ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    

                               РЕШЕНИЕ

                           ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

                           16 марта 1998 г.
                             N ГКПИ 98-32

                             (ПВОС 98-7)


                     Именем Российской Федерации

     Верховный Суд РФ в лице судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.  При
секретаре - Богатко Л.Н. С участием прокурора - Федотовой А.В.
     Рассмотрев в  открытом  судебном  заседании  гражданское  дело по
жалобе  Костичевой  Н.А.  на  постановление  Правительство  Российской
Федерации от 27 января 1993 г.  N 65, от 19 апреля 1993 г. N340, от 16
сентября 1993 г.  N 919, от 30 декабря 1993 г. N 1352, от 30 июня 1994
г.  N 753,  от 6 апреля 1995 г. N 311, и от 30 октября 1995 г. N 1052,
установил:
     Постановлением Совета   Министров   -   Правительства  Российской
Федерации  от  27  января  1993  г.  N65,  в  частности,   установлены
должностные  оклады  военнослужащих,  лиц  рядового  и начальствующего
состава внутренних дел и  оклады  по  воинским  (специальным)  званиям
военнослужащих    (кроме   военнослужащих   срочной   службы   и   лиц
начальствующего состава органов внутренних дел).
     Согласно этому   постановлению   должностной   оклад  по  первому
тарифному разряду (распространяемому в том числе на солдат и матросов,
проходящих военную службу по контракту) определен в размере от 5000 до
6000 руб.
     Минимальный месячный доклад по  воинскому  (специальному)  званию
определен в 1500 руб.
     Постановлением Совета   Министров   -   Правительства  Российской
Федерации от  19  апреля  1993г.  N340  изменены  размеры  должностных
окладов военнослужащих и окладов по воинским званиям военнослужащих.
     В частности   должностной  оклад  по  первому  тарифному  разряду
(распространяемому в  том  числе  на  солдат  и  матросов,  проходящих
военную  службу  по  контракту)  данным постановлением был определен в
размере от 21500  руб.  До  22000  руб.
     Последующими постановлениями Правительства РФ от 16 сентября 1993
г. N 919, от 30 декабря 1993 г. N 1352, от 30 июня 1994 г. N 753, от 6
апреля 1995 г.  N 311,  и от 30 октября  1995  г.  N  1052  оклады  по
воинской   должности   (должностные   оклады)  и  оклады  по  воинским
(специальным)   званиям,   ранее   устанавливаемые,    в    частности,
военнослужащим повышались соответственно в 1,8;  1,9;  1,4; 1,3 и 1,54
раза.
     Уволенная в   запас  в  связи  достижением  предельного  возраста
пребывания на военной службе (из войсковой части 2109 АПГ  Федеральной
пограничной  службы России) старшина контрактной службы Костичева Н.А.
обратилась  в  Верховный  Суд  РФ  с  жалобой,  в   которой   оспорила
приведенные выше постановления Правительства РФ, сославшись на то, что
они не соответствуют требованиям абзаца второго пункта  второго  ст.12
Закона РФ "О статусе военнослужащих",  в связи с чем нарушено ее право
на получение пенсии в  большем  размере.
     Костичева Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте
судебного   разбирательства   была   извещена.
     Заслушав объяснения председателей Правительства РФ и  Федеральной
пограничной  службы России Батяева В.Ф.  и Чамарова В.Б.,  возражавших
против удовлетворения жалобы,  исследовав  письменные  доказательства,
выслушав  заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры РФ Федотовой
А.В.,  полагавшей  жалобу  частично  обоснованной,  Верховный  Суд  РФ
находит, что жалоба Костичевой Н.А. подлежит частичному удовлетворению
по следующим основаниям.
     Согласно п.2 ст.12 Закона РФ "О статусе  военнослужащих"  размеры
окладов  по воинским должностям и воинским званиям,  надбавок и выплат
определяются  Правительством  Российской  Федерации  по  представлению
Министерства обороны РФ,  других министерств и ведомств РФ,  в которых
Законом предусмотрена военная служба (абзац первый);  при этом  оклады
по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную
службу по контракту, не могут быть менее половины воинских должностных
окладов.
     Закон РФ "О статусе военнослужащих" был опубликован в  Российской
газете  9  февраля  1993г.  Согласно  ст.2  действующего на тот период
времени Закона РСФСР "О порядке  опубликования  и  вступления  в  силу
законов  РСФСР  и  других  актов  принятых  Съездом народных депутатов
РСФСР,  Верховным Советом РСФСР и их органами" от 23 июля 1990г. датой
официального   опубликования  Закона  РФ  "О  статусе  военнослужащих"
является  именно  9  февраля  1993г.
     Указанное в   числе   обжалуемых  Костичевой  Н.А.  постановление
Правительства РФ N 65 было принято 27 января  1993  г.,  то  есть,  до
опубликования Закона.
     В связи   с   изложенным   суд   признает   обоснованным    довод
представителей  Правительства  РФ  о том,  что постановление N65 от 27
января 1993г.  не может  быть  признанно  недействительным  по  мотиву
несоответствия его Закону РФ "О статусе военнослужащих".  Поскольку на
день  принятия  этого  постановления  Закон,  на   который   ссылается
заявительница  как  противоречащий  этому  постановлению,  еще  не был
опубликован.
     Между тем,  установленный  постановлением  Правительства  РФ N 65
размер должностного оклада военнослужащих по первому тарифному разряду
составлял   более  пяти  минимальных  окладов  труда  (5000  руб.  при
минимальном размер оплату труда на тот период в 900 руб.)
     Ввиду принятия   данного   постановления   Правительства   РФ  до
официального опубликования Закона РФ "О статусе военнослужащих" в  нем
(постановлении)   вообще  не  предусмотрен  размер  оклада  по  званию
солдата,  матроса.
     То обстоятельство, что после принятия постановления Правительства
РФ N 65 минимальный размер оплаты труда  с  1  февраля  1993  г.  стал
составлять    2250    и,    следовательно,   установленный   указанным
постановлением оклад  по  первому  тарифному  разряду  военнослужащего
объективно  перестал  соответствовать пяти минимальным размерам оплаты
труда,  само по себе не  свидетельствует  о  незаконности  обжалуемого
заявительницей  постановления  Правительства  РФ  N65,  поскольку  при
оспаривании конкретного нормативного акта по мотиву  его  незаконности
этот  акт  проверяется  на  соответствие его Закону на день принятия и
введения его (нормативного акта) в действие.
     Придание обратной  силы  данному  постановлению  и  Закону  РФ "О
статусе военнослужащих" (оба  акта  введены  в  действие  с  1  января
1993г.)  не  имеет правового значения для разрешения спора о признании
незаконным нормативного акта Правительства РФ.
     То обстоятельство,  что  с  1  января 1993 г.  минимальный размер
оплаты труда составил 2250 руб.  и с 7 февраля 1993 г.,  т.е.  со  дня
опубликования  Закона  РФ  "О  статусе  военнослужащих"  постановления
Правительства  РФ  перестало  соответствовать  этому   закону,   может
относиться к бездействию Правительства РФ, не приводящего своевременно
данное  постановление  в  соответствии  с  законом,  но  основанием  к
признанию этого нормативного акта недействительным служить не может по
изложенным выше обстоятельствам.
     Жалобы же   на   действие   (бездействие)   Правительства   РФ  к
подсудности Верховного Суда  РФ  Законом  не  отнесены.
     Постановление Правительства  РФ  от  19  апреля  1993  г.  N 340,
установившее военнослужащим с 1 апреля 1993  г.  месячный  должностной
оклад  по  первому  тарифу в суммах от 21500 до 22000 руб.  и оклад по
воинскому званию рядового (солдата и матроса) в  сумме  1100  руб.  На
день   принятия  и  введения  в  действие  соответствовал  требованиям
приведенного выше Закона, так как именно с 1 апреля 1993г. минимальный
размер оплаты труда составлял 4.275 руб.  (4275 руб. х 5 = 21375 руб.,
1/2 часть от 21500 руб. = менее 11000 руб.)
     Соответствовало требованиям  Закона на день принятия и введения в
действие и постановление Правительства РФ от 16     сентября  1993  г.
N 919,  увеличившее с 1 сентября 1993г. должностные оклады и оклады по
воинским  званиям  военнослужащих,  а  следовательно,  и   оклады   по
первичным  воинским  должностям солдат и матросов,  проходящих военную
службу по контракту и оклады этих лиц по воинским званиям в 1,8  раза.
С 1 июня 1993 г.  размер минимальной оплаты труда составлял 7740 руб.,
его пятикратный размер составлял 38.700 руб.
     Минимальные должностные  оклады  солдат  и  матросов (21500 руб.)
установленные в   постановлении   N   340,   после    увеличения    их
постановлением  Правительства  РФ  в 1,8 раза составили к тому времени
также 38.700 руб. (21500 руб. х 1,8 раза).
     Оклады этих  лиц  по  званиям  после  увеличения  их  в  1,8 раза
составили - 19.800 руб.  (11000 х 1,8 раза)
     Последующие постановления  Правительства  РФ от 30 декабря 1993г.
(об увеличении с 1 января 1994 г.  военнослужащим должностных  окладов
по  званиям  в 1,9 раза) и от 30 июня 1994 г.  (об увеличении с 1 июля
1994г.  военнослужащим должностных окладов  по  званиям  в  1,4  раза)
соответствуют   требованиям   п.2   ст.   12   Закона  РФ  "О  статусе
военнослужащих",  так  как  в  результате  повышения  указанных  видов
окладов  первым  из  приведенных  постановлений Правительства РФ в 1,9
раза  оклад  по  первичным  воинским  должностям  солдат  и  матросов,
проходящих службу по контракту составил 73530 руб.  (38700 х 1,9), что
превышает  пятикратную  сумму  минимального  размера   оплаты   труда,
составлявшего к 1 января 1994 г.  14620 руб.  (14620 х 5 = 73100 руб.,
38700 х 1,9 = 73530  руб.),  а  оклад  по  воинскому  званию  солдата,
матроса составил 37.620 руб., что превышает 1/2 часть от 73.530 руб.
     В результате повышения этих видов окладов  вторым  постановлением
Правительства  РФ  (от  30  июня  1994  г.  N573)  в 1.4 раза оклад по
первичным воинским должностям солдат и матросов составил  102942  руб.
(73530 х 1.4),  пятикратная сумма минимального размера оплаты труда ко
дню принятия этого постановления составляла 102.500 руб.  (20200 х 5),
а  оклад  по воинским званиям данных лиц составил 52668 руб.  (37620 х
1.4),  что превышает 1/2 часть от 102.942  руб.  (должностного  оклада
солдата и матроса).
     Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1995 г.  N  311  с  1
апреля  1995  г.  должностные  оклады  и  оклады  по воинским званиям,
установленные военнослужащим по состоянию на  1  июля  1994  г.,  были
повышены  в  1.3  раза,  в результате чего должностные оклады солдат и
матросов,  проходящих военную службу по  контракту,  составили  133725
руб.  (102942  х  1.3 раза),  что менее пятикратной суммы минимального
размера оплаты труда,  установленного с 1 апреля 1995 г.  в 34400 руб.
(34400 х 5 = 172000 руб.).
     Оклады по воинским званиям для солдат  и  матросов  в  результате
повышения их в 1.3 раза составили 68468 руб.  (52668 руб.  х 1.3), что
менее 86000 руб., то есть половины от 172000  руб. (размера окладов по
первичным  воинским  должностям солдат и матросов,  соответствовавшего
пяти минимальным размерам оплаты труда).
     По изложенным  обстоятельствам  суд признает данное постановление
Правительства РФ,  как несоответствующие абзацу  2  пункта  3  ст.  12
Закона РФ "О статусе военнослужащих",  недействительным (незаконным) в
части  повышения  военнослужащим  должностных  окладов  и  окладов  по
воинским  званиям  лишь  в  1,3  раза  (для  соответствия  требованиям
приведенной нормы Закона повышение окладов военнослужащим - солдатам и
матросам, проходящим военную службу по контракту должно быть в большей
мере,  чем 1,3 раза).
     Не соответствует  требованиям приведенного Закона и постановление
Правительства РФ  от  30  октября  1995  г.   N   1052   о   повышении
военнослужащим  должностных окладов и окладов по воинским званиям лишь
в 1,54 раза должностной оклад солдат и матросов составил  206000  руб.
(133725 руб. х 1,54), а оклад по воинским званиям - 103000 руб. (68468
руб. х 1,54).
     Таким образом,  увеличение  приведенных  окладов военнослужащим с
1 сентября  1995 г.  в  1,54  раза  было  недостаточно для того, чтобы 
размеры их по отношению к солдатам и  матросам,   проходящим   военную 
службу по контракту соответствовали абзацу 2  пункта  12 ст. 12 Закона  
РФ "О статусе военнослужащих".
     Представители Правительства РФ в судебном заседании настаивали на
том,  что  при  проверке  соответствия требованию Закона постановлений
Правительства РФ от   6 апреля 1995 г.  N 311 и от 30 октября  1995 г.
N 1052  следует учитывать установление дополнительных выплат в размере
25 процентов военнослужащим и гражданскому персоналу пограничных войск
РФ,  произведенное  на  основании постановления Правительства РФ от 15
августа 1994 г. N 961.
     Однако с  таким  доводом заинтересованных в деле лиц суд не может
согласиться   по   следующим    основаниям.
     Во-первых, указанным      постановлением      на     установление
дополнительных   выплат   военнослужащим   пограничных    войск    РФ.
Правительство    РФ   лишь   предоставило   право   Главнокомандующему
пограничными  войсками  РФ,   а   не   повысило   эти   оклады   своим
постановлением непосредственно.
     Постановлением от 6 апреля 1995 г. N 311 в 1,3 раза были повышены
оклады военнослужащим,  установленные  по состоянию на 1 июля 1994 г.,
т.е.  без учета доплат на основании постановления Правительства РФ  от
15 августа 1994 г. N 961.
     При повышении этих окладов военнослужащим с 1 сентября 1995 г.  в
1,54 раза,  произведенным постановлением от 30 октября 1995 г. N 1052,
Правительство учитывало размеры  данных  окладов  по  состоянию  на  1
апреля  1995 г., т.е.  установленные  постановлением  Правительства РФ
N 311.
     Кроме того,  даже  с учетом введенных приказом Главнокомандующего
пограничными войсками РФ от 15 августа 1994 г.  N 961)  дополнительных
выплат военнослужащим  фактически  установленные  оклады  по первичным
воинским должностям солдат и матросов,  проходящих военную  службу  по
контракту и на 1 апреля 1995 г.  и на 1 сентября 1995 г. (время начала
действия постановлений Правительства РФ N 311  и  N  1052)  составляли
также менее пятикратной суммы минимального размера оплаты труда.
     Необоснованным признает суд и довод представителей  Правительства
РФ о том, что при принятии постановлений N 311 от 6 апреля 1995 г. и N
1052 от 30 октября 1995г.  оно  (Правительство  РФ)  не  обязано  было
руководствоваться  абзацем  2  пунктом  2  ст.12  Закона РФ "О статусе
военнослужащих"  со  ссылкой  на  принятый   позднее   Закон   РФ   "О
федеративном  бюджете на 1995г.",  якобы не позволяющий военнослужащим
федеральной пограничной службы установить должностные оклады и  оклады
по воинским званиям в соответствии с требованиями Закона РФ "О статусе
военнослужащих".
     Согласно ч.4 ст. 17 Закона РФ "О федеративном бюджете на 1995 г."
на функционирование пограничных войск  выделены  расходы  одной  общей
суммой,  без разбивки ее на отдельные виды расходов.
     Кроме того,  абзац  2  пункта  2  ст.12  Закона  РФ  "О   статусе
военнослужащих"  предусматривает  определенные  рамки для установления
Правительством РФ размеров должностных окладов лишь  военнослужащим  в
звании  солдат  и  матросов,  проходящих  военную службу по контракту.
Следовательно,  размеры окладов  по  воинским  должностям  и  воинским
званиям  (а  также  надбавок  и  других  выплат)  в  отношении  других
военнослужащих  Правительство  РФ   определяет   в   условиях,   когда
отсутствует  в  Законе  какие-либо границы для такого определения.
     На основании  изложенного,  руководствуясь   ст.   ст.   191-197,
231-232,  239-7 ГПК РСФСР,  Верховный Суд Российской Федерации решил:
     признать недействительным    (незаконным)    п. 1   постановления
Правительства Российской  Федерации  от  6  апреля  1995  г.  N 311 "О
повышении окладов денежного содержания военнослужащих,  лиц рядового и
начальствующего  состава  внутренних дел и налоговой полиции,  а также
работников таможенной системы Российской Федерации" в части  повышения
военнослужащим   с   апреля   1995г.  окладов  по  воинской  должности
(должностных окладов) и окладов по воинским (специальным) званиям лишь
в 1,3 раза и п.  1 постановления Правительства Российской Федерации от
30 октября 1995 г.  N 1052 "О повышении окладов  денежного  содержания
военнослужащих,  лиц рядового и начальствующего состава внутренних дел
и налоговой полиции,  а также работников таможенной системы Российской
Федерации" в  части  повышения  военнослужащим  с  1  сентября 1995 г.
окладов по воинской  должности  (должностных  окладов)  и  окладов  по
воинским (специальным) званиям лишь в 1,54 раза, как несоответствующие
абзацу  2  пункта  2  ст.12  Закона  РФ  "О  статусе  военнослужащих),
предусматривающему, что оклады по первичным воинским должностям солдат
и матросов,  проходящих военную службу по  контракту,  не  могут  быть
менее  пяти  минимальных  размеров оплаты труда,  а оклады по воинским
званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.
     В удовлетворении   жалобы  Костичевой  Надежды  Александровны  на
постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 1993  г.
N 65,  от 19 апреля 1993 г. N 340, от 16 сентября 1993 г. N 919, от 30
декабря 1993 г. N 1352, от 30 июня 1994 г. N 753 отказать.
     Решение Верховного  Суда  Российской  Федерации   обжалованию   и
опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации                                        А.И. Федин
16 марта 1998 г.
N ГКПИ 98-32
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru