ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          16 февраля 2006 г.
                            N ММ-6-03/171@

                                 (Д)


     Федеральная налоговая служба направляет разъяснения за IV квартал
2005  года по отдельным вопросам, связанным с применением Соглашения о
принципах  взимания  косвенных налогов при экспорте и импорте товаров,
выполнении  работ,  оказании услуг, заключенного между Правительствами
Российской   Федерации   и   Республики   Беларусь.  Указанные  письма
направляются для сведения и учета в работе налоговых органов.

                                                          М.П.МОКРЕЦОВ
16 февраля 2006 г.
N ММ-6-03/171@


                                                            Приложение

                                                   к письму ФНС России
                                               от 16 февраля 2006 года
                                                        N ММ-6-03/171@

                             РАЗЪЯСНЕНИЯ
            ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ
          СОГЛАШЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
          ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ,
          ОКАЗАНИИ УСЛУГ, ЗАКЛЮЧЕННОГО МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     Вопрос  1.  В  какой  срок  следует представить налогоплательщику
налоговую  декларацию  и  пакет  документов, предусмотренных пунктом 3
раздела  II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме
контроля  за  их  уплатой  при  перемещении  товаров  между Российской
Федерацией  и Республикой Беларусь, для обоснования применения нулевой
ставки   налога  на  добавленную  стоимость  при  экспорте  товаров  в
Республику  Беларусь, в случае если налогоплательщиком указанный пакет
документов   собран   в  апреле  2005  года  и  установленный  нормами
указанного   Положения   90-дневный  срок  их  представления  истекает
27.04.2005?
     Ответ.  Общий  порядок обложения налогом на добавленную стоимость
(далее  -  НДС) операций по реализации товаров на экспорт регулируется
главой  21  Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый
кодекс).
     Соглашение    между   Правительством   Российской   Федерации   и
Правительством  Республики  Беларусь  о  принципах  взимания косвенных
налогов  при  экспорте  и  импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг, подписанное 15 сентября 2004 года (далее - Соглашение), носящее
статус   международного  договора,  и  Положение  о  порядке  взимания
косвенных  налогов  и механизме контроля за их уплатой при перемещении
товаров  между  Российской  Федерацией и Республикой Беларусь (далее -
Положение),  являющееся  неотъемлемой  частью  Соглашения,  определяют
особенности  порядка применения НДС при экспорте товаров, вывезенных с
территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь.
     Таким  образом, с учетом положений статьи 7 Налогового кодекса, и
принимая    во    внимание,   что   Положение   не   содержит   нормы,
регламентирующие  порядок  и сроки уплаты налога в бюджет, применяются
положения главы 21 Налогового кодекса.
     На   основании  статьи  174  Налогового  кодекса  уплата  НДС  по
операциям,  признаваемым  объектом  налогообложения  в  соответствии с
подпунктами  1  -  3  пункта  1  статьи  146  Налогового  кодекса,  на
территории   Российской   Федерации  производится  по  итогам  каждого
налогового   периода  исходя  из  фактической  реализации  товаров  за
истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за
истекшим  налоговым  периодом,  если иное не предусмотрено положениями
главы 21 Налогового кодекса.
     В   соответствии  с  пунктом  1  статьи  163  Налогового  кодекса
налоговый  период  устанавливается как календарный месяц, если иное не
установлено пунктом 2 данной статьи.
     Операции   по   реализации   товаров,   налогообложение   которых
производится  по  ставке  0  процентов, включая операции по реализации
товаров,  вывезенных  с  территории Российской Федерации на территорию
Республики  Беларусь,  отражаются  в  налоговой  декларации  по НДС по
налоговой ставке 0 процентов.
     Из  норм,  содержащихся  в  пунктах  2  и  3 раздела II Положения
следует,  что  для  обоснования  применения  нулевой  ставки  НДС  при
реализации  товаров на территорию Республики Беларусь налогоплательщик
должен   в   течение  90  дней  с  даты  отгрузки  (передачи)  товаров
представить  в  налоговый  орган  одновременно с налоговой декларацией
документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения.
     С учетом этого, а также исходя из смысла положений абзаца первого
пункта  9  статьи  167  Налогового  кодекса  и  статьи  174 Налогового
кодекса,  налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов,
в  которой  отражены  операции  по  реализации  товаров  на территорию
Республики  Беларусь, представляется за месяц, в котором собран полный
пакет документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения.
     Подтверждением   того,   что   налогоплательщиком   собран  пакет
документов  именно  в  том  периоде, за который представлена налоговая
декларация,  является представление этой налоговой декларации и пакета
документов  в  налоговый  орган  в  срок  не  позднее 20 числа месяца,
следующего за истекшим налоговым периодом.
     При  этом если вышеуказанный 90-дневный срок истекает в налоговом
периоде, за который представлена налоговая декларация и одновременно с
налоговой  декларацией представлены документы, предусмотренные пунктом
2  раздела  II Положения, то эти документы считаются представленными в
срок, установленный в абзаце первом пункта 3 раздела II Положения.
     Таким    образом,    если    полный   пакет   документов   собран
налогоплательщиком  в  апреле  2005 года и истечение 90-дневного срока
наступает  27  апреля  2005  года,  то  указанные  документы  вместе с
налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за апрель
2005  года  должны  быть  представлены  налогоплательщиком в налоговый
орган  в срок с 1 мая 2005 года по 20 мая 2005 года (письмо ФНС России
от 30.11.2005 N 03-2-03/2075/15).

     Вопрос  2.  Может  ли  являться основанием для принятия налоговым
органом  решения об отказе в возмещении соответствующих сумм налога на
добавленную   стоимость   представление  налогоплательщиком  в  пакете
документов,   обосновывающих   применение  нулевой  ставки  налога  на
добавленную  стоимость  при экспорте товаров в Республику Беларусь, не
оригинала  третьего  экземпляра  заявления  о  ввозе  товаров и уплате
косвенных  налогов с отметкой налогового органа Республики Беларусь, а
копии данного документа?
     Ответ.  В соответствии с пунктом 1 раздела II Положения о порядке
взимания  косвенных  налогов  и  механизме  контроля за их уплатой при
перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь
(далее  - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между
Правительством   Российской   Федерации  и  Правительством  Республики
Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров,  выполнении  работ,  оказании  услуг  (далее  -  Соглашение),
которое  вступило в силу с 1 января 2005 года, при реализации товаров,
вывезенных  с территории Российской Федерации на территорию Республики
Беларусь, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
     Для   обоснования   применения  нулевой  ставки  налогоплательщик
предъявляет  в  налоговый  орган  одновременно с налоговой декларацией
документы,  указанные  в  пункте  2  раздела II Положения, в том числе
третий   экземпляр  заявления  о  ввозе  товара,  экспортированного  с
территории  Российской  Федерации на территорию Республики Беларусь, с
отметкой  налогового органа Республики Беларусь, подтверждающей уплату
косвенных налогов в полном объеме.
     Согласно разъяснениям, данным в письме ФНС России от 15.06.2005 N
ММ-6-03/489@,  согласованном с Минфином России, документы, указанные в
пункте 2 раздела II Положения, в том числе заявление о ввозе товаров и
уплате  косвенных  налогов,  могут представляться налогоплательщиком в
налоговый  орган  в  виде  копий,  заверенных  подписью руководителя и
главного бухгалтера.
     С   учетом   изложенного,   представление   налогоплательщиком  в
обоснование  применения  налоговой  ставки  0 процентов по НДС в числе
документов   копии  заявления,  а  не  оригинала,  не  может  являться
основанием   для  принятия  налоговым  органом  решения  об  отказе  в
возмещении соответствующих сумм НДС (письмо ФНС России от 07.11.2005 N
03-2-03/1916/18).

     Вопрос  3.  Правомерно  ли  отнесение  сумм налога на добавленную
стоимость,  удержанного контрагентом на территории Республики Беларусь
в  соответствии  с  законодательством данного государства, на расходы,
уплачиваемые   при  исчислении  налогооблагаемой  базы  по  налогу  на
прибыль;  а также правомерно ли применение налоговых вычетов по налогу
на добавленную стоимость указанных сумм?
     Ответ.  В  соответствии со статьей 274 главы 25 "Налог на прибыль
организаций"   Кодекса  налоговой  базой  для  целей  указанной  главы
признается  денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со
статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.
     Согласно статье 247 Кодекса прибылью для российских организаций в
целях  указанной  главы  признаются  полученные доходы, уменьшенные на
величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с
указанной главой.
     Пунктом  1  статьи 248 Кодекса предусмотрено, что при определении
доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии
с   Кодексом  налогоплательщиком  покупателю  (приобретателю)  товаров
(работ, услуг, имущественных прав).
     Данное   положение   не   распространяется   на   суммы  налогов,
уплачиваемых   российской   организацией   на  территории  иностранных
государств.
     Пунктами  1  и  2  статьи  311  Кодекса  установлено, что доходы,
полученные   российской   организацией   от  источников  за  пределами
Российской  Федерации,  учитываются при определении ее налоговой базы.
Указанные  доходы  учитываются  в  полном  объеме  с  учетом расходов,
произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     При  определении налоговой базы расходы, произведенные российской
организацией  в  связи с получением доходов от источников за пределами
Российской  Федерации,  вычитаются в порядке и размерах, установленных
указанной главой.
     В связи с изложенным в налоговом учете в составе доходов подлежат
отражению  суммы  косвенного  налога, удержанного налоговым резидентом
иностранного  государства  в  соответствии  с  законодательством этого
иностранного государства.
     При  этом  расходы  российской организации, оказывающей услуги за
границей,  в  том  числе  на  территории бывших стран СНГ, в виде сумм
косвенного  налога,  удержанного  иностранным агентом, учитываются при
определении  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль в соответствии с
подпунктом  49  пункта  1  статьи  264  Кодекса,  если  такие  расходы
соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
     В  отношении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость
сообщаем следующее.
     Порядок  применения  налоговых  вычетов  по налогу на добавленную
стоимость  определен  статьями  171  и  172  Кодекса  и  применяется в
отношении   товаров   (работ,   услуг),  приобретенных  на  территории
Российской Федерации.
     Поскольку,   как   следует   из  запроса,  налог  на  добавленную
стоимость, удержанный контрагентом на территории Республики Беларусь в
соответствии  с  законодательством  данного  государства,  не связан с
приобретением   товаров   (работ,   услуг)  на  территории  Российской
Федерации,  суммы  налога, удержанные иностранным агентом (белорусской
организацией),  к  вычету  у  российской  организации  не  принимаются
(письмо ФНС России от 18.10.2005 N 03-4-03/1800/31).

     Вопрос  4.  В  каком  порядке подлежат налогообложению налогом на
добавленную  стоимость  операции  по  реализации в Республику Беларусь
товаров, не происходящих с территории Российской Федерации?
     Ответ.  С  1  января  2005  года  вступило  в  силу  Соглашение о
принципах  взимания  косвенных налогов при экспорте и импорте товаров,
выполнении  работ,  оказании  услуг, заключенное между Правительствами
Российской Федерации и Республики Беларусь (далее - Соглашение).
     Федеральным  законом  от  28.12.2004  N  181-ФЗ  определено,  что
Российская  Федерация  исходит  из того, что в Соглашении под термином
"товары"  понимаются  товары,  происходящие  из  территории Российской
Федерации или Республики Беларусь, в соответствии с пунктом 2 статьи 1
Соглашения.
     Таким   образом,   под   товарами,  происходящими  из  территории
Российской Федерации или Республики Беларусь, понимаются товары:
     а) полностью произведенные на территории Российской Федерации или
Республики Беларусь;
     б)  подвергшиеся обработке на территории Российской Федерации или
Республики Беларусь с использованием сырья, материалов и комплектующих
изделий  происхождением  из  третьих стран и изменившие в связи с этим
принадлежность  по  классификации Гармонизированной системы описания и
кодирования товаров хоты бы по одному из четырех первых знаков;
     в)  произведенные  с использованием указанных в пункте "б" сырья,
материалов  и  комплектующих  изделий  при  условии, что их совокупная
стоимость  не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых
товаров.
     Таким   образом,   нормы   Соглашения,   предусматривающие  право
налогоплательщиков  на  применение  налоговой  ставки  0  процентов по
налогу  на  добавленную стоимость на операции по экспорту в Республику
Беларусь  товаров,  не происходящих с территории Российской Федерации,
не распространяются.
     Учитывая   изложенное,  налогообложение  налогом  на  добавленную
стоимость  операций  по  реализации  в  Республику  Беларусь  товаров,
происходящих  из  третьих стран, должно производиться в соответствии с
положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     В   отношении   товаров,  происходящих  из  третьих  стран  и  из
Российской  Федерации  и  ввозимых с территории Республики Беларусь, в
соответствии   с   разъяснениями   Федеральной  таможенной  службы  от
27.01.2005   N   01-06/1958,  в  настоящее  время  действует  порядок,
предусматривающий  проведение  таможенного  оформления  и  таможенного
контроля   в  полном  объеме  с  уплатой  таможенных  пошлин,  налогов
таможенным органам.
     Суммы     налога    на    добавленную    стоимость,    уплаченные
налогоплательщиком   при   ввозе   товаров  на  таможенную  территорию
Российской  Федерации  в  таможенных  режимах  выпуска для внутреннего
потребления,  временного ввоза и переработки вне таможенной территории
в   отношении   товаров,  приобретаемых  для  осуществления  операций,
признаваемых  объектами  налогообложения  в  соответствии  с главой 21
Кодекса,  подлежат  вычетам  в  соответствии  с  пунктом  2 статьи 171
Кодекса (письмо ФНС России от 01.11.2005 N 03-4-03/1889/31).
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru