РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ВЫПЛАЧИВАЕТ ДОХОД ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - РЕЗИДЕНТУ ИРЛАНДИИ ЗА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ОБНОВЛЕНИЮ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ДОЛЖНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УДЕРЖАТЬ НАЛОГ НА ДОХОДЫ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ ИСТОЧНИКОВ В РФ? ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ В ЭТОМ СЛУЧАЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИРЛАНДИИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ОТ 29.04.94? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 18 марта 2005 г. N 20-12/17365 (Д) Согласно пункту 5 статьи 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных статьей 24 НК РФ. Положениями статьи 24 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ при выплате иностранным организациям доходов, перечисленных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, организация, применяющая УСН, обязана удерживать налоги по ставкам, установленным статьей 284 НК РФ, и перечислять их в доход федерального бюджета при каждой выплате дохода. Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах. Если иностранная организация является резидентом государства, с которым РФ имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то доходы, которые она получает от источника в РФ, подлежат налогообложению в порядке, установленном соглашением, при условии соблюдения этой иностранной организацией процедур, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 НК РФ. В пункте 2 статьи 309 НК РФ установлено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, имущественных прав, иного имущества (кроме доходов от реализации акций российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, и доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ), а также от осуществления работ и оказания услуг на территории РФ, и не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Таким образом, при получении иностранной организацией дохода от оказания разовой услуги по обновлению программного обеспечения, не приводящей к образованию постоянного представительства, от российской организации, применяющей УСН, у последней не возникает обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в РФ. Кроме того, в случае получения указанного дохода, который не подлежит налогообложению у источника выплаты в РФ, налоговое законодательство не обязывает иностранную организацию (получателя дохода), которая является резидентом государства, имеющего с РФ действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, представлять подтверждение постоянного местопребывания, предусмотренное пунктом 1 статьи 312 НК РФ. Однако следует учесть, что освобождение дохода, получаемого иностранной организацией от источника в РФ, от налогообложения в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения или российским налоговым законодательством не освобождает источник выплаты этого дохода от других обязанностей налогового агента, установленных статьей 24 НК РФ. В частности, налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Согласно пункту 4 статьи 310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286. Инструкция по заполнению налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275. В соответствии с данной инструкцией налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в РФ в пользу иностранной организации. То есть он составляется и представляется в налоговые органы и в том случае, когда доходы, выплачиваемые иностранной организации, не подлежат налогообложению в РФ. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Н.В. Желудова 18 марта 2005 г. N 20-12/17365 |