ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧНЯ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ 29 ноября 2005 г. N 893 (Д) Приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005). 2. Считать не подлежащим применению Постановление Госгортехнадзра России от 7 сентября 1999 года N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней" <*>. -------------------------------- <*> Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный N 1926. ВРИО руководителя А.Б.МАЛЫШЕВ 29 ноября 2005 г. N 893 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 17 января 2006 г. N 7375 УТВЕРЖДЕН Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 года N 893 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ РД-03-14-2005 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация), и требования к ее оформлению. 2. Порядок разработан в соответствии с: - Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 года; - Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348); - Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 года; - Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560). 3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов. 4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами. 5. В Порядке используются термины, установленные в: - Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003; - "Методических указаниях по проведению анализа риска на опасных производственных объектах" (РД 03-418-01), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 N 30. Также используются термины и их определения, приведенные в приложении N 1 к Порядку. 6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО. 7. Декларация разрабатывается для ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (таблицы 1 и 2 приложения N 2 к Порядку), а также для ОПО, обязательность декларирования которых установлена в нормативных правовых актах Службы. При решении вопроса об обязательности декларирования промышленной безопасности следует применять следующие принципы: 1) для опасных веществ, не указанных в таблице 1, применять данные таблицы 2 приложения N 2 к Порядку; 2) в случае, если расстояние между ОПО менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества; 3) если на ОПО применяется несколько видов опасных веществ, то их суммарное пороговое количество определяется условием: n SUMm(i) / M(i) > 1 i=1 где m(i) - количество применяемого вещества; M(i) - пороговое (предельное) количество того же вещества в соответствии с таблицами 1 и 2 для всех i от 1 до n. 8. В случае, если ОПО, расположенные на расстоянии менее пятисот метров и принадлежащие разным организациям, объединены в единый технологический цикл и сумма опасных веществ на них превышает установленные предельные значения (таблицы 1 и 2 приложения N 2 к Порядку), то они подлежат декларированию. 9. Декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО. 10. Декларация уточняется или разрабатывается вновь при изменении сведений, содержащихся в ней, или изменении требований промышленной безопасности. 11. Декларация уточняется путем внесения в нее частичных изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и/или технологическими изменениями на опасном производственном объекте, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения прилагаются к декларации и согласовываются с управлением центрального аппарата Службы, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО. 12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации. 13. Декларация представляется на экспертизу промышленной безопасности (далее - экспертиза) в экспертную организацию. 14. Декларация с заключением экспертизы по ней направляется на рассмотрение в управление центрального аппарата Службы, осуществляющее контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО. 15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526). II. СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 16. Декларация должна включать следующие структурные элементы: - титульный лист; - данные об организации - разработчике декларации; - оглавление; - раздел 1 "Общие сведения"; - раздел 2 "Результаты анализа безопасности"; - раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности"; - раздел 4 "Выводы"; - раздел 5 "Ситуационные планы"; - обязательные приложения к декларации: - приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка"; - приложение N 2 "Информационный лист". III. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения: 1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов); 2) регистрационный номер декларации присваивается Службой в установленном порядке; 3) наименование декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта); 4) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (для действующих объектов); 5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки декларации. 18. Данные об организации - разработчике декларации включают: 1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии Службы на проведение работ, связанных с экспертизой промышленной безопасности (с указанием регистрационного номера и даты выдачи лицензии), данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной безопасности и/или анализа риска. При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения представляются для каждой из них. 2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, место работы и сведения об аттестации в области экспертизы декларации промышленной безопасности. 19. Оглавление включает наименования всех разделов декларации с указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы. 20. Раздел 1 "Общие сведения" должен включать: 1) реквизиты организации: - полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта); - наименование вышестоящей организации (при наличии таковой) с указанием адреса, телефона; - фамилии, инициалы и должности руководителей организации; - полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс организации; - краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта; 2) обоснование декларирования: - перечень составляющих декларируемого объекта с указанием количества и наименования опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам; - перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации; 3) сведения о месторасположении декларируемого объекта: - краткую характеристику местности, на которой размещается объект, в том числе данные о топографии и природно-климатических условиях с указанием возможности проявления опасных природных явлений; - план расположения объекта на топографической карте и сведения о размерах и границах территории, запретных, санитарно-защитных и охранных зонах декларируемого объекта; 4) сведения о работниках и иных физических лицах, включая население: - сведения об общей численности работников на декларируемом объекте, а также данные о преимущественном размещении работающих по административным единицам и составляющим декларируемого объекта с указанием средней численности и наибольшей численности работающей смены; - сведения об общей численности работников других объектов эксплуатирующей организации, размещенных вблизи декларируемого объекта; - сведения об общей численности иных физических лиц, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов: работники соседних предприятий и других объектов; лица на внешних транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги); население и иные физические лица; 5) страховые сведения (для действующих объектов): - наименование и адрес организации-страховщика, а также сведения о ее страховых лицензиях; - перечень договоров обязательного страхования ответственности с указанием размеров страховых сумм. 21. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" должен включать: 1) сведения об опасных веществах: - наименование опасного вещества; - степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека и окружающую природную среду, в том числе при возникновении аварии; 2) общие сведения о технологии: - схему основных технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической системе декларируемого объекта; - общие данные о распределении опасных веществ по декларируемому объекту, которые должны включать сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах, - аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного вещества; 3) основные результаты анализа риска аварии. 22. Основные результаты анализа риска аварии должны включать: 1) результаты анализа условий возникновения и развития аварий: - перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий; - краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий; - данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии; - сведения о возможном числе пострадавших, включая погибших среди работников и иных физических лиц; - сведения о возможном ущербе от аварий; 2) результаты оценки риска аварии, которые должны включать краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде. 23. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности" должен включать: 1) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта: - сведения о выполнении распоряжений и предписаний Службы; - перечень имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов; - сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе; - сведения о системе управления промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности; - сведения о системе проведения сбора информации о произошедших инцидентах и авариях и анализе этой информации; - перечень проведенных работ по анализу опасностей и рисков, техническому диагностированию и экспертизе технических устройств, зданий, сооружений и экспертизе промышленной безопасности с указанием наименования объекта экспертизы и организаций, проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения экспертизы; - сведения о соответствии условий эксплуатации декларируемого объекта требованиям норм и правил; - сведения о принятых мерах по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность на декларируемом объекте, а также по противодействию возможным террористическим актам; 2) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии: - сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте; - сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности; - сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте; - сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии; - сведения о порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также их взаимодействию с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий. 24. Раздел 4 "Выводы" должен включать: 1) перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий; 2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска; 3) перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий; 4) обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте. 25. Раздел 5 "Ситуационные планы" должен включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта. На ситуационном плане в масштабе должны быть отмечены: 1) промышленная площадка (территория) с указанием месторасположения источника выброса или взрыва опасного вещества; 2) предприятия, транспортные коммуникации, населенные пункты и места массового скопления людей; 3) зоны действия поражающих факторов аварий для наиболее опасных по последствиям и вероятных сценариев аварии на декларируемом объекте, а также краткое описание сценариев, методов и основных исходных данных, применяемых при расчете этих сценариев; 4) распределение потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности (для декларируемых объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся веществ). IV. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 "РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА" 26. Приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка" имеет следующую структуру: - титульный лист; - оглавление; - Раздел 1 "Сведения о технологии"; - Раздел 2 "Анализ риска"; - Раздел 3 "Выводы и предложения"; - Список использованных источников. 27. Титульный лист РПЗ является первой страницей и должен включать следующие сведения: 1) надпись "Приложение 1" (в правом верхнем углу); 2) регистрационный номер декларации в соответствии с подп. 2 п. 17 Порядка; 3) наименование РПЗ к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта); 4) для действующего объекта - регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, для проектируемого объекта - наименование проектной документации с указанием стадии проекта (проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта); 5) номер книги (в том случае, если РПЗ состоит из двух и более книг); 6) местонахождение организации, разработавшей декларацию промышленной безопасности, и год ее разработки. Если РПЗ состоит из двух или более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист, соответствующий листу первой книги и содержащий сведения, относящиеся к данной книге. 28. Оглавление должно включать наименование всех разделов и подразделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы. В случае, если РПЗ состоит из двух и более книг, в каждой из них должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно быть представлено содержание всего документа с указанием номеров страниц и книг, в последующих книгах - только содержание соответствующей книги. 29. Раздел 1 "Сведения о технологии" должен включать: 1) сведения об опасных веществах (представляется для веществ, учитываемых при идентификации декларируемого объекта): - наименование; - вид; - химическая формула; - состав; - физические свойства (молекулярный вес, температура кипения, плотность); - взрывоопасность; - токсическая опасность; - реакционная способность; - запах; - коррозионная активность; - меры предосторожности; - воздействие на людей и окружающую среду, в том числе от поражающих факторов аварии; - средства защиты; - методы перевода вещества в безвредное состояние; - меры первой помощи пострадавшим от воздействия поражающих факторов при аварии; 2) данные о технологии и оборудовании: - принципиальная технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования, указанием направлений потоков опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким описанием технологического процесса; - план размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества; - перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества; - данные о распределении опасных веществ по оборудованию; 3) описание технических решений по обеспечению безопасности: - описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ; - описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ; - описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности; - описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности. 30. Раздел 2 "Анализ риска" должен включать: 1) анализ известных аварий: - перечень аварий и обобщенные данные об инцидентах, имевших место на декларируемом объекте (для действующих объектов); - перечень наиболее опасных по последствиям аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами; - анализ основных причин произошедших аварий; 2) анализ условий возникновения и развития аварий: - определение возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий; - определение сценариев аварий с участием опасных веществ; - обоснование применяемых физико-математических моделей и методов расчета с оценкой влияния исходных данных на результаты анализа риска аварии; - оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии; - расчет вероятных зон действия поражающих факторов; - оценку возможного числа пострадавших, в том числе погибших, среди работников декларируемого объекта и иных физических лиц; - оценку возможного ущерба; 3) оценку риска аварий, включающую данные о вероятности аварий, показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде (по составляющим объекта). 31. Раздел 3 "Выводы и предложения" должен включать: 1) перечень составляющих (производственных участков) декларируемого объекта с указанием рассчитанных показателей риска аварии; 2) сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и/или критериями приемлемого риска; 3) предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий. 32. Список использованных источников должен включать: 1) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте; 2) перечень документации организации, используемой при разработке расчетно-пояснительной записки; 3) перечень литературных источников. V. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 "ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ" 33. Приложение N 2 "Информационный лист" служит для представления гражданам (по их обращению), имеет титульный лист и включает следующие структурные элементы: 1) наименование организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО или являющейся заказчиком проектной документации; 2) сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы, телефон); 3) краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта; 4) перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте; 5) краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий и мерах безопасности; 6) сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий. 34. На титульном листе приложения "Информационный лист" приводятся следующие сведения: 1) надпись "Приложение N 2" (в правом верхнем углу); 2) регистрационный номер декларации в соответствии с п. 17 пп. 2 Порядка; 3) наименование информационного листа к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта). VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИЛОЖЕНИЙ К НЕЙ 35. Общие требования: - декларация и приложения к ней должны быть оформлены отдельно друг от друга. Декларация и расчетно-пояснительная записка оформляются в виде отдельных переплетенных книг (или нескольких книг при необходимости); - текст декларации и приложений к ней должен быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств вывода персональных компьютеров на одной стороне белой бумаги; - вне зависимости от способа печатания качество напечатанного текста и оформления иллюстраций и таблиц должно удовлетворять требованию четкого однозначного восприятия; - при оформлении декларации и приложений необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту; - вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается черными чернилами или черной тушью; - заголовки структурных элементов декларации следует располагать с новой страницы, в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая; - заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются; - расстояние между заголовками структурных элементов, подразделов, пунктов и текстов должно быть не менее 3 интервалов. 36. Требования к нумерации страниц декларации и приложений: - страницы декларации следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая отдельную сквозную нумерацию по всему тексту декларации и каждого приложения к ней; - титульные листы входят в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют; - иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц декларации и расчетно-пояснительной записки; - иллюстрации и таблицы учитывают как одну страницу. 37. Требования к нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов и книг декларации и расчетно-пояснительной записки: - разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела; - номер пункта включает номер раздела, порядковый номер подраздела и пункта, разделенные точкой, например 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.; - номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.; - если подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует; - книги декларации и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в пределах декларации и РПЗ, соответственно; - номер книги следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием наименования декларации или РПЗ, например "Книга 2". 38. Требования к иллюстрациям: - иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в декларации или расчетно-пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; - на все иллюстрации должны быть даны ссылки; - иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст); - иллюстрация обозначается словом "Рисунок". Наименование помещают в одну строку со словом "Рисунок" после его номера через тире. Наименование и слово "Рисунок" помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки; - иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или расчетно-пояснительной записки; - иллюстрацию следует выполнять на одной странице; если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом наименование иллюстрации помещают на каждой странице и под ним указывают "лист..."; - масштаб и количество иллюстраций, в том числе ситуационных планов, выбираются в каждом конкретном случае исходя из наглядности и полноты отображения информации. 39. Требования к таблицам: - цифровой материал должен оформляться в виде таблиц; - таблицу следует располагать в декларации или РПЗ непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице; - на все таблицы должны быть даны ссылки; - таблица обозначается словом "Таблица", название таблицы помещают в одну строку со словом "Таблица" после ее номера через тире. Слово "Таблица" и ее название располагают над таблицей слева без абзацного отступа; - таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или РПЗ. 40. Требования к перечислениям и сноскам: - перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов; - перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами; - в пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений; - сноски следует размещать в декларации или РПЗ при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации; - сноски размещают внизу страницы, на которой находится текст, таблица или иллюстрация, к которым они относятся. 41. Требования к ссылкам: - ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников и приводить в квадратных скобках; - наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании; - ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, перечисления и приложения следует указывать их порядковым номером, например: "...в разделе 2", "...по п. 3.2.4", "...на рис. 1" и т.д. 42. Требования к оформлению результатов анализа риска: - результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе; - разработчики декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета; - обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска приводится в РПЗ, в декларации приводятся основные результаты расчетов; - для обоснования применяемых моделей и методов расчета следует указать организацию, разработавшую их, принятые допущения, предположения, значения основных исходных данных, литературные ссылки на используемые материалы; - при изложении результатов оценки риска аварии в РПЗ следует указать влияние исходных данных и принятых допущений на рассчитываемые показатели риска; - приоритетными для проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или утвержденные федеральными органами исполнительной власти; - при анализе соответствия условий эксплуатации декларируемого ОПО действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения эксплуатирующей организацией предписаний органов надзора; - при анализе риска следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и наиболее опасные события. Например, следует учитывать последствия аварийных ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей природной среде; - ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов; - при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графо-аналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска; - при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, "высокая", "низкая" вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики. Приложение N 1 ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В целях настоящего Порядка применяются следующие определения: 1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. 2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы. 3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта. 4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии. 5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени. 6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды. Приложение N 2 ПРЕДЕЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВА ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ, НАЛИЧИЕ КОТОРЫХ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКИ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ" ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 ГОДА N 116-ФЗ) Таблица 1 ------------------------------------------------------------------------ | Наименование опасного вещества | Предельное | | | количество | | | опасного | | | вещества, т | |-------------------------------------------------------|--------------| | Аммиак | 500 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в | | | которых содержание азота из нитрата аммония | | | составляет более 28 процентов массы, а также | | | водные растворы нитрата аммония, в которых | | | концентрация нитрата аммония превышает 90 | | | процентов массы) | 2 500 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Нитрат аммония в форме удобрений (простые | | | удобрения на основе нитрата аммония, а также | | | сложные удобрения, в которых содержание азота из | | | нитрата аммония составляет более 28 процентов | | | массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония | | | вместе с фосфатом и (или) калием)) | 10 000 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Акрилонитрил | 200 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Хлор | 25 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Оксид этилена | 50 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Цианистый водород | 20 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Фтористый водород | 50 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Сернистый водород | 50 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Диоксид серы | 250 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Триоксид серы | 75 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Алкилы свинца | 50 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Фосген | 0,75 | |-------------------------------------------------------|--------------| | Метилизоцианат | 0,15 | ------------------------------------------------------------------------ Таблица 2 ----------------------------------------------------------------------- | Виды опасных веществ | Предельное | | | количество | | | опасного | | | вещества, т | |-------------------------------------------------------|-------------| | Воспламеняющиеся газы | 200 | |-------------------------------------------------------|-------------| | Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых | | | складах и базах | 50 000 | |-------------------------------------------------------|-------------| | Горючие жидкости, используемые в технологическом | | | процессе или транспортируемые по магистральному | | | трубопроводу | 200 | |-------------------------------------------------------|-------------| | Токсичные вещества | 200 | |-------------------------------------------------------|-------------| | Высокотоксичные вещества | 20 | |-------------------------------------------------------|-------------| | Окисляющие вещества | 200 | |-------------------------------------------------------|-------------| | Взрывчатые вещества | 50 | |-------------------------------------------------------|-------------| | Вещества, представляющие опасность для окружающей | | | природной среды | 200 | ----------------------------------------------------------------------- |