О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 21.11.2005 N 776. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 03.02.06 0100/1049-06-32

                О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
                         ОТ 21.11.2005 N 776

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          3 февраля 2006 г.
                          N 0100/1049-06-32

                                 (Д)


     В   связи   с   поступающими  обращениями  органов  и  учреждений
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия  человека  о  применении Приказа от 21 ноября 2005 года N
776  "О  санитарно-эпидемиологической  экспертизе  видов  деятельности
(работ,  услуг),  продукции,  проектной документации" (далее - Приказ)
сообщаю.
     Основаниями     для    проведения    санитарно-эпидемиологических
экспертиз,  обследований,  исследований, испытаний, токсикологических,
гигиенических      и      иных      видов      оценок     (далее     -
санитарно-эпидемиологические    экспертизы)   в   рамках   надзора   в
соответствии  с  Федеральным  законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом   благополучии   населения"   могут  быть
предписания    главных    государственных    санитарных   врачей   (их
заместителей)    в    адрес   проверяемого   юридического   лица   или
индивидуального предпринимателя (пункт 5 раздела 2 Приказа).
     Предписание   в   адрес  федеральных  государственных  учреждений
здравоохранения  -  центров  гигиены и эпидемиологии (далее - ФГУЗ) не
направляется,  учитывая,  что  в  соответствии  с  пунктом 1 статьи 10
Федерального  закона  от  8  августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
государственного   контроля   (надзора)"   предписание   -  это  мера,
принимаемая   должностным   лицом  органов  государственного  контроля
(надзора)  по  фактам нарушений, выявленных при проведении мероприятия
по контролю.
     Согласно статье 26.4 КоАП РФ, в случаях, если при производстве по
делу  об  административном  правонарушении  возникает  необходимость в
использовании  специальных  познаний  в  науке, технике, искусстве или
ремесле,  орган,  должностное  лицо,  в производстве которых находится
дело,   выносят   определение  о  назначении  экспертизы.  Определение
обязательно   для  исполнения  экспертами  или  учреждениями,  которым
поручено проведение экспертизы.
     Основанием  для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз
вне  рамок  надзора  для ФГУЗ являются заявления, поданные гражданами,
индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами непосредственно
в  адрес  ФГУЗ,  что  является их коммерческой хозяйственно-договорной
деятельностью,     не    относящейся    к    надзорной    деятельности
территориального управления.
     При  отборе  проб  в  порядке  проведения  мероприятий по надзору
следует  руководствоваться  статьей 3 Федерального закона от 8 августа
2001  года  N  134-ФЗ  "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей  при проведении государственного контроля (надзора)",
предусматривающей,   что   данное   мероприятие   должно   проводиться
уполномоченными  должностными лицами органов государственного контроля
(надзора)  с  составлением соответствующего акта, а также статьей 26.5
КоАП   РФ,   согласно   которой   должностное   лицо,   осуществляющее
производство  по делу об административном правонарушении, вправе брать
образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые
для  проведения экспертизы. При этом следует отметить, что обеспечение
деятельности  по  отбору  проб  осуществляется  специалистами  ФГУЗ  в
обязательном    присутствии    уполномоченного    должностного    лица
территориального управления и подписании им акта отбора проб.
     Проведение  санитарно-эпидемиологических экспертиз осуществляется
только  ФГУЗ  на  основании  направлений  или  вынесенных  определений
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия человека, ее территориальных органов в целях:
     - осуществления   государственного  санитарно-эпидемиологического
надзора;
     - проведения  расследований  причин  и  условий  возникновения  и
распространения     инфекционных,    паразитарных,    профессиональных
заболеваний,  а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)
людей,   связанных   с  воздействием  неблагоприятных  факторов  среды
обитания человека;
     - обеспечения   санитарно-гигиенических   и  противоэпидемических
мероприятий  при  чрезвычайных  ситуациях,  которые  могут  привести к
возникновению   инфекционных  и  массовых  неинфекционных  заболеваний
(отравлений)  людей  и  (или)  оказать негативное воздействие на среду
обитания;
     - принятия мер в связи с поступающими жалобами граждан;
     - выполнения   решений  правоохранительных  и  судебных  органов,
обращений   федеральных   органов   исполнительной   власти,   органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления.
     Выдача    санитарно-эпидемиологических    заключений    на   виды
деятельности  (работы,  услуги),  продукцию,  проектную  документацию,
предназначенные   для   использования   на  объектах  железнодорожного
транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное управление
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия   человека  по  железнодорожному  транспорту  (пункт  4.2
Приказа).  В  соответствии  со  ст. 2 Федерального закона от 10 января
2003   года   N  17-ФЗ  "О  железнодорожном  транспорте  в  Российской
Федерации"    железнодорожный    транспорт    общего   пользования   -
производственно-технологический    комплекс,    включающий    в   себя
инфраструктуры  железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной
состав,   другое   имущество   и   предназначенный   для   обеспечения
потребностей   физических   лиц,   юридических  лиц  и  государства  в
перевозках   железнодорожным   транспортом   на   условиях  публичного
договора,  а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими
перевозками.   Таким   образом,   выдача  санитарно-эпидемиологических
заключений  на  другие  виды деятельности (работы, услуги), продукцию,
проектную  документацию Территориальным управлением Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
железнодорожному транспорту является неправомочной.
     В  соответствии  с  Федеральным  законом  от 30 марта 1999 года N
52-ФЗ    "О   санитарно-эпидемиологическом   благополучии   населения"
обязательным  условием для принятия решения о выдаче лицензии является
представление   соискателем   лицензии   санитарно-эпидемиологического
заключения   о   соответствии   санитарным  правилам  отдельных  видов
деятельности,  подлежащих лицензированию. Санитарно-эпидемиологические
заключения  на  виды деятельности выдаются на деятельность, подлежащую
лицензированию,   а   также   на  производство  новых  видов  (впервые
разрабатываемых   и  внедряемых  в  производство)  пищевых  продуктов,
пищевых  добавок,  продовольственного  сырья  на безвозмездной основе.
Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.
     Федеральный   закон   от   30   марта   1999   года  N  52-ФЗ  "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" предусматривает,
что  ввод  в  эксплуатацию  построенных  и реконструированных объектов
допускается  при  наличии  санитарно-эпидемиологических  заключений  о
соответствии  таких  объектов  санитарным  правилам.  Оформление таких
заключений    производится    территориальными   управлениями   и   их
территориальными   отделами  на  бланках  санитарно-эпидемиологических
заключений   на   виды   деятельности   (работ,  услуг)  на  основании
результатов               осуществления               государственного
санитарно-эпидемиологического      надзора.      При     необходимости
санитарно-эпидемиологических   экспертиз   к  их  осуществлению  могут
привлекаться  ФГУЗ,  причем  санитарно-эпидемиологические экспертизы и
выдача    санитарно-эпидемиологических   заключений   территориальными
управлениями  в  этих  случаях осуществляется на безвозмездной основе.
Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.
     Санитарно-эпидемиологические     заключения     на     продукцию,
перечисленную  в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую для
таможенного   оформления  в  субъект  Российской  Федерации,  выдаются
Федеральной  службой  по  надзору  в  сфере защиты прав потребителей и
благополучия   человека,   но  не  ее  территориальными  управлениями,
независимо от места таможенного оформления груза.
     При   выдаче   санитарно-эпидемиологических   заключений  на  вид
деятельности,  работ,  услуг с использованием источников ионизирующего
излучения следует руководствоваться действующими санитарными правилами
ОСПОРБ-99   СП   2.6.1.799-99,   в   п.   5.4.3   которых  определено:
"Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы
с    источниками    ионизирующего    излучения   санитарным   правилам
действительно  на  срок не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора "О
сроках действия СЭЗ на виды деятельности с использованием ИИИ" (исх. N
0100/11744-05-27 от 22.12.2005) считать недействительным.
     Приложение  N  3, пункт 7 Приказа распространяется на материалы и
изделия, содержащие повышенные уровни природных радионуклидов выше 740
Бк/кг. Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и на минеральное
сырье.
     Ранее  выданные санитарно-эпидемиологические заключения действуют
до окончания указанного в них срока действия.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
3 февраля 2006 г.
N 0100/1049-06-32