О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СТОИМОСТИ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 16.08.04 02-5-10/51

              О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
              НА ПРИБЫЛЬ СТОИМОСТИ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          16 августа 2004 г.
                             N 02-5-10/51

                                 (Д)


     Департамент налогообложения прибыли сообщает следующее.
     Законом  от  18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" установлено, что под
рекламой понимается распространяемая в любой форме информация, которая
предназначена для неопределенного круга лиц.
     В   таком  случае,  сувенирная  продукция,  содержащая  символику
налогоплательщика,  передаваемая  конкретным лицам во время проведения
деловых  встреч с целью поддержания интереса к деятельности передающей
стороны   (акты   с   указанием  организации-контрагента,  фамилия  ее
представителя), в силу определенности круга получающих ее лиц не может
быть квалифицирована в качестве рекламных расходов.
     В   соответствии  с  пунктом  2  статьи  264  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс) к представительским расходам
относятся  расходы  налогоплательщика  на  официальный  прием  и (или)
обслуживание   представителей   других   организаций,   участвующих  в
переговорах   в  целях  установления  и  (или)  поддержания  взаимного
сотрудничества,  а  также  участников,  прибывших  на заседания совета
директоров     (правления)     или     иного    руководящего    органа
налогоплательщика,    независимо   от   места   проведения   указанных
мероприятий.  В  частности,  к  представительским  расходам  относятся
расходы  на  проведение официального приема (завтрака, обеда или иного
аналогичного  мероприятия)  для указанных лиц, а также официальных лиц
организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.
     Таким  образом,  при  вручении  во  время  официального  приема в
соответствии     с    обычаем    делового    оборота    представителям
организаций-контрагентов,    участвующих   в   переговорах   в   целях
установления  и (или) поддержания взаимного сотрудничества, сувенирной
продукции   с  символикой  организации  ее  стоимость  при  исчислении
налоговой  базы  по налогу на прибыль может рассматриваться в качестве
представительских расходов и подлежит нормированию в установленном для
этой категории расходов порядке.
     Необходимо    отметить,   что   с   точки   зрения   гражданского
законодательства  рассматриваемая передача сувениров квалифицируется в
качестве  вручения  дара  (статья  574 Гражданского кодекса Российской
Федерации).  При этом в целях исчисления налога на прибыль операции по
передаче  сувенирной продукции в качестве представительских расходов в
рамках деятельности, направленной на получение дохода, рассматриваются
в  качестве представительских расходов, что определено наличием прямой
нормы  пункта  2  статьи  264 Кодекса. В таком случае обобщенная норма
пункта 16 статьи 270 Кодекса на данные ситуации не распространяется.

Руководитель Департамента,
действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
                                                            К.И.ОГАНЯН
16 августа 2004 г.
N 02-5-10/51