранный заявитель возобновил приостановленные морские научные исследования, не устранив в установленные сроки тех нарушений, из-за которых указанные исследования были приостановлены(статья 30 в редакции Федерального закона от 22.04.2003 г. N 50-ФЗ). ГЛАВА VI. ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ И ЖИВЫХ РЕСУРСОВ, ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ Статья 31. Государственная экологическая экспертиза на континентальном шельфе Государственная экологическая экспертиза на континентальном шельфе (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите минеральных и живых ресурсов и предшествует выполнению федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона; проводится федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Предметом государственной экологической экспертизы должны быть проекты федеральных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов и промыслу живых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, захоронению отходов. Статья 32. Государственный экологический контроль на континентальном шельфе Государственный экологический контроль на континентальном шельфе (далее - государственный экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов. Государственный экологический контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Статья 33. Государственный мониторинг континентального шельфа Государственный мониторинг континентального шельфа (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Государственный мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при осуществлении федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Статья 34. Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в "Извещениях мореплавателям". Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только в соответствии с настоящим Федеральным законом и при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов. Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, федеральным органом управления государственным фондом недр, федеральными органами исполнительной власти в области технологического надзора с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области безопасности, федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экологическая экспертиза. Статья 35. Представление и содержание запроса для получения разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица Российской Федерации (далее для настоящей главы - российские заявители), заинтересованные в захоронении отходов и других материалов на континентальном шельфе, направляют запрос для получения разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе (далее для настоящей главы - запрос) в федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов не позднее чем за три месяца до начала года, в котором намечается захоронение отходов и других материалов(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Иностранные государства, их физические и юридические лица (далее для настоящей главы - иностранные заявители) могут осуществлять захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе только при наличии международного договора между Российской Федерацией и заинтересованным иностранным государством. Иностранные заявители направляют по дипломатическим каналам в федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов запрос не менее чем за шесть месяцев до начала года, в котором намечается захоронение отходов и других материалов(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). В течение десяти дней со дня получения запроса федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов направляет российским и иностранным заявителям уведомление о получении запроса и принятии его к рассмотрению (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Запрос должен содержать: 1) наименование (название) заявителя и его официальный адрес; 2) информацию о лице, ответственном за захоронение отходов и других материалов; 3) наименование отходов и других материалов; 4) характеристику и состав отходов и других материалов: общее количество предполагаемых к захоронению отходов и других материалов в тоннах (других единицах измерения) и средние показатели количества захороненных отходов и других материалов (например, за один год); состояние (твердое, жидкое, газообразное или в виде шлама); свойства (физические, химические, биохимические и биологические); токсичность; устойчивость (физическая, химическая и биологическая); накопление и биотрансформацию в биологических материалах и осадках; склонность к физическим, химическим и биологическим изменениям, а также к взаимодействиям в водной среде с другими растворенными в ней органическими и неорганическими веществами; вероятность эффекта окраски или других изменений, понижающих товарные качества продуктов моря (ракообразных, рыб, растений); 5) характеристику места и метода захоронения: географические координаты места захоронения; глубину и расстояние от берега; положение по отношению к зонам отдыха, выращивания и лова рыбы и других живых ресурсов, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов; количество отходов и других материалов, предназначенных к захоронению ежедневно, ежедекадно, ежемесячно; методы упаковки и контейнеризации; первоначальную концентрацию, созданную с помощью предложенного метода захоронения; характеристику рассеивания (влияние течений, приливов и ветра на горизонтальное перемещение и вертикальное смешивание); характеристику воды (температуру, плотность, соленость; стратификацию, кислородные показатели загрязнения; содержание органического и минерального азота, в том числе аммиака, взвесей, других питательных веществ; продуктивность); характеристику дна (топографию, геохимическую и геологическую характеристику осадков, биологическую продуктивность); наличие и эффекты других захоронений, которые были сделаны в районе нового захоронения (данные о тяжелых металлах и содержание органического углерода): 6) общие условия: возможное влияние на зоны отдыха (наличие плавающих или занесенных течением материалов, мутность, неприятный запах, обесцвечивание и вспенивание); возможное влияние на морскую фауну и флору, рыбные запасы и рыбный промысел, сбор водорослей; возможное влияние на другие виды использования моря (ухудшение качества воды для промышленного применения, морская коррозия сооружений, помехи судоходству из-за плавающих или занесенных течением материалов, помехи судоходству или рыболовству вследствие накопления отходов и других материалов на морском дне и проблема защиты участков, имеющих особое значение для научных целей или для целей сохранения); 7) обоснование невозможности либо нецелесообразности утилизации или захоронения отходов и других материалов на суше; 8) период времени, в течение которого желательно осуществить захоронение отходов и других материалов; 9) вид (тип) транспортных средств, которые предполагается использовать для доставки отходов и других материалов в район их захоронения, способ захоронения отходов и других материалов. От российских и иностранных заявителей может быть потребована дополнительная информация об отходах и о других материалах, на захоронение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется со дня представления заявителем дополнительной информации. Федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов в течение шести месяцев со дня получения запроса направляет российским и иностранным заявителям разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, указанных в запросе, или уведомление об отказе в их захоронении. Иностранным заявителям разрешение на захоронение отходов и других материалов или уведомление об отказе в их захоронении направляется через федеральный орган исполнительной власти в области иностранных дел(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Статья 36. Основания для отказа в выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе В выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе может быть отказано, если: захоронение создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации; захоронение несовместимо с требованиями защиты морской среды, минеральных или живых ресурсов; запрос на получение разрешения на захоронение отходов и других материалов подан с нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований или содержит недостоверные сведения; российский или иностранный заявитель не представил и не может представить доказательства или гарантии того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, а также необходимыми финансовыми средствами для экологически безопасного захоронения отходов и других материалов; российским или иностранным заявителем ранее были допущены нарушения настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации; российский или иностранный заявитель имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство по произведенному ранее захоронению отходов и других материалов. В выдаче разрешений на захоронение отходов и других материалов может быть отказано и по иным основаниям, предусмотренным другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу. Статья 37. Права и обязанности российских и иностранных заявителей, получивших разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, имеют право производить захоронение отходов и других материалов в точном соответствии с полученным разрешением и только в присутствии официального должностного лица, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на осуществление контроля за захоронением отходов и других материалов(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Российские и иностранные заявители обязаны: соблюдать условия разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе; принимать на суда, летательные аппараты, искусственные острова, установки и сооружения официальных должностных лиц, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на осуществление контроля за захоронением отходов и других материалов, и обеспечивать размещение и полное обеспечение указанных лиц наравне с собственным командным (руководящим) составом на все время захоронения отходов и других материалов (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ); обеспечивать доступ должностным лицам органов охраны на суда, летательные аппараты, искусственные острова, установки и сооружения и представлять указанным лицам для проверки документы, помещения, а также отходы и другие материалы, предназначенные для захоронения; регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации. Статья 38. Основания для приостановления или прекращения захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, осуществляемое с нарушением настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, может быть приостановлено или прекращено по решению суда (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ). Если устранить нарушения невозможно, захоронение отходов и других материалов должно быть немедленно прекращено(в редакции Федерального закона от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ). Федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов в кратчайшие сроки уведомляет российских и иностранных заявителей о приостановлении или прекращении захоронения отходов и других материалов (иностранных заявителей - через федеральный орган исполнительной власти в области иностранных дел) с изложением причин, вызвавших такое приостановление или прекращение захоронения отходов и других материалов(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Статья 39. Морские аварии Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или разработке минеральных или живых ресурсов либо транспортировании минеральных или живых ресурсов, добытых на континентальном шельфе, либо иная морская авария, произошедшие в водах, покрывающих континентальный шельф, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения. ГЛАВА VII. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ КОНТИНЕНТАЛЬНЫМ ШЕЛЬФОМ Статья 40. Платежи за пользование континентальным шельфом Граждане Российской Федерации, в том числе индивидуальные предприниматели, российские юридические лица, иностранные граждане и иностранные юридические лица, осуществляющие пользование ресурсами континентального шельфа, уплачивают налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о финансовых обязательствах Российской Федерации в связи с разработкой минеральных ресурсов за пределами 200 морских миль регулируется Правительством Российской Федерации(статья 40 в редакции Федерального закона от 11.11.2003 г. N 148-ФЗ). Статья 41. Сбор за выдачу разрешения на захоронение отходов и других материалов Сумма сборов за выдачу разрешения на захоронение отходов и других материалов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку и проведение государственной экологической экспертизы, а также затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемого разрешения. Сбор за выдачу разрешений на захоронение отходов и других материалов направляется в федеральный бюджет(в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). ГЛАВА VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА Статья 42. Органы охраны Охрана континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляется в пределах своей компетенции: федеральным органом исполнительной власти в области безопасности (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ); федеральным органом управления государственным фондом недр (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ); федеральным органом исполнительной власти в области технологического надзора (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ); федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ); федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Координация использования сил органов охраны, указанных в настоящей статье, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области безопасности (в редакции Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей руководствуются настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, а также иными законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей должны иметь соответствующие служебные удостоверения. Указания должностных лиц органов охраны в пределах предоставленных им полномочий являются обязательными для физических и юридических лиц Российской Федерации, физических и юридических лиц иностранных государств, а также для представителей иностранных государств и компетентных международных организаций, осуществляющих деятельность на континентальном шельфе. Военные корабли и летательные аппараты, другие государственные суда и летательные аппараты Российской Федерации осуществляют охрану континентального шельфа под присвоенными им флагами, вымпелами и отличительными знаками. Статья 43. Права должностных лиц органов охраны Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право: 1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства (далее - суда), искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие: региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов; промысел живых ресурсов; ресурсные и морские научные исследования; захоронение отходов и других материалов; иную деятельность на континентальном шельфе; 2) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи; 3) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации: (абзац второй утратил силу - Федеральный закон от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ); задерживать нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое; преследовать и задерживать суда-нарушители, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 части первой настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); налагать на нарушителей штрафы или передавать материалы о совершенных нарушениях в суды Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконное захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания; 5) составлять протоколы о нарушениях настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации при остановке или прекращении деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи, задержании нарушителей и судов-нарушителей, об изъятии орудий лова, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого. Порядок преследования, остановки, осмотра и задержания судов, осмотра искусственных островов, установок и сооружений, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов-нарушителей в портах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права; 6) применять оружие против нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх. Военные корабли и летательные аппараты федерального органа исполнительной власти в области безопасности могут применять оружие против судов-нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Должностные лица органов охраны пользуются правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, также в отношении судов, находящихся в территориальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания полагать, что эти суда нарушили на континентальном шельфе настоящий Федеральный закон или международные договоры Российской Федерации. Статья 44. Содействие органам охраны Федеральный орган исполнительной власти в области обороны, федеральный орган по транспорту, федеральный орган по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды попутно с решением своих основных задач оказывают содействие органам охраны в осуществлении ими своих функций путем наблюдения за деятельностью в пределах континентального шельфа с использованием военных кораблей, судов, иных плавучих средств, береговых постов и других средств, а также летательных аппаратов (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ). Командиры (капитаны) военных кораблей (судов, иных плавучих средств), летательных аппаратов Российской Федерации и лица, ответственные за деятельность на искусственных островах, установках и сооружениях, а также на береговых постах и других средствах, информируют органы охраны об обнаружении военных кораблей, судов, иных плавучих средств, об установках и о сооружениях, о которых не сообщено в "Извещениях мореплавателям". Такая информация передается безвозмездно через соответствующие диспетчерские службы. Физические и юридические лица Российской Федерации, осуществляющие деятельность на континентальном шельфе, безвозмездно сообщают органам охраны по их запросу о местонахождении и действиях своих судов, иных плавучих средств, искусственных островов, установок и сооружений. Статья 45. Экономическое стимулирование работников органов охраны Экономическое стимулирование работников органов охраны, за исключением работников и должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области безопасности и его подведомственных учреждений, включает (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ): (абзац второй утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ); (абзац третий утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ); установление должностных и иных надбавок за особые условия охраны континентального шельфа и его минеральных и живых ресурсов; премирование за выявленные нарушения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации. Экономическое стимулирование обеспечивается законодательством Российской Федерации. Статья 46. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в: выдаче лицензий (разрешений) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов, на создание искусственных островов, установок и сооружений, на проведение ресурсных и морских научных исследований и на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе вне пределов своей компетенции; произвольном изменении условий выданных лицензий (разрешений), - привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба. Физические и юридические лица, виновные в: проведении без разрешения или с нарушением установленных правил геологического изучения континентального шельфа, ресурсных или морских научных исследований; незаконных региональном геологическом изучении континентального шельфа, поиске, разведке или разработке минеральных ресурсов или промысле живых ресурсов или нарушении правил, связанных с указанной деятельностью, установленных настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации; передаче минеральных или живых ресурсов иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам, если это не отражено в соответствующей лицензии (разрешении); нарушении действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов, а также требований защиты минеральных и живых ресурсов; нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов континентального шельфа; нарушениях, сопровождающихся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны; незаконном захоронении отходов и других материалов; загрязнении в результате буровых работ; незаконном создании искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе; незаконной прокладке подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов, а также в нарушении правил и условий вывода подводных кабелей и трубопроводов на территорию Российской Федерации; необеспечении искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе средствами, постоянно предупреждающими об их наличии, а также в нарушении правил по поддержанию указанных средств в исправном состоянии и правил по удалению установок и сооружений, эксплуатация которых прекращена, нарушении других положений настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации; создании помех законным видам деятельности на континентальном шельфе, - привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба. Физические и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации, не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба. Статья 47. Разрешение споров Споры между физическими лицами, юридическими лицами, физическими и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются в административном порядке или в судах Российской Федерации. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Споры между государством и инвестором по вопросам пользования континентальным шельфом на условиях раздела продукции разрешаются в соответствии с условиями указанных соглашений (часть третья дополнена - Федеральный закон от 10.02.99 г. N 32-ФЗ). Статья 48. Контроль и надзор за исполнением настоящего Федерального закона Контроль за исполнением настоящего Федерального закона и деятельностью органов охраны и их должностных лиц осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти. Надзор за точным соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. Статья 49. О сроках и порядке вступления в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Правительству Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ Страницы: 1 2 |