ОБ УЧЕТЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ СУММ ПЕНИ И ШТРАФОВ ПО РЕСТРУКТУРИРОВАННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ ИЛИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 13.01.06 03-03-02/5


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          13 января 2006 г.
                             N 03-03-02/5

                                 (Д)


     Министерство  финансов  Российской Федерации по вопросу учета для
целей    налогообложения    прибыли    сумм    пени   и   штрафов   по
реструктурированной  задолженности  перед  федеральным бюджетом или по
страховым взносам во внебюджетные фонды сообщает следующее.
     Абзацем   десятым  пункта  6  статьи  1  Федерального  закона  от
06.06.2005  N  58-ФЗ  "О  внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса  Российской  Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от
06.06.2005  N  58-ФЗ),  вступившим  в  силу  с 15 июля 2005 года, были
внесены изменения в подпункт 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
     В соответствии с указанными изменениями к доходам, не учитываемым
при  определении  налоговой  базы  по  налогу на прибыль, не относятся
доходы  в  виде  сумм  кредиторской задолженности налогоплательщика по
уплате  налогов  и  сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и
(или)  уменьшенных  иным  образом  в  соответствии с законодательством
Российской   Федерации   или   по   решению  Правительства  Российской
Федерации.   Ранее  в  составе  доходов  не  учитывались  любые  суммы
кредиторской  задолженности  налогоплательщика  перед бюджетами разных
уровней,  списанных  и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации  или по решению Правительства
Российской Федерации.
     Статьей   75   Кодекса   предусмотрено,   что   пеней  признается
установленная    настоящей    статьей    денежная    сумма,    которую
налогоплательщик,   плательщик   сборов  или  налоговый  агент  должны
выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том
числе  налогов,  уплачиваемых  в  связи  с  перемещением товаров через
таможенную  границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению
с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     В   соответствии   со  статьей  114  Кодекса  налоговая  санкция,
применяемая  в  виде  денежного  взыскания  (штрафа),  является  мерой
ответственности за совершение налогового правонарушения.
     Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам
Кодексом не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов.
Следовательно,   к   суммам   списанной   кредиторской   задолженности
налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение
подпункта  21  пункта  1  статьи  251 Кодекса (в редакции Федерального
закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
     В  соответствии  с  пунктом  5  статьи  8  Федерального закона от
06.06.2005  N  58-ФЗ  положения,  установленные подпунктом 21 пункта 1
статьи  251 Кодекса, распространяются на правоотношения, возникшие с 1
января 2005 года.
     Таким  образом,  положения  абзаца  десятого  пункта  6  статьи 1
Федерального   закона   от   06.06.2005  N  58-ФЗ  ухудшают  положение
налогоплательщиков,   у  которых  в  2005  году  списывается  и  (или)
уменьшается иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации   или   по   решению   Правительства   Российской  Федерации
кредиторская задолженность по уплате пеней и штрафов.
     Пунктом 1 статьи 5 Кодекса установлено, что акты законодательства
о  налогах  вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со
дня  их  официального  опубликования  и не ранее 1-го числа очередного
налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 5 Кодекса.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства
о  налогах  и  сборах,  устанавливающие  новые  налоги  и (или) сборы,
повышающие  налоговые  ставки,  размеры  сборов,  устанавливающие  или
отягчающие  ответственность  за нарушение законодательства о налогах и
сборах,  устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие
положение  налогоплательщиков  или  плательщиков  сборов, а также иных
участников  отношений,  регулируемых  законодательством  о  налогах  и
сборах, обратной силы не имеют.
     Учитывая  изложенное,  считаем, что положения Федерального закона
от  06.06.2005  N  58-ФЗ,  вносящие  изменения  в подпункт 21 пункта 1
статьи 251 Кодекса и ухудшающие положение налогоплательщиков налога на
прибыль  организаций  в  части  включения  кредиторской  задолженности
налогоплательщика  по  пеням  и  штрафам,  списанной  в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации  или по решению Правительства
Российской Федерации, в состав доходов, не могут иметь обратной силы и
должны  распространяться  на правоотношения, возникшие с 1 января 2005
года,  в  части,  не  противоречащей  пункту  2 статьи 5 Кодекса, т.е.
положения  указанного  пункта,  по  нашему  мнению,  следует применять
начиная с 1 января 2006 года.

Заместитель
министра финансов РФ
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
13 января 2006 г.
N 03-03-02/5