О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАДЗОРА ЗА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Положение. Главный государственный санитарный врач РФ. 05.10.05 01-12/176-05

                 О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАДЗОРА
             ЗА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ
            ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
                  И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                              ПОЛОЖЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                          5 октября 2005 г.
                           N 01-12/176-05

                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                        Руководитель Роспотребнадзора,
                                               Главный государственный
                                                       санитарный врач
                                                  Российской Федерации
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
                                                   5 октября 2005 года
                                                        N 01-12/176-05

                                                           Согласовано
                                                  Заместитель Министра
                                                  Российской Федерации
                                         по делам гражданской обороны,
                                                чрезвычайным ситуациям
                                              и ликвидации последствий
                                                    стихийных бедствий
                                                           Р.Ц.ЦАЛИКОВ
                                                 15 сентября 2005 года

     1.   Настоящее   Положение   определяет   порядок  организации  и
деятельности       функциональной      подсистемы      надзора      за
санитарно-эпидемиологической    обстановкой   единой   государственной
системы  предупреждения  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Далее -
функциональная подсистема).
     2.  Положение  разработано в соответствии с Федеральными законами
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций  природного  и техногенного характера", от 30.03.1999 N 52-ФЗ
"О   санитарно-эпидемиологическом   благополучии   населения",  Указом
Президента  Российской  Федерации  от  09.03.2004  N  314 "О системе и
структуре  федеральных органов исполнительной власти", Постановлениями
Правительства  Российской  Федерации  от  30.12.2003  N  794 "О единой
государственной   системе  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций"   и   от  27.05.2005  г.  N  335  "О  внесении  изменений  в
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г.
N 794".
     3.  Чрезвычайная  ситуация  - опасная для населения обстановка на
определенной  территории,  сложившаяся в результате аварии, природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, эпидемии, массовых
заболеваний    и    отравлений   среди   населения,   сопровождающаяся
человеческими  жертвами,  создающая  потенциальную или реальную угрозу
здоровью людей или нарушающая гигиенические условия жизни населения.
     Потенциально  опасный  для  населения объект - объект, на котором
проводятся,     используются,     перерабатываются,    хранятся    или
транспортируются    радиоактивные,    пожаро-взрывоопасные,    опасные
химические  и  биологические  вещества,  материалы  или иные вещества,
опасные  в  эпидемиологическом  отношении, создающие потенциальную или
реальную    угрозу   здоровью   людей   или   гигиеническим   условиям
жизнедеятельности населения.
     Предупреждение  и  ликвидация  чрезвычайных  ситуаций  - комплекс
организационно-технических,    медико-санитарных,    гигиенических   и
санитарно-эпидемиологических      мероприятий,     направленных     на
предупреждение  и  ликвидацию  или  снижение вероятности возникновения
чрезвычайных  для  населения  ситуаций  техногенного,  природного  или
эпидемиологического характера.
     4.   Руководство   созданием   и   деятельностью   функциональной
подсистемы  осуществляет  Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав  потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). (Далее -
Служба).
     5. В своей деятельности функциональная подсистема руководствуется
вышеуказанными  Постановлениями  Правительства  Российской  Федерации,
Положением      о     Службе,     Положением     о     государственной
санитарно-эпидемиологической   службе   Российской   Федерации,  иными
нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
     6. Основными задачами функциональной подсистемы являются:
     организация   мероприятий,   направленных   на  предупреждение  и
ликвидацию         неблагоприятных         медико-санитарных         и
санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;
     совершенствование  организации  и  повышение готовности органов и
учреждений   Службы   к   деятельности   по   наблюдению,   оценке   и
прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленных
возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения.
     7.    Функциональная   подсистема   действует   на   федеральном,
региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
     8. Координационными органами функциональной подсистемы являются:
     на  федеральном  уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных    ситуаций    и    обеспечению   пожарной   безопасности
Роспотребнадзора;
     на  объектовом  уровне  - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций,
подведомственных Роспотребнадзору.
     Компетенция  комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия
решений определяются в положениях о них.
     9.  Постоянно  действующими  органами  управления  функциональной
системы являются:
     на   федеральном  уровне  -  подразделение  Роспотребнадзора  для
решения  задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     на региональном уровне - подразделения территориальных управлений
Роспотребнадзора,  уполномоченные  на  решение  задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     на  муниципальном  уровне  -  отделы  и  филиалы  территориальных
управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     на  объектовом  уровне - работники организаций, уполномоченные на
решение  задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
     Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления
функциональной  системы  определяются  соответствующими  положениями о
них.
     10.  Органами,  повседневного  управления  функциональной системы
являются    оперативные    дежурные    (дежурные)    Роспотребнадзора,
территориальных   управлений   Роспотребнадзора,  отделов  и  филиалов
территориальных управлений Роспотребнадзора, организаций.
     11. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:
     органы    и   учреждения   Службы   центрального   подчинения   и
ведомственных  служб.  (Организационно-методическую  функцию выполняет
Роспотребнадзор);
     научно-исследовательские      институты      гигиенического     и
эпидемиологического   профиля,  территориальные  управления  Службы  и
Федеральные государственные учреждения здравоохранения, центры гигиены
и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации;
     соответствующие       отделы      территориальных      управлений
Роспотребнадзора на транспорте и в субъектах Российской Федерации, где
расположены территориальные органы МЧС России;
     силы  и  средства  наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных
ситуаций  санитарно-эпидемиологического  характера  на соответствующих
территориях.
     12.  Порядок создания специализированных формирований Службы и их
функции   в  условиях  чрезвычайных  ситуаций  определяются  приказами
Роспотребнадзора.
     13.   Решения  об  использовании  сил  и  средств  функциональной
подсистемы,   привлекаемых   к   проведению   санитарно-гигиенических,
противоэпидемических   и  других  мероприятий  в  районе  чрезвычайных
ситуаций, принимаются в зависимости от их масштабов, потенциальной или
явной  опасности  для населения, на федеральном уровне - руководителем
Службы  или  заместителями  руководителя  Службы,  на  региональном  и
муниципальном  уровнях  -  руководителями  территориальных  управлений
Роспотребнадзора,  на  объектовом уровне - руководителями организаций,
по согласованию с руководством Службы.
     14.   Управление   функциональной  подсистемой  осуществляется  с
использованием  систем связи и оповещения, средств связи и оповещения,
сетей  вещания,  каналов сети связи общего пользования и ведомственных
сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения
до органов управления, сил функциональной подсистемы и населения.
     Система  связи,  оповещения  и информационного оповещения на всех
уровнях   сопрягается  с  информационно-управляющей  системой  РСЧС  и
информационной системой Всероссийской службы медицины катастроф.
     15.      Проведение      мероприятий      по      надзору      за
санитарно-эпидемиологической  обстановкой  при ликвидации чрезвычайных
ситуаций  в  рамках функциональной подсистемы осуществляется на основе
планов действий Роспотребнадзора и подведомственных организаций.
     16.  При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на
объектах,   территориях   или  акваториях  органы  управления  и  силы
функциональной   подсистемы   функционируют   в   режиме  повседневной
деятельности.
     Для  соответствующих  органов  управления  и  сил  функциональной
подсистемы   может   устанавливаться   один   из   следующих   режимов
функционирования:
     а)   режим  повышенной  готовности  -  при  угрозе  возникновения
чрезвычайных ситуаций;
     б)  режим  чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     17.  Основными  мероприятиями,  проводимыми органами управления и
силами функциональной подсистемы являются:
     а)   В   режиме   повседневной   деятельности   (при   нормальной
производственно-промышленной,  радиационной, химической, биологической
(бактериологической),     сейсмической     к    гидрометеорологической
обстановке,  при  отсутствии  эпидемий, эпизоотии, эпифитотий, ведении
долгосрочных восстановительных работ по ликвидации последствий аварий,
катастроф, стихийных и экологических бедствий):
     наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической
обстановки;
     предупреждение,   выявление  и  пресечение  нарушений  требований
санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения;
предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных и
неинфекционных заболеваний и отравлений среди населения;
     подготовка   специалистов   Службы  к  действиям  в  чрезвычайных
ситуациях, организация аттестации формирований и специалистов;
     обеспечение  постоянной  готовности  органов  управления,  сил  и
средств  функциональной  подсистемы,  обобщение  опыта  и  обеспечение
дальнейшего развития функциональной подсистемы;
     участие  в  разработке  и  реализации  целевых программ в области
надзора  за  санитарно-эпидемиологической  обстановкой  при выполнении
задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     наблюдение   и   контроль   за   состоянием  окружающей  среды  и
обстановкой  на  потенциально  опасных объектах и на прилегающих к ним
территориях;
     разработка  и  выполнение  программ,  направленных на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
     б)    В    режиме    повышенной    готовности    (при   ухудшении
производственно-промышленной,  радиационной, химической, биологической
(бактериологической),     сейсмической     и    гидрометеорологической
обстановки, при прогнозе возможности возникновения эпидемий):
     постоянный  сбор, обработка и передача органам управления и силам
функциональной  подсистемы  информации  о  прогнозируемых чрезвычайных
ситуациях,  информирование  населения  о  приемах и способах защиты от
них;
     подготовка   специальных   медико-санитарных,   гигиенических   и
санитарно-противоэпидемических     мероприятий,     направленных    на
обеспечение защиты населения;
     усиление  наблюдения  и  контроля за состоянием окружающей среды,
обстановкой  на  потенциально  опасных объектах и на прилегающих к ним
территориях, прогнозирование возможности и масштабов эпидемий;
     формирование         оперативных         групп,         уточнение
санитарно-эпидемиологической      обстановки,      планов     действий
(взаимодействия) и иных документов;
     проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
     в) В режиме чрезвычайной ситуации:
     разработка  и реализация органами и учреждениями Службы комплекса
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
     профилактика массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и
отравлений,  включающая применение современных средств иммунной защиты
населения  и  средств  личной  профилактики,  в акции о профилактику и
санитарно-эпидемиологический контроль за их организацией;
     обслуживание  аварийно-спасательных  и  других специализированных
формирований   в   районе   чрезвычайных   ситуаций,  направленное  на
обеспечение эпидемической безопасности этой категории специалистов;
     поддержание взаимодействия органов управления и учреждений Службы
с   другими   заинтересованными   министерствами   и   ведомствами   в
соответствии  с  конкретными  планами  мероприятий  разрабатываемых по
обстановке в чрезвычайной ситуации;
     организация карантинно-ограничительных мероприятий и установление
режима  поведения  в эпидочаге при возникновении эпидемических вспышек
особо опасных инфекций;
     организация   работ   по   проведению  санитарно-гигиенических  и
противоэпидемических   мероприятий  при  ликвидации  медико-санитарных
последствий  чрезвычайных  ситуаций  силами ведомственных формирований
постоянной готовности;
     организация  и  осуществление  оперативного  контроля и измерений
уровней   радиоактивного   и   химического   загрязнения   в   районах
чрезвычайных ситуаций;
     информационное    обеспечение   о   степени   риска   последствий
чрезвычайных ситуаций для здоровья населения;
     восполнение  запасов  медицинского  имущества,  диагностических и
дезинфекционных  средств  для ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных  ситуаций  (совместно  со  Всероссийской службой медицины
катастроф);
     выдвижение  оперативных  групп  в  район  чрезвычайных  ситуаций;
оценка санитарно-эпидемиологической обстановки;
     организация     материально-технического    обеспечения    работы
специалистов  Службы; осуществление постоянного контроля за состоянием
окружающей  среды  в  районах  чрезвычайных  ситуаций,  обстановкой на
аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях;
     санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий
по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
     18. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы
и  мероприятий  по надзору за санитарно-эпидемиологической обстановкой
при  выполнении  задач  по  предупреждению  и  ликвидации чрезвычайных
ситуаций  осуществляется  за  счет  средств соответствующих бюджетов и
собственных     (пользователей)    имущества    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
     Финансированием   целевых   программ   в   области   надзора   за
санитарно-эпидемиологической   обстановкой  при  выполнении  задач  по
предупреждению   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   и  обеспечению
устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
     Выделением  средств  из резервного фонда Правительства Российской
Федерации   по   предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленных
Правительством Российской Федерации.