НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОБЩЕСТВО И ЕГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В Н. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 19.08.05 09-24/58993

             НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОБЩЕСТВО И ЕГО
            ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО К
         АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП
        РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
         И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В
             НЕОПРИХОДОВАНИИ В КАССУ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕНЕЖНОЙ
         НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ ПРИ ПРОДАЖЕ
          ТОВАРОВ. РАСХОЖДЕНИЕ СУММ ПОЛУЧЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
            ВЫРУЧКИ ПО ДАННЫМ ФИСКАЛЬНОГО ОТЧЕТА И ДАННЫМИ
        КАССОВОЙ КНИГИ ВОЗНИКЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ
            СУММ ПОКУПАТЕЛЮ ПО НЕИСПОЛЬЗОВАННЫМ (ОШИБОЧНО
        ПРОБИТЫМ) КАССОВЫМ ЧЕКАМ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВИЛА АКТЫ
         О ВОЗВРАТЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ФОРМЕ N КМ-3, ОДНАКО
         ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЧЕКИ К АКТАМ НЕ ПРИЛОЖИЛА. ПРАВОМЕРНО
            ЛИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ЕГО
              ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
              ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДАННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          19 августа 2005 г.
                            N 09-24/58993

                                 (Д)


     В  соответствии  со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки
денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
     Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета
выручки,  полученных с применением ККТ, утвержденным ЦБ РФ от 18.08.93
N 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу
предприятия  наличных  денежных средств, полученных с применением ККТ,
проводится  путем  сравнения выручки по отраженным в фискальном отчете
ККТ  данным  суммы  выручки,  определенной  по  показаниям  секционных
счетчиков  (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и отраженной
в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической
сумме выручки по предприятию.
     Решением  Совета  директоров  ЦБ  РФ  от  22.09.93 N 40 утвержден
Порядок  ведения  кассовых  операций  в  РФ (далее - Порядок), который
распространяется   на  все  предприятия,  объединения,  организации  и
учреждения   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  сферы
деятельности.
     В  статье  3  Порядка  определено, что для осуществления расчетов
наличными  деньгами  каждое  предприятие  должно  иметь  кассу и вести
кассовую   книгу   по   установленной   форме.  Прием  наличных  денег
предприятиями  при  осуществлении расчетов с населением производится с
обязательным применением ККТ.
     В  соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег кассами
предприятий  производится  по  приходным кассовым ордерам, подписанным
главным  бухгалтером  или  лицом,  уполномоченным  на  это  письменным
распоряжением  руководителя предприятия. К приходному кассовому ордеру
выдается  квитанция о приеме денег за подписью главного бухгалтера или
лица,  на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом)
кассира или оттиском кассового аппарата.
     Согласно  пунктам  22  и  24  Порядка  все  поступления  и выдачи
наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. После получения
или  выдачи  денег  по  каждому  ордеру  или  другому  заменяющему его
документу  кассир  сразу  же  делает соответствующую запись в кассовой
книге.  Ежедневно  в  конце  рабочего  дня  кассир  подсчитывает итоги
операций  за  день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и
передает  в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист
(копию  записей  в  кассовой  книге за день) с приходными и расходными
кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
     Минфин  России письмом от 30.08.93 N 104 утвердил Типовые правила
эксплуатации  ККМ  при  осуществлении  денежных  расчетов с населением
(далее - Правила).
     На  основании  пункта  4.2 Правил чеки ККТ на приобретение товара
действительны   только   в   день   их  выдачи  покупателю  (клиенту).
Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями
(клиентами)  чекам  только  при  наличии  на  чеке  подписи  директора
(заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной
кассе.
     На  сумму  возврата  оформляется акт о возврате товара по форме N
КМ-3,  который  составляется  в  одном  экземпляре  членами  комиссии.
Погашенные  (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе
с  актом сдаются в бухгалтерию, где они должны храниться при текстовых
документах   за  данное  число.  Суммы,  выплаченные  по  возвращенным
покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в графу 15
журнала  кассира-операциониста  (форма  N  КМ-4),  и на итоговую сумму
уменьшается сумма выручки за данный день.
     Подобная     операция     делается     и    в    случае    ошибки
кассира-операциониста   при   вводе   большей  суммы  и  невозможности
погашения чека в течение смены.
     По  истечении  рабочего  дня  и  закрытии выручки на операционной
кассе  возврат  денег  осуществляется  с  главной  кассы предприятия в
установленном порядке.
     Порядок  оформления возврата товара покупателем не в день покупки
(по  истечении  рабочего  дня  после закрытия продавцом смены и снятия
Z-отчета) определен пунктами 14-16 Порядка ведения кассовых операций в
РФ.
     Возврат  денег осуществляется только из главной кассы организации
на  основании  письменного  заявления  покупателя с указанием фамилии,
имени,  отчества  и только при предъявлении документа, удостоверяющего
личность (паспорта или документа, его заменяющего). Для возврата денег
покупателю из главной кассы предприятия составляется расходно-кассовый
ордер (форма N КО-2) с обязательным указанием фамилии, имени, отчества
покупателя    и   его   паспортных   данных   или   иного   документа,
удостоверяющего    личность.    Порядок   составления   и   оформления
расходно-кассового  ордера  утвержден  постановлением Государственного
комитета  Российской  Федерации  по  статистике  от  18.08.98 N 88 "Об
утверждении  унифицированных  форм  первичной  учетной документации по
учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
     Согласно  статье  9  Федерального  закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском    учете"   все   хозяйственные   операции,   проводимые
организацией,  должны  оформляться  оправдательными  документами.  Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании которых
ведется  бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к
учету,   если   они  составлены  по  форме,  содержащейся  в  альбомах
унифицированных  форм  первичной  учетной  документации.  А документы,
форма  которых  не  предусмотрена  в  этих  альбомах, должны содержать
обязательные  реквизиты,  перечень  которых указан в пункте 2 статьи 9
Закона.
     При  несоблюдении  перечисленных  выше  требований  к  оформлению
возврата  денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм,
ошибочно  пробитых  по  ККТ кассиром-операционистом, организация из-за
отсутствия  оснований  для  уменьшения  выручки  фактически  допускает
неоприходование части выручки.
     Пунктом   6.1   Типовых   правил  определено,  что  при  закрытии
предприятия  кассир  должен  подготовить  денежную  выручку  и  другие
платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с
кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
     По  показаниям  секционных  счетчиков  (регистров) на начало и на
конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать
показаниям  денежных  суммирующих  счетчиков  и контрольной ленте. Она
также  должна  совпадать  с  суммой, сдаваемой кассиром-операционистом
старшему   кассиру  с  итоговым  чеком  ККТ.  После  снятия  показания
счетчиков   (регистров)   либо   распечатки,  определения  и  проверки
фактической     суммы    выручки    делается    запись    в    журнале
кассира-операциониста  и скрепляется подписями кассира и представителя
администрации.
     Как  следует  из представленных документов, организация оформляла
акты  о  возврате  денежных  средств,  однако  прикладывала  к  ним не
первоначальные  ошибочно  пробитые  кассовые  чеки, а чеки о возврате.
Первоначальные  чеки  по  возвращенным  суммам  хранились  отдельно  и
организацией   были   представлены  в  управление  вместе  с  жалобой.
Представленные  чеки подтверждают факт правомерного уменьшения выручки
на суммы возврата денежных средств покупателям.
     Следовательно,      отсутствует     событие     административного
правонарушения,  что  в  соответствии  с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ
является   обстоятельством,   исключающим   производство  по  делу  об
административном правонарушении.
     Таким   образом,   привлечение   инспекцией   к  административной
ответственности    общества    и   его   генерального   директора   за
неоприходование  в кассу денежной наличности в соответствии со статьей
15.1 Кодекса неправомерно.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                       М.В. Третьякова
19 августа 2005 г.
N 09-24/58993