Страницы: 1 2 О СОСТОЯНИИ И ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 14 февраля 2006 г. N 105-ПП (ПРМ) В городе Москве созданы специализированные системы и организации инфраструктуры, содействующие предпринимателям в расширении межрегиональных и международных связей. С 1997 г. действует Международная ассоциация "Система межрегиональных маркетинговых центров" (Система ММЦ), насчитывающая 73 центра в России и за рубежом и покрывающая своей деятельностью 90% экономически активной территории России. Система ММЦ направлена на расширение рынков сбыта для малых и средних предприятий, внедрение в практику их работы современных маркетинговых инструментов. С 1998 г. работает закрытое акционерное общество "Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства", которое к настоящему моменту объединяет 38 центров субконтрактации в регионах России. Эти центры содействуют производственной кооперации и взаимодействию крупного, среднего и малого бизнеса в промышленной сфере. В области поддержки выставочно-ярмарочной деятельности малых предприятий работают закрытое акционерное общество "Международный центр деловых контактов "Дельконт", Московская торгово-промышленная палата и другие объединения предпринимателей. Важным направлением является создание общедоступной информационной среды в сети интернет, обеспечивающей предпринимателей разнообразной информацией о возможностях делового сотрудничества с регионами и городом Москвой. Такая информационная среда создана на базе портала некоммерческого партнерства "Национальное Деловое Партнерство "Альянс Медиа" и пользуется большим спросом как у московских, так и региональных и зарубежных предпринимателей. Посещаемость портала - около 60 тысяч визитов ежедневно. Большую работу в направлении распространения положительного опыта региона ведет Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, Московская торгово-промышленная палата и другие общественные объединения предпринимателей. В целях обеспечения дальнейшего развития межрегионального и международного сотрудничества, расширения кооперационных, производственных и торговых связей малых предприятий столицы с партнерами в других субъектах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению информацию, изложенную в докладе министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Вышегородцева М.М. о состоянии межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства города Москвы. 2. Считать приоритетными направлениями в развитии межрегиональных и международных связей малого предпринимательства города Москвы: - повышение качества выпускаемой московскими малыми предприятиями продукции и оказываемых услуг, в том числе за счет внедрения стандартов ИСО 9001-2000 в их производственную деятельность; - создание благоприятных условий для развития конкурентоспособных, экспортно-ориентированных производственных предприятий малого бизнеса и увеличения объема выпускаемой ими продукции; - содействие в продвижении продукции московских малых предприятий на региональные и зарубежные рынки; - привлечение малых предприятий из регионов Российской Федерации к поставкам высококачественной продукции для обеспечения нужд города; - совершенствование городской инфраструктуры и механизмов, содействующих развитию межрегиональных и международных связей малого предпринимательства города Москвы. 3. Утвердить План мероприятий по основным направлениям развития межрегиональных и международных связей малых предприятий города Москвы на 2006 год (приложение). 4. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы: 4.1. Совместно с префектурами административных округов города Москвы и организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в I квартале 2006 г. приступить к формированию Реестра экспортно-ориентированных и конкурентоспособных на межрегиональных и зарубежных рынках малых предприятий города Москвы (далее - Реестр). В дальнейшем проводить ежегодную актуализацию Реестра. Обеспечить ежегодное издание печатного каталога предприятий Реестра и рассылку его в администрации субъектов Российской Федерации, торговые представительства Российской Федерации и представительства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за рубежом. 4.2. В течение 2006 г. с использованием возможностей Системы ММЦ провести анализ информации о продукции промышленного назначения, закупаемой регионами Российской Федерации в зарубежных странах, и сформировать предложения о возможностях по ее замещению продукцией, выпускаемой малыми предприятиями города Москвы. Разместить информацию в системе информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы. 4.3. В I квартале 2006 г. подготовить и направить заявку на участие в конкурсе Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления им субсидий из бюджета Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства, на реализацию проектов Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг. по направлениям: - организация деловых миссий малых предприятий Москвы в регионы Российской Федерации и зарубежные страны; - проведение субконтрактинговых выставок и бирж субконтрактации; - внедрение систем менеджмента качества по стандартам ИСО 9001-2000; - международное патентование разработок малых предприятий. 4.4. В течение 2006 г. совместно с Московской торгово- промышленной палатой активизировать работу по взаимодействию с международными и донорскими организациями в части создания программ поддержки московского экспорта и привлечения импортозамещающих инвестиций. 4.5. В месячный срок представить Мэру Москвы предложения по участию города Москвы в 2006 г. в европейском Международном форуме "Контакт-Контракт" и возможности проведения данного форума в 2007 г. в городе Москве. 4.6. Совместно с Международной ассоциацией "Система межрегиональных маркетинговых центров" и некоммерческим партнерством "Национальное Деловое Партнерство "Альянс Медиа" в течение 2006 г. обеспечить разработку и внедрение в рамках системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы: - электронной системы логистики товаропроводящих путей продукции малых предприятий Москвы в регионах Российской Федерации; - электронной системы межрегионального мониторинга и прогнозирования закупочных мелкооптовых цен в регионах Российской Федерации. 4.7. В месячный срок совместно с Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы разработать план проведения деловых миссий в регионы Российской Федерации с привлечением представителей региональных землячеств. 4.8. Совместно с Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, некоммерческим партнерством "Московский центр развития предпринимательства", Московской торгово-промышленной палатой с привлечением отраслевых объединений предпринимателей в течение 2006 г. провести работу по созданию коллективных брэндов для московских малых предприятий. 4.9. Совместно с заинтересованными организациями и во взаимодействии с Ассоциацией торгово-промышленных палат субъектов Федерации Центрального Федерального округа Российской Федерации "Центральная Россия" в первом полугодии 2006 г. проработать вопрос создания распределительного центра для малого предпринимательства Центрального Федерального округа Российской Федерации по продовольственной группе товаров. 4.10. В целях обеспечения малых предприятий города Москвы специализированными выставочными площадями: 4.10.1. Разработать в двухмесячный срок технико-экономическое обоснование и техническое задание на проектирование специализированного комплекса для обеспечения выставочной деятельности в сфере малого предпринимательства (далее - Комплекс). 4.10.2. Совместно с Москомархитектурой до 30 апреля 2006 г. подготовить предложения по земельному участку для размещения Комплекса (п.4.10.1). 4.10.3. Предусмотреть финансирование разработки акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта и проектно-сметной документации на создание Комплекса (п.4.10.1) из средств Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг. 5. В целях содействия повышению качества производимой малыми предприятиями продукции и наращиванию их внутреннего и внешнего экспортного потенциала: 5.1. Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и при участии закрытого акционерного общества "Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства" до 31 марта 2006 г. обеспечить разработку и приступить к реализации пилотной программы по выявлению, формированию и активизации кластеров малых предприятий Юго-Восточного административного округа города Москвы на 2006-2008 гг. 5.2. Предложить закрытому акционерному обществу "Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства" до 31 марта 2006 г. разработать и представить в Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы типовой проект развития производственной кооперации малых, средних и крупных предприятий для последующей реализации в административных округах города Москвы. 6. Согласиться с предложением Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы о внедрении в установленном порядке в течение 2006 г. системы добровольной сертификации услуг организаций городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, занимающихся вопросами межрегиональных и международных деловых связей, по стандартам ИСО 9001-2000 в целях доведения качества услуг, предоставляемых ими субъектам малого предпринимательства города Москвы, до соответствия международным требованиям. 7. С целью продвижения продукции экспортно-ориентированных и конкурентоспособных малых предприятий города Москвы на региональные и зарубежные рынки: 7.1. Департаменту международных связей города Москвы и Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы при подготовке договоров о сотрудничестве Правительства Москвы с администрациями субъектов Российской Федерации, иностранными государствами и зарубежными городами учитывать развитие межрегиональных и международных связей малого предпринимательства города Москвы как одно из направлений сотрудничества, а также использовать информацию о малых предприятиях, вошедших в Реестр (п.4.1). 7.2. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с Департаментом международных связей города Москвы использовать потенциал Домов Москвы за рубежом при организации в странах их нахождения деловых миссий, проведении международных выставок, семинаров, "круглых столов", форумов с участием малых предприятий Москвы. 8. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказать содействие Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы в размещении в установленном порядке на средствах наружной рекламы материалов, направленных на информирование предпринимателей города о возможностях продвижения их продукции на внешние рынки. 9. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказать содействие Пресс-центру малого предпринимательства города Москвы в освещении межрегионального и международного сотрудничества малого предпринимательства Москвы в средствах массовой информации. 10. Общественно-экспертному совету по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, Московской торгово-промышленной палате совместно с Московской ассоциацией предпринимателей: 10.1. Обеспечить участие объединений предпринимателей в реализации мероприятий по развитию межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства города Москвы. 10.2. Привлекать малые предприятия, вошедшие в Реестр (п.4.1), к участию в ежегодных конкурсах "Московский предприниматель" и "Московское качество". 11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Вышегородцева М.М. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2007 г. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 14 февраля 2006 г. N 105-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 14 февраля 2006 года N 105-ПП ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по основным направлениям развития межрегиональных и международных связей малых предприятий города Москвы на 2006 год 1. Анализ совокупности малых предприятий города Москвы, их основных потребностей и проблем в сфере межрегионального и международного сотрудничества. Можно выделить следующие основные сегменты московского малого бизнеса, испытывающие потребность в межрегиональном и международном сотрудничестве и имеющие специфические общие признаки: - Производственные малые предприятия (включая ремесленные) - Торговые малые предприятия - Инновационные малые предприятия - Малые предприятия, оказывающие услуги (например, предприятия питания, туристические агентства, гостиничный бизнес) Как показывают опросы малых предпринимателей Москвы, к основным потребностям указанных групп малых предприятий, удовлетворяемым за счет межрегиональной и международной деятельности, могут быть отнесены: 1. Для производственных предприятий - потребность в освоении новых рынков и сбыте продукции, привлечении современных технологий и оборудования, а также потребность в закупках продукции для последующей переработки (сырье, материалы, комплектующие для производства). 2. Для торговых предприятий - потребность в привлечении поставщиков высококачественных товаров, минуя цепочки посредников. 3. Для инновационных предприятий - потребность в продвижении инновационных разработок, а также потребность в поиске инвесторов и финансовых партнеров. 4. Для предприятий в сфере услуг - создание партнерских сетей, продвижение брэндов, имиджевая поддержка. Таким образом, потребность малых предприятий в межрегиональном и международном сотрудничестве в укрупненном виде может быть представлена в виде таблицы: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Сегмент | Потребности малых предприятий по направлениям: | | малого |---------------------------------------------------------------------------------------| | бизнеса | межрегионального сотрудничества: | международного сотрудничества: | | |-------------------------------------------|-------------------------------------------| | | из Москвы | в Москву | из Москвы | в Москву | |------------------|--------------------|----------------------|---------------------|---------------------| | | Реализация | Прямые закупки от | Реализация | Прямые закупки от | | | (перепродажа) | региональных | (перепродажа) | зарубежных | | | продукции | производителей | продукции | производителей | | | промышленного и | конкурентоспособной | промышленного и | конкурентоспособной | | | потребительского | продукции | потребительского | продукции | | | назначения в | промышленного и | назначения в | промышленного и | | | регионах РФ | потребительского | странах СНГ | потребительского | | | | назначения для | | назначения для | | | | реализации в городе | | реализации в городе | | | | Москве и перепродажи | | Москве и перепрода- | | | | в другие регионы. | | жи в другие регионы | | Торговые МП |---------------------------------------------------------------------------------------| | | Ранжирование потребностей | | |---------------------------------------------------------------------------------------| | | 1. Информирование | 1. Информирование о | 1. Информирование | 1. Информирование | | | о состоянии | состоянии товарных | о состоянии рынков | о состоянии товарных| | | региональных рынков| рынков Москвы | стран СНГ | рынков Москвы | | | 2. Поиск торговых | 2. Поиск поставщиков| 2. Поиск торговых | 2. Поиск | | | партнеров | 3. Информирование о | партнеров | поставщиков | | | 3. Маркетинговая | состоянии региональ- | 3. Маркетинговая | 3. Информирование | | | поддержка | ных рынков | поддержка | о состоянии | | | продвижения | | продвижения | региональных рынков | | | продукции и | | продукции и | | | | стимулирования | | стимулирования | | | | продаж | | продаж | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Сбыт производимой | Прямые закупки от | Сбыт производимой | Привлечение | | | продукции в | региональных | продукции в | зарубежных | | | регионах РФ | производителей сырья,| странах СНГ и | инвестиций | | | Получение подрядов | материалов, | дальнего зарубежья | Приобретение | | | по субконтрактингу | комплектующих | Получение подрядов | современного | | | | | по субконтрактингу | оборудования и | | | | | | технологий | | |---------------------------------------------------------------------------------------| | Производственные | Ранжирование потребностей | | МП |---------------------------------------------------------------------------------------| | | 1. Поиск торговых | 1. Поиск поставщиков| 1. Поиск торговых | 1. Поиск | | | партнеров | | партнеров | инвестиционных | | | 2. Поиск | | 2. Поиск | партнеров | | | заказчиков по | | заказчиков по | 2. Поиск | | | субконтрактингу | | субконтрактингу | поставщиков | | | 3. Информирование | | 3. Информирование | оборудования и | | | о состоянии | | о состоянии | технологий | | | региональных рынков| | зарубежных рынков | | | | 4. Маркетинговая | | 4. Маркетинговая | | | | поддержка | | поддержка | | | | продвижения | | продвижения | | | | продукции и | | продукции и | | | | стимулирования | | стимулирования | | | | продаж | | продаж | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Продажа лицензий на| Размещение заказов на| Продажа патентов | Привлечение | | | серийное | выполнение НИР, ОКР | Продажа наукоемкой | зарубежных | | | производство | | продукции | инвестиций | | | | | программное | | | | | | обеспечение) | | | |---------------------------------------------------------------------------------------| | Инновационные | Ранжирование потребностей | | и научно - |---------------------------------------------------------------------------------------| | производственные | 1.Поиск лицензиатов| 1. Поиск исполнителей| 1.Поиск покупателей | 1. Поиск | | МП | 2. Маркетинговая | НИР, ОКР | патентов | инвестиционных | | | поддержка | | 2.Поиск заказчиков | партнеров | | | продвижения | | (покупателей) | | | | продукции и | | наукоемкой продукции| | | | стимулирования | | 3. Маркетинговая | | | | продаж | | поддержка | | | | | | продвижения | | | | | | наукоемкой продукции| | | | | | и стимулирования | | | | | | продаж | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Реализация услуг в | Поиск поставщиков | Реализация услуг в | Прямые закупки от | | | регионах РФ | услуг для их | странах СНГ и | зарубежных | | | | перепродажи в Москве | дальнего зарубежья | поставщиков услуг | | | | | | для реализации в | | | | | | городе Москве и | | | | | | перепродажи в | | | | | | другие регионы. | | |---------------------------------------------------------------------------------------| | | Ранжирование потребностей | | |---------------------------------------------------------------------------------------| | МП сферы | 1.Информирование о | 1.Информирование о | 1.Поиск партнеров - | 1.Информирование о | | услуг | состоянии | состоянии рынков | перепродавцов услуг | состоянии рынков | | | региональных рынков| услуг Москвы | | услуг Москвы | | | услуг | 2.Поиск поставщиков | | 2.Поиск поставщиков | | | 2.Поиск торговых | услуг | | услуг | | | партнеров-продавцов| 3.Информирование о | | 3.Информирование о | | | услуг | состоянии | | состоянии | | | 3.Маркетинговая | региональных | | региональных | | | поддержка | рынков услуг | | рынков услуг | | | продвижения услуг | | | | | | и стимулирования | | | | | | продаж | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Есть проблемы общего характера, которые испытывают практически все малые предприятия при решении задач по налаживанию межрегионального и международного сотрудничества. Эти проблемы, в свою очередь, могут быть подразделены на внутренние (возникающие и действующие внутри предприятий) и внешние (создаваемые под влиянием складывающихся экономической конъюнктуры и рыночных условий). К внутренним проблемам следует отнести: 1. Весьма ограниченные возможности выделения финансовых ресурсов на оплату маркетинговых мероприятий по продвижению товаров, на реализацию программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров. 2. Нехватка информации о состоянии региональных и международных товарных рынков, о конкурентной ситуации, о сложившихся на данный момент потребительских предпочтениях. 3. Недостаточный уровень компетенции руководителей самих малых предприятий для выработки эффективных маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности предприятий и производимой продукции, продвижения товаров на новые рынки. Как показывают многочисленные исследования, предприятию для того, чтобы удержаться на рынке, необходимо расходовать на маркетинг от 3-5% своего дохода. В период активизации деятельности компании, связанной с освоением новых рынков и продвижением продукции, эти расходы возрастают до 7-10%. С учетом аналитических оценок, полученных по данным Мосгорстата, средние показатели годового дохода малых предприятий Москвы составляют (для 95% общего числа МП каждой совокупности): для производственных предприятий - 4,3 млн. рублей/год для торговых предприятий - 4,8 млн. рублей/год для научно-производственных (инновационно-внедренческих) - 4,0 млн. рублей/год. Приведенные цифры позволяют оценить размер минимально необходимых годовых затрат на маркетинг, который определяется суммой в 120-200 тысяч рублей. Фактически, как показывают опросы самих предпринимателей в Москве, ими расходуется на маркетинг своей продукции на порядок меньше. Еще существенно ниже возможности малых предприятий по "выкраиванию" средств на межрегиональный и международный маркетинг. С другой стороны, те же исследования говорят о высокой заинтересованности малых предприятий в продвижении своей продукции на внешние рынки - более 65% опрошенных предпринимателей заявляют о своей заинтересованности в установлении торгового и кооперационного сотрудничества с партнерами из других регионов страны и зарубежья. Первая из обозначенных проблем, связанная с нехваткой финансовых ресурсов, порождает вторую - информационную. Маркетинговое информационное поле России чрезвычайно скудно. Попадающие в открытую печать аналитические обзоры рынков, подготавливаемые специализированными исследовательскими агентствами, касаются в подавляющей своей массе отраслей, где преобладает крупный бизнес. И это понятно, исследователи тем самым стремятся привлечь к себе внимание богатых заказчиков - крупные отечественные и зарубежные компании. Делать инициативные исследования рынков, на которых специализируется малый бизнес, для них неперспективно и потому невыгодно. Малые предприятия не могут найти интересующую их информацию в полном объеме ни в специализированных экономических изданиях, ни в Интернете. Заказные исследования рынков, стоимость которых варьируется в пределах тысяч и даже десятков тысяч долларов, - "по карману" только крупным компаниям. Выполнение самими малыми предприятиями работ по поиску партнеров в других регионах и зарубежных странах также упирается в информационную проблему. Чтобы отправить свое рекламно-информационное сообщение потенциальным интересантам, необходимо иметь базу данных профильных компаний. Базы данных, доступные в Интернете, независимо от того являются они платными или бесплатными, очень быстро устаревают и не всегда отражают сведения о реально существующих компаниях. Так, известная в Европе информационная сеть BC-Net, созданная Европейским Союзом в начале 90-х годов, ни разу с тех пор не обновлялась. Доступ в эту базу исключительно платный и колеблется от 10 до 50 долларов за одну адресную справку. Очень похожа ситуация и по отечественным базам данных. Более полные и современные базы данных, построенные на данных регистрационных палат и налоговых органов, нелегально предлагаемые на рынке, ущербны в своей потребительской ценности из-за того, что совершенно неадекватно отражают реальную сферу деятельности предприятий. Практика использования этих баз данных позволяет говорить о весьма низком проценте их достоверности - не более 20%. Все это приводит к невозможности даже за деньги малому предприятию получить контактные данные возможных партнеров в других регионах России и за рубежом. Третья проблема связанна с низкой маркетинговой компетенцией самих руководителей малых предприятий. Характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, стремление к минимизации непроизводственного персонала, путем снижения управленческих издержек, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации самого предпринимателя во всех сферах деятельности предприятия, включая производство, финансы, снабжение, сбыт. Маркетинговое направление в исключительном большинстве случаев предприниматель оставляет за собой, опять же экономя деньги на оплату профессиональных менеджеров по маркетингу. Наряду с проблемами внутренними существуют проблемы внешнего свойства. К ним следует отнести: 1. Наблюдающийся крен потребительских предпочтений россиян в пользу товаров импортных и крупных российских производителей. 2. Функционирование малых предприятий на небольших рыночных сегментах, мелкая серийность их продукции, поскольку они не способны конкурировать с крупными производителями как зарубежными, так и отечественными. 3. Качество продукции малых предприятий заметно проигрывает лучшим зарубежным и отечественным аналогам из-за отсутствия возможности широкого использования в производстве современных технологий, материалов, сырья. 4. Отсутствие в России рыночно ориентированных и взятых на вооружение низкобюджетных маркетинговых технологий, позволяющих решать проблемы малых предприятий, связанных с освоением новых рынков. 5. Недостаточная информированность малых и средних предприятий о возможностях получения поддержки со стороны Правительства Москвы и инфраструктурных организаций, занимающихся этой проблематикой. Ко всем названным факторам, тормозящим активное развитие межрегионального и международного товарообмена малого бизнеса, необходимо добавить еще один, связанный исключительно с географической распространенностью нашей страны и очень различным экономическим уровнем развития регионов России. Рынки России очень локализованы вокруг крупных городов и экономических центров. При этом удаление этих рынков друг от друга делают очень часто затруднительным в финансовом плане перемещение торговых агентов малых предприятий с целью проведения прямого маркетинга и сбора необходимой информации. Хотя отсутствие адекватной рыночной информации, о чем уже говорилось выше, толкает малые предприятия именно на использование таких методов. Но Словакию и даже Германию можно за несколько дней объехать на машине или поезде, но чтобы понять в каком из регионов России, к примеру, в Калужской области или в Красноярском крае, создались благоприятные условия и образовалась ниша для поставок определенной продукции не хватит и месяцев. При этом уровень жизни россиян в различных регионах и сложившиеся под влиянием географических, социальных и демографических и прочих факторов потребительские предпочтения настолько не равные, что исключает возможность малых предприятий, достигнув успеха на одном из региональных рынков, смело двигаться на другой, не рискуя полностью не оправдать затраченных усилий и ресурсов. Все эти проблемы внутреннего и внешнего свойства и создают в своей совокупности тот барьер на пути активного выхода на региональные и международные рынки, перейти через который столичному малому бизнесу без поддержки и помощи со стороны Правительства Москвы и созданной им инфраструктуры в обозримом будущем представляется крайне трудным. Практика поддержки экспортно-ориентированных МП в зарубежных странах показывает, что государство уделяет большое внимание именно этому сегменту малого бизнеса. Так, в Италии существует около 120 Бюро по содействию экспорту МП. Они занимаются поиском партнеров, маркетинговым продвижением, организацией коллективных экспозиций на всемирно известных ярмарках и выставках в интересах МП и т.д. По аналогичному пути действовало Правительство Германии, создав в зарубежных странах, в том числе и в России, сеть бюро немецкой экономики, через которые ведется работа по подбору партнеров для немецких малых и средних фирм. В Польше действует целая программа по выводу МП на новые рынки, где расходы между предпринимателями и государством делятся в соотношении 50/50. В Индии созданы и успешно действуют кластеры МП, работающие в основном в области IT-технологий и инноваций. Настоящий план мероприятий ставит своей целью выработку и принятие на уровне города Москвы системы мероприятий по расширению межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства. Реализация данной системы мер ophbeder к увеличению объемов выпускаемой малыми предприятиями продукции, улучшению ее качества и конкурентоспособности, сделает малый бизнес более прозрачным и, в конечном итоге приводит к росту налоговых поступлений. В этой связи необходимо выработать меры, учитывающие не только сам процесс вывода товаров на внешние рынки и привлечения высококачественной продукции в Москву, но и комплекс мер, предшествующий этой завершающей фазе. Документы и основные подходы, положенные в основу Плана мероприятий: Настоящий документ: - Основывается на постановлении Правительства Москвы от 1 июля 2003 г. N 510-ПП "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг." и постановлении Правительства Москвы от 13 апреля 2004 г. N 217-ПП "О комплексных мероприятиях по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы". - Ставит своей основной задачей удовлетворение фактических потребностей субъектов малого предпринимательства в развитии межрегиональных и международных связей. - Исходит из разумного баланса стратегий развития экспорта и импортозамещения при приоритетной поддержке экспорта в качестве предпосылки диверсификации структуры экспортно-импортных операций в сфере малого предпринимательства города. - Базируется на использовании апробированных механизмов поддержки межрегиональных и международных связей малых предприятий. - Учитывает лучшую практику зарубежных стран в рассматриваемой области. - Учитывает изменения макроэкономической, конкурентной и нормативно - правовой среды существования малого бизнеса. - Учитывает необходимость взаимодействия городских и окружных органов власти, а также необходимость административной поддержки в развитии межрегиональных и международных связей малых предприятий города Москвы. - Учитывает необходимость использования различных источников ресурсного обеспечения, в том числе: - бюджетные средства города Москвы в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004 - 2006 гг.; - бюджетные средства в рамках программ развития Центрального федерального округа; - средства федерального бюджета, выделяемые на основе конкурса, проводимого Минэкономразвития России для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства; - собственные средства малых предприятий; - иные источники. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Содержание | Ожидаемый | Источники | Исполнитель | Объем | | | мероприятия | мероприятия | результат | финансирования | | финансирования | | | | | | | | (млн.руб.) | |----|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Выявление МП, имеющих потребности и возможности в развитии межрегиональной и международной деятельности. | |----|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.1| Формирование и | Разработка унифицированной | Достоверная, | Бюджетные средства | Департамент поддержки и | 8,0 | | | актуализация базы | методики и проведение в | структурированная и | города Москвы в рамках | развития малого | | | | данных малых | административных округах | обновляемая информация для | Комплексной программы | предпринимательства | | | | предприятий города | города Москвы сплошного | подддержки принятия | развития и поддержки | города Москвы | | | | Москвы, имеющих | обследования субъектов | управленческих решений по | малого | | | | | потребности в | малого предпринимательства | вопросам развития | предпринимательства в | Некоммерческое | | | | развитии | с целью выявления малых | межрегиональных и | городе Москве на 2004 | партнерство "Московский | | | | межрегиональной и | предприятий, имеющих | международных связей | - 2006 гг. | центр развития | | | | международной | потребности в развитии | малого бизнеса города | | предпринимательства" | | | | деятельности. | межрегиональной и | Москвы, возможность | | | | | | | международной | адресного информирования, | | | | | | | деятельности. | получение предварительной | | | | | | | | информации для создания | | | | | | | | Реестра | | | | | | | | экспортно-ориентированных | | | | | | | | и конкурентоспособных на | | | | | | | | межрегиональных рынках | | | | | | | | малых предприятий города | | | | | | | | Москвы. | | | | |----|---------------------|----------------------------|----------------------------|------------------------|--------------------------|--------------------| | 1.2| Создание Реестра | Сбор, обработка и | Стимулирование работы | Бюджетные средства | Департамент поддержки и | 12,0 | | | экспортно - | актуализация углубленной | малых предприятий по | города Москвы в рамках | развития малого | | | | ориентированных и | информации по | производству | Комплексной программы | предпринимательства | | | | конкуренто - | экспортноориентированной, | высококачественной и | развития и поддержки | города Москвы | | | | способных на | импортозамещающей и | конкурентоспособной | малого | | | | | межрегиональных | конкурентоспособной на | продукции, внедрению | предпринимательства в | Префектуры | | | | рынках малых | межрегиональных рынках | современных систем | городе Москве на 2004 | административных округов | | | | предприятий города | продукции малых | обеспечения и управления | - 2006 гг. | города Москвы | | | | Москвы. | предприятий Москвы. | качеством на основе | | | | | | | | общественного признания их | | Некоммерческое | | | | | | деятельности. Замещение | | партнерство "Московский | | | | | | импортируемых товаров. | | центр развития | | | | | | Повышение эффективности | | предпринимательства" | | | | | | адресной поддержки малых | | | | | | | | предприятий. Пропаганда | | Московская | | | | | | успешного опыта малых | | торговопромышленная | | | | | | предприятий по созданию | | палата | | | | | | экспортно-ориентированной | | | | | | | | и конкурентоспособной | | Территориальные центры | | | | | | продукции. Издание на базе | | развития | | | | | | Реестра тематических | | предпринимательства | | | | | | (отраслевых) каталогов, | | | | | | | | например:"Экспортная | | | | | | | | продукция малых | | | | | | | | предприятий города | | | | | | | | Москвы", "Московские | | | | | | | | субконтракторы", | | | | | | | | "Медицинская техника", | | | | | | | | "Биотехнологии", - | | | | | | | | "Сувенирная продукция" и | | | | | | | | др. Вовлечение малых | | | | | | | | предприятий города в | | | | | | | | программы "Московское | | | | | | | | качество"и "Надежный | | | | | | | | партнер" | | | | |----|---------------------|----------------------------|----------------------------|------------------------|--------------------------|--------------------| | 1.3| Комплексный | Выявление "прорывных" | Концентрация усилий | Бюджетные средства | Департамент поддержки и | 5,0 | | | отраслевой анализ | направлений в экономике | поддержки отраслевых групп | города Москвы в рамках | развития малого | | | | конкуренто - | города (в сегменте малого | малых предприятий в целях | Комплексной программы | предпринимательства | | | | способности и | бизнеса) и групп малых | достижения максимального | развития и поддержки | города Москвы | | | | экспортного | предприятий, реализующих | бюджетного эффекта. | малого | | | | | потенциала малого | свою деятельность по | Выявление групп | предпринимательства в | | | | | бизнеса Москвы | выявленным направлениям. | конкурентоспособных малых | городе Москве на 2004 | | | | | | | предприятий, способных к | - 2006 гг. | | | | | | | самоорганизации. | | | | | | | | Ежегодный отчет о | | | | | | | | конкурентоспособности и | | | | | | | | экспортном потенциале | | | | | | | | малого бизнеса. | | | | |----|---------------------|----------------------------|----------------------------|------------------------|--------------------------|--------------------| | 1.4| Создание карты | Анализ информации о | Обеспечение возможностей | Бюджетные средства | Департамент поддержки и | 15,0 | | | импортных | продукции промышленного | целевого продвижения | города Москвы в рамках | развития малого | | | | потребностей Москвы | назначения, закупаемой | импортозамещающей | Комплексной программы | предпринимательства | | | | и регионов РФ | Москвой и регионами | продукции малых | развития и поддержки | города Москвы | | | | | Российской Федерации в | предприятий Москвы в | малого | | | | | | зарубежных странах,и | регионы РФ, оптимизации | предпринимательства в | ЗАО "Межрегиональный | | | | | формирование предложений | каналов товародвижения, | городе Москве на 2004 | маркетинговый центр | | | | | по ее импортозамещению | выбора средств | - 2006 гг. | "Москва" | | | | | продукцией, выпускаемой | стимулирования сбыта | | | | | | | малыми предприятиями | | | | | | | | города Москвы. | | | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2. | Реализация мероприятий, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности продукции МП на внешних рынках | |----|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1| Реализация | Формирование системы | Повышение уровня | Бюджетные средства | Департамент поддержки и | 110,0 | | | программы перехода | обеспечивающей массовое | конкурентоспособности | города Москвы в рамках | развития малого | | | | малых предприятий | внедрение малыми | малых производственных | Комплексной программы | предпринимательства | | | | города Москвы к | предприятиями систем | предприятий, в том числе, | развития и поддержки | города Москвы | | | | международным | менеджмента в соответствии | на внешних рынках. | малого | | | | | стандартам в | с международными | Повышение эффективности | предпринимательства в | Некоммерческое | | | | области управления | стандартами серии ISO с | производства малых | городе Москве на 2004 | партнерство "Московский | | | | качеством, охраны | последующей сертификацией. | предприятий. Повышение | - 2006 гг. | центр развития | | | | окружающей среды, | Включает в себя: | уровня качества продукции, | | предпринимательства" | | | | производственной | - реализацию | производимой малыми | Средства федерального | | | | | безопасности и | информационно - | предприятиями, уровня | бюджета, выделяемые на | ЗАО "Межрегиональный | | | | охраны труда | просветительских | производственной | основе конкурса, | центр промышленной | | | | | мероприятий, | безопасности и охраны | проводимого | субконтрактации | | | | | обеспечивающих вовлечение | окружающей среды. | Минэкономразвития | партнерства" | | | | | московских малых | До 1000 малых предприятий | России по отбору | | | | | | предприятий в программу; | внедривших системы | субъектов Российской | | | | | | - создание служб качества | менеджмента и получивших | Федерации для | | | | | | и сертификации в | соответствующие | предоставления | | | | | | территориальных центрах | сертификаты. | субсидий бюджетам | | | | | | развития | | субъектов Российской | | | | | | предпринимательства на | | Федерации для | | | | | | основании типового | | финансирования | | | | | | проекта; | | мероприятий, | | | | | | - создание | | осуществляемых в | | | | | | централизованной системы | | рамках оказания | | | | | | подготовки специалистов | | государственной | | | | | | малых предприятий по | | поддержки малого | | | | | | качеству, внедрения и | | предпринимательства (в | | | | | | сертификации систем | | дальнейшем - Средства | | | | | | менеджмента с применением | | федерального бюджета). | | | | | | механизма финансирования | | | | | | | | части фактических затрат | | Собственные средства | | | | | | малых предприятий на | | малых предприятий. | | | | | | внедрение систем | | | | | | | | менеджмента. | | | | | |----|---------------------|----------------------------|----------------------------|------------------------|--------------------------|--------------------| | 2.2| Разработка и | Программа включает в себя | Повышение уровня | Бюджетные средства | Префектура | 3,0 | | | реализация пилотной | мероприятия: | конкурентоспособности и | города Москвы рамках | Юго-Восточного | | | | программы | - проведение исследования | эффективности | Комплексной программы | административного округа | | | | выявления, | по выявлению групп | производственно - | развития и поддержки | города Москвы | | | | формирования и | конкурентоспособных малых, | хозяйственной деятельности | малого | | | | | активизации | средних и крупных | малых производственных | предпринимательства в | Департамент поддержки и | | | | кластеров малых | предприятий - | предприятий за счет | городе Москве на 2004 | развития малого | | | | предприятий в | потенциальных участников | внутренней конкуренции, | - 2006 гг., | предпринимательства | | | | Юго-Восточном | формируемых кластеров; | кооперации и совместного | Комплексной программы | города Москвы | | | | административном | - проведение кластерного | использования общих | развития научно - | | | | | округе города | анализа и выявление | ресурсов, что позволяет | производственного | ЗАО "Межрегиональный | | | | Москвы | "проблемных точек"; | достигать синергетического | потенциала в городе | центр промышленной | | | | | - реализацию мероприятий, | эффекта. | Москве на 2004 - 2006 | субконтрактации и | | | | | обеспечивающих | Внедрение кластерных | гг., а также окружных | партнерства" | | | | | формирование и развитие | организационных технологий | программ развития и | | | | | | кластеров. | в деятельность малых | поддержки малого | Региональное | | | | | | производственных | предпринимательства | объединение | | | | | | высокотехнологичных | | работодателей | | | | | | предприятий, | Собственные средства | "Московская Конфедерация | | | | | | ориентированных на экспорт | малых предприятий. | промышленников и | | | | | | продукции и замещение | | предпринимателей | | | | | | импорта | Иные источники: | (работодателей)" | | | | | | Повышение уровня | собственные средства | | | | | | | самоорганизации малых | крупных предприятий, | | | | | | | предприятий. Улучшение | донорских организаций. | | | | | | | показателей | | | | | | | | производственно - | | | | | | | | хозяйственной деятельности | | | | | | | | малых предприятий - | | | | | | | | участников формируемых | | | | | | | | кластеров. | | | | |----|---------------------|----------------------------|----------------------------|------------------------|--------------------------|--------------------| | 2.3| Разработка типового | Разработка методи - | Повышение уровня | Бюджетные средства | Департа - мент поддержки | 0,4 | | | проекта программы | ческого и | конкурентоспособности и | города Москвы в рамках | и развития малого | | | | развития кооперации | методологического | эффективности | Комплексной программы | предпринимательства | | | | малых и крупных | обеспечения типовых | производственно - | развития и поддержки | города Москвы | | | | промышленных | программ развития | хозяйственной деятельности | малого | | | | | предприятий для | производственной | малых производственных | предпринимательства в | ЗАО "Межрегиональный | | | | последующей | кооперации малых и крупных | предприятий за счет | городе Москве на 2004 | центр промышленной | | | | реализации в | предприятий для реализации | кооперации и совместного | - 2006 гг. | субконтрактации | | | | административных | в административных округах | использования общих | | партнерства" | | | | округах города | города Москвы. Типовая | ресурсов и привлечения | | | | | | Москвы | программа развития | дополнительных | | Региональное | | | | | кооперации малых и крупных | кооперационных заказов | | объединение | | | | | промышленных предприятий | извне (регионы РФ, | | работодателей | | | | | включает в себя: | зарубежные предприятия). | | "Московская Конфедерация | | | | | - анализ технико - | | | промышленников и | | | | | технологической | | | предпринимателей | | | | | вооруженности и уровня | | | (работодателей)" | | | | | загрузки мощностей | | | | | | | | промышленных предприятий, | | | | | | | | включая планируемый | | | | | | | | мониторинг ценообразования | | | | | | | | по производственно - | | | | | | | | технологическим процессам; | | | | | | | | - анализ потребностей | | | | | | | | предприятий в | | | | | | | | производственной | | | | | | | | кооперации; | | | | | | | | - организацию | | | | | | | | информационного обмена | | | | | | | | между предприятиями в | | | | | | | | сфере производственной | | | | | | | | кооперации; | | | | | | | | - формирование | | | | | | | | производственных цепочек; | | | | | | | | - разработку предложений | | | | | | | | по техникотехнологическому | | | | | | | | перевооружению и | | | | | | | | модернизации; | | | | | | | | - разработку предложений | | | | | | | | и рекомендаций по | | | | | | | | маркетинговым | | | | | | | | мероприятиям, | | | | | | | | обеспечивающим | | | | | | | | дополнительный приток | | | | | | | | кооперационных заказов | | | | | | | | извне. | | | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 3. | Содействие МП города Москвы в выводе продукции/услуг на межрегиональные и международные рынки | |----|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |3.1 | Создание | Создание инструмента | Реализация проекта | Бюджетные средства | Департамент поддержки | 29,0 | | | электронной системы | поиска торговых партнеров | позволит перейти на | города Москвы в рамках | и развития малого | | | | логистики | для предпринимателей, | качественно новый уровень | Комплексной программы | предпринимательства | | | | межрегиональных | заинтересованных в | обеспечения маркетинговой | развития и поддержки | города Москвы | | | | товаропродящих | расширении географии сбыта | информацией малых | малого | | | | | путей | своей продукции. | предприятий - | предпринимательства в | Международная ассоциация | | | | | Предоставление московским | производителей | городе Москве на 2004 | "Система межрегиональных | | | | | малым предприятиям - | потребительских товаров о | - 2006 гг. | маркетинговых центров" | | | | | производителям | возможных путях сбыта | | | | | | | потребительских товаров | своих товаров, минуя | | Некоммерческое | | | | | возможности оптимизировать | посредников. | | партнерство | | | | | выбор оптовых покупателей | Система позволит малым | | "Национальное Деловое | | | | | их продукции в регионах РФ | предприятиям без выезда в | | Партнерство "Альянс | | | | | на основе анализа | регионы определять | | Медиа" | | | | | различных вариантов. | наиболее перспективных | | | | | | | Доступные критерии выбора: | торговых партнеров, | | | | | | | насыщенность рынка, уровни | формировать свою | | | | | | | оптово-розничных цен, | региональную ценовую | | | | | | | транспортные расходы, | политику. Затраты | | | | | | | конкурентная ситуация. | финансовых и временных | | | | | | | | ресурсов на получение | | | | Страницы: 1 2 |