ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ НАЧАЛЬНИКАМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 23 января 2006 г. N 21-р (Д) В соответствии со статьями 3, 56 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 N 1396, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" обязываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации начальникам таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы (далее - Методические рекомендации). 2. Начальников региональных таможенных управлений, таможен, руководителей организаций, находящихся в ведении ФТС России, обеспечить доведение настоящих Методических рекомендаций до сведения подчиненных должностных лиц и их обязательное исполнение. 3. Заместителя руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарова осуществлять контроль за исполнением настоящего распоряжения. Руководитель, генерал-полковник таможенной службы А.Е.ЖЕРИХОВ 23 января 2006 г. N 21-р Приложение к распоряжению ФТС России от 23 января 2006 года N 21-р МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКАМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ I. Общие положения, цели и задачи воспитательно-профилактической работы Методические рекомендации начальникам таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях повышения эффективности мер, направленных на укрепление служебной дисциплины и поддержание в таможенных коллективах здоровой морально-психологической обстановки. Воспитательно-профилактическая работа в таможенных органах Российской Федерации, организациях, находящихся в ведении ФТС России (далее - таможенные органы), организуется и проводится на основании статей 3, 56 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 N 1396, Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы". 1. Основными задачами воспитательно-профилактической работы в таможенных органах являются: - формирование у должностных лиц законопослушания, верности конституционному и служебному долгу, исполнительности, высокопрофессиональных качеств, обусловленных особенностями таможенной службы; - утверждение в сознании и поведении должностных лиц общечеловеческих ценностей: чести, совести, порядочности, чуткости, взаимопомощи; - привитие чувства любви к Родине, гордости за принадлежность к таможенной службе, уважения и сохранения ее славных традиций, постоянной готовности к защите экономических интересов Российской Федерации; - совершенствование физического развития должностных лиц, укрепления их здоровья, выносливости, способности действовать в условиях значительных физических и психологических перегрузок. Основными методами воспитательно-профилактического воздействия на должностных лиц являются: убеждение, личный пример, поощрение, дисциплинарное взыскание. 2. Начальники таможенных органов совместно с кадровыми службами организуют и проводят воспитательно-профилактическую работу с должностными лицами на постоянной основе. Осуществляют ее дифференцированно, с учетом профессиональных, возрастных, социальных, психологических, национальных, религиозных и иных индивидуальных особенностей должностных лиц. 3. Перспективное планирование воспитательно-профилактической работы в таможенных органах осуществляется на полугодие (год). Текущее планирование воспитательно-профилактических мероприятий осуществляется на месяц (квартал) с учетом конкретных задач, решаемых структурными подразделениями таможенных органов (Приложение к Методическим рекомендациям). 4. Анализ воспитательно-профилактической работы, выводы и оценки ее состояния и эффективности отражаются отдельным разделом в докладе начальника таможенного органа при подведении итогов работы за полугодие (год). 5. Координацию и общее организационно-методическое обеспечение воспитательно-профилактической работы с должностными лицами таможенных органов осуществляет Управление кадров ФТС России. II. Основные направления работы начальников таможенных органов, кадровых служб, отделов инспектирования и профилактики правонарушений по организации и проведению воспитательно-профилактической и индивидуальной работы 6. Начальники региональных таможенных управлений и таможен: - организуют воспитательно-профилактическую работу и ставят задачи начальникам отделов (служб), подчиненных таможенному органу, по ее проведению с должностными лицами; - лично проводят индивидуальную работу с заместителями начальника управления, таможен, начальниками служб и самостоятельных отделов, а также при необходимости с отдельными должностными лицами; - организуют обучение руководителей структурных подразделений методике и практике воспитательно-профилактической работы; - принимают меры по поддержанию служебной дисциплины, профилактике должностных преступлений и дисциплинарных проступков; - показывают личный пример исполнительности и дисциплинированности, нравственной чистоты, честности, скромности и добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей; - принимают меры по созданию в коллективах необходимых условий для эффективной служебной деятельности, роста профессионального уровня подчиненных; - своевременно реагируют на нужды и запросы подчиненных, организовывают систематическое информирование и консультирование должностных лиц по социально-правовым вопросам; - взаимодействуют в интересах решения задач воспитательно-профилактической работы с государственными органами, органами субъектов Российской Федерации, ветеранскими, профсоюзными и общественными организациями; - практикуют выступления в средствах массовой информации для создания положительного имиджа таможенника, стоящего на страже экономических интересов России; - заслушивают руководителей структурных подразделений на служебных совещаниях по вопросам состояния воспитательно-профилактической работы, служебной дисциплины; - осуществляют прием подчиненных должностных лиц по личным вопросам. 7. Начальники кадровых служб таможенных органов: - организуют и проводят воспитательно-профилактическую работу в региональных таможенных управлениях и подчиненных таможнях (подразделениях), отвечают за эффективность ее влияния на выполнение стоящих перед таможенным органом задач, поддержание правопорядка и укрепление служебной дисциплины; - обучают руководителей структурных подразделений таможен методике индивидуально-воспитательной и профилактической работы с подчиненными должностными лицами; - изучают и анализируют морально-психологическую обстановку в коллективах, принимают меры к разрешению возникающих проблем и конфликтных ситуаций; - докладывают начальнику таможенного органа о состоянии воспитательно-профилактической работы и служебной дисциплины. 8. Начальники таможенных постов, структурных подразделений таможенных органов: - изучают биографические данные, индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны характера, уровень профессиональной подготовки подчиненных должностных лиц; - изучают морально-психологическое состояние коллектива, настроения людей, их нужды и запросы, принимают меры по разрешению их заявлений и обращений; - ведут индивидуальную работу с лицами, допускающими нарушения служебной дисциплины или склонными к их совершению. В индивидуальной работе с подчиненными начальник подразделения, используя основные методы (беседа, наблюдение), знакомится с их биографией, особенностями характера, проблемами, интересами и увлечениями. Оказывает помощь в решении служебных задач, контролирует и постоянно анализирует отношение к исполнению служебных обязанностей, ходатайствует перед руководством таможенного органа о поощрении за безупречную и эффективную службу и о дисциплинарном воздействии на нарушителей служебной дисциплины, дает служебную характеристику. При этом необходимо учитывать следующие уровни развития и нравственного сознания должностных лиц: - высокий, свойственный должностным лицам с развитым чувством ответственности за порученное дело, отличающимся инициативой, активностью, нравственной воспитанностью, проявляющимися в служебной деятельности; - средний, характеризующий должностных лиц, соблюдающих служебную дисциплину, отличающихся корректностью, но не проявляющих инициативы и творчества при исполнении своих служебных обязанностей; - низший, присущий должностным лицам, недобросовестно относящимся к соблюдению должностной инструкции, нарушающим служебную дисциплину, проявляющим грубость, бестактность в общении с клиентами и коллегами по службе. 9. Начальники отделов инспектирования и профилактики правонарушений, а также должностные лица, ответственные за данный участок работы, оказывают практическую и методическую помощь начальникам структурных подразделений таможенного органа в организации и проведении предупредительно-профилактической работы с должностными лицами, по сплочению таможенных коллективов, предупреждению должностных преступлений и нарушений служебной дисциплины на основе анализа реальной обстановки в таможенном органе. В работе по поддержанию правопорядка и укреплению служебной дисциплины основные усилия сосредотачиваются на профилактике должностных преступлений и грубых нарушений служебной дисциплины. Основной формой профилактики правонарушений являются служебные проверки. 10. Критериями оценки состояния служебной дисциплины считать: - уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностными инструкциями и должностными регламентами; - состояние, планомерность и эффективность профилактической работы по предупреждению преступлений, происшествий и нарушений служебной дисциплины; - соблюдение правил служебного распорядка таможенного органа; - морально-психологический климат в коллективе, характер взаимоотношений между должностными лицами, их социальную активность; - знание начальниками таможенных органов и структурных подразделений морально-деловых качеств и особенностей подчиненных; - уровень работы по охране труда, жизни и здоровья должностных лиц. 11. Начальники таможенных органов ежеквартально представляют в Управление кадров ФТС России сведения о нарушениях служебной дисциплины (форма 5 кад). Полугодовые (годовые) отчеты сопровождаются докладами с анализом, оценками и выводами о состоянии служебной дисциплины, эффективности воспитательно-профилактической работы, предложениями по ее совершенствованию. 12. Подведение итогов служебной дисциплины осуществляется в структурных подразделениях региональных таможенных управлений 1 раз в квартал, в таможнях, таможенных постах - ежемесячно, в отделах - еженедельно. 13. Воспитательно-профилактическая работа в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российская таможенная академия" и ее филиалах проводится в общей системе образовательного процесса во взаимодействии с учебной и методической работой. 14. Финансирование воспитательно-профилактической работы осуществляется в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации. Начальник Управления кадров Ю.В.ГЕНЕРАЛОВ Приложение к Методическим рекомендациям начальникам таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ (РТУ) ----------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятий | Начальник РТУ или | Начальники | |п/п| | его заместители | отделов, | | | | (по поручению) | служб | | | |--------------------------------| управления | | | | в управлении | в таможнях | | | | | | (на | | | | | | таможенных | | | | | | постах) | | | | | | | | |---|----------------------------------------|------------------------------------------------| |1. | Организация и проведение служебных | По решению начальника РТУ | | | проверок в целях полного, объективного | | | | и всестороннего установления фактов | | | | нарушения служебной дисциплины, причин | | | | и условий, способствовавших ее | | | | нарушению | | |---|----------------------------------------|------------------------------------------------| |2. | Анализ состояния служебной дисциплины | Ежеквартально | Ежемесячно | Еженедельно | | | в таможенных органах. Подготовка | | | | | | отчета и предложений по профилактике | | | | | | недостатков | | | | |---|----------------------------------------|---------------|----------------|---------------| |3. | Проведение практических и методических | Не реже | Ежеквартально | Ежемесячно | | | занятий по организации | двух раз | | | | | индивидуально-воспитательной и | в год | | | | | предупредительно-профилактической | | | | | | работы, направленной на поддержание | | | | | | правопорядка и укрепление служебной | | | | | | дисциплины | | | | |---|----------------------------------------|---------------|----------------|---------------| |4. | Обобщение положительного опыта | Ежегодно | Ежегодно | | | | организации и проведения | | | | | | предупредительно-профилактической и | | | | | | индивидуальной воспитательной работы, | | | | | | разработка методических рекомендаций | | | | | | по вопросам совершенствования | | | | | | предупредительно-профилактической | | | | | | работы | | | | |---|----------------------------------------|------------------------------------------------| |5. | Участие в работе комплексных групп РТУ | По решению начальника РТУ | | | в целях контроля и анализа состояния | | | | воспитательно-профилактической работы | | | | в таможнях (на таможенных постах) | | |---|----------------------------------------|------------------------------------------------| |6. | Участие в работе по подбору, | Постоянно | | | расстановке и обучению кадров, оценке | | | | персонального вклада должностных лиц | | | | РТУ и таможенных органов региона в | | | | повышение экономической эффективности | | | | деятельности таможенных органов | | |---|----------------------------------------|------------------------------------------------| |7. | Проведение совместно с ветеранскими и | Постоянно | | | другими общественными организациями | | | | культурно-досуговых, | | | | спортивно-массовых мероприятий | | |---|----------------------------------------|------------------------------------------------| |8. | Расследование причин происшествий, | Незамедлительно | | | связанных с гибелью людей или | | | | повлекших другие тяжкие последствия | | |---|----------------------------------------|------------------------------------------------| |9. | Организация работы с жалобами, | Постоянно | | | письмами и заявлениями должностных лиц | | | | РТУ, таможенных органов региона и | | | | граждан по вопросам прохождения службы | | | | в таможенных органах | | ----------------------------------------------------------------------------------------------- ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ТАМОЖНЕ И НА ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ ---------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятий | Начальник | Начальник | Начальник | |п/п| | таможни | таможенного | отдела | | | | | поста | таможни | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |1. | Организация и проведение | В соответствии с решением | | | служебных проверок по фактам | начальника таможни | | | нарушений должностными лицами | | | | требований законодательства и | | | | нормативных правовых актов, | | | | обеспечение их своевременности, | | | | полноты и объективности | | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |2. | Анализ состояния | Ежемесячно | Ежемесячно | Еженедельно | | | воспитательно-профилактической и | | | | | | индивидуальной работы, служебной | | | | | | дисциплины, определение путей | | | | | | устранения недостатков | | | | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |3. | Инструктивно-методические | Ежеквартально | | | занятия с руководителями | | | | структурных подразделений и | | | | должностными лицами, | | | | ответственными в таможне и на | | | | таможенных постах за | | | | предупредительно - | | | | профилактическую и | | | | воспитательную работу, по | | | | проведению индивидуальной работы | | | | с подчиненными | | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |4. | Работа в комплексных проверках | В соответствии с решением | | | таможенных постов и | начальника таможни | | | функциональных отделов с | | | | анализом состояния | | | | индивидуальной и | | | | предупредительно-профилактической| | | | работы | | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |5. | Организация и контроль | Ежемесячно | Ежемесячно | Еженедельно | | | проведения воспитательных, | | | | | | информационных, культурных и | | | | | | спортивных мероприятий в | | | | | | подразделениях таможни, | | | | | | направленных на повышение | | | | | | культуры общения и поведения | | | | | | должностных лиц, соблюдение | | | | | | здорового образа жизни | | | | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |6. | Проведение мероприятий по | В соответствии с установленными сроками | | | реализации ведомственной | | | | программы патриотического | | | | воспитания должностных лиц | | | | таможенных органов | | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |7. | Проведение практических занятий, | Один раз в полгода | | | семинаров с начальниками | | | | структурных подразделений по | | | | обмену опытом организации и | | | | проведения | | | | индивидуально-воспитательной | | | | работы с должностными лицами | | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |8. | Организация и контроль за | Ежемесячно | Ежемесячно | Еженедельно | | | проведением индивидуальной | | | | | | воспитательной и | | | | | | предупредительно - | | | | | | профилактической работы | | | | | | непосредственно на таможенных | | | | | | постах, в отделах, группах, | | | | | | сменах, направленной на | | | | | | повышение личной ответственности | | | | | | должностных лиц за порученный | | | | | | участок работы, соблюдение | | | | | | служебного распорядка | | | | | | государственного органа, | | | | | | добросовестное выполнение своего | | | | | | должностного регламента и общих | | | | | | принципов служебного поведения | | | | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |9. | Изучение деловых качеств | Постоянно | | | подчиненных должностных лиц, | | | | выявление на ранней стадии лиц, | | | | склонных к грубым нарушениям | | | | служебной дисциплины | | |---|----------------------------------|-----------------------------------------------| |10.| Расследование причин | Незамедлительно | | | происшествий, связанных с | | | | гибелью людей или повлекших | | | | другие тяжкие последствия | | ---------------------------------------------------------------------------------------- |