Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.07.05 03-03-04/1/54


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            5 июля 2005 г.
                           N 03-03-04/1/54

                                 (Д)


     Вопрос:   Просим  Вас  дать  письменные  разъяснения  по  вопросу
правомерности включения транспортных расходов по доставке работников в
прочие  расходы  для налогообложения по налогу на прибыль согласно пп.
49  п.  1  ст.  264  НК  РФ.  В данном случае имеются ввиду расходы по
договорам с транспортными организациями, за осуществление перевозок на
специальных  маршрутах  трамваев  и автобусов по специальному графику,
учитываемых   в   бухгалтерском   учете   на   балансовом   счете   26
"Общехозяйственные расходы". Предприятие находится за пределами города
в  промышленной  зоне  и  городской  транспорт  не  обслуживает данный
участок в обычном режиме. Согласно пункту 6.2.1 Коллективного договора
работодатель обязуется: "Обеспечить доставку работников к месту работы
и  обратно в соответствии с режимом и графиком работ подразделений ОАО
трамваями  и  специальными маршрутами автобусов на основе договоров со
специализированными организациями". При этом работники оплачивают свой
проезд  в  полной  мере  по  общепринятым  расценкам,  а  предприятия,
оказывающие  транспортные  услуги  по  перевозке работников выставляют
счет  на  оплату по стоимости указанной в договоре, за минусом выручки
от  проданных  билетов.  Стоит  также отметить, что в случае перевозок
автобусами,  работники  не  пользуются общепринятыми льготами и оплата
проезда   обязательна   для  всех  категорий  пассажиров.  Находясь  в
городской  зоне  указанные  специальные маршруты являются общественным
транспортом.
     Среднесписочная  численность  работников  за  9 месяцев 2004 года
составила  3  869  человек  и  ОАО  не может оказаться от данных видов
транспортных  услуг,  так  как  других  способов доставки работников в
соответствии  с режимом и графиком работ не существует (за исключением
личного  транспорта)  и  считает  что  экономическая  целесообразность
данного  вида  расходов и соответственно включение их в прочие расходы
по  налогу  на прибыль очевидны, так как они являются производственной
необходимостью.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел ваше письмо по вопросу правомерности включения транспортных
расходов   по   доставке   работников   к   месту  работы  и  обратно,
осуществляемых  сторонней  организацией,  в  состав  других  расходов,
связанных с производством и реализацией, и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  пунктом  26  статьи  270  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее - Кодекс) при определении налоговой базы
по  налогу  на  прибыль  организаций  не учитываются расходы на оплату
проезда  к  месту  работы  и  обратно  транспортом общего пользования,
специальными  маршрутами,  ведомственным  транспортом,  за исключением
сумм,  подлежащих  включению  в  состав  расходов  на  производство  и
реализацию  товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей
производства,  и  за  исключением  случаев,  когда  расходы  на оплату
проезда  к  месту  работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
     Кроме  того,  статья  270  Кодекса  содержит  пункт  49, согласно
которому  не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций
иные  расходы,  не  соответствующие  критериям,  указанным  в пункте 1
статьи 252 Кодекса.
     Так  пункт  1 статьи 252 Кодекса определяет, что в целях главы 25
"Налог  на  прибыль  организаций"  Кодекса  налогоплательщик уменьшает
полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов (за исключением
расходов,   указанных  в  статье  270  Кодекса).  При  этом  расходами
признаются  обоснованные  (экономически  оправданные)  и документально
подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
     Учитывая   тот   факт,  что,  как  следует  из  письма,  доставка
работников  к  месту работы возможна только специальным транспортом по
причине  отсутствия  городских  маршрутов  (т.е.  эти расходы являются
обоснованными),  а  также  то,  что  подобная  доставка  предусмотрена
коллективным    договором,   считаем   возможным   относить   расходы,
возникающие   у   налогоплательщика   по   договорам,   заключенным  с
транспортными  организациями,  по доставке работников к месту работы и
обратно, к расходам, уменьшающим полученные доходы.
     При  этом вышеназванные расходы налогоплательщик относит к прочим
расходам, связанным с производством и реализацией.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
5 июля 2005 г.
N 03-03-04/1/54