ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 28 октября 2004 г. N 202 (Д) В целях дальнейшего совершенствования организации таможенного контроля и таможенного оформления приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Главном управлении организации таможенного контроля. 2. Руководителям структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, довести настоящий Приказ до сведения подчиненных должностных лиц. 3. Считать утратившими силу Приказы ГТК России от 19.09.2002 N 1001 "Об утверждении Положения о Главном управлении организации таможенного контроля" и от 26.09.2003 N 1068 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Главном управлении организации таможенного контроля". 4. Заместителю руководителя ФТС России Л.А. Лозбенко осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа. Руководитель службы, генерал-полковник таможенной службы А.Е.ЖЕРИХОВ 28 октября 2004 г. N 202 Приложение к Приказу ФТС России от 28 октября 2004 года N 202 ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ I. Общие положения 1. Главное управление организации таможенного контроля (далее - Главное управление) является структурным подразделением Федеральной таможенной службы. 2. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами Минэкономразвития России, правовыми актами ФТС России, в том числе настоящим Положением. 3. Главное управление осуществляет свою деятельность на основе планов работы ФТС России и собственных планов. 4. Главное управление решает возложенные на него задачи непосредственно, а также во взаимодействии со структурными подразделениями ФТС России, через таможенные органы Российской Федерации (далее - таможенные органы), организации, находящиеся в ведении ФТС России, во взаимодействии с федеральными и территориальными органами исполнительной власти, правоохранительными и контрольными органами. 5. Главное управление организовывает свою работу с ориентацией на достижение результатов, прогнозируемых в рамках концепции бюджетирования и определяемых руководством Минэкономразвития России и ФТС России. 6. Структура и штатная численность Главного управления утверждаются приказами ФТС России. 7. Главное управление возглавляет начальник Главного управления, который подчиняется руководителю ФТС России и его заместителю, курирующему Главное управление. Начальник Главного управления имеет пять заместителей, в том числе одного первого. Общее руководство Главным управлением в отсутствие начальника Главного управления осуществляет его первый заместитель, а в его отсутствие - один из заместителей. Начальник Главного управления и его заместители назначаются на должности и освобождаются от должности приказами ФТС России. 8. Функциональные обязанности должностных лиц Главного управления регламентируются должностными инструкциями, утверждаемыми в соответствии с порядком, установленным ФТС России. 9. Главное управление имеет печать с изображением символики таможенной службы Российской Федерации, предназначенную исключительно для проставления на списках товаров, перемещаемых в соответствии с Соглашением об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников Содружества Независимых Государств, а также на перечнях товаров, перемещаемых в соответствии с отдельными межправительственными соглашениями с государствами - участниками Содружества Независимых Государств о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности. II. Основные задачи 10. Разработка и реализация мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области таможенного дела в пределах компетенции Главного управления. 11. Контроль за выполнением таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов в области таможенного дела. 12. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. 13. Обеспечение единообразного применения таможенных технологий в таможенных органах. 14. Организация и осуществление мер, способствующих повышению эффективности таможенного контроля. Совершенствование организации проведения таможенных процедур таможенными органами. 15. Разработка технологий производства таможенного оформления и таможенного контроля, совершенствование и упрощение таможенных процедур, в том числе в отношении товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности и перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами. 16. Внедрение новых форм документов, используемых в таможенном деле, в том числе представляемых в электронном виде. 17. Оказание методической помощи таможенным органам по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля. 18. Внедрение в практику деятельности таможенных органов Системы управления рисками в процессе таможенного контроля. Координация разработки актов, касающихся Системы управления рисками, а также применения таможенными органами форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков. 19. Обеспечение исполнения международных соглашений в области таможенного дела, участницей которых является Российская Федерация. 20. Организация и координация взаимодействия таможенных органов с государственными контрольными органами в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. 21. Изучение международного опыта организации таможенного оформления и таможенного контроля. III. Основные функции Главного управления 22. Участие в разработке предложений о совершенствовании механизма таможенного регулирования в Российской Федерации. 23. Контроль за исполнением таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации. 24. Участие в разработке и подготовке предложений о совершенствовании и об унификации правил таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с международными договорами Российской Федерации. 25. Исполнение в установленные сроки мероприятий плана работы ФТС России, а также выполнение в части, касающейся компетенции Главного управления, показателей деятельности ФТС России. 26. Участие в разработке проектов международных договоров Российской Федерации, законодательных актов Российской Федерации, иных правовых актов в области таможенного дела. 27. Заключение соглашений с таможенными органами других государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей, по согласованию с Минэкономразвития России. 28. Участие в разработке проектов межведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок взаимодействия таможенных и других государственных контрольных органов при осуществлении таможенного и иных видов государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в местах таможенного оформления. 29. Участие в разработке проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития России, подготавливаемых ФТС России, а также Минэкономраэвития России. Согласование проектов нормативных и иных правовых актов, связанных с организацией таможенного оформления и таможенного контроля, разрабатываемых другими структурными подразделениями ФТС России. 30. Рассмотрение обращений и подготовка решения об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц. 31. Организация контроля за применением специальных упрощенных процедур таможенного оформления. 32. Организация таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности и перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами. 33. Подготовка предложений о совершенствовании порядка осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе с использованием электронной формы представления сведений, необходимых для таможенных целей, а также организация и сопровождение соответствующих экспериментов. 34. Обобщение практики таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, а также контроля таможенного оформления, проведение соответствующего анализа. 35. Методическое руководство подразделениями таможенных органов, осуществляющими таможенный контроль и таможенное оформление, оказание таможенным органам практической помощи. 36. Координация деятельности структурных подразделений ФТС России и таможенных органов по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, а также разработки и применения Системы управления рисками. 37. Рассмотрение предложений таможенных органов, федеральных органов исполнительной власти, иных организаций и физических лиц по вопросам совершенствования и упрощения порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. 38. Рассмотрение материалов об учреждении свободного склада, участие в подготовке решений о его учреждении. 39. Обобщение и анализ практики применения таможенных режимов и специальных таможенных процедур. 40. Подготовка отчетов, справочных и аналитических материалов по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления. 41. Контроль и регистрация перечней и списков товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с межправительственными соглашениями об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников СНГ, а также о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности. 42. Проверка самостоятельно либо совместно с другими подразделениями ФТС России деятельности таможенных органов. Участие в целевых проверках. 43. Участие в обработке и анализе информации на основе оперативного мониторинга о таможенном оформлении, электронных баз данных ГТД, электронных уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств, документов учета, а также иных электронных баз данных. 44. Подготовка для руководства ФТС России предложений о применении прямых мер по минимизации рисков при проведении таможенного контроля. 45. Участие в информационном обеспечении Системы управления рисками. 46. Разработка методологии и методов выявления рисков и управления ими. Разработка общероссийских, региональных и зональных профилей рисков. 47. Участие в организации обмена информацией в электронном виде с таможенными службами других государств. 48. Участие в работе по автоматизации процессов таможенного контроля и таможенного оформления, созданию и внедрению автоматизированных систем таможенного оформления, в том числе обеспечивающих Систему управления рисками. 49. Разработка требований к автоматизированным системам таможенного оформления и таможенного контроля, контроль за реализацией и внедрением в таможенные органы таких систем. 50. Рассмотрение запросов и обращений, поступающих от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, граждан, таможенных органов и структурных подразделений ФТС России, организаций, находящихся в ведении ФТС России. Подготовка ответов на них в соответствии с порядком, определяемым ФТС России. 51. Ведение реестров таможенных складов, складов временного хранения, таможенных перевозчиков, пунктов и мест международного почтового обмена, списков магазинов беспошлинной торговли. 52. Подготовка решений о недопущении к внутреннему таможенному транзиту перевозчика или экспедитора при наличии достаточных оснований для такого решения в соответствии с требованиями законодательства в области таможенного дела. 53. Подготовка решений о продлении срока реимпорта вывезенного оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и для других подобных целей. 54. Участие в рассмотрении предложений по вопросам создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов. 55. Участие в подготовке предложений об изменении типовой структуры таможенных органов. 56. Рассмотрение и подготовка предложений об определении и изменении регионов деятельности таможенных органов. 57. Подготовка предложений о рациональном использовании штатной численности таможенных органов. Участие в согласовании кандидатур лиц, назначаемых на руководящие должности в таможенных органах. 58. Сбор, обобщение и анализ отчетности об основных показателях работы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. 59. Участие в рассмотрении предложений об установлении и открытии пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, изменении их статуса, а также участие в работе межведомственных комиссий по данным вопросам. 60. Организация контроля за деятельностью таможенных перевозчиков, таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов. 61. Участие в разработке технологии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в виде банковской гарантии, денежного депозита и поручительства третьего лица при доставке и транзите товаров, а также контроль за соблюдением таможенными органами правовой базы по обеспечению уплаты таможенных платежей. 62. Контроль за обустройством мест таможенного оформления, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащением подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, техническими средствами таможенного контроля (ТСТК), средствами связи и другими материально-техническими ресурсами. 63. Участие в изучении и оценке новых систем и видов ТСТК для их использования в таможенных органах. 64. Участие в разработке и осуществлении программ обеспечения таможенных органов ТСТК. 65. Паспортизация пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Контроль за разработкой программных средств, используемых при кодировании таможенных органов и паспортизации пунктов пропуска. 66. Участие в разработке и создании используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. 67. Подготовка предложений о формировании нормативно-справочной информации, используемой для обеспечения функционирования информационных систем. 68. Участие в подготовке предложений по вопросам разработки средств таможенной идентификации и обеспечения ими таможенных органов. 69. Организация таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов. 70. Участие в обучении специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций. 71. Осуществление делопроизводства в соответствии с требованиями типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах. 72. Контроль за своевременным прохождением, исполнением и качественным оформлением документов в Главном управлении. 73. Другие функции, возложенные на таможенные органы Российской Федерации законодательством Российской Федерации. IV. Права Главного управления 74. Для выполнения возложенных задач и функций Главное управление имеет право: - запрашивать от таможенных органов и других подразделений ФТС России информацию и документы, необходимые для осуществления своей деятельности; - участвовать в согласовании проектов правовых актов и иных документов; - направлять в таможенные органы разъяснения и поручения по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления; - пользоваться в соответствии с установленным порядком информационными системами и электронными базами данных ФТС России, создавать собственные банки данных; - запрашивать согласно установленному порядку необходимые документы и сведения от государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и объединений независимо от форм собственности и подчиненности, а также от должностных лиц и граждан; - привлекать согласно установленному порядку для оказания содействия таможенным органам специалистов других правоохранительных и государственных контрольных органов, организаций, а также экспертов; - представлять интересы ФТС России в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в коммерческих и некоммерческих организациях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Главного управления; - вносить в порядке контроля правовых актов и решений таможенных органов на рассмотрение руководству ФТС России предложении об отмене или изменении таких актов и решений, а также предложений о применении мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении таможенных органов, их должностных лиц при совершении ими неправомерных действий или их бездействии; - участвовать по поручению руководителя ФТС России и его заместителей в приеме граждан, обеспечивая своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимать решения по таким обращениям и направлять заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; - запрашивать от государственных и коммерческих организаций, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в таможенных целях, информацию, касающуюся разрабатываемых и закупаемых ТСТК. V. Заключительные положения 75. Начальник Главного управления: - руководит деятельностью Главного управления на основе принципа единоначалия; - обеспечивает издание документов распорядительного характера по вопросам организации деятельности Главного управления; - распределяет обязанности между своими заместителями; - утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления; - обеспечивает подбор, расстановку кадров Главного управления и соблюдения ими трудовой дисциплины; - подписывает на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, правовых актов ФТС России и в пределах своей компетенции правовые акты и документы, организовывает проверки их исполнения; - вносит на рассмотрение руководства ФТС России согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий, квалификационных разрядов должностным лицам Главного управления, а также предложения о поощрении должностных лиц Главного управления, наложении на них дисциплинарных взысканий и снятии с них ранее наложенных дисциплинарных взысканий; - создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц Главного управления, внедрения передовых приемов и методов работы; - принимает меры по обеспечению необходимых условий труда для должностных лиц Главного управления, а также их правовой и социальной защищенности; - несет личную ответственность за выполнение программ, планов и показателей деятельности ФТС России, отнесенных к компетенции и полномочиям Главного управления настоящим Положением и правовыми актами ФТС России; - осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами ФТС России. 76. Заместитель начальника Главного управления информационных технологий - руководитель Службы таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами по вопросам организации таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов подчиняется начальнику Главного управления. 77. Возложение на Главное управление и его должностных лиц функций и ответственности, не предусмотренных настоящим Положением, положениями о подразделениях Главного управления и должностными инструкциями, не допускается, за исключением функций, возлагаемых на Главное управление по решению руководства ФТС России, согласованному с заместителем руководителя ФТС России, курирующим вопросы, входящие в компетенцию Главного управления. Заместитель Начальника Главного управления организации таможенного контроля, полковник таможенной службы А.Г.РОМАНЕНКО |