ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ИНФОРМАЦИОННОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ГЛАВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОИСКА И СПАСАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПОИСКОВОГО И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ" (ФГУ ". Распоряжение. Федеральное агентство воздушного транспорта. 23.09.05 АЮ-239-Р

Оглавление

                      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
              К ИНФОРМАЦИОННОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ
          ГЛАВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОИСКА И СПАСАНИЯ
      ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПОИСКОВОГО
       И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ
                   АВИАЦИИ" (ФГУ "ЦЕНТР ПАСОП ГА")

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

             ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

                         23 сентября 2005 г.
                              N АЮ-239-р

                                 (Д)


     В  целях обеспечения реализации Федеральным агентством воздушного
транспорта   в  установленной  сфере  деятельности  комплекса  мер  по
организации  обеспечения выполнения международных и внутренних полетов
в  части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
и  происшествий  на  воздушном  транспорте,  включая  поиск и спасание
терпящих  и  потерпевших  бедствие  воздушных судов, их пассажиров и в
целях  исполнения  Постановления Правительства Российской Федерации от
30   декабря   2003   г.  N  794  "О  единой  государственной  системе
предупреждения  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций", Приказа Министра
транспорта   Российской  Федерации  от  19  июля  2005  г.  N  84  "Об
информационном  обеспечении при чрезвычайных ситуациях и происшествиях
в транспортном комплексе, геодезии и картографии" предлагаю:
     1.  Утвердить  требования к географической информационной системе
поискового  и  аварийно-спасательного  обеспечения полетов (ГИС ПАСОП)
согласно Приложению N 1.
     2.  Утвердить  требования  к информационно-техническому оснащению
Главного  координационного  центра  поиска и спасания ФГУ "Центр ПАСОП
ГА" согласно Приложению N 2.
     3.  Директору  ФГУ  "Центр  ПАСОП ГА" А.А. Кузнецову организовать
разработку  Технических заданий и оснащение ГКЦПС ФГУ "Центр ПАСОП ГА"
согласно Приложениям N 1, 2.
     4.  Контроль  за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Руководителя Росавиации Г.И. Чернова.

И.о. Руководителя
                                                             А.А.ЮРЧИК
23 сентября 2005 г.
N АЮ-239-р


                                                        Приложение N 1

                                             к распоряжению Росавиации
                                              от 23 сентября 2005 года
                                                            N АЮ-239-р

                              ТРЕБОВАНИЯ
          К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ПОИСКОВОГО
       И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ (ГИС ПАСОП)

     Назначение и цели создания ГИС ПАСОП
     ГИС  ПАСОП предназначена для обеспечения информационной поддержки
специалистов    органов    управления    воздушного   транспорта   при
планировании,   организации   и   проведении  аварийно-спасательных  и
поисково-спасательных работ.
     Целью  создания  и  использования  ГИС  ПАСОП  является повышение
оперативности  и  качества поисково-спасательных работ при авиационных
происшествиях, аварийно-спасательных работ при возникновении нештатных
ситуаций  на  объектах инфраструктуры воздушного транспорта. Указанные
свойства   обеспечиваются  путем  реализации  в  ГИС  ПАСОП  следующих
возможностей:
     - предоставление   пользователям   плановой   и  картографической
информации  необходимой  полноты  и детальности на требуемые объекты и
районы работ, а также актуальных систематизированных справочных данных
по  составу,  состоянию  и  размещению сил и средств летных и наземных
формирований   поисково-спасательных,   аварийно-спасательных   сил  и
средств на объектах воздушного транспорта;
     - автоматизированное  решение  расчетных  задач  по  планированию
использования   поисково-спасательных,   аварийно-спасательных  сил  и
средств при проведении поисково-спасательных или аварийно-спасательных
работ;
     - контроль  и  документирование  действий  поисково-спасательных,
аварийно-спасательных    сил   и   средств   в   процессе   выполнения
поисково-спасательных  или  аварийно-спасательных  работ для анализа и
представления их вышестоящим органам.

     Основные функциональные задачи, решаемые ГИС ПАСОП:
     - формирование  и ведение базы цифровых картографических (включая
электронные  крупномасштабные планы объектов инфраструктуры воздушного
транспорта)  и  тематических  данных о составе, состоянии и размещении
поисково-спасательных,  аварийно-спасательных  сил  и средств, а также
тематическую информацию о:
     границах Окружных управлений воздушного транспорта (ОУ ВТ);
     аэродромах   государственной,   гражданской  и  экспериментальной
авиации;
     дежурных  воздушных  судов  (ВС) согласно разделу SAR из Сборника
аэронавигационной информации (АИП);
     границах зон дежурства дежурных ВС;
     расположении  координационных  центров поиска и спасания (КЦПС) и
Региональных поисково-спасательных баз (РПСБ);
     границах    зон    ответственности    зональных,    районных    и
вспомогательных  центров  (ЗЦ,  РЦ,  ВЗЦ)  Единой  системы организации
воздушного движения (ЕС ОрВД);
     международных  и  внутренних  воздушных  трассах  над территорией
России;
     местных воздушных линий для каждого ОУ ВТ;
     - оперативное  представление  электронных цифровых карт местности
необходимых   масштабов   на   районы   земной  поверхности,  заданные
оператором  или  определенные как потенциальные районы работ по поиску
воздушного судна, терпящего бедствие;
     - формирование   трехмерной   пространственной  модели  местности
заданного района и проведение его виртуального облета для ознакомления
с   особенностями   местности  при  организации  поисково-спасательной
операции в условиях сильнопересеченного рельефа;
     - нанесение   и   отображение   на  электронных  цифровых  картах
местности  маршрутов  полета  ВС  и  автоматическое воспроизведение их
текущего  местоположения  на  основе информации, поступающей из систем
управления  воздушным  движением  или  других  источников по различным
каналам связи;
     - решение    комплекса    расчетных    задач   при   планировании
поисково-спасательных работ, в частности:
     прогноз местоположения ВС при дискретном поступлении данных о его
полете по маршруту;
     определение  и автоматическое обозначение на электронных цифровых
картах  местности  зоны  поиска  ВС,  терпящего  бедствие  на маршруте
полета,  координатное  позиционирование на электронных цифровых картах
местности  места  аварии  при  обнаружении  с  воздуха  по  прямым или
косвенным  описательным  данным,  представление  информации о дорожной
сети  в районе аварии для наземных подразделений поисково-спасательных
сил   и  потенциальных  площадках  возможной  посадки  вертолетов  или
десантирования специальных групп;
     проведение  предварительных  штурманских расчетов по досягаемости
района   поиска   воздушными   поисковыми   судами,   размещенными  на
подведомственных   аэродромах,   подлетного   времени,  располагаемого
времени  поиска  в  заданном  районе и размеров отрабатываемой в одном
полете площади исходя из метеоусловий (видимость, высота нижней кромки
облачности,    высота    полета)    и    ширины   полосы   наблюдения.
Документирование  отработанных  зон  на  электронных  цифровых  картах
местности,   маркирование   участков,   подлежащих  более  тщательному
осмотру.

     Требование к структуре ГИС ПАСОП
     ГИС  ПАСОП  структурно  должна разрабатываться в 2-х версиях, для
использования  в  центральном  аппарате  Федерального государственного
учреждения  "Центр  поискового  и  аварийно-спасательного  обеспечения
полетов  гражданской  авиации" и в региональных подразделениях, причем
базовые   модули   программного  обеспечения  ГИС  ПАСОП  должны  быть
универсальными,   а   специфические   особенности   для   региональных
подразделений учитываются и реализуются в процессе создания ГИС ПАСОП.
Информационное   взаимодействие   между  центральным  и  региональными
терминалами   ГИС   ПАСОП  должно  осуществляться  по  каналам  связи,
предоставляемым Заказчиком.
     ГИС  ПАСОП  должна  обеспечивать  возможность частичной настройки
терминала пользователем без привлечения Разработчика.
     ГИС  ПАСОП  должна  осуществлять  информационное взаимодействие с
существующими   информационными   системами   воздушного   транспорта.
Форматы,  протоколы и регламент обмена информацией уточняется на этапе
формирования тактико-технического задания.

     Требования  к  географическому (топографическому) обеспечению ГИС
ПАСОП
     Обзорные  цифровые карты России и прилегающих государств масштаба
М  1:25000000,  М  1:5000000  должны  содержать характерные линейные и
площадные   ориентиры,   железные   дороги,   автодороги  федерального
значения,  лесные массивы, растительный покров и грунты, гидрографию и
гидротехнические   сооружения,   рельеф   местности   с  максимальными
превышениями, границы политического деления, населенные пункты:
     Европейская часть России - 30000 жителей и более;
     Юг Сибири и Дальнего Востока - 10000 жителей и более;
     Север  Сибири,  Дальнего  Востока, Чукотка и Камчатка менее 10000
жителей.
     Цифровые  топографические  карты  масштаба М 1:500000, М 1:200000
помимо  перечисленных  выше  объектов  должны обеспечивать возможность
извлечения уточненного рельефа местности и естественных препятствий, с
целью определения положения объектов с точностью до 50 м, для создания
трехмерных моделей местности.
     Для  крупномасштабных  планов  М  1:10000  и  крупнее  необходимо
предусмотреть    возможность    извлечения   объектов   инфраструктуры
воздушного  транспорта,  естественных препятствий, с целью определения
положения объектов с точностью до 1 м, для создания трехмерных моделей
объектов воздушного транспорта и прилегающей территории.

     Дополнительные требования
     При формировании банка цифровых картографических данных ГИС ПАСОП
должна    быть    обеспечена   возможность   совмещения   авиационных,
радионавигационных,  речных,  морских  и топографических карт, а также
формирование   электронных   цифровых  карт  местности  более  мелкого
масштаба на основе крупномасштабных карт с генерализацией объектов.
     Для    обеспечения   возможностей   максимально   более   полного
использования  при формировании банка цифровых картографических данных
ГИС  ПАСОП  электронных  цифровых  карт  местности,  уже  имеющихся на
предприятиях Роскартографии и Генерального штаба МО РФ, подготовленных
в  формате  DM,  разрабатываемая  ГИС  ПАСОП  должна быть совместима с
указанным  выше форматом электронных цифровых карт местности масштабов
от М 1:10000 до М 1:25000.
     Расширение  возможностей  и модернизация программного обеспечения
ГИС  ПАСОП  не должно требовать доработки используемых в составе банка
цифровых картографических данных электронных цифровых карт местности.

     Порядок выполнения, контроля и приемки системы
     Контроль   и  промежуточная  приемка  системы  осуществляется  по
результатам предварительных испытаний.
     Порядок,  место,  сроки и объем приемочных испытаний определяется
Заказчиком.
     Статус приемочной комиссии определяется Заказчиком.
     Промежуточная  приемка и контроль работ осуществляется по стадиям
и этапам создания системы.


                                                        Приложение N 2

                                             к распоряжению Росавиации
                                              от 23 сентября 2005 года
                                                            N АЮ-239-р

                              ТРЕБОВАНИЯ
                К ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ
          ГЛАВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОИСКА И СПАСАНИЯ
      ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПОИСКОВОГО
       И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ
                АВИАЦИИ" (ГКЦПС ФГУ "ЦЕНТР ПАСОП ГА")

     Назначение   и   цели   требований  к  информационно-техническому
оснащению Главного координационного центра поиска и спасания
     ГКЦПС предназначен:
     - для   осуществления  комплекса  мероприятий,  предусматривающих
участие  всех  органов управленческого и командно-руководящего состава
гражданской авиации по организации и проведению своевременного поиска,
оказания  помощи  пассажирам  и экипажам воздушных судов, терпящих или
потерпевших бедствие, и их эвакуации;
     - для   координации   в   своей   зоне  ответственности  действий
поисковых, аварийно-спасательных сил и средств гражданской авиации, их
взаимодействия с соответствующими федеральными органами исполнительной
власти   при   выполнении  поисковых  и  аварийно-спасательных  работ,
предупреждения   и   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  на  воздушном
транспорте.
     Основанием     для    выполнения    разработки    требований    к
информационно-техническому  оснащению Главного координационного центра
поиска и спасания являются:
     Постановление  Правительства  Российской  Федерации от 30 декабря
2003  г.  N  794  "О  единой  государственной системе предупреждения и
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций",   Приказ   Министра  транспорта
Российской  Федерации  от  19  июля  2005  г.  N 84 "Об информационном
обеспечении  при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в транспортном
комплексе,   геодезии   и   картографии",   распоряжение  Руководителя
Росавиации от 1 октября 2004 г. N ШН-50р-дсп "Об организации работы по
предупреждению   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций,  обеспечению
пожарной  безопасности  Федерального агентства воздушного транспорта и
совершенствованию   поискового  и  аварийно-спасательного  обеспечения
полетов гражданской авиации".

     Основные          функциональные         задачи,         решаемые
информационно-техническим оснащением ГКЦПС:
     - обеспечение   ГКЦПС   системой  связи  и  оповещения  с  учетом
размещения  4-х  рабочих  мест  для  функционирования в круглосуточном
режиме   для   целей   информационного  обеспечения  при  чрезвычайных
ситуациях и происшествиях на воздушном транспорте;
     - обеспечение  в  системе  РСЧС  доведения  информации и сигналов
оповещения  с  учетом  сопрягаемости  каналов  сетей связи и вещания с
силами постоянной готовности;
     - обеспечение   оснащения   ГКЦПС   специальным  оборудованием  и
снаряжением,  инструментами  и  материалами  для  автономной  работы в
период чрезвычайной ситуации в течение не менее 3-х суток;
     - обеспечение  бесперебойной  работы  в  круглосуточном  режиме с
учетом резервирования развернутых линий связи и аппаратных средств;
     - осуществление  с  использованием  средств  связи  и оповещения,
автоматизации  информационных  ресурсов, обеспечивающих обмен данными,
сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;
     - создание   отказоустойчивых,   защищенных  волоконно-оптических
линий связи и телекоммуникаций;
     - обеспечение   автоматизированного   взаимодействия   с   Единой
государственной  системой  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций и Единой системой организации воздушного движения.

     Тактико-технические   требования   к   информационно-техническому
оснащению ГКЦПС
     Основными требованиями являются:
     обеспечение оперативной передачи данных;
     обеспечение  защищенных  широкополосных с пропускной способностью
не менее 100 Mbps каналов внутренней и внешней (Internet) связи;
     обеспечение  секретности передаваемой информации в соответствии с
нормативными требованиями по обеспечению несанкционированного доступа;
     обеспечение автономного энергоснабжения;
     обеспечение основных и резервных линий связи;
     организация системы резервирования аппаратных средств;
     организация единой системы внутренней телефонной связи;
     организация единых систем видео- и аудиоконференц-связи;
     обеспечение  взаимодействия  информационно-технической  структуры
ГКЦПС  с  Единой  государственной системой предупреждения и ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   и  Единой  системой  организации  воздушного
движения;
     возможность обслуживания 12-ти абонентских устройств с дальнейшим
расширением  до  24-х абонентских устройств с возможностью регистрации
сигналов по 12 каналам связи;
     наличие   встроенного  автоматического  секретаря  и  возможность
записи  всех  телефонных переговоров на всех установленных абонентских
устройствах  (электронный журнал телефонной связи), наличие управления
вызовами на базе ПК;
     оборудование  ГКЦПС  должно  строиться  по  модульному принципу и
обеспечивать   возможность   дальнейшего   наращивания  и  модификации
существующей телекоммуникационной структуры и задач, решаемых ГКЦПС, а
также  замену  отдельных  видов  телекоммуникационного оборудования на
более совершенные;
     оборудование   должно   обладать   повышенной   устойчивостью   к
электромагнитному излучению.
     В ГКЦПС оборудовать:
     - прямой канал междугородней телефонной связи;
     - прямой городской канал телефонной связи;
     - прямой   выделенный  канал  связи  для  круглосуточного  приема
сигналов оповещения;
     - закрытый канал связи СКС;
     - подключение  к  спутниковой связи АФСС ПВД для взаимодействия с
Единой    государственной   системой   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   и  Единой  системой  организации  воздушного
движения;
     - электронную  карту России с отображением трасс полетов ВС, мест
базирования дежурных ВС и радиусов их действия;
     - рабочие   места  начальника  ГКЦПС,  заместителя,  оперативного
дежурного   (диспетчера),   ведущего   специалиста   с   персональными
компьютерами   настольного   исполнения   с  экранами  монитора  "17",
принтерами с электронной и факсимильной связью;
     - прямую  громкоговорящую  и  телефонную  связь  с  Международным
координационным вычислительным центром (МКВЦ) системы "КОСПАС-САРСАТ".

     Требование к структуре информационно-технического оснащения ГКЦПС
     Информационно-техническое   оснащение   ГКЦПС  структурно  должно
разрабатываться в 2-х версиях для использования в центральном аппарате
ФГУ  "Центр  ПАСОП ГА" и в региональных подразделениях, причем базовые
модули   информационно-технического   оснащения   ГКЦПС   должны  быть
универсальными,   а   специфические   особенности   для   региональных
подразделений   учитываются   и   реализуются   в   процессе  создания
информационно-технического     оснащения     ГКЦПС.     Информационное
взаимодействие  между  центральным  и  региональными терминалами ГКЦПС
должно осуществляться по каналам связи, предоставляемым Заказчиком.

     Требования     по     планировке     помещений     для    средств
информационно-технического оснащения ГКЦПС:
     - расчет   общей   площади   для   проектирования   рабочих  мест
выполняется  по  рекомендованной норме площади на одно рабочее место 6
м;
     - при проектировании рабочих мест, оборудованных СВТИ, необходимо
учитывать специфику производственных, технических условий и требований
безопасности.
     При  этом следует любое помещение, где возможна работа персонала,
оборудовать  коммуникациями,  которые  обеспечат  наращивание  рабочих
мест.  В  течение одного года эксплуатации нового здания 25-процентный
запас рабочих мест для СВТИ может быть полностью исчерпан, а некоторые
помещения  окажутся без каналов для дополнительной прокладки кабельных
линий;
     - помещение   вычислительного  центра  ИВС  (далее  -  серверная)
рекомендуется  располагать  без  соприкосновения  с  внешними  стенами
здания  и  сообщения  с  посторонними  помещениями.  Трассы обычного и
пожарного  водоснабжения, отопления и канализации должны быть вынесены
за пределы серверной;
     - через   серверную   не   должны   проходить   любые  транзитные
коммуникации;
     - конструкция   стен   или   перегородок  серверной  должна  быть
герметичной,   вход   в   серверную   оборудуется  герметичной  дверью
(тамбур-шлюзом);
     - серверная   может   оборудоваться   фальшполом  для  размещения
коммуникаций   (подачи  кондиционированного  воздуха  к  устройствам).
Высота   подпольного   пространства   должна  быть  не  менее  200  мм
(рекомендованная - 300 мм).

     Порядок выполнения, контроля и приемки информационно-технического
оснащения ГКЦПС
     Контроль   и  промежуточная  приемка  системы  осуществляется  по
результатам предварительных испытаний.
     Порядок,  место,  сроки и объем приемочных испытаний определяется
Заказчиком.
     Статус приемочной комиссии определяется Заказчиком.
     Промежуточная  приемка и контроль работ осуществляется по стадиям
и этапам создания системы.
Оглавление