Страницы: 1 2 О СОСТОЯНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ЕЕ УСИЛЕНИЮ (Редакция на 26.09.2000) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 6 октября 1998 г. N 755 (ЮИАИ) Во исполнение постановления Правительства Москвы от 24.11.92 N 998 "О мерах по усилению борьбы с пожарами в городе Москве" и ряда последующих распоряжений и постановлений Правительства Москвы органами исполнительной власти административных округов, департаментами, комитетами, главными управлениями, управлениями и объединениями Правительства Москвы проведена значительная работа по совершенствованию структуры пожарной охраны и ее техническому переоснащению. В период с 1993 по 1998 год Правительством Москвы на укрепление материально - технической базы подразделений Государственной противопожарной службы выделено более 500 млрд. рублей. В результате проведенной работы создалась устойчивая тенденция к снижению количества пожаров, причиненного ими ущерба и числа пострадавших людей (зарегистрировано пожаров в 1995 г. - 23709, 1996 г. - 21697, 1997 г. - 20340). Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, число пожаров и материальные потери от них остаются достаточно высокими. Этому способствует ряд не решенных в городе проблем. Так, медленно решаются вопросы приобретения владельцами объектов первичных средств пожаротушения, укомплектования внутренних противопожарных водопроводов, поддержания в работоспособном состоянии систем дымоудаления и пожарной автоматики. У личного состава Государственной противопожарной службы отсутствуют современные средства пожаротушения и защиты при работе на объектах с наличием сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ, недопустимо высоким остается уровень травматизма и гибели пожарных. Пожарные части города недостаточно оснащены автомобилями многоцелевого назначения, газодымозащитной и водозащитной служб, высотными подъемными механизмами. Пожарная техника, находящаяся на вооружении, более чем на 39% требует замены. Не созданы нормативные запасы пенообразователя, периодически возникают перебои с поставками горюче - смазочных материалов и запасных частей. Отрицательно сказывается на оперативности работы пожарных удаленность их местожительства от места службы, а также отсутствие специальных спортивных комплексов для занятий пожарно - прикладными видами спорта. В целях дальнейшего повышения уровня противопожарной защиты города и укрепления материально - технической базы Государственной противопожарной службы Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить проводимую службами Комплекса городского хозяйства и ГУВД г. Москвы работу, направленную на усиление пожарной безопасности города. 2. Утвердить: 2.1. Состав комиссии по проверке соблюдения требований пожарной безопасности исполнительными органами городского самоуправления (приложение 1) и график работы комиссии (приложение 2). 2.2. Правила пожарной безопасности для города Москвы (приложение 3). 3. Руководителям департаментов, комитетов, главных управлений, управлений и объединений Правительства Москвы: 3.1. Совместно с территориальными подразделениями Управления Государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы (УГПС ГУВД г. Москвы) до 30.12.98 организовать проверку противопожарного состояния особо важных, взрыво- и пожароопасных объектов и объектов жизнеобеспечения, а также предприятий, организаций и учреждений с массовым пребыванием людей, мест концентрации больших материальных ценностей и принять конкретные меры по устранению выявленных недостатков. 3.2. Итоги деятельности по вопросам пожарной безопасности за полугодие и год регулярно рассматривать на своих коллегиях с участием представителей УГПС ГУВД г. Москвы или на совещаниях - семинарах в УГПС ГУВД г. Москвы. 4. Управлению Государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы: 4.1. Систематически проводить анализ выполнения распоряжений и постановлений Правительства Москвы по вопросам пожарной безопасности и ежеквартально представлять его результаты на рассмотрение Правительственной комиссии города Москвы по пожарной безопасности. 4.2. Организовать проверку противопожарного состояния муниципального, ведомственного и кооперативного жилищного фонда (ноябрь 1998 года), объектов потребительского рынка и услуг (декабрь 1998 года), учебных учреждений (январь 1999 года), объектов транспорта и связи (февраль 1999 года) и совместно с Управлением жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства, Департаментом потребительского рынка и услуг, Московским комитетом образования, Управлением транспорта и связи проанализировать материалы проверок и их результаты представить на рассмотрение Правительственной комиссии города Москвы по пожарной безопасности. 4.3. Совместно с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" и другими заинтересованными организациями: 4.3.1. До 30.04.99 разработать и представить на рассмотрение Правительственной комиссии города Москвы по пожарной безопасности программу технического переоснащения противопожарной службы города на базе современных технологий, оборудования и материалов. 4.3.2. Предусмотреть в плане научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ на 1999 год разработку пожарного автомобиля быстрого реагирования, оборудованного установкой импульсного пожаротушения, аварийно - спасательным инструментом АО "Эконт" и системой автоматического навигационного слежения АО "Прин". 4.4. В I квартале 1999 года подготовить и провести практическую конференцию по проблеме минимизации потерь от вторичных воздействий пожаров. Отчет о результатах конференции представить на рассмотрение Правительственной комиссии города Москвы по пожарной безопасности. 4.5. До 01.03.99 разработать и внести на рассмотрение Московской городской Думы положения о добровольных пожарных дружинах и пожарно - технических комиссиях на предприятиях города Москвы. 5. Префектам административных округов: 5.1. Совместно с УГПС ГУВД г. Москвы до 15.11.98 определить порядок возмещения районными Управами затрат пожарной охраны, понесенных при тушении мусора и свалок. 5.2. Рекомендовать построить в период до 2000 года специальные спортивные комплексы для занятий пожарно - прикладными видами спорта на базе одного из действующих стадионов на подведомственной территории. 5.3. Изыскать возможность приближения мест проживания руководителей пожарных подразделений к месту службы, в том числе путем осуществления обмена занимаемой ими жилой площади на равнозначную или равноценную. 5.4. Совместно с органами управления пожарной охраны административных округов до 30.12.98 разработать и принять планы совершенствования материально - технической базы противопожарной газодымозащитной службы, организовать на базе автопредприятий ремонт пожарной автотехники. Для реализации этих планов предусмотреть выделение средств из фондов финансовых ресурсов. 5.5. Совместно с руководителями муниципального предприятия "Мосводоканал" и объектов, на которых используются сильнодействующие ядовитые, взрывчатые и радиоактивные вещества, до 30.12.98 изыскать возможность финансирования работ по разработке и внедрению по согласованным с УГПС ГУВД г. Москвы техническим требованиям специального автомобиля для обеспечения работ по тушению пожаров, а также контейнеров с набором защитных средств и оборудования для доставки их к месту пожара вертолетом. 6. Главному управлению внутренних дел г. Москвы: 6.1. Организовать взаимодействие УГПС ГУВД г. Москвы, Управления по предупреждению экологических правонарушений, Управления по организации работы участковых инспекторов милиции и предупреждению правонарушений несовершеннолетних с Управлением жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства, Московским городским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, Объединением административно - технических инспекций, Московской городской организацией Всероссийского добровольного пожарного общества и другими заинтересованными организациями по контролю за обеспечением противопожарной безопасности жилого сектора. Проводить ежемесячные рейды по проверке содержания подвальных и чердачных помещений, лестничных клеток и лифтовых холлов жилых домов с целью выявления притонов, мест сбора лиц без определенного места жительства и принять соответствующие меры. 6.2. Совместно с Московской транспортной инспекцией ужесточить контроль за соблюдением правил перевозки нефтепродуктов. 7. В целях совершенствования системы оказания услуг по обеспечению пожарной безопасности в г. Москве, формирования дополнительных источников внебюджетного финансирования и их целевого использования для укрепления материально - технической базы Управления Государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы: 7.1. Создать государственное унитарное предприятие "Московский центр пожарной безопасности" (ГУП МЦПБ). Предоставить ГУП МЦПБ право бесплатного пользования наименованием "Москва" и производными от него. 7.2. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы выступить учредителем государственного унитарного предприятия "Московский центр пожарной безопасности" и до 30.11.98 утвердить по согласованию с УГПС ГУВД г. Москвы его устав. 7.3. УГПС ГУВД г. Москвы: 7.3.1. Заключить по согласованию с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы контракт с руководителем ГУП МЦПБ. 7.3.2. До 15.10.98 определить уставный фонд ГУП МЦПБ и источники его формирования. 8. Просить Московский городской военный комиссариат ежеквартально направлять в УГПС ГУВД г. Москвы списки уволенных в запас военнослужащих, вставших на воинский учет, для их использования при укомплектовании кадрового состава подразделений пожарной охраны. 9. Информационно - технологическому центру Мэрии Москвы совместно с УГПС ГУВД г. Москвы до 01.01.99 подготовить и внести на рассмотрение Правительственной комиссии города Москвы по пожарной безопасности предложения по модернизации автоматизированной системы связи и оперативного управления УГПС ГУВД г. Москвы и расширению ее функциональных задач для обеспечения эффективного взаимодействия с базами данных организаций, имеющих положительный опыт в использовании информационных систем в жилищно - коммунальном хозяйстве и других отраслях. 10. Департаменту науки и промышленной политики определить долевое участие АО "Мосэнерго", Государственного сетевого предприятия "Москоллектор", Московской топливной ассоциации и других заинтересованных организаций в финансировании работ государственного предприятия ОКБ "Гранат" по разработке и созданию пожарных автомобилей газового тушения с использованием жидкого азота. 11. Управлению транспорта и связи: 11.1. Совместно с Московским метрополитеном оснастить вагоны метрополитена серии 81-714, 81-717 автоматической системой обнаружения и тушения пожаров типа "Игла" (по отдельному плану). 11.2. Оснастить станции метрополитена и кабины машинистов метропоездов ранцевыми установками импульсного пожаротушения или порошковыми огнетушителями ОП-5, ОП-6 (по мере замены воздушно - пенных и химически - пенных огнетушителей). 11.3. До 30.12.99 принять меры по оборудованию бензовозов, не имеющих иных устройств защиты, донными клапанами. 12. Московскому комитету образования: 12.1. Учитывая положительный опыт работы выставочного отделения Центра противопожарной пропаганды и общественных связей УГПС ГУВД г. Москвы (улица Дурова, д. 49) с учащимися образовательных учреждений, обязать учебные заведения города активно использовать учебную базу центра для обучения мерам пожарной безопасности. 12.2. До 30.12.98 совместно с УГПС ГУВД г. Москвы и органами исполнительной власти Северного административного округа подготовить и представить на рассмотрение Правительственной комиссии Москвы по пожарной безопасности предложения по созданию специализированного учебного заведения "Пожарный колледж". 13. Управлению городского заказа, департаментам финансов, экономической политики и развития г. Москвы предусмотреть планирование и целенаправленное финансирование в полном объеме работ по капитальному ремонту и техническому обслуживанию систем дымоудаления и противопожарной автоматики в жилых домах высотой свыше девяти этажей. 14. Комитету по культуре поддержать инициативу Общественного совета регионального фонда "Щит и Лира" при ГУВД г. Москвы и УГПС ГУВД г. Москвы по проведению в 1998 году фестиваля на лучшую песню, посвященную пожарной охране. 15. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации: 15.1. До 30.12.98 принять меры по созданию в рамках телевизионного канала "ТВ Центр" постоянно действующей информационной рубрики "Служба 01 информирует". 15.2. Рекомендовать руководителям средств массовой информации при подготовке и освещении вопросов пожарной безопасности, деятельности подразделений Государственной противопожарной службы работать в тесном контакте с Центром противопожарной пропаганды и общественных связей УГПС ГУВД г. Москвы. 16. Москомархитектуре совместно с УГПС ГУВД г. Москвы пересмотреть до 01.11.98 противопожарные требования согласно перечню нормативных документов (приложение 4). 17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 6 октября 1998 г. N 755 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 года N 755 СОСТАВ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Председатель комиссии: Коротчик Л.А. - начальник Управления Государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы Заместитель председателя комиссии: Виноградов В.Ю. - председатель Комитета территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы Члены комиссии: Артемьев А.Е. - главный специалист отдела первого заместителя Премьера Правительства Москвы Родин В.С. - заместитель начальника УГПС ГУВД г. Москвы Климкин В.И. - заместитель начальника УГПС ГУВД г. Москвы Морозов И.А. - начальник нормативно - технического отдела УГПС ГУВД г. Москвы Баранов Н.М. - начальник отдела государственного пожарного надзора УГПС ГУВД г. Москвы Ромашкин А.А. - начальник отдела пожарной охраны объектов УГПС ГУВД г. Москвы Стражников А.М. - начальник Государственной жилищной инспекции Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 года N 755 ГРАФИК РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ -------------------------------------------------------- | N | Наименование административных | Дата проверки | |п/п | округов | | |----|-------------------------------|-----------------| | 1. | Центральный | май 1999 г. | |----|-------------------------------|-----------------| | 2. | Восточный | июнь 1999 г. | |----|-------------------------------|-----------------| | 3. | Юго - Восточный | август 1999 г. | |----|-------------------------------|-----------------| | 4. | Южный | июль 1999 г. | |----|-------------------------------|-----------------| | 5. | Юго - Западный | сентябрь 1999 г.| |----|-------------------------------|-----------------| | 6. | Западный | декабрь 1998 г. | |----|-------------------------------|-----------------| | 7. | Северо - Западный | февраль 1999 г. | |----|-------------------------------|-----------------| | 8. | Северный | апрель 1999 г. | |----|-------------------------------|-----------------| | 9. | Северо - Восточный | ноябрь 1998 г. | |----|-------------------------------|-----------------| |10. | г. Зеленоград | март 1999 г. | -------------------------------------------------------- Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 года N 755 ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ГОРОДА МОСКВЫ Разработаны, внесены и подготовлены к утверждению Управлением Государственной противопожарной службы ГУВД Москвы. Согласованы с ГУГПС МВД России. 1. Общие требования 1.1. Общие положения. 1.1.1. Настоящие правила разработаны в соответствии с Законом города Москвы от 18.12.96 N 34 "О пожарной безопасности", устанавливают общие требования пожарной безопасности на территории города Москвы и являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями (в дальнейшем - предприятия) (независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности), их работниками, а также гражданами. Лица, виновные в нарушении Правил пожарной безопасности (ППБ), несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. 1.1.2. Наряду с настоящими правилами следует также руководствоваться стандартами, строительными нормами и правилами, нормами пожарной безопасности, нормами технологического проектирования, отраслевыми правилами пожарной безопасности и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности. 1.1.3. На каждом объекте <*> должен быть разработан комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей и сохранность материальных ценностей, а также на создание условий для успешной борьбы с пожарами (на предотвращение пожара и противопожарную защиту). 1.1.4. Ответственность за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений, цехов, участков, технологического оборудования и процессов, инженерного оборудования, электросетей и т.п. возлагается на лиц, определенных руководителем предприятия. 1.1.5. Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности предприятий и их структурных подразделений в соответствии с действующим законодательством возлагается на их руководителей. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок - арендаторы. 1.1.6. Все работники предприятий, включая руководителей, должны допускаться к работе только после прохождения ими специального обучения мерам пожарной безопасности (пожарно - технических минимумов и противопожарных инструктажей) в соответствии с требованиями раздела 1.2 настоящих Правил. -------------------------------- <*> Объект - территория, предприятие, здание, сооружение, помещение, наружная установка, склад, транспортное средство, открытая площадка, технологический процесс, оборудование, изделие. 1.2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности: 1.2.1. Организационные мероприятия являются составной частью систем предотвращения пожара и противопожарной защиты (по ГОСТ 12.1.004). 1.2.2. Функционирование любого предприятия независимо от его взрыво- и пожароопасности допускается только при условии выполнения всех организационных мероприятий на предприятии, регламентированных законодательством Российской Федерации, стандартами, нормами пожарной безопасности и настоящими Правилами. 1.2.3. В целях реализации прав и обязанностей предприятий в области пожарной безопасности (статья 37 Федерального закона "О пожарной безопасности") руководители предприятий и лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность, а также выполняющие взрыво- и пожароопасные работы, перед назначением на должность (началом выполнения обязанностей) и периодически в установленные сроки обязаны проходить специальное обучение в системе пожарно - технического минимума, а остальные работники предприятия - противопожарный инструктаж. Обучение мерам пожарной безопасности проводится в порядке, установленном распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы "О порядке обучения в области пожарной безопасности" от 14 мая 1997 года N 508-РЗП, и в соответствии с обязательным приложением 1. 1.2.4. На каждом предприятии должен быть разработан приказ об обеспечении пожарной безопасности в соответствии с рекомендуемым приложением 2. Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются как приложения к приказу по предприятию для каждого здания, сооружения, помещения, технологического процесса и т.п. независимо от их взрыво- и пожароопасности в соответствии с рекомендуемым приложением 3. Приказ об обеспечении пожарной безопасности и инструкции о мерах пожарной безопасности на предприятии утверждаются руководителем (работодателем), скрепляются печатью данного предприятия и являются основными юридическими документами, нарушение требований которых влечет дисциплинарную (материальную), административную и уголовную ответственность работающих в соответствии с действующим законодательством. Приказ и инструкции изучаются в системе противопожарных инструктажей, пожарно - технического минимума, производственного обучения и вывешиваются на видных местах. 1.2.5. Организация деятельности добровольных противопожарных формирований г. Москвы на объектах осуществляется в соответствии с положениями, принятыми постановлением Правительства Москвы от 10 августа 1999 года N 722". 2. Строительно - монтажные и реставрационные работы 2.1. Ограждение строительных площадок, расположенных на территории Центрального административного округа, следует выполнять из металлических сетчатых элементов. 2.2. В районах со сложившейся застройкой при невозможности соблюдения требуемых противопожарных разрывов от временных вспомогательных и бытовых помещений строителей до строящихся (реконструируемых), а также существующих зданий допускается уменьшать расстояния до 10 м при оборудовании вспомогательных помещений строителей автоматической пожарной сигнализацией и до 5 м - при оборудовании автоматическими установками пожаротушения. При этом вывод сигналов о срабатывании систем противопожарной защиты должен осуществляться в помещение охраны или на фасад защищаемого здания, строения. 2.3. Временные бытовые строения могут быть высотой не более 2 этажей. 2.4. Запрещается использовать временные бытовые помещения, строящиеся и реконструируемые здания для проживания рабочих - строителей. 3. Правила содержания установок автоматической пожарной защиты (АПЗ) 3.1. Общие требования 3.1.1. Установки АПЗ должны соответствовать техническим решениям и требованиям проекта. Внесение каких-либо изменений в конструкцию установки, перекомпоновку защищаемых помещений и другие переустройства допускается производить по согласованию с проектной организацией, поставив в известность органы Государственной противопожарной службы (ГПС). 3.1.2. Применение в установках АПЗ приборов, аппаратов и оборудования, не имеющих сертификата пожарной безопасности, не допускается. 3.1.3. На объекте для качественной эксплуатации установок приказом или распоряжением администрации должен быть назначен следующий персонал: а) лицо, ответственное за эксплуатацию установки; б) обслуживающий персонал для производства технического обслуживания и ремонта установки, прошедший обучение и имеющий специальный допуск; в) оперативный (дежурный) персонал для круглосуточного контроля за работоспособным состоянием установки. 3.1.4. Объекты, на которых не имеется возможности собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать обслуживающий персонал, обязаны заключить договор на техническое обслуживание и планово - предупредительный ремонт (ТО и ППР) установок со специализированными организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующего вида работ (лицензия, выданная органами ГПС). 3.1.5. Наличие договора со специализированной организацией на ТО И ППР не снимает ответственности с администрации предприятия за выполнение требований настоящих ППБ. 3.1.6. Обслуживающий и оперативный (дежурный) персонал несет ответственность за соблюдение действующих правил пожарной безопасности в соответствии с должностными инструкциями и возложенными на них обязанностями. 3.1.7. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности. Перевод установок с автоматического пуска на ручной не допускается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах. 3.1.8. Установки АПЗ по обеспечению их электропитанием относятся к электропотребителям I категории согласно Правилам устройства электроустановок. 3.1.9. Неисправности, влияющие на работоспособность установок, должны устраняться в срок до 24 часов с момента обнаружения и фиксироваться в журнале. 3.1.10. Каждый случай отказа и неэффективной работы установок должен быть расследован и учтен в журнале "Учет неисправности установки пожарной автоматики". 3.1.11. В период проведения работ по ТО или ППР, выполнение которых связано с отключением установки, администрация предприятия обязана обеспечить пожарную безопасность защищаемых установкой помещений, поставив в известность органы ГПС. 3.1.12. Результаты проверок, ТО и ППР систем и установок АПЗ заносятся в специальный журнал. 3.1.13. Оперативный (дежурный) персонал должен знать: - тактико - техническую характеристику оборудования установки и принцип ее действия; - наименование и местонахождение защищаемых помещений; - порядок вызова пожарной охраны; - порядок ведения оперативной документации; - порядок определения работоспособности установки. 3.1.14. На объекте у лица, ответственного за эксплуатацию установки, должна быть в наличии следующая техническая документация: а) проектная документация и исполнительные чертежи на установку; б) акт приемки и сдачи установки в эксплуатацию; в) паспорта и сертификаты на оборудование и приборы; г) ведомость смонтированного оборудования; д) паспорта на модули (установки газового пожаротушения), паспорта на пенообразователь (установки пенного пожаротушения); е) инструкция по эксплуатации установки; ж) перечень регламентных работ, ТО установки; з) журнал учета ТО и ремонта установок; и) журнал учета неисправности установки; к) должностные инструкции. 3.2. Установки автоматической пожарной сигнализации 3.2.1. Аппаратура автоматической пожарной сигнализации (АПС) и охранно - пожарной сигнализации (ОПС) должна устанавливаться на объектах в местах, недоступных для посторонних лиц, и быть опломбирована. 3.2.2. Отключение шлейфов пожарной сигнализации в установках ОПС не допускается. 3.2.3. Пожарные извещатели должны постоянно содержаться в чистоте. В период проведения в защищаемых помещениях ремонтных работ извещатели должны быть защищены от попадания на них штукатурки, краски, побелки. После окончания ремонта защитные приспособления должны быть сняты. 3.2.4. К извещателям должен быть обеспечен свободный доступ. Расстояние от складируемых материалов и оборудования до извещателей должно быть не менее 0,6 м. 3.2.5. Запрещается: 3.2.5.1. Применение одношлейфных приемно - контрольных приборов АПС. 3.2.5.2. Применение более трех однотипных приемно - контрольных приборов малой емкости (2 шлейфа). 3.2.5.3. Устанавливать извещатели иного типа или принципа действия взамен неисправных или сработавших, а также замыкать шлейф блокировки при отсутствии извещателя в месте его установки". 3.3. Установки автоматического пожаротушения 3.3.1. Оросители должны постоянно содержаться в чистоте. В период проведения в защищаемых помещениях ремонтных работ оросители должны быть защищены от попадания на них штукатурки, краски, побелки. После окончания ремонта защитные приспособления должны быть сняты. 3.3.2. Помещение, где расположена станция пожаротушения (автоматический водопитатель, станция газового пожаротушения), должно быть изолировано и закрыто на замок. Ключи от помещения должны находиться у обслуживающего и оперативного (дежурного) персонала. 3.3.3. Запас оросителей (каждого типа, применяемых на объекте) должен быть не менее 10% от числа смонтированных на распределительных трубопроводах установок. 3.3.4. У входа в помещение насосной станции (станции газового пожаротушения) должно постоянно функционировать световое табло "Станция пожаротушения". 3.3.5. На объекте, оборудованном автоматической установкой (установками) пенного пожаротушения, должен быть в наличии 100%-ный запас пенообразователя. 3.3.6. По завершении гарантийного срока хранения и каждые последующие 6 месяцев пенообразователь или его водный раствор, используемый в установках пенного пожаротушения, подлежит проверке. В случае несоответствия проверяемых параметров требованиям ГОСТ, ТУ пенообразующее вещество подлежит замене. 3.3.7. На объекте, оборудованном автоматической установкой (установками) газового пожаротушения, должен храниться 100%-ный запас газового огнетушащего состава (ГОС). 3.3.8. Двери, ведущие в помещение, защищаемое установкой газового пожаротушения, должны быть оборудованы доводчиками или другими устройствами, обеспечивающими плотность закрытия. 3.3.9. Для лиц, работающих в защищаемом помещении, должна быть разработана и вывешена инструкция о порядке их действий и эвакуации при получении сигнала о срабатывании установки. 3.3.10. Давление в пусковых баллонах установок газового и порошкового пожаротушения должно проверяться не реже одного раза в неделю по показанию манометров. Отклонение допускается на 10% расчетной величины. 3.3.11. После каждого срабатывания установки порошкового пожаротушения трубопроводы, по которым подавался огнетушащий порошок, должны быть продуты азотом (сжатым воздухом). 3.3.12. Автоматические установки аэрозольного пожаротушения должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов в области пожарной безопасности. Использование генераторов аэрозольного пожаротушения в качестве автономных самосрабатывающих огнетушителей не допускается. 3.3.13. Запрещается: 3.3.13.1. Устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки. 3.3.13.2. Складировать материалы на расстоянии менее 1 м от оросителей и насадок. 3.3.13.3. Использовать трубопроводы установок для подвески или крепления другого вида оборудования. 3.3.13.4. Присоединять производственное оборудование и санитарные приборы к питательным и распределительным трубопроводам установок. 3.3.13.5. Устанавливать запорную арматуру на питательных и распределительных трубопроводах. 3.3.13.6. Использовать внутренние пожарные краны, установленные на спринклерной сети, для других целей, кроме тушения пожара. 3.4. Противопожарное водоснабжение 3.4.1. У входа в помещение насосной станции должно постоянно функционировать световое табло "Станция пожаротушения". 3.4.2. В помещении ЦТП, обслуживающего жилые дома и объекты, число пожарных насосов (насосов - повысителей) должно быть не менее двух (один - рабочий, один - резервный). 3.4.3. Сигналы (световые, звуковые) о наличии электропитания и включении (срабатывании) насосов - повысителей, расположенных в ЦТП, должны передаваться в объединенную диспетчерскую службу (ОДС) или в помещение дежурной службы предприятия. 3.4.4. Задвижки с электроприводом, установленные на обводных линиях водомерных устройств, должны проверяться на работоспособность не реже одного раза в квартал, а пожарные насосы (насосы - повысители) - ежемесячно. Результаты проверок оформляются документально. 3.5. Системы противодымной защиты 3.5.1. Руководители предприятий и жилищно - эксплуатационных организаций, в ведении которых находятся здания с системами дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ ППА), должны обеспечить эффективный контроль за качественным проведением работ по ТО и ремонту противопожарных систем, в том числе выполняемых на договорных условиях специализированными организациями. 3.5.2. Сигналы (световые, звуковые) о наличии электропитания и включении (срабатывании) вентиляторов систем дымоудаления и подпора воздуха, расположенных в жилых домах повышенной этажности, должны передаваться в объединенную диспетчерскую службу (ОДС) или в помещение дежурной службы предприятия. 3.5.3. Клапаны дымоудаления должны обеспечивать герметичность. 3.5.4. Запрещается: 3.5.4.1. Отключать системы блокировки лифтов при пожаре. 3.5.4.2. Производить перепланировку поэтажных коридоров. 3.5.4.3. Открывать, отключать или демонтировать поэтажные клапаны системы дымоудаления. 3.5.4.4. Отключать устройства автоматического и (или) дистанционного пуска систем дымоудаления и подпора воздуха. 3.5.5. В жилых домах повышенной этажности, гостиницах, общежитиях, зданиях общественного назначения и других сооружениях использование лифтов, имеющих назначение "перевозка пожарных подразделений", должно быть регламентировано инструкцией, утвержденной руководителем и согласованной с территориальным органом управления Государственной противопожарной службы. 3.6. Оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией 3.6.1. Проверка работоспособности систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией с практической отработкой инструкций и планов эвакуации должны проводиться: 3.6.1.1. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) - не реже одного раза в полугодие. 3.6.1.2. На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) - не реже одного раза в квартал. 3.6.1.3. В школах и детских дошкольных учреждениях - не реже одного раза в месяц. 4. Содержание зданий и участков предприятий и производственного оборудования с применением сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) 4.1. Содержание зданий и участков предприятий 4.1.1. Для складских и производственных зданий, производственного оборудования должна быть установлена предельно допустимая загрузка помещений. Предельно допустимая норма загрузки может быть определена исходя из максимально допустимого объема, массы, количества одновременно используемых или хранимых в данном помещении СДЯВ, но не более суточной (сменной) потребности в сырье и вспомогательных материалах. 4.1.2. Места складирования СДЯВ должны быть обозначены четкими линиями на полу, на площадках. 4.1.3. Запрещается хранить и использовать в чердачных, подвальных и цокольных этажах зданий СДЯВ, относящиеся к пожароопасным материалам. 4.1.4. Защитные устройства против распространения огня и продуктов горения через проемы в противопожарных стенах и перекрытиях (противопожарные двери, водяные завесы, заслонки, шиберы, противодымные устройства) должны быть всегда исправными. Их работоспособность необходимо проверять в сроки, определяемые цеховыми инструкциями. 4.1.5. Запрещается проводить перепланировку производственных и служебных помещений, если нет проекта, согласованного с местными органами надзора и утвержденного администрацией. При перепланировке нельзя допускать снижения пределов огнестойкости строительных конструкций, ухудшения условий эвакуации людей, снижения эффективности удаления СДЯВ, паров, пыли и других отходов производства. 4.1.6. Устройства против растекания легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и СДЯВ должны быть выполнены в виде барьера по периметру открытых площадок и этажерок, вокруг проемов в межэтажных перекрытиях, на крышах зданий при размещении на них производственного оборудования или этажерок, пандусов у дверных проемов и обвалований емкостей, которые должны быть рассчитаны на предотвращение перелива жидкости через них вследствие образования гидродинамической волны при аварийной разгерметизации аппаратов, установок и т.п. Устройства против растекания необходимо содержать в исправности. Повреждения их, допущенные в процессе ремонта оборудования, следует сразу же устранять. 4.2. Содержание производственного оборудования 4.2.1. Производственное оборудование должно содержаться в исправном состоянии. Не допускается изменение конструкции оборудования, а также параметров его работы, эксплуатация при отключенных контрольно - измерительных и защитных системах (приборах) противоаварийной защиты. 4.2.2. За герметичностью аппаратов и трубопроводов с пожаро- и взрывоопасными СДЯВ необходимо осуществлять автоматический контроль. 4.2.3. Запрещается прокладывать трубопроводы для транспортировки пожаро- и взрывоопасных СДЯВ через бытовые, подсобные и административно - бытовые помещения, распределительные устройства, электрощитовые, помещения КИП и венткамеры. 4.2.4. Места размещения запорной арматуры должны быть показаны на схеме расположения основных коммуникаций цеха с указанием их назначения и очередности включения или закрывания при пожаре. 4.2.5. Задвижки линий аварийного слива должны иметь опознавательные знаки, а подступы к ним быть свободными. Аварийный слив можно производить только по указанию начальника цеха (установки) или руководителя ликвидации аварии (пожара). Последовательность операций при аварийном сливе должна быть предусмотрена инструкцией, технологическим регламентом. 4.2.6. Нельзя допускать повреждения защитной теплоизоляции металлических опор аппаратов с пожароопасными СДЯВ. 4.3. Процессы охлаждения Перед пуском в работу теплообменников, холодильников и конденсаторов следует провести их внешний осмотр, проверить исправность контрольно - измерительных или регулирующих приборов, арматуры, теплоизоляции, проверить состояние площадок под аппаратами. 4.4. Процессы сжатия. Компрессоры и компрессорные станции 4.4.1. При эксплуатации компрессоров и компрессорных станций, где в процессе производства обращаются СДЯВ, необходимо соблюдать требования Правил устройства и безопасной эксплуатации поршневых компрессоров, работающих на взрывоопасных и токсичных газах, утвержденных Госгортехнадзором РФ, и требования настоящих Правил. 4.4.2. Для предотвращения возможности проникновения СДЯВ из компрессорного отделения в другие помещения компрессорного цеха места прохождения трубопроводов через стены должны быть герметизированы. 4.4.3. Помещения компрессорных должны быть оборудованы газоанализаторами. При обнаружении пропуска СДЯВ или горючих газов компрессор следует остановить и устранить дефекты. 4.4.4. При работе компрессоров необходимо контролировать давление в каждой ступени сжатия, не допуская его повышения сверх установленного цеховой инструкцией. 4.4.5. Не допускается очищать трубопроводы и холодильники от конденсата выжиганием. 4.4.6. В помещении компрессорной станции должна быть обеспечена исправная и бесперебойная работа всех вентиляционных устройств. При неисправной и выключенной вентиляции работа компрессоров не допускается. 4.4.7. Около машин и помещений компрессорной не должно быть легковоспламеняющихся веществ. 4.4.8. При скоплении в помещении компрессорной или вблизи нее больших количеств газа компрессоры надо немедленно остановить. 5. Организация и устройство фейерверков 5.1. Для получения разрешения на устройство фейерверков при проведении общественных мероприятий их организаторы обязаны подать в подразделения ГПС письменное обращение в срок не менее чем за 10 дней (праздничные и выходные дни в этот срок не включаются) до намечаемой даты проведения мероприятия. 5.2. В письменном обращении указываются следующие сведения: - наименование и адрес организации - устроителя мероприятия, фамилия, имя, отчество организаторов и их уполномоченных с указанием должностей и домашних адресов; - не менее двух номеров контактных телефонов; - дата, место, время начала и окончания мероприятия, в т.ч. устройства фейерверка, схема размещения пиротехнических установок, характер используемых изделий; - данные об организации, привлекаемой для организации и устройства фейерверка при проведении мероприятий (название, место регистрации, юридический адрес, сведения о лицах, осуществляющих пуск установок, свидетельства о прохождении специального обучения), с приложением копии лицензии или разрешения на право заниматься устройством фейерверков, российских сертификатов соответствия пиротехнических изделий, технических характеристик применяемых изделий, сведений о складировании изделий на месте демонстрации фейерверка; - количество и продолжительность фейерверков, характер используемых изделий; - схема привязки пунктов хранения и монтажа фейерверочных, пиротехнических изделий к местности с указанием расстояний до зданий и сооружений и схема оцепления места проведения фейерверков с указанием границ опасной зоны. Схема должна быть согласована с органами Государственной противопожарной службы; - докладная по способу и месту уничтожения непригодных к использованию или вышедших из строя фейерверочных, пиротехнических изделий; - дата подачи, подписи организаторов и их уполномоченных. К письменному обращению должен быть приложен приказ о назначении лица, ответственного за соблюдение мер пожарной безопасности при проведении фейерверков. 5.3. Транспортирование пиротехнических изделий должно осуществляться в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов. 5.4. Упаковка пиротехнических изделий должна обеспечивать целостность изделия и нанесенной на него маркировки, а также характеристики безопасности в пределах гарантийного срока годности. 5.5. К каждому пиротехническому изделию должна прилагаться инструкция по применению на русском языке, содержащая: - ограничения по условиям обращения и применения изделия; - способы безопасной подготовки, запуска и утилизации (при необходимости); - меры по предотвращению загораний пиротехнических изделий и пожаров от них; - гарантийный срок и дату изготовления или срок годности; - предупреждения об опасности изделия; - реквизиты производителя; - информацию по сертификации и другие сведения, обусловленные спецификой продукции. 5.6. Организации, ведущие монтаж и демонстрацию фейерверков, должны применять только пиротехнические изделия и материалы отечественного или импортного производства, имеющие российские сертификаты установленного образца. 5.7. Проведение фейерверков запрещается: 5.7.1. На сценических площадках. 5.7.2. На территориях, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в неудовлетворительном противопожарном состоянии. 5.7.3. Вблизи опасных и вредных производств и объектов, а также транспортных узлов. 5.7.4. На мостах, путепроводах, транспортных магистралях, в полосе отчуждения железных дорог, на пожаро- и взрывоопасных объектах. 5.7.5. На территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 5.7.6. На территориях объектов, имеющих важное нравственно - культурное значение, памятников истории и культуры, кладбищ и культовых сооружений, заповедников, заказников и национальных парков. 5.8. Место демонстрации высотных фейерверков должно находиться на расстоянии не менее 500 метров от объектов, указанных в пп. 5.4.2; 5.4.3; 5.4.4, и 100 метров от объектов, указанных в пп. 5.4.5 и 5.4.6. 5.9. Вне помещений зрители должны находиться с наветренной стороны и на расстоянии не менее 100 метров от места проведения высотного фейерверка. 5.10. Безопасное расстояние от мест проведения низких фейерверков и пиротехнических фигур до зданий и зрителей должно определяться в зависимости от технической характеристики применяемых изделий путем увеличения в два раза максимального расстояния разлета искр. 5.11. На площадках, с которых запускаются пиротехнические изделия, запрещается курить и разводить огонь, оставлять пиротехнические средства без охраны. 5.12. Охрана мест устройства фейерверков возлагается на организацию, проводящую фейерверк. 5.13. Пусковые площадки должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, емкостями с водой или песком). 5.14. После окончания фейерверка пусковая площадка должна быть тщательно осмотрена с целью выявления и сбора неотработанных изделий и элементов пиротехнических зарядов. 5.15. После окончания фейерверка составляется акт о его проведении, который подписывается ответственными лицами - руководителями организации, проводящей фейерверк, представителями заказчика и государственной противопожарной службы. 6. Требования пожарной безопасности в сооружениях и на подвижном составе метрополитена 6.1. Содержание помещений 6.1.1. При возникновении пожара в поезде, тоннеле или на станции локомотивная бригада (машинист) должна руководствоваться в своих действиях инструкцией, определяющей действия бригады в особых условиях. 6.1.2. Торговля и оказание иных услуг для пассажиров допускается только по письменному разрешению администрации метрополитена. При размещении в метрополитене торговых точек, рекламы, кооперативных и совместных предприятий, арендаторов и лиц, занятых индивидуально - трудовой деятельностью, вопросы пожарной безопасности должны отражаться в соответствующих договорах. 6.1.3. Размещение на станциях торговых точек (киосков, лотков, торговых столов, стеллажей и т.п.), оборудования для рекламы и оказания услуг пассажирам определяется проектной организацией в соответствии с заданием на проектирование согласно действующим нормативным документам. При этом для каждой станции должны быть составлены схемы с указанием мест размещения торговых точек и оборудования, один экземпляр которых должен находиться в кабине дежурной по станции (ДСП). 6.1.4. Киоски должны устанавливаться без зазоров к стенам, а в переходах - без зазоров к перекрытиям сооружений метрополитена. При невозможности плотной установки киосков зазоры (в том числе и сверху) должны быть заделаны негорючим материалом. 6.1.5. Все лица, занятые торговлей и оказанием услуг пассажирам, должны пройти противопожарный инструктаж в пожарной охране метрополитена. 6.1.6. Размещение киосков шириной не более 1,5 м, осуществляющих торговлю парфюмерно - косметическими товарами, допускается только в подуличных переходах, имеющих два выхода в город, при условии, что станции имеют не менее 2 вестибюлей или один вестибюль и Страницы: 1 2 |