ЕДИНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО СИСТЕМАМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, НА 2006 ГОД ПРОТОКОЛ 22 ноября 2005 г. N 10 (Д) УТВЕРЖДЕНО Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 ноября 2005 года, протокол N 10 Координатор Комиссии, Заместитель председателя Правительства Российской Федерации А.ЖУКОВ Координатор стороны, представляющей Правительство Российской Федерации, Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.ЗУРАБОВ Координатор стороны, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, председатель Федерации независимых профсоюзов России М.ШМАКОВ Координатор стороны, представляющей общероссийские объединения работодателей, председатель Координационного совета объединений работодателей России О.ЕРЕМЕЕВ 1. Общие положения Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, на 2006 год (далее - Рекомендации) разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования организаций здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (далее - учреждения бюджетной сферы) и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы. Рекомендации учитываются при подготовке соглашений и рекомендаций трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, по организации оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в 2006 году. 2. Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда Определение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений осуществляется на принципах: 2.1. Верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации. Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2.2. Самостоятельного определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий. Размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, которым предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, не могут превышать размеров оплаты труда соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений. 2.3. Самостоятельного определения органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений в пределах своих полномочий. Размеры оплаты труда работников муниципальных учреждений в муниципальных образованиях, получающих дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, определяются в соответствии с предельными нормативами, установленными законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации. 2.4. Осуществления регулирования оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе тарифной системы оплаты труда, включающей в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты, как это предусмотрено статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации. Тарифная система устанавливается с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС). 2.5. Обеспечения зависимости размеров тарифных ставок (окладов) в тарифной системе от сложности выполняемых работ, количества и качества затрачиваемого труда и требований к квалификации по соответствующей должности. 2.6. Повышения уровня реальной заработной платы работников учреждений бюджетной сферы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года. 3. Перечень норм по оплате труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации 3.1. Обязательными для применения на территории Российской Федерации являются нормы по оплате труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К основным из них относятся: 3.1.1. Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ) минимальный размер оплаты труда установлен с 1 мая 2006 г. в размере 1100 рублей. При повышении заработной платы работников учреждений бюджетной сферы в 2006 году необходимо учитывать, что размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее - ЕТС), а также минимальный размер тарифной ставки (оклада) в региональных и муниципальных тарифных системах оплаты труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. 3.1.2. Оплата труда работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, производится в повышенном размере с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты), установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР. 3.1.3. Тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам производится с учетом ЕКС и ЕТКС. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ЕКС содержит квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации. ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по видам работ и производств в зависимости от их сложности и соответствующим ей тарифным разрядам; требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; примеры работ. Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ и требований, предъявляемых к работникам учреждений бюджетной сферы, в условиях децентрализованно устанавливаемых тарифных систем оплаты труда. До утверждения в установленном порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих работников учреждений бюджетной сферы, в том числе по общеотраслевым должностям служащих, применяются ранее утвержденные тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики. 3.1.4. Нормы труда, оплата труда в повышенном размере работников, занятых в особых условиях труда и в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также порядок аттестации работников, установленные в соответствии с федеральными законами. 3.2. В целях обеспечения единых подходов к формированию федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда рекомендуется применять установленные на федеральном уровне: категорирование работников учреждений бюджетной сферы; отнесение учреждений бюджетной сферы к группам по оплате труда руководителей; исчисление профессионального стажа работы; отнесение к разрядам оплаты труда ЕТС должностей работников учреждений бюджетной сферы; дифференциацию в уровнях оплаты труда работников и тарифных коэффициентов ЕТС; порядок установления оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнении важных и ответственных работ; порядок установления размеров выплат стимулирующего характера; организацию труда и заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы (включая правила установления и изменения разрядов и (или) размеров ставок заработной платы при увеличении стажа, при получении образования, при присвоении квалификационной категории, при присуждении ученой степени кандидата или доктора наук, дежурства врачей на дому и др.). 4. Условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы 4.1. Условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, а также постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми во исполнение этих федеральных законов в отношении работников бюджетных учреждений всех уровней независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. До формирования федеральной, региональных, муниципальных систем оплаты труда в полном объеме, для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда в 2006 году рекомендуется применять тарифную систему оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1 : 4,5 и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации. 4.2. Система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений Размеры и условия оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются следующие условия оплаты труда работников федеральных государственных учреждений: - тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений; - дифференциация в уровнях оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на основе тарифных коэффициентов ЕТС; - отнесение к разрядам оплаты труда ЕТС должностей работников федеральных государственных учреждений; - установление повышенных тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников, занятым в особых условиях труда (работникам, занятым в отраслях бюджетной сферы, где специальными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено увеличение (повышение) тарифных ставок (окладов) ЕТС, связанное с особенностями их деятельности, с работой в соответствующем бюджетном учреждении и др.); - порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнении важных и ответственных работ; - показатели и порядок отнесения федеральных государственных учреждений к группам по оплате труда руководителей; - порядок и условия применения компенсационных и стимулирующих выплат. Правительство Российской Федерации обеспечивает финансирование расходов на заработную плату работников федеральных государственных учреждений и формирование финансовой помощи для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Условия оплаты труда, установленные Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти непосредственно для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения. 4.3. Система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации Органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом настоящих Рекомендаций устанавливают систему оплаты труда работников подведомственных бюджетных учреждений. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются следующие условия оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации: - тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации; - дифференциация в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации; - отнесение к разрядам оплаты труда тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации должностей и профессий работников указанных учреждений; - показатели и порядок отнесения государственных учреждений субъектов Российской Федерации к группам по оплате труда руководителей; - установление повышенных тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, занятым в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности, и др.); - порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих государственных учреждений субъектов Российской Федерации, занятых выполнением важных и ответственных работ; - порядок и условия применения компенсационных и стимулирующих выплат; - порядок финансирования оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают финансирование расходов на заработную плату по государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, а также по муниципальным общеобразовательным учреждениям в соответствии с подпунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. 4.4. Система оплаты труда работников муниципальных учреждений Органы местного самоуправления с учетом настоящих Рекомендаций устанавливают систему оплаты труда работников подведомственных муниципальных учреждений. Для этого разрабатываются нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие следующие размеры и условия оплаты труда: - тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений; - дифференциация в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений; - отнесение к разрядам оплаты труда тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений должностей и профессий работников указанных учреждений; - показатели и порядок отнесения муниципальных учреждений к группам по оплате труда руководителей; - установление повышенных тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников муниципальных учреждений, занятым в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности, и др.); - порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих муниципальных учреждений, занятых выполнением важных и ответственных работ; - порядок и условия применения компенсационных и стимулирующих выплат; - порядок финансирования оплаты труда работников муниципальных учреждений. Органы местного самоуправления обеспечивают финансирование расходов на заработную плату по муниципальным учреждениям (кроме муниципальных общеобразовательных учреждений). 4.5. Размеры и сроки повышения оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года поставил задачу в течение трех лет добиться повышения доходов работников учреждений бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. Это означает, что в ближайшие годы заработная плата указанных работников должна увеличиваться как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары и услуги. В целях реализации Послания Президента Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2006 год определены этапы повышения заработной платы работников федеральных государственных учреждений - с 1 мая на 15 процентов и с 1 октября на 11 процентов. Рекомендуется осуществить соответствующее повышение заработной платы в указанные сроки по учреждениям бюджетной сферы на региональном и местном уровнях во всех субъектах Российской Федерации с учетом создания Правительством Российской Федерации условий для обеспечения этого повышения. 4.6. Дополнительные меры по повышению оплаты труда работников учреждений здравоохранения и образования в рамках реализации приоритетных национальных проектов Президентом Российской Федерации определены отдельные категории работников организаций здравоохранения и образования для принятия дополнительных мер по повышению оплаты их труда в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Указанные меры будут осуществляться за счет средств федерального бюджета дополнительно к тем решениям, которые принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений образования и здравоохранения, по ее регулированию, включая порядок установления и применения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат. В целях выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации, рекомендуется органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при установлении систем оплаты труда не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, повышений окладов (ставок), доплат, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников на региональном и муниципальном уровнях. |