ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА И ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ЭПИДСЕЗОНЕ 2005 - 2006 ГГ.. Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 13.09.05 22

       ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА И ОСТРЫХ
     РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ЭПИДСЕЗОНЕ 2005 - 2006 ГГ.

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                         13 сентября 2005 г.
                                 N 22

                                 (Д)


     Я,  Главный  государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по гриппу
и   эффективность   проведенных   организационных  и  профилактических
мероприятий,  установил,  что  в  прошедшем эпидсезоне 2004 - 2005 гг.
работа,  направленная  на  профилактику  гриппа и острых респираторных
вирусных инфекций (ОРВИ), проводилась в недостаточном объеме.
     В  период  эпидемического  подъема заболеваемости гриппом в целом
удельный вес заболевших составил 5,5% от численности населения страны.
Наиболее   высокий   уровень   заболеваемости   гриппом   и  ОРВИ  был
зарегистрирован  в  г.  г.  Екатеринбурге,  Ижевске,  Иркутске, Перми,
Новосибирске, Нижнем Новгороде и Саратове, где в эпидемический процесс
было  вовлечено  от 8 до 14% населения. Уровень заболеваемости детей в
5,5   -  7,8  раза  превышал  уровень  заболеваемости  взрослых,  а  в
возрастной группе 3 - 6 лет - в 9 раз.
     Несмотря  на  незначительное  увеличение охвата прививками против
гриппа  населения  страны  в целом, в большинстве субъектов Российской
Федерации вакцинопрофилактике гриппа по-прежнему не уделяется должного
внимания.
     В  2004  году  было привито 17,9 млн. человек, что составило лишь
11,5%  от  всего  населения  страны,  что недостаточно для защиты даже
групп   высокого   риска   заражения   и  неблагоприятных  последствий
заболевания  гриппом,  а  в  30-ти субъектах Российской Федерации - от
2,7%  до  10%.  Особенно  низкий  уровень  иммунизации  имел  место  в
Республиках   Дагестан,   Ингушетия,   Тыва,   Ивановской,  Кировской,
Костромской  и  Ленинградской областях. В ряде регионов практически не
прививались  медицинские  работники,  лица  старшего возраста, больные
хроническими соматическими заболеваниями.
     Крайне  недостаточным остается охват школьников профилактическими
прививками против гриппа.
     Не  принимаются  должные  меры  по  своевременной специфической и
неспецифической  профилактике гриппа и острых респираторных инфекций в
организованных коллективах современными эффективными препаратами.
     Курсы  неспецифической  профилактики  в 2004 г. получили только 4
млн. детей.
     Для  закупки  препаратов  в  целях  проведения профилактических и
противоэпидемических  мероприятий  недостаточно  используются средства
местных  бюджетов,  обязательного  медицинского страхования, страховых
компаний и организаций.
     Положение  усугубляется  еще и тем, что в ряде детских дошкольных
учреждений,  школ,  предприятий  и  организаций  не уделяется должного
внимания   организации   работ   в   зимних  условиях,  обеспечивающих
необходимый    температурный    режим.   В   результате   несоблюдения
воздушно-теплового  режима в 2004 году приостанавливалась эксплуатация
образовательных     учреждений     в    Архангельской,    Воронежской,
Волгоградской,    Иркутской,   Кировской,   Костромской,   Мурманской,
Свердловской и ряде других областей.
     Требует усовершенствования система эпидемиологического надзора за
гриппом  и  ОРВИ,  прежде  всего  в  части лабораторной диагностики. В
большинстве   регионов   надзор   осуществляется   только   в   период
эпидемического   подъема  заболеваемости  гриппом,  что  не  позволяет
обеспечить эффективный мониторинг за циркуляцией возбудителей гриппа и
ОРВИ.  В городах Архангельске, Казани, Краснодаре, Магадане и Иркутске
лабораторная диагностика и выделение вирусов не проводились и в период
эпидемического подъема заболеваемости гриппом.
     Анализ  эпидемиологической  и  эпизоотологической  обстановки  по
заболеваемости  гриппом  птиц  в  Новосибирской,  Омской,  Курганской,
Тюменской,  Челябинской областях и Алтайском крае выявил необходимость
усиления  организационных и практических мероприятий по предупреждению
заболевания  этой  инфекцией среди населения пострадавших от эпизоотии
районов и среди работников птицеводческих хозяйств.
     В    целях   предупреждения   заболеваний   гриппом   и   острыми
респираторными вирусными инфекциями населения Российской Федерации и в
соответствии  со  ст.  51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом    благополучии    населения"   (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), с п. 2
ст.    7    Федерального   закона   от   17.09.1998   N   157-ФЗ   "Об
иммунопрофилактике  инфекционных  болезней" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736) постановляю:
     1.    Главам   администраций   субъектов   Российской   Федерации
рекомендовать:
     1.1.   Рассмотреть  вопрос  о  ходе  подготовки  заинтересованных
органов  и  организаций  независимо от организационно-правовой формы к
эпидемическому   подъему   заболеваемости   гриппом   и  ОРВИ,  внести
необходимые   коррективы   в   региональные   планы   по   организации
профилактических  и противоэпидемических мероприятий по борьбе с этими
инфекциями.
     1.2.    Своевременно    выделить    ассигнования    на    закупку
противогриппозных вакцин, в первую очередь для иммунизации школьников,
лиц  из  групп  высокого риска заражения и неблагоприятных последствий
заболевания  гриппом,  работников  птицеводческих  хозяйств,  а  также
химиопрепаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ.
     1.3.  Обязать  руководителей  соответствующих служб и организаций
независимо от организационно-правовой формы провести комплекс работ по
поддержанию    необходимого    температурного    режима    в   детских
образовательных, лечебно-профилактических учреждениях, жилых домах, на
транспорте и др. в зимний период.
     2.       Руководителям       организаций       независимо      от
организационно-правовой формы рекомендовать:
     2.1.   Организовать   работу  в  зимних  условиях  с  соблюдением
необходимого   температурного   режима  и  обеспечение  работающих  на
открытом воздухе помещениями для обогрева и приема пищи.
     2.2.  Выделить  ассигнования  на закупку противогриппозных вакцин
для иммунизации сотрудников.
     3.  Руководителям  органов  управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
     3.1.  Обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений к
приему   больных   гриппом   и   ОРВИ   в   период  сезонного  подъема
заболеваемости.
     3.2.  Создать  необходимый  резерв  препаратов,  необходимых  для
лечения гриппа и его осложнений.
     4.  Рекомендовать руководителям фондов обязательного медицинского
страхования  и  страховых  компаний  рассмотреть  вопрос  о  выделении
финансовых средств на закупку вакцин против гриппа.
     5. Главным государственным санитарным врачам субъектов Российской
Федерации:
     5.1.  Установить  контроль за своевременностью проведения учета и
анализа   заболеваемости   гриппом   и  ОРВИ,  передачи  информации  в
Федеральную  службу  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия  человека,  а  из  опорных  баз  - в Федеральный центр по
гриппу и ОРВИ и в Центр экологии и эпидемиологии гриппа.
     5.2.   Повысить   требовательность  к  руководителям  организаций
независимо    от    организационно-правовой   формы   за   соблюдением
температурного и противоэпидемического режимов.
     5.3.  Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор
за птицеводческими хозяйствами.
     5.4.  Осуществлять  мониторинг  за  циркуляцией  вирусов гриппа и
заболеваемостью населения, немедленно информировать Федеральную службу
по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о
случаях  выделения вируса гриппа и возникновения групповых заболеваний
гриппом и ОРВИ среди работников птицеводческих хозяйств.
     6.   Руководителям   средств  массовой  информации  рекомендовать
регулярное  освещение  вопросов  личной  и  общественной  профилактики
гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.
     7. Главным государственным санитарным врачам субъектов Российской
Федерации, руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
     7.1.  Произвести  расчет  потребности в средствах специфической и
неспецифической  профилактики  гриппа и ОРВИ для контингентов из групп
риска  и  работников  птицеводческих  хозяйств  и внести предложения в
органы  исполнительной  власти о необходимом объеме финансирования для
закупок  противогриппозных  вакцин  и  проведения противоэпидемических
мероприятий.
     7.2.  Организовать  комплексную  профилактику  гриппа  и  ОРВИ, в
первую очередь среди лиц, относящихся к группам риска.
     7.3.    Организовать    в    предэпидемический   период   подъема
заболеваемости  гриппом  и  ОРВИ  иммунизацию  населения  в населенных
пунктах,  где  регистрировался  падеж  домашней  птицы,  и  работников
птицеводческих  хозяйств инактивированной противогриппозной вакциной в
целях  предупреждения  одновременного  заражения вирусами, вызывающими
заболевания  у  людей  и  птиц,  и  предупреждения  реассортации генов
вируса.
     7.4.   Обеспечить   систематический   мониторинг   и  расшифровку
этиологии заболеваемости гриппом и ОРВИ.
     7.5. Доложить о комплексе проведенных мероприятий по профилактике
гриппа  и  ОРВИ,  в  том  числе о контингентах и числе привитых против
гриппа, к 15 декабря 2005 года.

Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
13 сентября 2005 г.
N 22