О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАДЗОРА ЗА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ 5 октября 2005 г. N 01-12/176-05 (Д) УТВЕРЖДАЮ Руководитель Роспотребнадзора, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.ОНИЩЕНКО 5 октября 2005 года N 01-12/176-05 Согласовано Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Р.Ц.ЦАЛИКОВ 15 сентября 2005 года 1. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Далее - функциональная подсистема). 2. Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 27.05.2005 г. N 335 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794". 3. Чрезвычайная ситуация - опасная для населения обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, эпидемии, массовых заболеваний и отравлений среди населения, сопровождающаяся человеческими жертвами, создающая потенциальную или реальную угрозу здоровью людей или нарушающая гигиенические условия жизни населения. Потенциально опасный для населения объект - объект, на котором проводятся, используются, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, материалы или иные вещества, опасные в эпидемиологическом отношении, создающие потенциальную или реальную угрозу здоровью людей или гигиеническим условиям жизнедеятельности населения. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций - комплекс организационно-технических, медико-санитарных, гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию или снижение вероятности возникновения чрезвычайных для населения ситуаций техногенного, природного или эпидемиологического характера. 4. Руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). (Далее - Служба). 5. В своей деятельности функциональная подсистема руководствуется вышеуказанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, Положением о Службе, Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением. 6. Основными задачами функциональной подсистемы являются: организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций; совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений Службы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленных возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения. 7. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. 8. Координационными органами функциональной подсистемы являются: на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Роспотребнадзора; на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, подведомственных Роспотребнадзору. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них. 9. Постоянно действующими органами управления функциональной системы являются: на федеральном уровне - подразделение Роспотребнадзора для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на региональном уровне - подразделения территориальных управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на муниципальном уровне - отделы и филиалы территориальных управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на объектовом уровне - работники организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления функциональной системы определяются соответствующими положениями о них. 10. Органами, повседневного управления функциональной системы являются оперативные дежурные (дежурные) Роспотребнадзора, территориальных управлений Роспотребнадзора, отделов и филиалов территориальных управлений Роспотребнадзора, организаций. 11. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся: органы и учреждения Службы центрального подчинения и ведомственных служб. (Организационно-методическую функцию выполняет Роспотребнадзор); научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля, территориальные управления Службы и Федеральные государственные учреждения здравоохранения, центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации; соответствующие отделы территориальных управлений Роспотребнадзора на транспорте и в субъектах Российской Федерации, где расположены территориальные органы МЧС России; силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на соответствующих территориях. 12. Порядок создания специализированных формирований Службы и их функции в условиях чрезвычайных ситуаций определяются приказами Роспотребнадзора. 13. Решения об использовании сил и средств функциональной подсистемы, привлекаемых к проведению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий в районе чрезвычайных ситуаций, принимаются в зависимости от их масштабов, потенциальной или явной опасности для населения, на федеральном уровне - руководителем Службы или заместителями руководителя Службы, на региональном и муниципальном уровнях - руководителями территориальных управлений Роспотребнадзора, на объектовом уровне - руководителями организаций, по согласованию с руководством Службы. 14. Управление функциональной подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил функциональной подсистемы и населения. Система связи, оповещения и информационного оповещения на всех уровнях сопрягается с информационно-управляющей системой РСЧС и информационной системой Всероссийской службы медицины катастроф. 15. Проведение мероприятий по надзору за санитарно-эпидемиологической обстановкой при ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках функциональной подсистемы осуществляется на основе планов действий Роспотребнадзора и подведомственных организаций. 16. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности. Для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 17. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы являются: а) В режиме повседневной деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической к гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий, ведении долгосрочных восстановительных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий): наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки; предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения; предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений среди населения; подготовка специалистов Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация аттестации формирований и специалистов; обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы, обобщение опыта и обеспечение дальнейшего развития функциональной подсистемы; участие в разработке и реализации целевых программ в области надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; разработка и выполнение программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. б) В режиме повышенной готовности (при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при прогнозе возможности возникновения эпидемий): постоянный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы информации о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них; подготовка специальных медико-санитарных, гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения; усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности и масштабов эпидемий; формирование оперативных групп, уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки, планов действий (взаимодействия) и иных документов; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий. в) В режиме чрезвычайной ситуации: разработка и реализация органами и учреждениями Службы комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; профилактика массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений, включающая применение современных средств иммунной защиты населения и средств личной профилактики, в акции о профилактику и санитарно-эпидемиологический контроль за их организацией; обслуживание аварийно-спасательных и других специализированных формирований в районе чрезвычайных ситуаций, направленное на обеспечение эпидемической безопасности этой категории специалистов; поддержание взаимодействия органов управления и учреждений Службы с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствии с конкретными планами мероприятий разрабатываемых по обстановке в чрезвычайной ситуации; организация карантинно-ограничительных мероприятий и установление режима поведения в эпидочаге при возникновении эпидемических вспышек особо опасных инфекций; организация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований постоянной готовности; организация и осуществление оперативного контроля и измерений уровней радиоактивного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение о степени риска последствий чрезвычайных ситуаций для здоровья населения; восполнение запасов медицинского имущества, диагностических и дезинфекционных средств для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (совместно со Всероссийской службой медицины катастроф); выдвижение оперативных групп в район чрезвычайных ситуаций; оценка санитарно-эпидемиологической обстановки; организация материально-технического обеспечения работы специалистов Службы; осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях; санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения. 18. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы и мероприятий по надзору за санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственных (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансированием целевых программ в области надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении задач по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Выделением средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. |