РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ОТДЕЛЬНЫМ БАЛАНСОМ, ПОКАЗАТЕЛИ КОТОРОГО ВКЛЮЧАЮТСЯ В БАЛАНС ОРГАНИЗАЦИИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. СООТВЕТСТВЕННО В НЕМ РАБОТАЮТ ГРАЖДАНЕ БЕЛОРУССИИ НА ОСНОВАНИИ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ БЕЛОРУССИИ. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКАМ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ. ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ ЕСН И НДФЛ, ПОДЛЕЖАЩИМИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ В БЮДЖЕТ РФ? ДОЛЖНО ЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО УПЛАЧИВАТЬ ПРИ ЭТОМ АНАЛОГИЧНЫЕ НАЛОГИ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 23 августа 2005 г. N 21-11/60015 (Д) Согласно статье 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма пункта 2 статьи 239 НК РФ. В соответствии с данным пунктом в 2001-2002 годах освобождались от уплаты ЕСН организации-налогоплательщики с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством РФ или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств ПФР, ФСС России, ФОМС, в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не имели права. Таким образом, с 1 января 2003 года в НК РФ не содержится норм, определяющих особенности обложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан. Следовательно, налогообложение выплат в пользу данной категории физических лиц должно осуществляться в общеустановленном порядке. В статье 235 НК РФ определено, что плательщиками ЕСН признаются в том числе организации, производящие выплаты физическим лицам. В соответствии со статьей 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). В пункте 3 статьи 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы российских организаций не являются юридическими лицами. На основании статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций (российских и иностранных) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства) по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Следовательно, если российская организация осуществляет деятельность за пределами РФ через филиал или представительство, она (самостоятельно, но не филиал или представительство) уплачивает ЕСН по всему объему выплат, осуществляемых физическим лицам (российским и иностранным гражданам), исполняющим свои трудовые обязанности в соответствии с заключенными трудовыми договорами либо получающим иные вознаграждения. Таким образом, представительство российской организации, находящееся на территории иностранного государства, является плательщиком ЕСН с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу как российских, так и иностранных граждан, работающих в представительстве российской организации, находящемся на территории иностранного государства, в общеустановленном порядке. С выплат в пользу указанных выше работников (как граждан РФ, так и иностранных граждан) кроме ЕСН могут взиматься социальные налоги в соответствии с законодательством страны пребывания. Вопрос об избежании двойного налогообложения и снижении налоговой нагрузки на организации, имеющие подразделения за рубежом, может быть решен путем заключения межправительственных соглашений об избежании двойного взимания социальных налогов и взносов. В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ физические лица являются налоговыми резидентами РФ, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году. В подпункте 6 пункта 3 статьи 208 НК РФ установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ. Доходы, полученные физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, от источников за пределами РФ, не подлежат налогообложению в РФ. Налогообложение таких доходов должно осуществляться в соответствии с законодательством страны пребывания. Таким образом, доходы в виде зарплаты, полученные работниками постоянного представительства российской организации в Республике Беларусь, не являющимися налоговыми резидентами РФ, не подлежат налогообложению НДФЛ в РФ. Заместитель руководителя Управления действительный государственный советник налоговой службы II ранга С.Х. Аминев 23 августа 2005 г. N 21-11/60015 |