О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 26 декабря 2005 г. N 06-61/46219 (Д) Направляю для руководства в работе "Рекомендации по применению статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации при осуществлении ведомственного контроля за принимаемыми решениями об условном выпуске (отказе в условном выпуске) отдельных видов товаров, без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, не носящих экономического характера". Прошу довести указанные Рекомендации до сведения подчиненных должностных лиц. Начальник Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений генерал-лейтенант таможенной службы А.О.КУДРЯШЕВ 26 декабря 2005 г. N 06-61/46219 Приложение к письму ФТС России от 26 декабря 2005 года N 06-61/46219 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 412 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРИНИМАЕМЫМИ РЕШЕНИЯМИ ОБ УСЛОВНОМ ВЫПУСКЕ (ОТКАЗЕ В УСЛОВНОМ ВЫПУСКЕ) ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, БЕЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СОБЛЮДЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ, НЕ НОСЯЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА I. Общие положения 1. Настоящие рекомендации определяют порядок осуществления ведомственного контроля, направленный на выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами и их должностными лицами при принятии решений об условном выпуске (об отказе в условном выпуске) отдельных видов товаров без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, не носящих экономического характера. 2. Ограничения, не носящие экономического характера, - меры, принимаемые уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации при ввозе/вывозе товаров, исходя из национальных интересов, включающих охрану жизни и здоровья людей, охрану животных и растительного мира и окружающей среды в целом, необходимость предотвращения исчерпанию невосполнимых природных ресурсов, обеспечение национальной безопасности, выполнение международных обязательств Российской Федерации, а также меры, применяемые в отношении ввозимых на таможенную территорию товаров, по обеспечению их соответствия техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям. 3. Документами, подтверждающими соблюдение ограничений, не носящих экономического характера, и необходимыми для таможенного оформления отдельных видов товаров, являются: - сертификат соответствия, выдаваемый аккредитованным органом по сертификации, подтверждающий соответствие товаров требованиям технических регламентов, а также положениям стандартов; - ветеринарный сертификат - международный документ установленного образца, выдаваемый государственным ветеринарным врачом государства происхождения подконтрольных грузов, подтверждающий (гарантирующий) безопасность подконтрольных грузов в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие государств по заразным болезням животных в соответствии с ветеринарными требованиями государства-импортера; - ветеринарное свидетельство, выдаваемое органами Россельхознадзора на все виды подконтрольных грузов (товаров) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, подтверждающее, что указанные грузы (товары) выходят из местности, благополучной по особо опасным и карантинным болезням животных, а сырье и продукты животного происхождения, кроме того, прошли ветеринарно-санитарную экспертизу в установленном порядке и соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям; - акт государственного карантинного фитосанитарного контроля, выдаваемый органами Россельхознадзора на основании фитосанитарного сертификата и результатов фитосанитарного контроля; - сертификат качества зерна и продуктов его переработки, выдаваемый организациями, аккредитованными Россельхознадзором, подтверждающий соответствие качества зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов, а также наименованию изготовителя указанной продукции; - санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое Роспотребнадзором и его территориальными органами о соответствии (несоответствии) продукции до ее ввоза на территорию Российской Федерации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; - свидетельство о государственной регистрации продукции, выдаваемое уполномоченными органами до ввоза товаров на территорию Российской Федерации по результатам экспертизы продукции, представляющей потенциальную опасность для человека, а также продукции, впервые ввозимой на территорию Российской Федерации и ранее не реализовывавшейся на территории Российской Федерации. 4. Отдельными видами товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащих подтверждению соблюдения ограничений, не носящих экономического характера, являются: - товары, включенные в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждаемый Правительством Российской Федерации; - товары, подлежащие пограничному государственному ветеринарному надзору либо являющиеся подкарантинной продукцией (растения, продукты растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организмы, объекты или материалы, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов, а также зерно и продукты его переработки); - товары, подлежащие государственному контролю в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. ФТС России совместно с уполномоченными федеральными органами разрабатываются списки указанных выше товаров с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. II. Порядок осуществления ведомственного контроля 5. Уполномоченные должностные лица РТУ вправе осуществлять ведомственный контроль, направленный на выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами или их должностными лицами при принятии решений об условном выпуске товаров (об отказе в условном выпуске товаров), без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, не носящих экономического характера, следующими способами: - постоянный мониторинг таможенного оформления товаров, ввоз которых осуществляется с соблюдением ограничений, не носящих экономического характера; - анализ информации, содержащейся в базах данных о товарах риска причинения вреда, формируемых ФТС России и доводимых до таможенных органов, а также профилях риска; - проведение функциональных или комплексных проверок деятельности подчиненных таможенных органов; - контроль решений, принимаемых подчиненными таможенными органами; - анализ материалов, направленных подчиненными таможенными органами; - проверка информации, содержащейся в письменных обращениях юридических или физических лиц, органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, нижестоящих таможенных органов, поступающих в РТУ; - анализ исковых заявлений физических и юридических лиц относительно неправомерных, по мнению заявителя, решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц при принятии решений об условном выпуске товаров (об отказе в условном выпуске товаров); - иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. 6. Для осуществления ведомственного контроля уполномоченные должностные лица РТУ вправе истребовать документы, представленные при таможенном оформлении и необходимые для проведения объективной и полной проверки обоснованности принятия решения об условном выпуске товаров (об отказе в условном выпуске товаров). 7. В ходе проведения проверки обоснованности принятия нижестоящим таможенным органом либо его должностным лицом решения об условном выпуске товаров (об отказе в условном выпуске товаров) уполномоченные должностные лица РТУ: - организовывают получение всех необходимых для проведения проверки документов; - проверяют соблюдение условий, необходимых для принятия решения об условном выпуске товаров (товар не запрещен к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации; проведен пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте прибытия товара на таможенную территорию Российской Федерации в случае, когда товар подлежит такому контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации; наличие документов, необходимость представления которых одновременно с таможенной декларацией установлена правовыми актами Российской Федерации); - проводят проверку полученных документов, направленную на выявление недействительных документов (аннулированные; приостановленные; фальсифицированные; не относящиеся к декларируемым товарам; выданные с нарушением установленных порядка и правил); - проверяют наличие сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров, об их классификационном коде по ТН ВЭД России на уровне десяти знаков, о стране отправления (происхождения) товаров, их количественных данных (количество мест, вес и прочее), о федеральных органах исполнительной власти (организациях), осуществивших соответствующий вид государственного контроля, и их полномочиях, о сроках действия документов, подтверждающих соблюдение ограничений, и их соответствие со сведениями, содержащимися в иных документах, представленных в таможенный орган при декларировании товаров, а также в электронных копиях таможенных документов; - проверяют наличие на коммерческих (счета-фактуры, счета-проформы, отгрузочные спецификации, упаковочные листы), транспортных (перевозочных) и таможенных документах сведений об отметках о проведении пограничного санитарно-карантинного, карантинного, карантинно-фитосанитарного и ветеринарного контроля; - проверяют наличие сведений о проведенной идентификации товаров, в том числе о специальных марках, знаках соответствия или иных способах обозначения товаров, используемых для подтверждения безопасности ввозимых товаров, представленных в виде актов таможенного досмотра либо соответствующих фотографий; - проверяют наличие сведений о полномочиях лиц, являющихся заявителями о разрешении на условный выпуск товаров, в том числе об их паспортных данных, о подтвержденных отношениях с лицами, которые будут осуществлять хранение; о доверенности на совершение действий от имени лиц, которые будут осуществлять хранение товаров; о договорах таможенного брокера (представителя) с лицами, которые будут осуществлять хранение товаров, если заявление об этом подается таможенным брокером (представителем); - проверяют наличие сведений о лицах, которые будут осуществлять хранение товаров, в том числе о государственной регистрации юридических лиц либо индивидуальных предпринимателях; о составе имущества, используемого для осуществления хранения товаров; о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности; о местонахождении организаций; о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков и об идентификационном номере налогоплательщиков; - проверяют наличие сведений о причинах непредставления необходимых для таможенного оформления документов и принятые меры по их получению; - проверяют наличие сведений о планируемой перегрузке товаров, а также сведения о других грузовых операциях в месте хранения товаров (место проведения грузовых операций, его наименование и местонахождение, таможенный орган, в регионе деятельности которого будут производиться грузовые операции, его цифровой код, если хранение товаров планируется осуществлять в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа назначения, а также сведения о согласовании разрешения на условный выпуск с данным таможенным органом); - проверяют наличие сведений о планируемом сроке представления недостающих документов); - проверяют наличие обязательства не передавать товар третьим лицам, в том числе путем его продажи или отчуждения иным способом, а также не использовать товар (эксплуатировать, потреблять) в любой форме; - проверяют наличие сведений об информированности лица, подавшего заявление, о возможности применения к нему мер ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств. 8. После проверки всех необходимых документов и сведений уполномоченные должностные лица РТУ сопоставляют полученную информацию с информацией, имеющейся в РТУ (базы данных, списки контролируемых товаров, образцы бланков документов, образцы оттисков печатей и иные имеющиеся источники информации). III. Решения, принимаемые региональным таможенным управлением в рамках ведомственного контроля 9. По результатам ведомственного контроля уполномоченные должностные лица РТУ вправе отменить либо изменить решение нижестоящего таможенного органа или его должностного лица об условном выпуске товаров (об отказе в условном выпуске товаров), в случае если такое решение не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, либо оставить данное решение без изменений. 10. В порядке ведомственного контроля не могут быть пересмотрены решения за пределами срока, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации для осуществления таможенного контроля. 11. При обнаружении несоответствия сопоставленных сведений либо выявлении нарушений таможенного законодательства Российской Федерации уполномоченные должностные лица РТУ, проводившие проверку деятельности нижестоящих таможенных органов, в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации, незамедлительно составляют рапорт на имя начальника РТУ либо Службы, в подчинении которого они находятся, и готовят проект Решения РТУ об отмене неправомерного решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица об условном выпуске (об отказе в условном выпуске) отдельных видов товаров без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, не носящих экономического характера. В случае, если неправомерное решение об условном выпуске (об отказе в условном выпуске) отдельных видов товаров принято уполномоченным должностным лицом таможни либо таможенного поста, отмена такого решения может быть поручена начальнику таможни, в подчинении которого находится данное должностное лицо. Также при выявлении нарушений таможенного законодательства уполномоченные должностные лица РТУ в соответствии с установленным порядком направляют все необходимые документы и сведения в подразделение административных расследований для принятия соответствующего решения. 12. Оригинал Решения РТУ об отмене неправомерного решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица об условном выпуске (об отказе в условном выпуске) отдельных видов товаров направляется в таможенный орган, решение которого отменяется. 13. Начальник нижестоящего таможенного органа незамедлительно после получения Решения РТУ об отмене неправомерного решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица об условном выпуске отдельных видов товаров обязан: - принять необходимые меры к неукоснительному исполнению Решения РТУ об отмене неправомерного решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица об условном выпуске отдельных видов товаров; - известить об отмене решения об условном выпуске товаров в произвольной письменной форме лицо, подавшее заявление об условном выпуске, и уведомить о необходимости представить недостающие сведения, установив при этом срок их представления; - обязать лицо, подавшее заявление об условном выпуске, поместить условно выпущенный товар в зону таможенного контроля или, по желанию этого лица, на склад временного хранения, где они могут находиться в пределах срока временного хранения, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации; - принять необходимые меры к недопущению подчиненными должностными лицами принятия необоснованных решений об условном выпуске товаров без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, не носящих экономического характера; - проинформировать РТУ о проведенных мероприятиях, направленных на устранение последствий неправомерно принятого решения. 14. Начальник нижестоящего таможенного органа после получения Решения РТУ об отмене неправомерного решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица об отказе в условном выпуске отдельных видов товаров обязан: - принять необходимые меры к неукоснительному исполнению Решения РТУ об отмене неправомерного решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица об отказе в условном выпуске отдельных видов товаров; - известить о принятом решении в произвольной письменной форме лицо, подавшее заявление об условном выпуске; - осуществить условный выпуск товаров, в отношении которых принято данное Решение РТУ; - принять необходимые меры к недопущению подчиненными должностными лицами принятия необоснованных решений об отказе в условном выпуске товаров, без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, не носящих экономического характера; - проинформировать РТУ о проведенных мероприятиях, направленных на устранение последствий неправомерно принятого решения. 15. Начальник нижестоящего таможенного органа, которому поручено отменить неправомерное решение подчиненного должностного лица об условном выпуске (отказе в условном выпуске) отдельных видов товаров, незамедлительно отменяет данное решение и принимает меры, предусмотренные пунктами 13, 14 настоящих Рекомендаций. 16. Решение о признании правомерным решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица об условном выпуске (об отказе в условном выпуске) отдельных видов товаров без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, не носящих экономического характера, документального оформления не требует. 17. Обо всех случаях отмены либо изменения решений нижестоящих таможенных органов или их должностных лиц об условном выпуске товаров (отказе в условном выпуске товаров) региональное таможенное управление, проводившее в рамках ведомственного контроля проверку обоснованности принятия таких решений, в трехдневный срок информирует Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений с указанием всех сведений о товаре; получателе; лице, подавшем декларацию; лице, осуществлявшем хранение условно выпущенных товаров; обоснованием и приложением заверенных копий документов, послуживших основанием для отмены (изменения) решения нижестоящего таможенного органа. Начальник Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений генерал-лейтенант таможенной службы А.О.КУДРЯШЕВ |