О ПОЛОЖЕНИИ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Торгово-промышленная палата РФ. 23.12.03 73-7

Оглавление

        О ПОЛОЖЕНИИ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                    ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ

                          23 декабря 2003 г.
                                N 73-7

                                 (Д)


     1. Утвердить Положение об аккредитации торгово-промышленных палат
в Российской Федерации (прилагается).
     2.  Считать  утратившим силу Постановление Правления ТПП РФ от 25
марта  1999  г.  N  43-4  "О  новой редакции Положения об аккредитации
торгово-промышленных палат".
     3.   Контроль   за   выполнением   Постановления   возложить   на
Вице-президента ТПП РФ Катырина С.Н.

Председатель Правления
Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации
                                                          Е.М.ПРИМАКОВ
23 декабря 2003 г.
N 73-7


                                                            Приложение

                                             к постановлению Правления
                                           Торгово-промышленной палаты
                                                  Российской Федерации
                                               от 23 декабря 2003 года
                                                                N 73-7

                              ПОЛОЖЕНИЕ
              ОБ АККРЕДИТАЦИИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          1. Общие положения

     1.1.   Настоящее   Положение   разработано  на  основании  Закона
Российской  Федерации  "О  торгово-промышленных  палатах  в Российской
Федерации",  Устава ТПП России и устанавливает цели, области, критерии
и  процедуру  аккредитации  торгово-промышленных  палат  в  Российской
Федерации.
     1.2. Определения:
     Аккредитация  -  официальное признание полномочным (авторитетным)
органом  компетентности (способности) организации выполнять конкретные
работы в определенной (заявленной) области.
     Система аккредитации - система, обладающая собственными правилами
процедуры и управления для осуществления аккредитации организации.
     Аккредитующий  орган - орган, управляющий системой аккредитации и
проводящий аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации
в управляемой им системе.
     Критерии  аккредитации  - требования, предъявляемые аккредитующим
органом к организациям, подлежащим аккредитации.
     Область  аккредитации  - виды деятельности, на выполнение которых
аккредитована конкретная организация.
     Инспекционный  контроль  за  организацией  - проверка, проводимая
аккредитующим   органом   на   соответствие  деятельности  организации
установленным требованиям.
     1.3.  Под  аккредитацией  торгово-промышленной  палаты  (далее по
тексту    -    аккредитация)    понимается    официальное    признание
(подтверждение)     ТПП     России     компетентности    (способности)
торгово-промышленной   палаты  выполнять  задачи,  функции  и  услуги,
предусмотренные   Законом   РФ   "О   торгово-промышленных  палатах  в
Российской   Федерации",   действующим   законодательством  Российской
Федерации и уставом палаты.
     1.4.    Аккредитация    торгово-промышленных    палат    является
негосударственной и носит добровольный характер.
     1.5. Аккредитация направлена на достижение следующих целей:
     - повышение     авторитета     и     укрепление     доверия     к
торгово-промышленным  палатам  со стороны организаций и индивидуальных
предпринимателей,  органов власти и управления на основе подтверждения
ТПП  России компетентности (способности) палатами выполнять конкретные
работы в определенной области деятельности (области аккредитации);
     - повышение    роли   торгово-промышленных   палат   в   развитии
предпринимательства,   поддержке  отечественных  товаропроизводителей,
создании эффективной инфраструктуры их обслуживания;
     - оказание    торгово-промышленным    палатам    организационной,
методической и информационной помощи в реализации ими уставных функций
и  задач, расширении диапазона и повышении качества оказываемых услуг,
поиске  источников  саморазвития,  разработке  бизнес-планов  развития
услуг.
     1.6.    Признание   результатов   аккредитации,   проведенной   в
аналогичной  области аккредитации зарубежными аккредитующими органами,
осуществляется   на  основе  соглашений  ТПП  России  с  национальными
торговыми,     промышленными    или    хозяйственными    палатами    и
соответствующими аккредитующими органами.
     1.7.   Аккредитующим   органом  является  Правление  ТПП  России,
которое:
     - утверждает Положение об аккредитации торгово-промышленных палат
в Российской Федерации;
     - устанавливает области, критерии и процедуру аккредитации;
     - устанавливает  единую  форму  Свидетельства  об  аккредитации и
требования к документам аккредитации;
     - информирует о результатах аккредитации.
     1.8.  Для  организации и выполнения работ, связанных с процедурой
аккредитации,  создается  рабочий орган - Комиссия Правления ТПП РФ по
аккредитации  торгово-промышленных палат в Российской Федерации (далее
по  тексту  -  Комиссия  по  аккредитации),  действующая  на основании
Положения, утверждаемого Правлением ТПП России.

                       2. Области аккредитации

     2.1.    Настоящее    Положение   определяет   следующие   области
аккредитации:
     - работа  с  организациями и индивидуальными предпринимателями по
расширению      членской     базы     торгово-промышленной     палаты,
совершенствованию ее организационной структуры и управления;
     - представление  и  защита  интересов членов торгово-промышленной
палаты,  организаций  и  предпринимателей  в органах законодательной и
исполнительной     власти,    взаимодействие    с    государственными,
общественными организациями, объединениями предпринимателей;
     - формирование   эффективной  инфраструктуры  услуг,  оказываемых
организациям  и предпринимателям, развитие, диверсификация и повышение
качества услуг.
     2.2. Области аккредитации могут быть расширены решением Правления
ТПП России.
     2.3.  Аккредитация  торгово-промышленных  палат осуществляется во
всех  областях  аккредитации, указанных в п. 2.1 настоящего Положения,
одновременно.

                       3. Критерии аккредитации

     3.1.   В   области   работы  с  организациями  и  индивидуальными
предпринимателями  по  расширению  членской  базы торгово-промышленной
палаты, совершенствованию ее организационной структуры и управления:
     - регулярность  проведения  заседаний руководящих органов палаты,
предусмотренных ее уставом;
     - наличие и реализация программ деятельности торгово-промышленной
палаты, определяющих стратегические цели и задачи по повышению ее роли
в   развитии   экономики   региона,   поддержке   предпринимательства,
расширению инфраструктуры услуг;
     - наличие    и    реализация    плана   экономического   развития
торгово-промышленной  палаты,  обеспечивающего достаточные условия для
ее  дальнейшего  совершенствования, укрепления материально-технической
базы, повышения квалификации сотрудников;
     - наличие    системы    качества,    соответствующей    идеологии
международных  стандартов  ИСО  серии  9000 (как обязательный критерий
вводится с 1 января 2006 года);
     - наличие и функционирование общественных формирований, созданных
при   палате  (комитетов,  комиссий,  советов,  гильдий  и  т.п.),  по
отдельным направлениям деятельности;
     - соответствие численности членской базы минимальным требованиям,
ежегодно   устанавливаемым   Комиссией   по  аккредитации,  устойчивая
динамика роста членской базы в течение последних 3-х лет;
     - наличие   эффективной   системы   работы   с   организациями  и
предпринимателями,    обеспечивающей    максимальный   охват   региона
деятельности  палаты,  соответствие членской базы отраслевой структуре
субъектов  хозяйственной деятельности и их территориальному размещению
в регионе деятельности палаты;
     - обеспечение  уплаты  членами  палаты  вступительных  и членских
взносов,  своевременное  и  полное  перечисление  торгово-промышленной
палатой  установленной части вступительных и членских взносов в ТПП РФ
в течение последних 3-х лет;
     - реализация  эффективной  тарифной политики на услуги для членов
торгово-промышленной  палаты  (предоставление  части  услуг для них на
льготных условиях);
     - регулярное     проведение    мероприятий,    направленных    на
популяризацию  деятельности торгово-промышленной палаты, привлечение в
члены  палаты  новых  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей
(проведение  встреч  с  членами  торгово-промышленной  палаты, а также
рекламных  компаний,  "круглых  столов",  презентаций  новых  проектов
палаты и т.п.);
     - наличие      актуализированной      базы      данных     членов
торгово-промышленной  палаты,  регулярное  предоставление  сведений  о
членах палаты в объеме "Анкета члена ТПП РФ" в единую электронную базу
данных  "Члены  Торгово-промышленной палаты Российской Федерации" и их
актуализация;
     - наличие   и  регулярный  выпуск  собственных  печатных  изданий
палаты,  публикация  материалов  о  деятельности  торгово-промышленной
палаты  в  других  средствах массовой информации, наличие и регулярное
обновление web-сайта палаты;
     - обеспечение повышения квалификации руководителей и специалистов
палаты  и  их  аттестации  в  соответствующих  областях деятельности в
государственных  системах  аккредитации  (лицензирования)  и  системах
аккредитации ТПП России;
     - наличие  арендуемых  или собственных помещений, достаточных для
размещения  подразделений палаты, проведения переговоров, протокольных
мероприятий, деловых встреч;
     наличие  компьютеров  и  другой  необходимой  оргтехники, средств
связи,   обеспечивающих  устойчивую  междугородную  связь  и  связь  с
Интернет;
     - наличие специалистов (в случае необходимости аттестованных) для
оказания  минимального перечня видов услуг или соглашения с партнерами
(в том числе с организациями, созданными при палате) по предоставлению
услуг.
     3.2.   В   области   представления   и  защиты  интересов  членов
торгово-промышленной  палаты, организаций и предпринимателей в органах
законодательной    и    исполнительной    власти,   взаимодействия   с
государственными    и   общественными   организациями,   объединениями
предпринимателей:
     - участие  в  подготовке  и  экспертизе  законодательных  и  иных
нормативных актов в области экономики и поддержки предпринимательства;
     - участие      в     подготовке     и     реализации     программ
социально-экономического  развития регионов, подготовке предложений по
формированию инвестиционной политики и привлечению инвестиций;
     - подготовка нормативно-правовых актов, направленных на улучшение
правового климата развития предпринимательства, создание благоприятных
условий для деятельности торгово-промышленной палаты;
     - участие  представителей  торгово-промышленной  палаты  в работе
комиссий,    советов,    других    формирований,    действующих    при
территориальных органах власти;
     - взаимодействие  с депутатами, представляющими республики, края,
области,  автономные  округа,  города  и районы в Федеральном Собрании
Российской Федерации;
     - наличие  и  реализация  соглашений  о сотрудничестве с органами
государственной  власти  субъекта  Российской Федерации и/или местного
самоуправления,    региональными   структурами   федеральных   органов
исполнительной власти;
     - взаимодействие  с союзами, ассоциациями и другими объединениями
предпринимателей, действующими на региональном уровне;
     - участие  в  работе  комитетов,  комиссий,  других  общественных
формирований, действующих при ТПП России;
     - сотрудничество   с   российскими,   зарубежными   и  смешанными
торгово-промышленными  палатами,  представительствами  ТПП  России  за
границей;
     - взаимодействие       с      межрегиональными      объединениями
торгово-промышленных  палат  (Форум ТПП Сибири, Конгресс ТПП Северного
Кавказа, Ассоциация ТПП Центра России и т.п.).
     3.3.  В  области  формирования  эффективной инфраструктуры услуг,
оказываемых     торгово-промышленными    палатами    организациям    и
предпринимателям, развития, диверсификации и повышения качества услуг:
     3.3.1.  Услуги,  оказываемые торгово-промышленной палатой, должны
осуществляться в соответствии с:
     - законодательством Российской Федерации;
     - национальными стандартами и другими нормативными документами по
стандартизации, метрологии и оценке соответствия;
     - нормами,  правилами,  положениями и нормативами государственных
органов,   к  компетенции  которых  установление  этих  норм  отнесено
законодательством Российской Федерации;
     - стандартами,     положениями,    инструкциями,    методическими
рекомендациями  и  другими  нормативными  документам ТПП России, в том
числе  в сферах экспертизы и сертификации продукции, сбора, обработки,
хранения и предоставления деловой информации и других.
     3.3.2.     Наличие     аккредитации     экспертной    организации
торгово-промышленной  палаты в системе "ТПП Эксперт" (как обязательный
критерий вводится в действие с 1 января 2006 года).
     3.3.3.   Перечень  видов  услуг,  оказываемых  палатой  субъектам
хозяйственной  деятельности,  должен  включать  не  менее  двух третей
перечисленных ниже:
     - содействие   в   установлении  деловых  связей  с  иностранными
партнерами и проведении операций на внутреннем и внешнем рынках;
     - обеспечение программ пребывания иностранных делегаций в регионе
деятельности  палаты  и  программ  пребывания  за  границей делегаций,
представляющих   организации   и  предпринимателей  -  членов  палаты,
подготовка  и  проведение экономических миссий деловых кругов в других
регионах   России,   содействие   российским  субъектам  хозяйственной
деятельности  в  продвижении  товаров  и услуг на внутреннем и внешнем
рынках;
     - услуги  по безопасности предпринимательства, содействие ведению
Реестра   российских  предприятий  и  предпринимателей,  финансовое  и
экономическое  положение  которых свидетельствует об их надежности как
партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом;
     - организация и обеспечение работы третейских судов;
     - информационное обслуживание и консультирование;
     - защита    интеллектуальной    и   промышленной   собственности,
разработка  товарных  знаков,  содействие  в  разработке и регистрации
товарных  знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения
товаров;
     - организация выставок и ярмарок в России и за рубежом;
     - рекламно-издательская   деятельность,   выпуск   информационных
изданий, бюллетеней, сборников;
     - деловое     образование,     подготовка     специалистов    для
предпринимательской деятельности;
     - удостоверение   в   соответствии   с   международной  практикой
сертификатов происхождения товаров;
     - подготовка    заключений    по   обстоятельствам   форс-мажора,
оформление    других   документов,   необходимых   для   осуществления
внешнеэкономической деятельности;
     - экспертиза  по  количеству,  качеству  и  комплектности товаров
(товарная экспертиза);
     - сертификация продукции, услуг и систем качества;
     - подготовка  документов  для  аккредитации  Торгово-промышленной
палатой   Российской   Федерации  представительств  иностранных  фирм,
организаций,  ассоциаций  и  союзов  предпринимателей,  действующих  в
регионе деятельности палаты;
     - оценка различных видов собственности;
     - маркетинговая деятельность;
     - переводы  материалов  на  иностранные  языки  и  с  иностранных
языков, обеспечение устных переводов;
     - экспертиза  и  подготовка  учредительных  документов  субъектов
хозяйственной деятельности для государственной регистрации.
     3.3.4.  Соответствие объема реализации услуг в денежном выражении
минимальным   требованиям,   ежегодно   устанавливаемым  Комиссией  по
аккредитации   для  торгово-промышленных  палат  субъектов  Российской
Федерации  и муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Устойчивая  динамика роста объема реализации услуг в течение последних
3-х лет.

                      4. Процедура аккредитации

     4.1. Процедура аккредитации включает следующие основные этапы:
     - представление    торгово-промышленной    палатой    заявки   на
аккредитацию и комплекта документов о деятельности палаты;
     - экспертиза документов по аккредитации;
     - изучение  деятельности аккредитуемых торгово-промышленных палат
экспертной  группой  Комиссии  по аккредитации, подготовка заключения,
рассмотрение  заключения  экспертной  группы  и  принятие  решения  об
аккредитации на заседании Комиссии по аккредитации;
     - принятие решения об аккредитации Правлением ТПП РФ;
     - оформление, регистрация и выдача Свидетельства об аккредитации;
     - проведение      инспекционного     контроля     аккредитованной
торгово-промышленной палаты.
     4.2.   Торгово-промышленная   палата  направляет  в  Комиссию  по
аккредитации  заявку,  составленную в произвольной форме, с комплектом
документов  о  деятельности  торгово-промышленной  палаты,  включающим
аналитический   доклад,   программу   деятельности   палаты   и   план
экономического  развития  палаты.  Документы  представляются  в  одном
экземпляре на бумажном и электронном носителях.
     4.3.  Комиссия по аккредитации проводит экспертизу представленных
документов, организует выезд экспертной группы в аккредитуемую палату,
которая составляет экспертное заключение о деятельности палаты. Работа
по  аккредитации  проводится  в  срок  до 6 месяцев с момента принятия
документов   к   рассмотрению.  О  результатах  экспертизы  документов
Комиссия   по   аккредитации  информирует  руководящий  орган  палаты,
принявший решение о направлении заявки на аккредитацию.
     4.4.  При  положительных  результатах  экспертизы  представленных
документов  и  положительном  заключении экспертной группы Комиссия по
аккредитации  готовит  проект  постановления  Правления  ТПП России об
аккредитации торгово-промышленной палаты. В случае принятия Правлением
ТПП  России положительного решения Комиссия по аккредитации производит
регистрацию  палаты  в  Реестре  аккредитованных  торгово-промышленных
палат, оформляет и выдает Свидетельство об аккредитации.
     4.5.    В    случае    выявления    несоответствия   деятельности
торгово-промышленной   палаты  установленным  критериям  аккредитации,
которые   могут   быть   устранены  путем  проведения  организационных
мероприятий  и  доработки  документов в оговоренные сроки, палата, при
содействии  Комиссии  по  аккредитации,  разрабатывает план конкретных
действий по устранению выявленных несоответствий. После его реализации
аккредитация  может  быть  проведена повторно, но не ранее чем через 6
месяцев после рассмотрения заявки на аккредитацию.
     4.6.  Срок  действия  Свидетельства  об аккредитации составляет 5
лет.
     4.7.  В период действия Свидетельства об аккредитации Комиссия по
аккредитации    осуществляет    ежегодный    инспекционный    контроль
аккредитованных  торгово-промышленных  палат.  Инспекционный  контроль
может осуществляться путем:
     - анализа  ежегодно  представляемой  в  ТПП  России  информации о
деятельности торгово-промышленной палаты;
     - изучения отчетов о деятельности палаты в установленных областях
аккредитации,  предоставляемых по запросу Комиссии по аккредитации, но
не чаще 2-х раз за один срок действия Свидетельства об аккредитации;
     - проведения,   в  случае  необходимости,  проверки  деятельности
палаты с выездом на место.
     4.8.  По  представлению  Комиссии  по  аккредитации Правление ТПП
России  может  принять решение об отзыве Свидетельства об аккредитации
(аннулирование аккредитации) или о приостановлении его действия.
     Свидетельство  об  аккредитации  может быть отозвано или действие
его приостановлено в случаях:
     - нарушения  палатой  законодательства  Российской  Федерации или
устава палаты;
     - невыполнения палатой уставных функций, задач и услуг;
     - реорганизации палаты;
     - устойчивого   сокращения   членской  базы,  перечня  и  объемов
реализации услуг в течение 2-х лет;
     - снижения  активности  палаты  в  области защиты и представления
интересов  ее  членов  и других субъектов хозяйственной деятельности в
органах законодательной и исполнительной власти;
     - неперечисления  установленной  части  членских  взносов  в  ТПП
России в течение года;
     - лишения  аккредитации  экспертной  организации  в  системе "ТПП
Эксперт".
     4.9.  За  6  месяцев до окончания срока действия Свидетельства об
аккредитации  торгово-промышленная  палата  направляет  в  Комиссию по
аккредитации   заявку   на   повторную   аккредитацию   и   документы,
предусмотренные п. 4.2 настоящего Положения.
     4.10.  Решение  о  продлении  срока  действия  аккредитации  (без
процедуры повторной аккредитации) может быть принято Правлением ТПП РФ
по  представлению  Комиссии  по  аккредитации на основании результатов
инспекционного контроля торгово-промышленной палаты.
     4.11.  Информация  об  аккредитации  торгово-промышленной  палаты
публикуется   в   газете   "Торгово-промышленные  ведомости",  журнале
"Партнер   ТПП  РФ"  и  размещается  на  web-сайте  ТПП  РФ,  а  также
направляется:
     - в торгово-промышленные палаты;
     - в    администрацию    субъекта    Российской    Федерации   или
муниципального   образования   субъекта   Российской   Федерации,   на
территории которого действует аккредитованная палата;
     - в  союзы,  ассоциации  и  другие  объединения предпринимателей,
являющиеся членами ТПП России;
     - в организации ТПП России;
     - в представительства ТПП России за границей.

           5. Требования к структуре аналитического доклада

     5.1.  Аналитический  доклад  должен  состоять  из  введения, трех
разделов, соответствующих трем областям аккредитации, и приложений.
     5.2. Во введении приводятся:
     - краткое      описание      региона      деятельности     палаты
(экономико-географическое   положение,   производственный   потенциал,
специализация,  общее количество зарегистрированных организаций, в том
числе малых и средних предприятий, и их отраслевая структура);
     - краткая    история    развития    палаты    (год   образования,
характеристика  и  структура  членской  базы,  динамика  ее изменения,
филиалы и представительства);
     - структура    палаты,    включающая   ее   руководящие   органы,
подразделения    палаты,   общественные   формирования,   организации,
созданные с участием палаты.
     5.3. В каждом из разделов, соответствующих областям аккредитации,
приводится описание деятельности палаты в течение 3-х последних лет по
выполнению всех критериев аккредитации.
     5.4.  Приложениями к аналитическому докладу могут быть: последний
выпуск  печатного  издания  палаты,  информационные сборники, изданные
палатой,  копии  свидетельств  о  сертификации и аккредитации в других
системах аккредитации и сертификации и т.п.
     5.5.  Примерный  объем  аналитического  доклада  - 60 - 70 листов
печатного текста через один интервал в формате Microsoft Word, включая
таблицы, диаграммы, графики.
Оглавление