О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ И НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 6 февраля 2006 г. N 83 (Д) Правоприменительная практика в таможенных органах Российской Федерации свидетельствует о том, что не везде ведомственный контроль за соблюдением законов в сфере внешнеэкономической деятельности организован надлежащим образом. Начальники таможен не в полной мере реализуют предоставленные им полномочия по выявлению и устранению причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений в таможенной сфере, по защите прав граждан, интересов государства и общества. Расследование уголовных дел о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей зачастую ведется не оперативно, с нарушением требований процессуального законодательства и, как следствие, влечет его бесперспективность. В целях усиления контроля за соблюдением законности при рассмотрении сообщений с признаками преступлений, относящихся к компетенции таможенных органов, производстве дознания, неотложных следственных действий по уголовным делам приказываю: 1. Начальникам таможен разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию механизма ведомственного контроля, направленных на соблюдение законности при рассмотрении сообщений о преступлениях, относящихся к компетенции таможенных органов, производстве дознания и проведении неотложных следственных действий по уголовным делам: 1) исключить практику возбуждения дел об административных правонарушениях (далее - дел об АП) в отношении физических лиц при наличии в их действиях признаков уголовно-наказуемого деяния; 2) взять под особый контроль расследование и рассмотрение дел об АП, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.17, 16.18, 16.19, 16.20, 16.21, 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлекать в случаях ненаправления или несвоевременного направления в подразделения дознания материалов с признаками таможенных преступлений, усматривающихся в материалах дел об АП, для принятия решения в порядке статей 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к дисциплинарной ответственности должностных лиц, осуществляющих производство по указанным делам; 3) организовывать с участием должностных лиц правоохранительных подразделений выборочные проверки документов таможенного оформления и таможенного контроля после выпуска товаров, а также документов по начислению и взысканию таможенных платежей, по корректировке таможенной стоимости на предмет наличия в них информации о признаках преступлений; 4) возложить персональную ответственность на начальников таможен и их заместителей по правоохранительной деятельности за законность и обоснованность заведения и прекращения дел оперативного учета и привлекать виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в случае выявления фактов бездеятельности оперативно-разыскных подразделений; 5) принимать исчерпывающие меры к установлению по уголовным делам лиц, совершивших преступления в таможенной сфере, с привлечением оперативно-разыскных подразделений, путем направления поручений на их оперативное сопровождение; 6) закрепить за оперативно-разыскными подразделениями квалифицированных сотрудников подразделений дознания, имеющих соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, для оценки оперативных материалов перед заведением дел оперативного учета и на стадии подготовки к их реализации с целью определения судебной перспективы, направлений дальнейшей работы по добыванию и документированию необходимых по уголовным делам доказательств; 7) усилить контроль за качеством материалов, передаваемых в подразделения дознания из функциональных и оперативных подразделений, которые должны содержать достаточные данные для принятия по ним процессуальных решений, предусмотренных статьей 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; 8) обратить особое внимание на законность и своевременность возбуждения уголовных дел, качество и полноту проведения доследственных проверок, неукоснительное соблюдение уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел, обоснованность принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел, освобождения от наказания лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и прекращения производства по делам; 9) обеспечить тесное взаимодействие с органами прокуратуры при осуществлении процессуальной деятельности; 10) инициировать проведение координационных совещаний правоохранительных органов при соответствующих прокурорах с целью выработки единой правоприменительной практики и определения порядка обмена информацией о результатах расследования уголовных дел, переданных по подследственности; 11) проводить анализ сведений о направленных в другие правоохранительные органы материалах, содержащих сообщения о преступлении, и информировать органы прокуратуры; 12) соблюдать в ходе расследования уголовных дел требования закона, регламентирующие изъятие, осмотр товаров, признание их вещественными доказательствами; 13) принимать при расследовании уголовных дел для обеспечения исполнения приговоров, в части гражданского иска, в порядке, предусмотренном статьей 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальные меры по наложению ареста на имущество подозреваемых, обвиняемых в целях возмещения причиненного государству и другим лицам материального ущерба; 14) усилить меры по обеспечению сохранности товаров, являющихся вещественными доказательствами, при передаче уголовных дел по подследственности, обратив особое внимание на оформление относящихся к ним документов; 15) информировать через средства массовой информации общественность о принимаемых таможенными органами мерах по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями, разъяснять правовые последствия нарушений закона. 2. Начальникам оперативных таможен обеспечить повышение эффективности организационно-методической работы по соблюдению уголовно-процессуального законодательства при проведении доследственных проверок и дознания в подчиненных таможенных органах, а также качества профессиональной подготовки дознавателей в рамках проведения семинаров и принятия зачетов. 3. Начальникам Управления таможенных расследований и дознания А.А. Шабунину и оперативных таможен при рассмотрении проектов выносимых таможнями постановлений о прекращении производства по делам об АП до передачи дела на рассмотрение и определений об отказе в возбуждении дел об АП, квалифицированным по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящего Приказа, обеспечить проверку таких материалов и направление их при наличии признаков уголовно-наказуемых деяний в соответствующее подразделение дознания. 4. Начальнику Главного управления информационных технологий Л.М. Ухлинову совместно с директором ГНИВЦа ФТС России С.П. Гусевым внести до 1 апреля 2006 года в программное средство АИС "Правоохрана" изменения и дополнения в части учета сведений по делам об АП о суммах неуплаченных таможенных платежей и стоимости товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации. 5. Начальникам таможенных органов Российской Федерации довести положения настоящего Приказа до сведения подчиненных должностных лиц и обеспечить его неукоснительное выполнение. 6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Н.А. Волобуева. Руководитель, генерал-полковник таможенной службы А.Е.ЖЕРИХОВ 6 февраля 2006 г. N 83 |