ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ). Распоряжение. Правительство РФ. 28.02.06 266-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          28 февраля 2006 г.
                               N 266-р

                                (НТЦС)


     1.  Одобрить  прилагаемую Концепцию развития национальной системы
стандартизации.
     2.  Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения
Концепции  развития национальной системы стандартизации при проведении
работ в области технического регулирования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.ФРАДКОВ
28 февраля 2006 г.
N 266-р


                                                              Одобрена
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 февраля 2006 года
                                                               N 266-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
             РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

                             I. Введение

     Настоящая   Концепция  представляет  собой  систему  взглядов  на
проблемы  развития  национальной  системы  стандартизации в Российской
Федерации  до  2010  года  и  содержит  обоснованные  цели,  задачи  и
направления развития национальной системы стандартизации.
     Концепция  подготовлена  в соответствии с Конституцией Российской
Федерации,  федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и с учетом международных нормативных документов в
области стандартизации.
     Сформированная   на   протяжении   многих   десятилетий   система
государственной    стандартизации    в   ходе   реформы   технического
регулирования   должна   быть   заменена   на   национальную   систему
стандартизации,   которая   в   условиях   глобализации  экономических
отношений    призвана   обеспечить   баланс   интересов   государства,
хозяйствующих  субъектов,  общественных  организаций  и  потребителей,
повысить  конкурентоспособность  российской экономики, создать условия
для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров,
работ и услуг.
     Стандартизация     является     ключевым    фактором    поддержки
государственной    социально-экономической    политики,   способствует
развитию  добросовестной  конкуренции, инноваций, снижению технических
барьеров  в  торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и
имущества   граждан,   обеспечивает   охрану  интересов  потребителей,
окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.
     Стандартизация   в  качестве  одного  из  элементов  технического
регулирования  должна  внести достойный вклад в экономическое развитие
страны,   при   этом   роль   и  принципы  стандартизации  в  условиях
реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим
переменам и соответствовать международной практике.
     Законодательную   и   нормативную   базу   национальной   системы
стандартизации составляют:
     Конституция  Российской  Федерации,  которая  относит стандарты к
вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
     Федеральный  закон  "О  техническом  регулировании", определивший
правовые  основы  стандартизации  в  Российской  Федерации, участников
работ   по   стандартизации,   правила   разработки  и  добровольность
применения стандартов;
     нормативные  правовые  акты Правительства Российской Федерации по
вопросам стандартизации;
     основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
     Национальные  и  международные  стандарты  могут использоваться в
качестве  основы  для  разработки технических регламентов и содействия
соблюдению их требований.
     Организационно-функциональную   структуру   национальной  системы
стандартизации составляют:
     национальный  орган  по  стандартизации (Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии);
     научно-исследовательские организации по стандартизации;
     технические комитеты по стандартизации;
     разработчики стандартов.
     В  состав  фонда  документов  национальной системы стандартизации
входят  межгосударственные,  государственные и национальные стандарты,
отраслевые  стандарты,  правила стандартизации, нормы и рекомендации в
области       стандартизации,       общероссийские      классификаторы
технико-экономической и социальной информации.
     Фонд  документов  национальной  системы  стандартизации  является
составной   частью   федерального  информационного  фонда  технических
регламентов и стандартов.
     В  рамках  фонда  документов  национальной системы стандартизации
сформировался  ряд  таких  уникальных  подсистем,  как общетехнические
системы  стандартов,  система  стандартов  безопасности труда, система
стандартов   безопасности   при   чрезвычайных   ситуациях  и  другие.
Подсистемой   национальной  системы  стандартизации  является  система
стандартизации оборонной продукции.
     Существующие  проблемы  национальной  системы  стандартизации  во
многом  обусловлены переходным периодом реформы в области технического
регулирования   и   являются   сдерживающим   фактором   в  достижении
стратегических целей стандартизации.
     В  Федеральном  законе  "О техническом регулировании" не в полной
мере  отражены  положения,  определяющие  понятие,  структуру, статус,
участников    национальной    системы   стандартизации,   приоритетное
применение    национальных    стандартов,    вопросы    финансирования
деятельности   по   разработке   международных   и  межгосударственных
стандартов.  Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые
стандарты   и  другие  нормативные  документы,  значение  которых  для
производителей продукции остается весьма существенным.
     По     отдельным    направлениям    хозяйственной    деятельности
эффективность   и   значимость   национальных   стандартов  снижается,
поскольку  они  не  полностью  отражают результаты научно-технического
прогресса.   К   тому   же  недостаточен  уровень  их  гармонизации  с
международными стандартами.
     Ввиду  отсутствия  необходимых  научных  исследований  и  слабого
притока профессиональных кадров в научно-исследовательские организации
и  технические  комитеты  по  стандартизации,  а  также недостаточного
финансирования  ухудшается качество разработки национальных стандартов
по целому ряду направлений стандартизации.
     Темпы  обновления  и  актуализации  фонда документов национальной
системы   стандартизации   за  последние  годы  снизились  (необходимо
ежегодно  обновлять не менее 10 процентов фонда для поддержания его на
приемлемом уровне).
     В связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке
стандартов,   реорганизацией   управления   отраслями   и  отраслевыми
научно-исследовательскими институтами активность технических комитетов
по стандартизации в последние годы также снизилась.
     Российская Федерация является членом Международной организации по
стандартизации,    Международной    электротехнической    комиссии   и
Международного    союза   электросвязи,   участвует   в   деятельности
региональных  организаций  по  стандартизации.  Несмотря  на  активное
участие Российской Федерации в деятельности международных организаций,
количество  секретариатов  технических комитетов, закрепленных за ней,
явно  недостаточно  для  реализации  национальных интересов Российской
Федерации.
     Проблемы   действующей  национальной  системы  стандартизации  не
позволяют  в  полной  мере  обеспечить необходимые темпы промышленного
роста в нашей стране.
     В  этой  связи  формирование национальной системы стандартизации,
направленной  на обеспечение высоких темпов устойчивого экономического
роста  и  повышение конкурентоспособности российской экономики, должно
осуществляться   на   основе   комплексного   выбора   приоритетов   в
соответствии   с   намеченными   стратегическими  целями,  принципами,
задачами и направлениями развития национальной системы стандартизации.

              II. Стратегические цели, принципы и задачи
             развития национальной системы стандартизации

     В  основу  стратегии развития национальной системы стандартизации
положены  апробированные  практикой  и  соответствующие  международным
принципам следующие принципы стандартизации:
     добровольность     применения     национальных    стандартов    и
обязательность   их   соблюдения  в  случае  принятия  решения  об  их
использовании;
     применение   международных   стандартов   как  основы  разработки
национальных   стандартов,   за   исключением   случаев,  когда  такое
применение  признано  невозможным вследствие несоответствия требований
международных  стандартов  климатическим и географическим особенностям
Российской    Федерации,    техническим    и   (или)   технологическим
особенностям,   а   также   случаев,   когда  Российская  Федерация  в
соответствии  с  установленными  процедурами выступала против принятия
международного стандарта или отдельного его положения;
     максимальный  учет  законных  интересов  заинтересованных лиц при
разработке национальных стандартов;
     обеспечение  преемственности работ по стандартизации в Российской
Федерации;
     недопустимость  создания препятствий для производства и обращения
продукции,  выполнения  работ  и оказания услуг в большей степени, чем
это   минимально   необходимо   для  выполнения  стратегических  целей
стандартизации;
     обеспечение  условий  для  единообразного применения национальных
стандартов;
     обоснованность разработки национальных стандартов;
     открытость процессов разработки национальных стандартов;
     обеспечение  доступности  национальных  стандартов и информации о
них для пользователей;
     однозначность   понимания   всеми   заинтересованными   сторонами
требований, включаемых в национальные стандарты;
     прогрессивность    и    оптимальность   требований   национальных
стандартов;
     применение   требований  национальных  стандартов  в  контрактах,
заключаемых между изготовителем и потребителем.
     Стратегическими     целями    развития    национальной    системы
стандартизации являются:
     повышение  качества и конкурентоспособности российской продукции,
работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
     обеспечение научно-технического прогресса;
     обеспечение   обороноспособности,  экономической,  экологической,
научно-технической    и    технологической   безопасности   Российской
Федерации;
     обеспечение единства измерений;
     обеспечение рационального использования ресурсов;
     обеспечение    технической,    информационной   совместимости   и
взаимозаменяемости продукции;
     содействие   взаимопроникновению   технологий,  знаний  и  опыта,
накопленных в различных отраслях экономики;
     содействие  сохранению  Российской  Федерацией  позиции  одной из
ведущих в экономическом отношении стран.
     Для  эффективного  развития национальной системы стандартизации и
достижения стратегических целей необходимо:
     сформировать  механизмы  использования  национальных стандартов в
государственных  интересах  Российской  Федерации,  в  том  числе  для
выполнения       международных      обязательств      и      поддержки
социально-экономической политики государства;
     обеспечить   приоритетную   разработку  национальных  стандартов,
применяемых   на   добровольной   основе,  для  соблюдения  требований
технических регламентов;
     обеспечить   при   разработке   национальных   стандартов  баланс
интересов    государства,    хозяйствующих   субъектов,   общественных
организаций и потребителей;
     сформировать  экономические механизмы, обеспечивающие привлечение
всех   заинтересованных  сторон  к  работам  по  стандартизации  и  их
финансированию;
     обеспечить    эффективное    применение    методов    и   средств
стандартизации  для  содействия успешному развитию секторов российской
экономики  с  высоким  потенциалом  развития,  а  также  для повышения
качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;
     применять  при  разработке  стандартов  метод программно-целевого
планирования;
     оптимизировать   процедуру  разработки  и  принятия  национальных
стандартов с использованием международного опыта;
     усилить  роль  Российской  Федерации  и  повысить  ее авторитет в
международной (региональной) стандартизации;
     повысить   уровень   гармонизации  национальных  и  международных
стандартов;
     повысить эффективность межгосударственной стандартизации.

                      III. Направления развития
                 национальной системы стандартизации

     Направления развития национальной системы стандартизации включают
в  себя:  совершенствование законодательных основ национальной системы
стандартизации,  усиление  роли  национальной стандартизации в решении
государственных  задач  и  роли государства в развитии стандартизации,
развитие  организационно-функциональной структуры национальной системы
стандартизации,  экономических  основ стандартизации, фонда документов
национальной  системы  стандартизации,  информационного  обеспечения в
области    стандартизации,    совершенствование    взаимодействия    с
международными   и   региональными  организациями  по  стандартизации,
развитие  работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
кадров по стандартизации.
     В  целях  совершенствования  законодательных  основ  национальной
системы  стандартизации  необходимо подготовить предложения о внесении
изменений  в  законодательство  Российской  Федерации,  в  том числе в
Федеральный закон "О техническом регулировании" в части:
     уточнения  положений,  определяющих  понятие,  структуру, статус,
участников    национальной    системы   стандартизации,   приоритетное
применение    национальных    стандартов,    вопросов   финансирования
деятельности   по   разработке   международных   и  межгосударственных
стандартов;
     уточнения правовых вопросов, связанных с применением национальных
стандартов  при  государственных  заказах  и  использованием  прав  на
объекты интеллектуальной собственности в стандартизации.
     Для   усиления   роли   национальной   стандартизации  в  решении
государственных  задач  и  роли  государства в развитии стандартизации
необходимо:
     определить  приоритетные  направления  развития стандартизации на
среднесрочную перспективу;
     разработать  механизмы  применения  национальных  стандартов  при
формировании  программ  развития  отраслей экономики, а также в сферах
закупок   продукции,   выполнения   работ   и   оказания   услуг   для
государственных нужд;
     внедрить  механизмы  участия в разработке национальных стандартов
представителей  органов  исполнительной  власти,  научных организаций,
общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
     обеспечить  развитие  работ  по  общероссийским  классификаторам,
разработать    общероссийский   классификатор   продукции   по   видам
экономической   деятельности,   гармонизированный   с   классификацией
Европейского союза.
     В    целях   развития   организационно-функциональной   структуры
национальной системы стандартизации необходимо:
     провести   мониторинг   деятельности   технических  комитетов  по
стандартизации   и  подготовить  предложения  о  их  реструктуризации,
слиянии  или  упразднении  с  учетом  структуры  технических комитетов
международных   организаций,   разработать  правила  взаимодействия  с
техническими комитетами;
     разработать    и    реализовать    новую   модель   отношений   с
научно-исследовательскими  институтами  по  стандартизации с учетом их
статуса, профессионального опыта, научных и технических возможностей;
     создать  общественный  совет по стандартизации, включающий в себя
представителей  федеральных  органов исполнительной власти, Российской
академии  наук,  научно-технических обществ, общественных объединений,
предпринимателей и потребителей;
     разработать    и   реализовать   пилотный   проект   создания   и
функционирования отраслевых советов по стандартизации.
     В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:
     разработать    и   внедрить   экономически   эффективные   модели
планирования,  разработки,  принятия  и  распространения  национальных
стандартов;
     реализовать   на   практике   механизм  приоритетного  бюджетного
финансирования  разработки  национальных  стандартов, используемых для
исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;
     разработать   механизмы   привлечения   к  разработке  стандартов
представителей  органов  исполнительной  власти,  научных организаций,
общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
     обеспечить  развитие  программно-целевого планирования разработки
национальных  стандартов  на  основе  реализации ведомственных целевых
программ.
     В   целях   развития   фонда   документов   национальной  системы
стандартизации необходимо:
     провести   анализ   действующего  фонда  документов  национальной
системы      стандартизации      на      соответствие     современному
научно-техническому  уровню,  пересмотреть  или  отменить национальные
стандарты,  противоречащие  требованиям  технических  регламентов и не
отвечающие задачам развития экономики;
     обеспечить  разработку  новых  национальных  стандартов  и внести
изменения  в  действующие  стандарты  в  соответствии  с  современными
достижениями  науки  и  техники, учитывая необходимость гармонизации с
международными    стандартами    и   повышения   конкурентоспособности
российской продукции, работ и услуг;
     повысить   уровень   гармонизации  национальных  и  международных
стандартов;
     оптимизировать   процедуру  разработки  и  принятия  национальных
стандартов с использованием международного опыта;
     провести  анализ отраслевых стандартов и подготовить предложения,
касающиеся их дальнейшего использования.
     В   целях   развития   информационного   обеспечения   в  области
стандартизации необходимо:
     создать   единую   информационную  систему,  предназначенную  для
обеспечения  заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в
состав  федерального  информационного  фонда технических регламентов и
стандартов;
     внедрить   новые   информационные  технологии  при  планировании,
разработке, принятии и распространении стандартов.
     В  целях  совершенствования  взаимодействия  с  международными  и
региональными организациями по стандартизации необходимо:
     подготовить  предложения  по созданию под руководством Российской
Федерации  в  рамках международных организаций по стандартизации новых
технических  комитетов  в  приоритетных  для нашей страны направлениях
стандартизации;
     активизировать   участие   Российской  Федерации  в  деятельности
Международной    организации    по    стандартизации,    Международной
электротехнической  комиссии, Европейского комитета по стандартизации,
Европейского  комитета  по  стандартизации  в области электротехники и
электроники,  а  также  в деятельности таких региональных организаций,
как      Европейская     экономическая     комиссия     ООН,     форум
"Азиатско-тихоокеанское         экономическое         сотрудничество",
Азиатско-тихоокеанский комитет по стандартизации.
     В  целях развития работ по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров по стандартизации необходимо:
     сформировать   систему   подготовки  и  аттестации  экспертов  по
стандартизации;
     разработать  образовательные  проекты, направленные на подготовку
высококвалифицированных специалистов в области стандартизации;
     повысить   эффективность   программ  профессиональной  подготовки
кадров,  в  том  числе  путем  корректировки учебных планов учреждений
профессионального   образования,   совместной   организации   программ
переподготовки и повышения квалификации кадров и стажировок.

                       IV. Реализация Концепции

     Реализация  Концепции должна осуществляться федеральными органами
исполнительной власти на основе межведомственного плана мероприятий.
     Решение задач Концепции может обеспечиваться в рамках федеральных
и ведомственных целевых программ.
     Формирование    национальной    системы    стандартизации   будет
осуществляться  на  основе реализации и ежегодного уточнения программы
разработки  национальных  стандартов,  адаптации  действующей  системы
стандартизации   к   условиям   добровольного  применения  стандартов,
реформирования  деятельности  технических  комитетов  и активизации их
участия в межгосударственной и международной стандартизации.
     Правительство  Российской Федерации должно содействовать созданию
условий   для   разработки   и   применения  национальных  стандартов,
направленных   на   обеспечение   национальных   интересов  Российской
Федерации,  выполнение  ее  международных  обязательств, осуществление
деятельности  органов государственной власти в области стандартизации,
для  финансирования разработки национальных стандартов, используемых в
целях  исполнения  государственных  функций и оказания государственных
услуг.
     Национальному  органу  по  стандартизации  необходимо разработать
механизмы   участия   заинтересованных  сторон  в  формировании  общей
политики   в   области   стандартизации   и   обеспечить   координацию
деятельности разработчиков стандартов в Российской Федерации.
     Федеральным  органам  исполнительной  власти следует использовать
национальные  стандарты  и  осуществлять деятельность, направленную на
расширение   их   применения,  участвовать  в  организации  разработки
национальных стандартов.
     Федеральным  органам  исполнительной  власти  следует  продолжить
работы  в  сфере  ведения и применения общероссийских классификаторов,
разработку  новых  общероссийских классификаторов, гармонизированных с
международными    и    региональными    классификациями.    Применение
общероссийских     классификаторов    в    области    прогнозирования,
статистического  учета,  банковской  деятельности,  налогообложения  и
межведомственного   информационного  обмена,  создания  информационных
систем    и    информационных    ресурсов    повышает    эффективность
государственного регулирования экономики.
     Разработка  национальных  стандартов за счет средств федерального
бюджета   должна   соответствовать   задачам  социально-экономического
развития страны.
Оглавление