МУНИЦИПАЛИТЕТ ЗАКЛЮЧИЛ ДОГОВОР С ГОРОДСКИМ ЦЕНТРОМ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ (ГЦЖС) НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ. ПОСЛЕ ТОГО КАК МУНИЦИПАЛИТЕТ ПЕРЕЧИСЛИТ НА СЧЕТ ГЦЖС СРЕДСТВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ДАННОЙ ЛЬГОТЫ, ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР НАПРАВЛЯЕТ В МУНИЦИПАЛИТЕТ ОТЧЕТ С УКАЗАНИЕМ СЛУЖАЩИХ МУНИЦИПАЛИТЕТА И СУММ. ПОЛУЧИВ ОТЧЕТ, МУНИЦИПАЛИТЕТ ВКЛЮЧАЕТ УКАЗАННЫЕ СУММЫ В ДОХОД СОТРУДНИКОВ И НАЧИСЛЯЕТ ЕСН. КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУММ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЗА РАБОТНИКОВ, УВОЛЕННЫХ ИЗ МУНИЦИПАЛИТЕТА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 29 июля 2005 г. N 21-18/293 (Д) В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ). Компенсационные выплаты могут быть установлены законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления. Нормы компенсационных выплат, которые не подлежат налогообложению, должны быть установлены в соответствии с законодательством РФ. Согласно статье 164 ТК РФ компенсацией считаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ установлены Федеральным законом от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Закон N 8-ФЗ). Нормами Закона N 8-ФЗ не предусмотрено предоставление муниципальным служащим пятидесятипроцентной скидки по оплате жилищных услуг. Однако на основании пункта 3 статьи 15 Закона N 8-ФЗ законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего. В подпункте 13 пункта 1 статьи 27 Закона города Москвы от 24.03.2004 N 15 "О муниципальной службе в городе Москве" установлены дополнительные гарантии муниципальным служащим в виде пятидесятипроцентной скидки по оплате жилищных услуг занимаемой ими и членами их семей общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы). Так как понятия гарантий и компенсаций в соответствии с ТК РФ имеют различную сущность, гарантии в виде пятидесятипроцентной льготы по оплате жилья муниципальным служащим не могут рассматриваться как компенсации, установленные подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Следовательно, они должны облагаться ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке. Согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, предназначенных для физического лица - работника, в том числе оплата коммунальных услуг в его пользу. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 и пунктом 1 статьи 237 НК РФ налоговая база по ЕСН по конкретному физическому лицу формируется за те периоды времени, в которых это физическое лицо состояло в трудовых отношениях с работодателем. Выплаты в пользу бывших работников за период времени, в котором бывший работник еще состоял в трудовых отношениях с работодателем, являются объектом налогообложения ЕСН и должны включаться в налоговую базу для исчисления налога. Аналогичные выводы содержатся в письме УФНС России по г. Москве от 14.05.2005 N 21-11/34174. Таким образом, льготы по оплате стоимости жилья, полученные муниципальным служащим в том периоде времени, когда он являлся работником муниципалитета, вне зависимости от сроков расчетов между муниципалитетом и ГЦЖС должны облагаться ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Заместитель начальника отдела единого социального налога (взноса) М.А. Орлова 29 июля 2005 г. N 21-18/293 |