О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РАССЛЕДОВАНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 30.11.05 37

              О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
             ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
           И РАССЛЕДОВАНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          30 ноября 2005 г.
                                 N 37

                                 (Д)


     Имеющиеся   в   Генеральной   прокуратуре   Российской  Федерации
материалы  свидетельствуют  о  том, что не везде надзор за исполнением
законов   в   сфере   внешнеэкономической   деятельности   организован
надлежащим образом.
     Прокуроры   не   в   полной  мере  реализуют  предоставленные  им
полномочия   по   выявлению   и   устранению   причин,  способствующих
правонарушениям  и  преступлениям  в  таможенной сфере, по защите прав
граждан, интересов государства и общества. Расследование уголовных дел
о   контрабанде,  уклонении  от  уплаты  таможенных  платежей,  других
преступлениях,    производство    по    делам    об   административных
правонарушениях  зачастую  ведется  неоперативно,  с  отступлением  от
требований процессуального законодательства.
     Руководствуясь  п.  1  ст.  17 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации", приказываю:
     1.  Заместителям  Генерального  прокурора  Российской  Федерации,
начальникам  главных  управлений,  управлений  и  отделов,  прокурорам
субъектов   Российской   Федерации,   приравненным  к  ним  прокурорам
специализированных  прокуратур,  прокурорам  городов  и  районов, иным
прокурорам специализированных прокуратур усилить надзор за исполнением
таможенного    законодательства,    принять    дополнительные    меры,
направленные  на выявление, пресечение, предупреждение и расследование
преступлений и правонарушений в таможенной сфере.
     1.1.  Основные  усилия  сосредоточить  на  надзоре за исполнением
законодательства,  регламентирующего  применение  таможенных процедур;
таможенный   и  валютный  контроль;  исчисление,  уплату  и  взыскание
таможенных  пошлин,  налогов  и иных обязательных платежей, подлежащих
уплате  в  связи  с  осуществлением  внешнеэкономической деятельности;
производство  по делам об административных таможенных правонарушениях;
рассмотрение  и  разрешение  сообщений  о  преступлениях  в таможенной
сфере;   возбуждение   и   расследование   уголовных  дел;  проведение
оперативно-розыскной   деятельности;  деятельность  правоохранительных
органов по борьбе с коррупцией в таможенных органах.
     1.2.   Обеспечить   тесное   взаимодействие  между  транспортными
прокуратурами, надзирающими за процессуальной деятельностью таможенных
органов,  и  районными территориальными прокуратурами, осуществляющими
надзор  за  расследованием  уголовных  дел,  возбужденных  таможенными
органами.
     2. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним
прокурорам специализированных прокуратур:
     2.1.  Систематически,  учитывая  состояние  законности, проводить
проверки   исполнения  таможенного  законодательства,  обращая  особое
внимание  на  соблюдение  требований закона, регламентирующего порядок
проведения  таможенного оформления товаров и транспортных средств и их
выпуска;  применение  таможенных  режимов; взыскание пошлин, налогов и
сборов;   правомерность   решений   таможенных  органов,  связанных  с
проведением    таможенных    операций,   непринятием   от   участников
внешнеэкономической  деятельности  и  граждан таможенных документов, а
также отказом в применении специальных процедур, выдачей разрешений на
внутренний  транзит,  включением  в  реестры таможенных перевозчиков и
брокеров, владельцев таможенных складов и складов временного хранения.
     2.2.  Средствами  прокурорского  надзора добиваться от таможенных
органов  своевременного  выявления  и  пресечения контрабанды, случаев
уклонения  от  уплаты  таможенных  платежей  и  других  преступлений в
таможенной сфере, установления лиц, их совершивших.
     Для  выявления  преступлений,  сокрытых  от  учета,  практиковать
проверки в подразделениях, производящих таможенное оформление товаров,
начисление    и   взыскание   таможенных   платежей,   инспектирование
нижестоящих   таможенных   органов  и  участников  внешнеэкономической
деятельности.
     Регулярно   сопоставлять   сведения  о  направленных  таможенными
органами  в  другие  правоохранительные  органы материалах, содержащих
сообщения  о  преступлении,  добиваться,  чтобы  по  каждому материалу
принималось своевременное и законное процессуальное решение.
     2.3.   Осуществляя   надзор   за  расследованием  уголовных  дел,
первостепенное  значение  уделять  выяснению вопросов о том, насколько
полно   и  своевременно  в  ходе  расследования  принимались  меры  по
возмещению  причиненного  государству  ущерба.  В обязательном порядке
проверять   соблюдение  требований  закона,  регламентирующих  изъятие
товаров,  признание  их вещественными доказательствами, а также правил
их  реализации  организациями,  уполномоченными на осуществление такой
деятельности и перечисление денежных средств в федеральный бюджет.
     Функции  по надзору за расследованием уголовных дел о контрабанде
и  других преступлениях в таможенной сфере возложить на подразделения,
осуществляющее  прокурорский  надзор  за  процессуальной деятельностью
правоохранительных органов.
     2.4.  При  проверках исполнения таможенными органами Федерального
закона  от  12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
изучать  законность  и  обоснованность  заведения  и  прекращения  дел
оперативного   учета,   остро  реагировать  на  факты  бездеятельности
оперативно-розыскных подразделений.
     2.5.  Наладить координацию деятельности органов прокуратуры, ФСБ,
МВД,  ФСКН,  ФТС  по  борьбе  с  контрабандой,  уклонением  от  уплаты
таможенных   пошлин   и  налогов,  незаконным  возмещением  налога  на
добавленную  стоимость и коррупцией в таможенной сфере. В решении этих
вопросов  тесно  взаимодействовать  с  органами исполнительной власти,
налоговыми   органами,   пограничными  войсками,  органами  управления
транспортом.
     2.6.   Проведение   предварительного   следствия   по   делам   о
взяточничестве  и оказании сотрудниками таможенных органов преступного
содействия  участникам  внешнеэкономической деятельности и гражданам в
совершении  нарушений  таможенного  законодательства поручать наиболее
квалифицированным  следователям.  Ход  расследования таких дел держать
под особым контролем.
     2.7. При осуществлении надзора за исполнением законодательства об
административных  правонарушениях акцентировать внимание на законности
и своевременности возбуждения дел об административных правонарушениях,
качестве   составления   протоколов   о   совершенном  правонарушении,
обоснованности   освобождения   от   наказания   лиц,  привлекаемых  к
административной ответственности, и прекращения производства по делам.
     При    обнаружении   в   материале   дела   об   административном
правонарушении   сведений,   указывающих   на   признаки  контрабанды,
уклонения   от  уплаты  таможенных  платежей  и  других  преступлений,
незамедлительно  возбуждать  уголовные дела и виновных должностных лиц
таможенных    органов    привлекать    к    предусмотренной    законом
ответственности.
     2.8.  Регулярно  через средства массовой информации информировать
общественность  о принимаемых органами прокуратуры мерах по устранению
нарушений    таможенного    законодательства,    разъяснять   правовые
последствия уклонения от уплаты таможенных платежей и других нарушений
закона.
     3. Главному управлению по надзору за процессуальной деятельностью
органов прокуратуры, МВД, ФСКН, ФТС и юстиции:
     3.1.   Взять   под   неослабный  надзор  законность  деятельности
подразделений   центрального   аппарата   ФТС   России,  прежде  всего
соблюдения  требований закона о регистрации, рассмотрении и разрешении
заявлений и сообщений о преступлении, проведении дознания и неотложных
следственных    действий,    законодательства    об   административных
правонарушениях.
     3.2. При осуществлении надзора за организацией на местах дознания
и  предварительного  следствия  по  уголовным  делам о преступлениях в
таможенной  сфере  принимать исчерпывающие меры для исключения случаев
волокиты  при  возбуждении  и расследовании уголовных дел, неполноты и
некачественного расследования преступлений указанной категории.
     3.3.   Систематически   анализировать   состояние   законности  в
таможенной   сфере,   обобщать  прокурорско-следственную  практику  по
уголовным  делам  о  контрабанде  и  уклонении  от  уплаты  таможенных
платежей,  а также о преступлениях по службе, совершенных должностными
лицами таможенных органов.
     4.   НИИ   проблем   укрепления  законности  и  правопорядка  при
Генеральной  прокуратуре  Российской  Федерации  совместно  с  Главным
управлением   по   надзору  за  процессуальной  деятельностью  органов
прокуратуры,  МВД  ФСКН,  ФТС  и  юстиции  и управлением методического
обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации до конца 2005
г.   направить   прокурорам   методическое   пособие   по  организации
прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства.
     5. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".
     6.   Приказ   Генерального   прокурора  Российской  Федерации  от
12.04.2001  N  23  "Об  организации  надзора за исполнением законов на
транспорте   и   в   таможенных   органах"   применять   в  части,  не
противоречащей настоящему Приказу.
     7.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителей    Генерального   прокурора   Российской   Федерации   по
направлениям деятельности.
     Приказ  направить  начальникам  главных  управлений, управлений и
отделов   Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации,  прокурорам
субъектов   Российской   Федерации,   приравненным  к  ним  прокурорам
специализированных  прокуратур,  которым  довести  его  содержание  до
сведения подчиненных прокурорско-следственных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
действительный государственный
советник юстиции
                                                           В.В.УСТИНОВ
30 ноября 2005 г.
N 37