ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 5 июля 2005 г. N 03-03-04/1/54 (Д) Вопрос: Просим Вас дать письменные разъяснения по вопросу правомерности включения транспортных расходов по доставке работников в прочие расходы для налогообложения по налогу на прибыль согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. В данном случае имеются ввиду расходы по договорам с транспортными организациями, за осуществление перевозок на специальных маршрутах трамваев и автобусов по специальному графику, учитываемых в бухгалтерском учете на балансовом счете 26 "Общехозяйственные расходы". Предприятие находится за пределами города в промышленной зоне и городской транспорт не обслуживает данный участок в обычном режиме. Согласно пункту 6.2.1 Коллективного договора работодатель обязуется: "Обеспечить доставку работников к месту работы и обратно в соответствии с режимом и графиком работ подразделений ОАО трамваями и специальными маршрутами автобусов на основе договоров со специализированными организациями". При этом работники оплачивают свой проезд в полной мере по общепринятым расценкам, а предприятия, оказывающие транспортные услуги по перевозке работников выставляют счет на оплату по стоимости указанной в договоре, за минусом выручки от проданных билетов. Стоит также отметить, что в случае перевозок автобусами, работники не пользуются общепринятыми льготами и оплата проезда обязательна для всех категорий пассажиров. Находясь в городской зоне указанные специальные маршруты являются общественным транспортом. Среднесписочная численность работников за 9 месяцев 2004 года составила 3 869 человек и ОАО не может оказаться от данных видов транспортных услуг, так как других способов доставки работников в соответствии с режимом и графиком работ не существует (за исключением личного транспорта) и считает что экономическая целесообразность данного вида расходов и соответственно включение их в прочие расходы по налогу на прибыль очевидны, так как они являются производственной необходимостью. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу правомерности включения транспортных расходов по доставке работников к месту работы и обратно, осуществляемых сторонней организацией, в состав других расходов, связанных с производством и реализацией, и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 26 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Кроме того, статья 270 Кодекса содержит пункт 49, согласно которому не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. Так пункт 1 статьи 252 Кодекса определяет, что в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Учитывая тот факт, что, как следует из письма, доставка работников к месту работы возможна только специальным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов (т.е. эти расходы являются обоснованными), а также то, что подобная доставка предусмотрена коллективным договором, считаем возможным относить расходы, возникающие у налогоплательщика по договорам, заключенным с транспортными организациями, по доставке работников к месту работы и обратно, к расходам, уменьшающим полученные доходы. При этом вышеназванные расходы налогоплательщик относит к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации А.И. Иванеев 5 июля 2005 г. N 03-03-04/1/54 |