ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ИНФОРМАЦИОННОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ГЛАВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОИСКА И СПАСАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПОИСКОВОГО И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ" (ФГУ "ЦЕНТР ПАСОП ГА") РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 23 сентября 2005 г. N АЮ-239-р (Д) В целях обеспечения реализации Федеральным агентством воздушного транспорта в установленной сфере деятельности комплекса мер по организации обеспечения выполнения международных и внутренних полетов в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий на воздушном транспорте, включая поиск и спасание терпящих и потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Приказа Министра транспорта Российской Федерации от 19 июля 2005 г. N 84 "Об информационном обеспечении при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в транспортном комплексе, геодезии и картографии" предлагаю: 1. Утвердить требования к географической информационной системе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ГИС ПАСОП) согласно Приложению N 1. 2. Утвердить требования к информационно-техническому оснащению Главного координационного центра поиска и спасания ФГУ "Центр ПАСОП ГА" согласно Приложению N 2. 3. Директору ФГУ "Центр ПАСОП ГА" А.А. Кузнецову организовать разработку Технических заданий и оснащение ГКЦПС ФГУ "Центр ПАСОП ГА" согласно Приложениям N 1, 2. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Руководителя Росавиации Г.И. Чернова. И.о. Руководителя А.А.ЮРЧИК 23 сентября 2005 г. N АЮ-239-р Приложение N 1 к распоряжению Росавиации от 23 сентября 2005 года N АЮ-239-р ТРЕБОВАНИЯ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ПОИСКОВОГО И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ (ГИС ПАСОП) Назначение и цели создания ГИС ПАСОП ГИС ПАСОП предназначена для обеспечения информационной поддержки специалистов органов управления воздушного транспорта при планировании, организации и проведении аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ. Целью создания и использования ГИС ПАСОП является повышение оперативности и качества поисково-спасательных работ при авиационных происшествиях, аварийно-спасательных работ при возникновении нештатных ситуаций на объектах инфраструктуры воздушного транспорта. Указанные свойства обеспечиваются путем реализации в ГИС ПАСОП следующих возможностей: - предоставление пользователям плановой и картографической информации необходимой полноты и детальности на требуемые объекты и районы работ, а также актуальных систематизированных справочных данных по составу, состоянию и размещению сил и средств летных и наземных формирований поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств на объектах воздушного транспорта; - автоматизированное решение расчетных задач по планированию использования поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных или аварийно-спасательных работ; - контроль и документирование действий поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств в процессе выполнения поисково-спасательных или аварийно-спасательных работ для анализа и представления их вышестоящим органам. Основные функциональные задачи, решаемые ГИС ПАСОП: - формирование и ведение базы цифровых картографических (включая электронные крупномасштабные планы объектов инфраструктуры воздушного транспорта) и тематических данных о составе, состоянии и размещении поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и средств, а также тематическую информацию о: границах Окружных управлений воздушного транспорта (ОУ ВТ); аэродромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации; дежурных воздушных судов (ВС) согласно разделу SAR из Сборника аэронавигационной информации (АИП); границах зон дежурства дежурных ВС; расположении координационных центров поиска и спасания (КЦПС) и Региональных поисково-спасательных баз (РПСБ); границах зон ответственности зональных, районных и вспомогательных центров (ЗЦ, РЦ, ВЗЦ) Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД); международных и внутренних воздушных трассах над территорией России; местных воздушных линий для каждого ОУ ВТ; - оперативное представление электронных цифровых карт местности необходимых масштабов на районы земной поверхности, заданные оператором или определенные как потенциальные районы работ по поиску воздушного судна, терпящего бедствие; - формирование трехмерной пространственной модели местности заданного района и проведение его виртуального облета для ознакомления с особенностями местности при организации поисково-спасательной операции в условиях сильнопересеченного рельефа; - нанесение и отображение на электронных цифровых картах местности маршрутов полета ВС и автоматическое воспроизведение их текущего местоположения на основе информации, поступающей из систем управления воздушным движением или других источников по различным каналам связи; - решение комплекса расчетных задач при планировании поисково-спасательных работ, в частности: прогноз местоположения ВС при дискретном поступлении данных о его полете по маршруту; определение и автоматическое обозначение на электронных цифровых картах местности зоны поиска ВС, терпящего бедствие на маршруте полета, координатное позиционирование на электронных цифровых картах местности места аварии при обнаружении с воздуха по прямым или косвенным описательным данным, представление информации о дорожной сети в районе аварии для наземных подразделений поисково-спасательных сил и потенциальных площадках возможной посадки вертолетов или десантирования специальных групп; проведение предварительных штурманских расчетов по досягаемости района поиска воздушными поисковыми судами, размещенными на подведомственных аэродромах, подлетного времени, располагаемого времени поиска в заданном районе и размеров отрабатываемой в одном полете площади исходя из метеоусловий (видимость, высота нижней кромки облачности, высота полета) и ширины полосы наблюдения. Документирование отработанных зон на электронных цифровых картах местности, маркирование участков, подлежащих более тщательному осмотру. Требование к структуре ГИС ПАСОП ГИС ПАСОП структурно должна разрабатываться в 2-х версиях, для использования в центральном аппарате Федерального государственного учреждения "Центр поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации" и в региональных подразделениях, причем базовые модули программного обеспечения ГИС ПАСОП должны быть универсальными, а специфические особенности для региональных подразделений учитываются и реализуются в процессе создания ГИС ПАСОП. Информационное взаимодействие между центральным и региональными терминалами ГИС ПАСОП должно осуществляться по каналам связи, предоставляемым Заказчиком. ГИС ПАСОП должна обеспечивать возможность частичной настройки терминала пользователем без привлечения Разработчика. ГИС ПАСОП должна осуществлять информационное взаимодействие с существующими информационными системами воздушного транспорта. Форматы, протоколы и регламент обмена информацией уточняется на этапе формирования тактико-технического задания. Требования к географическому (топографическому) обеспечению ГИС ПАСОП Обзорные цифровые карты России и прилегающих государств масштаба М 1:25000000, М 1:5000000 должны содержать характерные линейные и площадные ориентиры, железные дороги, автодороги федерального значения, лесные массивы, растительный покров и грунты, гидрографию и гидротехнические сооружения, рельеф местности с максимальными превышениями, границы политического деления, населенные пункты: Европейская часть России - 30000 жителей и более; Юг Сибири и Дальнего Востока - 10000 жителей и более; Север Сибири, Дальнего Востока, Чукотка и Камчатка менее 10000 жителей. Цифровые топографические карты масштаба М 1:500000, М 1:200000 помимо перечисленных выше объектов должны обеспечивать возможность извлечения уточненного рельефа местности и естественных препятствий, с целью определения положения объектов с точностью до 50 м, для создания трехмерных моделей местности. Для крупномасштабных планов М 1:10000 и крупнее необходимо предусмотреть возможность извлечения объектов инфраструктуры воздушного транспорта, естественных препятствий, с целью определения положения объектов с точностью до 1 м, для создания трехмерных моделей объектов воздушного транспорта и прилегающей территории. Дополнительные требования При формировании банка цифровых картографических данных ГИС ПАСОП должна быть обеспечена возможность совмещения авиационных, радионавигационных, речных, морских и топографических карт, а также формирование электронных цифровых карт местности более мелкого масштаба на основе крупномасштабных карт с генерализацией объектов. Для обеспечения возможностей максимально более полного использования при формировании банка цифровых картографических данных ГИС ПАСОП электронных цифровых карт местности, уже имеющихся на предприятиях Роскартографии и Генерального штаба МО РФ, подготовленных в формате DM, разрабатываемая ГИС ПАСОП должна быть совместима с указанным выше форматом электронных цифровых карт местности масштабов от М 1:10000 до М 1:25000. Расширение возможностей и модернизация программного обеспечения ГИС ПАСОП не должно требовать доработки используемых в составе банка цифровых картографических данных электронных цифровых карт местности. Порядок выполнения, контроля и приемки системы Контроль и промежуточная приемка системы осуществляется по результатам предварительных испытаний. Порядок, место, сроки и объем приемочных испытаний определяется Заказчиком. Статус приемочной комиссии определяется Заказчиком. Промежуточная приемка и контроль работ осуществляется по стадиям и этапам создания системы. Приложение N 2 к распоряжению Росавиации от 23 сентября 2005 года N АЮ-239-р ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ГЛАВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОИСКА И СПАСАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПОИСКОВОГО И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ" (ГКЦПС ФГУ "ЦЕНТР ПАСОП ГА") Назначение и цели требований к информационно-техническому оснащению Главного координационного центра поиска и спасания ГКЦПС предназначен: - для осуществления комплекса мероприятий, предусматривающих участие всех органов управленческого и командно-руководящего состава гражданской авиации по организации и проведению своевременного поиска, оказания помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, и их эвакуации; - для координации в своей зоне ответственности действий поисковых, аварийно-спасательных сил и средств гражданской авиации, их взаимодействия с соответствующими федеральными органами исполнительной власти при выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте. Основанием для выполнения разработки требований к информационно-техническому оснащению Главного координационного центра поиска и спасания являются: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Приказ Министра транспорта Российской Федерации от 19 июля 2005 г. N 84 "Об информационном обеспечении при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в транспортном комплексе, геодезии и картографии", распоряжение Руководителя Росавиации от 1 октября 2004 г. N ШН-50р-дсп "Об организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта и совершенствованию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации". Основные функциональные задачи, решаемые информационно-техническим оснащением ГКЦПС: - обеспечение ГКЦПС системой связи и оповещения с учетом размещения 4-х рабочих мест для функционирования в круглосуточном режиме для целей информационного обеспечения при чрезвычайных ситуациях и происшествиях на воздушном транспорте; - обеспечение в системе РСЧС доведения информации и сигналов оповещения с учетом сопрягаемости каналов сетей связи и вещания с силами постоянной готовности; - обеспечение оснащения ГКЦПС специальным оборудованием и снаряжением, инструментами и материалами для автономной работы в период чрезвычайной ситуации в течение не менее 3-х суток; - обеспечение бесперебойной работы в круглосуточном режиме с учетом резервирования развернутых линий связи и аппаратных средств; - осуществление с использованием средств связи и оповещения, автоматизации информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации; - создание отказоустойчивых, защищенных волоконно-оптических линий связи и телекоммуникаций; - обеспечение автоматизированного взаимодействия с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного движения. Тактико-технические требования к информационно-техническому оснащению ГКЦПС Основными требованиями являются: обеспечение оперативной передачи данных; обеспечение защищенных широкополосных с пропускной способностью не менее 100 Mbps каналов внутренней и внешней (Internet) связи; обеспечение секретности передаваемой информации в соответствии с нормативными требованиями по обеспечению несанкционированного доступа; обеспечение автономного энергоснабжения; обеспечение основных и резервных линий связи; организация системы резервирования аппаратных средств; организация единой системы внутренней телефонной связи; организация единых систем видео- и аудиоконференц-связи; обеспечение взаимодействия информационно-технической структуры ГКЦПС с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного движения; возможность обслуживания 12-ти абонентских устройств с дальнейшим расширением до 24-х абонентских устройств с возможностью регистрации сигналов по 12 каналам связи; наличие встроенного автоматического секретаря и возможность записи всех телефонных переговоров на всех установленных абонентских устройствах (электронный журнал телефонной связи), наличие управления вызовами на базе ПК; оборудование ГКЦПС должно строиться по модульному принципу и обеспечивать возможность дальнейшего наращивания и модификации существующей телекоммуникационной структуры и задач, решаемых ГКЦПС, а также замену отдельных видов телекоммуникационного оборудования на более совершенные; оборудование должно обладать повышенной устойчивостью к электромагнитному излучению. В ГКЦПС оборудовать: - прямой канал междугородней телефонной связи; - прямой городской канал телефонной связи; - прямой выделенный канал связи для круглосуточного приема сигналов оповещения; - закрытый канал связи СКС; - подключение к спутниковой связи АФСС ПВД для взаимодействия с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного движения; - электронную карту России с отображением трасс полетов ВС, мест базирования дежурных ВС и радиусов их действия; - рабочие места начальника ГКЦПС, заместителя, оперативного дежурного (диспетчера), ведущего специалиста с персональными компьютерами настольного исполнения с экранами монитора "17", принтерами с электронной и факсимильной связью; - прямую громкоговорящую и телефонную связь с Международным координационным вычислительным центром (МКВЦ) системы "КОСПАС-САРСАТ". Требование к структуре информационно-технического оснащения ГКЦПС Информационно-техническое оснащение ГКЦПС структурно должно разрабатываться в 2-х версиях для использования в центральном аппарате ФГУ "Центр ПАСОП ГА" и в региональных подразделениях, причем базовые модули информационно-технического оснащения ГКЦПС должны быть универсальными, а специфические особенности для региональных подразделений учитываются и реализуются в процессе создания информационно-технического оснащения ГКЦПС. Информационное взаимодействие между центральным и региональными терминалами ГКЦПС должно осуществляться по каналам связи, предоставляемым Заказчиком. Требования по планировке помещений для средств информационно-технического оснащения ГКЦПС: - расчет общей площади для проектирования рабочих мест выполняется по рекомендованной норме площади на одно рабочее место 6 м; - при проектировании рабочих мест, оборудованных СВТИ, необходимо учитывать специфику производственных, технических условий и требований безопасности. При этом следует любое помещение, где возможна работа персонала, оборудовать коммуникациями, которые обеспечат наращивание рабочих мест. В течение одного года эксплуатации нового здания 25-процентный запас рабочих мест для СВТИ может быть полностью исчерпан, а некоторые помещения окажутся без каналов для дополнительной прокладки кабельных линий; - помещение вычислительного центра ИВС (далее - серверная) рекомендуется располагать без соприкосновения с внешними стенами здания и сообщения с посторонними помещениями. Трассы обычного и пожарного водоснабжения, отопления и канализации должны быть вынесены за пределы серверной; - через серверную не должны проходить любые транзитные коммуникации; - конструкция стен или перегородок серверной должна быть герметичной, вход в серверную оборудуется герметичной дверью (тамбур-шлюзом); - серверная может оборудоваться фальшполом для размещения коммуникаций (подачи кондиционированного воздуха к устройствам). Высота подпольного пространства должна быть не менее 200 мм (рекомендованная - 300 мм). Порядок выполнения, контроля и приемки информационно-технического оснащения ГКЦПС Контроль и промежуточная приемка системы осуществляется по результатам предварительных испытаний. Порядок, место, сроки и объем приемочных испытаний определяется Заказчиком. Статус приемочной комиссии определяется Заказчиком. Промежуточная приемка и контроль работ осуществляется по стадиям и этапам создания системы. |