О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ И НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. Приказ. Федеральная таможенная служба. 06.02.06 83

             О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
         ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ И НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ
           ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

                                ПРИКАЗ

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                          6 февраля 2006 г.
                                 N 83

                                 (Д)


     Правоприменительная  практика  в  таможенных  органах  Российской
Федерации  свидетельствует  о том, что не везде ведомственный контроль
за   соблюдением  законов  в  сфере  внешнеэкономической  деятельности
организован надлежащим образом.
     Начальники  таможен не в полной мере реализуют предоставленные им
полномочия по выявлению и устранению причин, способствующих совершению
правонарушений  и  преступлений  в  таможенной  сфере,  по защите прав
граждан, интересов государства и общества.
     Расследование  уголовных  дел  о контрабанде, уклонении от уплаты
таможенных  платежей  зачастую  ведется  не  оперативно,  с нарушением
требований  процессуального  законодательства и, как следствие, влечет
его бесперспективность.
     В   целях   усиления   контроля  за  соблюдением  законности  при
рассмотрении   сообщений  с  признаками  преступлений,  относящихся  к
компетенции  таможенных  органов,  производстве  дознания,  неотложных
следственных действий по уголовным делам приказываю:
     1.  Начальникам таможен разработать и реализовать комплекс мер по
совершенствованию  механизма  ведомственного контроля, направленных на
соблюдение  законности  при  рассмотрении  сообщений  о преступлениях,
относящихся  к компетенции таможенных органов, производстве дознания и
проведении неотложных следственных действий по уголовным делам:
     1)   исключить   практику  возбуждения  дел  об  административных
правонарушениях  (далее  -  дел  об АП) в отношении физических лиц при
наличии в их действиях признаков уголовно-наказуемого деяния;
     2)  взять под особый контроль расследование и рассмотрение дел об
АП,  предусмотренных  статьями  16.1,  16.2,  16.3, 16.7, 16.9, 16.17,
16.18,  16.19,  16.20,  16.21,  16.22  Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, и привлекать в случаях ненаправления
или несвоевременного направления в подразделения дознания материалов с
признаками  таможенных  преступлений, усматривающихся в материалах дел
об   АП,   для   принятия   решения   в   порядке  статей  144  -  145
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к дисциплинарной
ответственности   должностных   лиц,  осуществляющих  производство  по
указанным делам;
     3)  организовывать  с участием должностных лиц правоохранительных
подразделений  выборочные проверки документов таможенного оформления и
таможенного  контроля  после  выпуска  товаров,  а также документов по
начислению   и   взысканию   таможенных   платежей,  по  корректировке
таможенной  стоимости  на предмет наличия в них информации о признаках
преступлений;
     4)  возложить персональную ответственность на начальников таможен
и  их  заместителей по правоохранительной деятельности за законность и
обоснованность  заведения  и  прекращения  дел  оперативного  учета  и
привлекать виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в
случае    выявления    фактов   бездеятельности   оперативно-разыскных
подразделений;
     5) принимать исчерпывающие меры к установлению по уголовным делам
лиц,  совершивших  преступления  в  таможенной  сфере,  с привлечением
оперативно-разыскных  подразделений, путем направления поручений на их
оперативное сопровождение;
     6)    закрепить    за    оперативно-разыскными    подразделениями
квалифицированных    сотрудников   подразделений   дознания,   имеющих
соответствующую    форму    допуска    к    сведениям,    составляющим
государственную   тайну,   для  оценки  оперативных  материалов  перед
заведением  дел  оперативного  учета  и  на  стадии  подготовки  к  их
реализации  с  целью  определения  судебной  перспективы,  направлений
дальнейшей  работы  по  добыванию  и  документированию  необходимых по
уголовным делам доказательств;
     7)  усилить  контроль  за  качеством  материалов,  передаваемых в
подразделения  дознания из функциональных и оперативных подразделений,
которые  должны  содержать  достаточные  данные  для  принятия  по ним
процессуальных      решений,      предусмотренных      статьей     145
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
     8)  обратить  особое  внимание  на  законность  и своевременность
возбуждения    уголовных    дел,   качество   и   полноту   проведения
доследственных        проверок,       неукоснительное       соблюдение
уголовно-процессуального  законодательства при расследовании уголовных
дел, обоснованность принятия решений об отказе в возбуждении уголовных
дел,   освобождения   от   наказания  лиц,  привлекаемых  к  уголовной
ответственности, и прекращения производства по делам;
     9)  обеспечить  тесное  взаимодействие с органами прокуратуры при
осуществлении процессуальной деятельности;
     10)    инициировать    проведение    координационных    совещаний
правоохранительных  органов  при  соответствующих  прокурорах  с целью
выработки  единой  правоприменительной  практики и определения порядка
обмена   информацией   о   результатах  расследования  уголовных  дел,
переданных по подследственности;
     11)   проводить   анализ   сведений   о   направленных  в  другие
правоохранительные   органы   материалах,   содержащих   сообщения   о
преступлении, и информировать органы прокуратуры;
     12)  соблюдать  в  ходе  расследования  уголовных  дел требования
закона,   регламентирующие   изъятие,  осмотр  товаров,  признание  их
вещественными доказательствами;
     13)  принимать  при  расследовании  уголовных дел для обеспечения
исполнения   приговоров,   в   части  гражданского  иска,  в  порядке,
предусмотренном    статьей    115   Уголовно-процессуального   кодекса
Российской  Федерации,  процессуальные  меры  по  наложению  ареста на
имущество  подозреваемых,  обвиняемых  в целях возмещения причиненного
государству и другим лицам материального ущерба;
     14)  усилить  меры по обеспечению сохранности товаров, являющихся
вещественными   доказательствами,   при   передаче  уголовных  дел  по
подследственности, обратив особое внимание на оформление относящихся к
ним документов;
     15)    информировать    через    средства   массовой   информации
общественность  о  принимаемых  таможенными органами мерах по борьбе с
таможенными  преступлениями  и  правонарушениями,  разъяснять правовые
последствия нарушений закона.
     2.   Начальникам   оперативных   таможен   обеспечить   повышение
эффективности   организационно-методической   работы   по   соблюдению
уголовно-процессуального      законодательства      при     проведении
доследственных проверок и дознания в подчиненных таможенных органах, а
также  качества  профессиональной  подготовки  дознавателей  в  рамках
проведения семинаров и принятия зачетов.
     3.  Начальникам  Управления  таможенных  расследований и дознания
А.А.   Шабунину   и  оперативных  таможен  при  рассмотрении  проектов
выносимых  таможнями постановлений о прекращении производства по делам
об  АП  до  передачи  дела  на  рассмотрение и определений об отказе в
возбуждении дел об АП, квалифицированным по статьям Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, указанным в подпункте 2
пункта  1  настоящего  Приказа, обеспечить проверку таких материалов и
направление  их  при  наличии  признаков  уголовно-наказуемых деяний в
соответствующее подразделение дознания.
     4.  Начальнику Главного управления информационных технологий Л.М.
Ухлинову  совместно с директором ГНИВЦа ФТС России С.П. Гусевым внести
до  1  апреля  2006  года  в  программное  средство  АИС "Правоохрана"
изменения  и дополнения в части учета сведений по делам об АП о суммах
неуплаченных   таможенных  платежей  и  стоимости  товаров,  незаконно
перемещенных через таможенную границу Российской Федерации.
     5.  Начальникам  таможенных  органов Российской Федерации довести
положения настоящего Приказа до сведения подчиненных должностных лиц и
обеспечить его неукоснительное выполнение.
     6.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя руководителя ФТС России Н.А. Волобуева.

Руководитель,
генерал-полковник таможенной службы
                                                           А.Е.ЖЕРИХОВ
6 февраля 2006 г.
N 83