О ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ - ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ОБРАБОТКИ БЮЛЛЕТЕНЕЙ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ НА ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМЕ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОТОКОЛ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 29 октября 2004 г. N 125-2-4 (Д) (Выписка) В соответствии с подпунктами "в", "е" пункта 9 статьи 21, пунктом 35 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила: 1. Принять за основу Типовую инструкцию о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации (прилагается). 2. Поручить ФЦИ при ЦИК России (В.В. Ященко), Управлению по работе с территориями Аппарата ЦИК России (В.А. Малышев) доработать Типовую инструкцию о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации с учетом высказанных замечаний и предложений. 3. Возложить контроль за выполнением настоящего поручения на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.А. Крюкова. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.ВЕШНЯКОВ Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.ЗАСТРОЖНАЯ 29 октября 2004 г. N 125-2-4 Приложение ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ - ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ОБРАБОТКИ БЮЛЛЕТЕНЕЙ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ НА ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМЕ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Общие положения 1.1. Настоящая Типовая инструкция (далее - Инструкция) определяет порядок использования технических средств подсчета голосов избирателей, участников референдума - программно-технических комплексов обработки бюллетеней (далее - КОИБ) при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации. 1.2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации разрабатывает и утверждает на основе настоящей Инструкции и законодательства субъекта Российской Федерации о выборах и референдумах (далее - закон) порядок использования КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. 1.3. Участковые избирательные комиссии, комиссии референдума (далее - участковые комиссии) могут использовать при голосовании КОИБ вместо стационарных ящиков для голосования только по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения - по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом в случае проведения совмещенных выборов и референдумов разных уровней использование КОИБ обязательно при подсчете голосов на всех выборах и референдуме всех уровней. 1.4. При голосовании с использованием КОИБ осуществляется автоматизированный подсчет голосов избирателей, участников референдума и составление протоколов участковых комиссий об итогах голосования на выборах, референдумах всех уровней, проводимых одновременно. 1.5. При использовании КОИБ запрещается до окончания голосования на избирательном участке, участке референдума разглашать данные подсчета голосов, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей, участников референдума. 2. Особенности работы участковой комиссии, комиссии референдума при использовании КОИБ Работой КОИБ управляют два оператора КОИБ - члены участковой комиссии с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации и обслуживания КОИБ. 2.1. Оператор КОИБ Основные функции оператора КОИБ: 1) прием КОИБ, доставленных в помещение для голосования избирательного участка, участка референдума, от представителя сервисного центра; 2) монтаж КОИБ в помещении для голосования; 3) проверка работоспособности КОИБ в помещении для голосования накануне дня голосования; 4) настройка КОИБ на проводимые выборы (референдум) накануне дня голосования; 5) тестирование КОИБ в день голосования перед началом голосования; 6) доклад председателю участковой комиссии о готовности КОИБ к голосованию; 7) консультирование членов участковой комиссии, избирателей, участников референдума, наблюдателей и доверенных лиц кандидатов по вопросам использования КОИБ в день голосования; 8) контроль за работой КОИБ в течение дня голосования, в том числе за сохранностью оборудования; 9) периодические доклады по телефонам "горячей линии" о работе КОИБ, а также при возникновении любых нештатных ситуаций; 10) получение на КОИБ протоколов участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума и передача их председателю участковой комиссии; 11) передача протоколов об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума по коммутируемым линиям связи или на дискете в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума (далее - вышестоящая комиссия); 12) демонтаж и упаковка КОИБ после направления протокола об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в вышестоящую комиссию, передача оборудования представителю сервисного центра. 2.2. Требования к помещению для голосования с использованием КОИБ Помещение для голосования, кроме установленных законом требований, до начала развертывания КОИБ должно быть оборудовано: 1) розетками для подключения КОИБ к электросети, установленными на расстоянии не более 1 метра от места установки КОИБ (5 штук); 2) комплектом удлинителей (для подключения КОИБ к электросети); 3) телефонным аппаратом с отдельным выделенным телефонным номером; 4) коммутируемой (телефонной) линией связи и розеткой европейского стандарта (RJ-11) для подключения модема (расстояние между телефонной розеткой и модемом не должно превышать 1 м). В помещении для голосования должны быть размещены плакаты с правилами голосования с использованием КОИБ. 2.3. Обеспечение участковой комиссии Каждая участковая комиссия должна быть обеспечена: 1) бумагой для принтера КОИБ; 2) комплектом дискет для КОИБ - ключевыми дискетами с исходными данными о проводимых на избирательном участке, участке референдума выборах, референдуме (по 2 шт. на каждый избирательный участок, участок референдума); 3) прямоугольной печатью с номером избирательного участка, участка референдума (описание печати приведено в Приложении N 6 к настоящей Инструкции); 4) комплектом тестовых избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (далее - бюллетени) отдельно для каждого сканера для работы накануне и в день голосования (то есть двумя комплектами на каждый сканер), которые берутся из тиража бюллетеней, полученных участковой комиссией, и включают в себя: - по одному действительному бюллетеню с отметкой в квадрате, расположенном напротив фамилии каждого кандидата (наименования избирательного объединения, избирательного блока), позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Против вопроса референдума" (n бюллетеней, где n - число квадратов в бюллетене); - недействительный бюллетень без отметок (1 шт.); - недействительный бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом (1 шт.); 5) комплектом бюллетеней для проведения тренировки накануне дня голосования - m шт. (где m - 4 бюллетеня, умноженные на количество сканеров), которые берутся из тиража бюллетеней, полученных соответствующей участковой комиссией, и включают в себя: - два недействительных бюллетеня (бюллетень без отметок и бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом); - два действительных бюллетеня с отметкой в квадрате "Против всех кандидатов", "Против всех списков кандидатов", "Против вопроса референдума". Для подготовки комплекта тестовых и тренировочных бюллетеней председатель участковой комиссии выдает по акту (ведомости выдачи бюллетеней) операторам КОИБ соответствующее количество бюллетеней из числа бюллетеней, полученных участковой комиссией, с предварительно нанесенной надписью "ТЕСТ" в центральной части каждого бюллетеня (на информации о кандидатах, об избирательных объединениях, об избирательных блоках, о вопросах референдума). При этом недопустимо предварительно гасить тестовые и тренировочные бюллетени, обрезая какой-либо угол. Тренировочные и тестовые бюллетени, использованные для проведения выборов, референдума в тренировочном режиме накануне дня голосования, необходимо в тот же день сдать председателю участковой комиссии для последующего погашения в соответствии с законом о выборах, референдуме. В день голосования необходимо составить акт об использовании этих бюллетеней для проверки работоспособности КОИБ (Приложение N 1 к настоящей Инструкции) и после окончания голосования погасить все тестовые и тренировочные бюллетени с соблюдением требований, установленных законом. Все необходимое для использования КОИБ на выборах председатели участковых комиссий получают в вышестоящей комиссии. 2.4. Классификация бюллетеней Бюллетени классифицируются КОИБ следующим образом: "Действительный", если: - он является бюллетенем установленной формы; - на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии; - отметки избирателя проставлены только в допустимом количестве квадратов. "Недействительный", если он является бюллетенем установленной формы, на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, но он не содержит отметок избирателя, участника референдума ни в одном квадрате, либо в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом, либо содержит отметку избирателя в квадрате напротив фамилии выбывшего кандидата. "Неустановленной формы", если: - он не имеет оттиска печати комиссии; - на оттиске печати указан номер, не соответствующий номеру данного избирательного участка, участка референдума; - число, размер и расположение квадратов для отметок избирателей, участников референдума не соответствует геометрии бюллетеня; - нарушены правила оформления бюллетеня. Бюллетень, классифицированный КОИБ как "Недействительный" или "Неустановленной формы", маркируется перфорацией (просечками) в верхней или нижней части бюллетеня (в зависимости от того, какой стороной избиратель, участник референдума опустил бюллетень в сканер): - "Недействительный" без отметок - двумя просечками; - "Недействительный", в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом, - тремя просечками; - "Неустановленной формы" - четырьмя просечками. Требования к изготовлению бюллетеней для голосования на выборах, референдуме с использованием КОИБ приведены в Приложении N 5 к настоящей Инструкции. 2.5. Правила подготовки бюллетеней к выдаче избирателям, участникам референдума Прямоугольная печать участковой комиссии ставится на лицевой стороне бюллетеня строго в зоне для печати (в правом верхнем углу бюллетеня); цифры номера избирательного участка, участка референдума должны находиться внизу; оттиск печати должен быть четким, не смазанным (недопустимы жирные оттиски, приводящие к "слипанию" цифр, или слабые оттиски с потерей части элементов печати). Контур оттиска печати не должен пересекать или касаться линий рамки зоны для печати. Подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса ставятся в верхней части зоны для печати на оттиске печати участковой комиссии, не допускается их попадание в зону цифр на оттиске печати. При вычеркивании из бюллетеня выбывших кандидатов необходимо пользоваться шариковой ручкой и следить за тем, чтобы линия вычеркивания проходила через квадрат для отметки избирателя, но не заходила за рамку бюллетеня (слева и справа) и не проходила между квадратами для отметок избирателей. Заверенные участковой комиссией бюллетени отбраковываются и не выдаются избирателям, участникам референдума в следующих случаях: 1) если при проставлении печати участковой комиссии на бюллетене получен неудачный оттиск - не пропечаталась часть элементов печати или "слиплись" ("размазались") цифры печати; 2) если контур оттиска печати пересекает линии рамки зоны для печати; 3) если обнаружен типографский брак при изготовлении тиража бюллетеней: бледный оттиск базовых линий или их части на бюллетене, базовые линии имеют разрывы или белые вкрапления; 4) если в зоне квадратов для отметок избирателей, участников референдума имеются следы типографской краски, грязи или темные вкрапления, контрастные с цветом бюллетеня. 2.6. Правила ввода бюллетеней в сканер КОИБ Операторы КОИБ в день голосования консультируют избирателей по порядку ввода бюллетеней в сканер КОИБ и следят за соблюдением ими следующих правил: - бюллетени вводятся в сканер только при горящем зеленом индикаторе; - бюллетени помещаются в лоток сканера только по одному и в расправленном виде; - складывать бюллетени недопустимо; - бюллетени вводятся в сканер узкой стороной - для формата А4, А3 и широкой стороной - для формата А5; - бюллетени вводятся в сканер текстом вниз. Возврат бюллетеней происходит в следующих случаях: - при вводе бюллетеня под углом больше допустимого; - при одновременном вводе двух или более бюллетеней; - при вводе сложенного бюллетеня; - при вводе бюллетеня со значительным смещением в сторону (не по направляющим). Показания счетчика бюллетеней при возврате не изменяются. В случаях возврата бюллетеня следует повторно ввести его в сканер с соблюдением вышеуказанных правил. 3. Особенности проведения голосования вне помещения для голосования Если прорезь в переносном ящике меньше ширины бюллетеня, при проведении голосования вне помещения для голосования перед выдачей избирателю, участнику референдума бюллетеня можно предварительно сложить его так, чтобы линия сгиба проходила только между квадратами для отметок избирателей, участников референдума (линию сгиба рекомендуется не фиксировать). После проставления избирателем, участником референдума отметки бюллетень складывается избирателем, участником референдума по заранее подготовленной линии сгиба и опускается в переносной ящик для голосования. 4. Организация работы участковой комиссии накануне дня голосования Подготовка КОИБ к работе накануне дня голосования и проведение всех работ в этот день выполняется операторами КОИБ в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ накануне дня голосования (Приложение N 2 к настоящей Инструкции) и Руководством оператора КОИБ. 4.1. Развертывание КОИБ в помещении для голосования КОИБ доставляются в помещения для голосования избирательных участков, участков референдума в упаковочной таре: 1) упаковки со сканирующими устройствами; 2) упаковки с накопителями бюллетеней; 3) упаковка с периферийными устройствами (принтером, модемом, концентратором, соединительными кабелями и документацией). Развертывание КОИБ следует начать с распаковки комплекта периферийных устройств, так как в нем находится подробная инструкция по монтажу КОИБ. Операторы вскрывают упаковочную тару и осматривают оборудование. Все работы по монтажу КОИБ следует выполнять в строгом соответствии с инструкциями, входящими в комплект поставки. Подключение КОИБ к электросети производится с помощью шнура электропитания, входящего в комплект самого КОИБ. Если шнур электропитания КОИБ не достает до розетки или в помещении для голосования отсутствует достаточное количество розеток для подключения КОИБ, необходимо использовать удлинители. КОИБ должен быть подключен к телефонным линиям связи (через модем) в соответствии с Инструкцией по монтажу КОИБ. После включения и загрузки программного обеспечения КОИБ операторы по телефонам "горячей линии" докладывают о том, что приступили к работе, и сообщают серийные номера сканеров КОИБ, установленных в помещении для голосования данного избирательного участка, участка референдума. 4.2. Проверка работоспособности КОИБ Работоспособность КОИБ проверяется после его сборки и включает в себя: 1) настройку КОИБ на выборы, референдум (загрузка исходных данных с ключевых дискет и по коммутируемым линиям связи); 2) тестирование КОИБ; 3) проведение голосования в тренировочном режиме; 4) распечатку итоговых протоколов; 5) передачу протоколов в вышестоящую комиссию по коммутируемым линиям связи или на дискете; 6) проверку правильности подсчета голосов. При настройке КОИБ на выборы, референдум при запросе "Введите номер УИК" оператор вводит номер соответствующего избирательного участка, участка референдума. При запросе номера модема вышестоящей комиссии оператор должен указать номер телефона модема вышестоящей комиссии для получения исходных данных по коммутируемым линиям связи. Сразу после приема исходных данных оператор КОИБ распечатывает их на принтере и проверяет правильность исходной информации с описанием выборов, референдума, записанной на ключевых дискетах и полученной по модему. Операция "Прием исходных данных" должна быть выполнена оператором трижды: по коммутируемым линиям связи (модему) и с каждой ключевой дискеты по очереди (дискеты не должны быть одновременно вставлены в дисководы обоих сканеров). Операторы КОИБ получают у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах и, при необходимости, выполняют процедуру "Снять позицию с голосования", проверяют по распечатке снятие кандидатур и ставят на распечатке свою подпись. 4.3. Проведение тестирования КОИБ После проверки работоспособности КОИБ и настройки на выборы, референдум операторы с помощью комплекта тестовых бюллетеней выполняют тестирование для проверки правильности классификации каждым сканером КОИБ бюллетеней (опускают комплект тестовых бюллетеней, считывают информацию на жидкокристаллическом индикаторе сканера и убеждаются, что сканер правильно классифицирует отметки в квадратах). КОИБ считается работоспособным, если каждым сканером были правильно классифицированы все бюллетени из тестового комплекта. 4.4. Работа в тренировочном режиме При работе в тренировочном режиме операторы выполняют следующие процедуры: 1. Опускают бюллетени из комплекта бюллетеней для проведения тренировки накануне дня голосования в режиме голосования "Стационарный". 2. Вводят дополнительные сведения для получения протоколов в тренировочном режиме по каждому уровню выборов, референдума, после чего на КОИБ формируются протоколы об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума по всем уровням выборов, референдума (с выполненными контрольными соотношениями). 3. Распечатывают протоколы об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума и сравнивают их с результатами ручного подсчета бюллетеней проверочного комплекта. Проверяют правильность маркировки недействительных бюллетеней. 4. Передают результаты голосования в тренировочном режиме по коммутируемым линиям связи (по модему) в вышестоящую комиссию (делается не более 10 попыток передачи в течение 20 мин.). В случае невозможности передачи протоколов докладывают по телефонам "горячей линии" и доставляют дискету в вышестоящую комиссию. 5. Завершают работу и после получения подтверждения из вышестоящей комиссии выключают сканеры в соответствии с Руководством оператора КОИБ. После завершения работ накануне дня голосования операторам КОИБ следует: - сдать председателю участковой комиссии для последующего погашения тренировочные бюллетени и использованный комплект тестовых бюллетеней; - сдать председателю участковой комиссии на ответственное хранение комплект ключевых дискет для КОИБ до 7.00 дня голосования. 5. Организация работы участковой комиссии до открытия помещения для голосования и в ходе голосования 5.1. Подготовка КОИБ к проведению голосования в день голосования Члены участковой комиссии в день голосования собираются в помещении для голосования не позднее 7.00. Контроль за работой всего комплекса осуществляется операторами КОИБ в день голосования в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ в день голосования (Приложение N 3 к настоящей Инструкции) и Руководством оператора КОИБ. Операторам КОИБ необходимо: 1. Получить у председателя участковой комиссии комплект ключевых дискет КОИБ и комплект тестовых бюллетеней для работы в день голосования. 2. Включить КОИБ и выполнить режим работы "Подготовка": - ввести номер избирательного участка, участка референдума; - проверить текущую дату и время; - ввести номер телефона модема вышестоящей комиссии; - получить исходные данные с помощью модема (при этом ключевая дискета не должна быть вставлена в дисковод сканера). Если после нескольких попыток получить данные не удается, следует получить данные с ключевой дискеты и сообщить об этом по телефонам "горячей линии". 3. Уточнить у председателя комиссии информацию о выбывших кандидатах. В случае необходимости выполнить операцию "Снять позицию с голосования" в соответствии с Руководством оператора КОИБ. 4. Распечатать исходные данные и получить у председателя участковой комиссии подпись на распечатке исходных данных. 5. Выполнить тестирование КОИБ с помощью комплекта тестовых бюллетеней для работы в день голосования. 6. Распечатать протокол тестирования и вместе с распечаткой исходных данных вложить в конверт для документации для дальнейшей передачи в вышестоящую комиссию по окончании голосования на избирательном участке, участке референдума. 7. Извлечь тестовые бюллетени из накопителей всех сканеров и сдать их вместе с неиспользованными для последующего погашения председателю участковой комиссии. 8. Доложить по телефонам "горячей линии" о готовности КОИБ к проведению голосования на избирательном участке, участке референдума. Перед началом голосования КОИБ должен быть отключен от телефонных линий связи (кабель модема отсоединен от телефонной розетки). 5.2. Проведение голосования В 8.00 в день голосования председатель участковой комиссии объявляет об открытии помещения для голосования. Перед началом голосования операторы переводят КОИБ в режим голосования "Стационарный" ("Досрочный" - при проведении досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям). Председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и присутствующим наблюдателям: - пустые отсеки накопителей бюллетеней (основной и для ручного голосования); - отображение "Принято: 0" на жидкокристаллических индикаторах всех сканеров КОИБ; - пустой резервный стационарный ящик для голосования; - пустые переносные ящики для голосования. Операторы КОИБ устанавливают сканеры на накопители, закрывая оба отсека, опечатывают крышки отсеков для ручного голосования и соединения сканеров с накопителями. 5.2.1. Работа КОИБ в режиме голосования "Стационарный" Операторы КОИБ дают консультации избирателям, участникам референдума по вопросам ввода бюллетеней в сканеры КОИБ. В течение дня голосования во время, определенное вышестоящей комиссией, операторы КОИБ снимают показания со счетчиков всех сканеров КОИБ, суммируют их, делят на количество типов используемых при голосовании бюллетеней, после чего получившееся число проголосовавших избирателей, участников референдума сообщают председателю участковой комиссии, который передает эти данные в вышестоящую комиссию. Операторы должны периодически докладывать специалистам группы технической поддержки по телефонам "горячей линии" о работе КОИБ. 5.2.2. Действия операторов КОИБ в нештатных ситуациях, возникших в ходе голосования В случае возникновения нештатных ситуаций операторы КОИБ сообщают об этом по телефонам "горячей линии" и пытаются устранить неисправность в соответствии с рекомендациями специалистов группы технической поддержки. Отказ одного сканера. В случаях отказа одного сканера КОИБ во время голосования операторы КОИБ немедленно информируют об этом председателя участковой комиссии, сообщают по телефонам "горячей линии" в группу технической поддержки и выполняют следующие действия. В случае неисправности главного сканера для дальнейшей работы комплекса необходимо выключить оба сканера и включить главный сканер вновь через 10 - 15 секунд. Если его работоспособность после этого восстановится, включить подчиненный сканер и продолжить работу на комплексе. Если работоспособность главного сканера после этого не восстановится, необходимо: - извлечь дискету из дисковода сканера; - выключить неисправный сканер; - подключить принтер и модем к подчиненному (исправному) сканеру, который после включения автоматически становится главным; - вставить дискету в дисковод исправного сканера; - включить исправный сканер и продолжить на нем работу. В случае неисправности подчиненного сканера для дальнейшей работы комплекса необходимо выключить подчиненный сканер и включить его вновь через 10 - 15 секунд. Если его работоспособность после этого восстановится, продолжить работу на комплексе. Если работоспособность подчиненного сканера после этого не восстановится, необходимо: - выключить подчиненный сканер; - продолжить работу на главном сканере. Если после консультации со специалистами группы технической поддержки и выполнения их рекомендаций КОИБ остается неработоспособным, операторы КОИБ должны вызвать группу технической поддержки на избирательный участок, участок референдума. Если специалистам группы технической поддержки не удалось восстановить работоспособность сканера КОИБ, председатель участковой комиссии совместно с членами участковой комиссии составляет акт о неработоспособности данного сканера КОИБ и докладывает об этом в вышестоящую комиссию. Акт о неработоспособности сканера КОИБ передается в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола участковой комиссии об итогах голосования. Голосование избирателей продолжается на работоспособном сканере КОИБ. Отключение электропитания. В случае кратковременного отключения электропитания в помещении для голосования необходимо подождать перезагрузки обоих сканеров (примерно 2 минуты). При восстановлении электропитания КОИБ автоматически возвращается в рабочее состояние, при этом в памяти КОИБ сохраняется информация, полученная по ранее обработанным бюллетеням. В случае продолжительного временного отключения электропитания необходимо: - сообщить об этом по телефонам "горячей линии"; - выключить оба сканера; - по указанию председателя участковой комиссии открыть крышку отсека для ручного голосования на одном КОИБ (либо использовать резервный стационарный ящик для голосования) и предложить избирателям, участникам референдума опускать бюллетени в отсек для ручного голосования КОИБ (резервный стационарный ящик для голосования). После восстановления электропитания в помещении для голосования необходимо: - включить оба сканера; - подождать загрузки обоих сканеров (примерно 2 минуты); - убедиться, что КОИБ готов к приему бюллетеней; - закрыть и опечатать щель для ручного голосования КОИБ; - предложить избирателям, участникам референдума продолжить голосование с использованием КОИБ; - сообщить об этом по телефонам "горячей линии". Застревание бюллетеня в тракте сканера. В случае застревания бюллетеня в тракте сканера КОИБ (сканер в это время моргает красной лампочкой и не принимает бюллетени) необходимо: - открыть верхнюю крышку сканера; - приподнять верхнюю часть тракта; - извлечь бюллетень из тракта сканера; - опустить верхнюю часть тракта; - опустить верхнюю крышку сканера; - расправить извлеченный бюллетень (или заменить его в соответствии с законом); - после загорания зеленого индикатора табло ввести бюллетень в сканер. Если восстановить работоспособность сканера не удалось, проинформировать председателя участковой комиссии и вызвать на избирательный участок, участок референдума группу технической поддержки по телефонам "горячей линии". В это время голосование продолжается на работоспособном сканере КОИБ. Отказ всех сканеров КОИБ. В случаях отказа всех сканеров КОИБ во время голосования операторы КОИБ немедленно информируют об этом председателя участковой комиссии, сообщают по телефону в группу технической поддержки и выполняют следующие действия: - если после консультации со специалистами "горячей линии" и выполнения их рекомендаций все сканеры КОИБ остаются неработоспособными, операторы КОИБ должны вызвать группу технической поддержки на избирательный участок, участок референдума; - если специалистам группы технической поддержки удалось полностью или частично восстановить работоспособность КОИБ, то голосование продолжается с использованием КОИБ; - если специалистам группы технической поддержки не удалось восстановить работоспособность сканеров КОИБ, председатель участковой комиссии совместно с членами участковой комиссии составляет акт о неработоспособности сканеров КОИБ и докладывает об этом в вышестоящую комиссию. Акт о неработоспособности КОИБ передается в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования; - открываются крышки отсеков для ручного голосования на всех КОИБ, и избиратели, участники референдума опускают бюллетени в накопители бюллетеней либо используется резервный стационарный ящик для голосования. 5.3. Организация работы участковой комиссии после окончания голосования По истечении времени голосования участковая комиссия производит соответствующие действия, определенные законом. После оглашения, подписания и заверения печатью участковой комиссии итоговых данных, полученных в результате работы со списком избирателей, участников референдума оглашенные данные вносятся в соответствующие строки увеличенной формы протокола и участковая комиссия в присутствии членов комиссии с правом совещательного голоса производит следующие действия: - если в течение дня голосования на любом из КОИБ использовался отсек для ручного голосования, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на отсеке для ручного голосования на данном КОИБ, открывает его, и председатель участковой комиссии опускает все содержащиеся в нем бюллетени в сканер в режиме "Стационарный" таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования; - если печать (пломба) повреждена, участковая комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы. Далее операторы КОИБ в соответствии с регламентом работы переводят КОИБ в режим голосования "Переносной". 6. Организация работы участковой комиссии с переносными ящиками для голосования Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Если печать (пломба) повреждена, участковая комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы. Подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в соответствующую строку увеличенной формы протокола об итогах голосования. Если число бюллетеней установленной формы по данному уровню выборов, обнаруженных в переносном ящике, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени по данному уровню выборов, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается и вносится в указанный акт. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов (наименований избирательных объединений, избирательных блоков), позиций "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Против вопроса референдума", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая заверяется подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и печатью участковой комиссии, а бюллетени опускаются председателем участковой комиссии в КОИБ таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Аналогично проводятся указанные действия со вторым и третьим (при их наличии) переносными ящиками для голосования. После проведения указанных операций операторы переводят КОИБ в режим работы "Подведение итогов". 7. Организация работы участковой комиссии по подготовке протокола об итогах голосования для подписания членами участковой комиссии Для получения протокола об итогах голосования операторы КОИБ получают у председателя участковой комиссии данные протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны автоматически, то есть данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, участников референдума. Операторами КОИБ производится клавиатурный ввод числовых значений соответствующих строк протокола из увеличенной формы протокола согласно запросам на жидкокристаллическом индикаторе главного сканера. КОИБ производит логический контроль протокола. В случае сообщения о невыполнении контрольных соотношений следует уточнить у председателя участковой комиссии данные и повторно ввести их в КОИБ. Если контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия проводит проверку данных, внесенных на каждый лист списка избирателей, участников референдума, суммарных данных, занесенных на последний лист списка избирателей, участников референдума, а также правильность подсчета погашенных бюллетеней и открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования. После формирования протокола об итогах голосования с выполненными контрольными соотношениями оператор КОИБ распечатывает протокол участковой комиссии об итогах голосования в двух экземплярах для подписи, полученные распечатки передаются председателю участковой комиссии. Требования к форме протокола участковой комиссии об итогах голосования, выдаваемого на печать КОИБ, приведены в Приложении N 7 к настоящей Инструкции. Председатель участковой комиссии оглашает данные строк протокола, подсчитанные КОИБ, которые заносятся в увеличенную форму протокола. Участковая комиссия проводит проверку контрольных и логических соотношений. Перед подписанием протокола об итогах голосования сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, и сведения о количестве составленных участковой комиссией в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума актов и иных документов, прилагаемых к протоколу, вносятся в каждый экземпляр протокола вручную. В случае проведения совмещенных выборов и (или) референдумов разных уровней действия по подготовке протоколов об итогах голосования на соответствующих выборах и (или) референдумах проводятся аналогичным образом. После подписания протокола об итогах голосования по указанию председателя участковой комиссии оператор подключает КОИБ к телефонной линии связи (подсоединяет кабель модема к телефонной розетке) и отправляет протоколы об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в вышестоящую комиссию по коммутируемым линиям связи (делается не более 10 попыток передачи в течение 20 мин.). В случае невозможности передачи протоколов операторы КОИБ докладывают об этом по телефонам "горячей линии", извлекают дискеты из дисководов сканеров и передают их председателю участковой комиссии для срочной отправки в вышестоящую комиссию. После получения разрешения председателя участковой комиссии операторы завершают цикл работы на КОИБ и передают ему дискеты для передачи в вышестоящую комиссию. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб и заявлений лиц, присутствующих при подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая КОИБ, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ (ручной подсчет), по итогам которого либо составляется протокол об итогах голосования (в случае разницы более чем в один процент, но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с помощью КОИБ, хотя бы по одной из определенных законом строк протокола участковой комиссии об итогах голосования), либо подписывается протокол, составленный с помощью КОИБ, и составляется акт (Приложение N 4 к настоящей Инструкции) о совпадении данных, полученных в ходе ручного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию, либо составляется вручную протокол об итогах голосования. Ручной подсчет голосов избирателей, участников референдума, а также все последующие действия после проведения итогового заседания участковой комиссии проводятся в соответствии с законом. 8. Демонтаж и возврат КОИБ После завершения всех работ операторы КОИБ демонтируют КОИБ, развернутый на избирательном участке, участке референдума, и упаковывают в упаковочную тару в соответствии с Инструкцией по демонтажу КОИБ. Возврат КОИБ с избирательных участков, участков референдума после окончания выборов, референдума осуществляется по графику, утвержденному вышестоящей комиссией. Приложение N 1 к Типовой инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации Участковая избирательная комиссия (комиссия референдума) избирательного участка (участка референдума) N ------ АКТ об использовании тренировочных и тестовых бюллетеней Настоящий акт составлен в том, что в соответствии с Инструкцией о порядке использования КОИБ при голосовании на выборах, референдуме на избирательном участке (участке референдума) N ---------- для проверки работоспособности КОИБ были использованы тестовые и тренировочные бюллетени в количестве ---------- (--------------------) штук. (цифрами) (прописью) Указанные бюллетени подлежат погашению наряду с неиспользованными бюллетенями с соблюдением требований, установленных законом. Председатель участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) --------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) Заместитель председателя участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) --------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) Секретарь участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) --------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) Член участковой избирательной комиссии --------- ------------------- (комиссии референдума) (подпись) (инициалы, фамилия) Член участковой избирательной комиссии --------- ------------------- (комиссии референдума) (подпись) (инициалы, фамилия) Приложение N 2 к Типовой инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации ПОРЯДОК РАБОТЫ ОПЕРАТОРА КОИБ НАКАНУНЕ ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ 1. В 10.00 операторы КОИБ должны начать развертывание комплекса в помещении для голосования, руководствуясь Инструкцией по монтажу КОИБ. 2. После монтажа и включения комплекса позвонить по телефонам "горячей линии" и сообщить номер избирательного участка, участка референдума и степень готовности КОИБ. 3. Проверить работоспособность технических средств, а именно: - получить (по очереди) исходные данные с каждой ключевой дискеты и по модему; - провести тестирование комплекса с помощью комплектов тестовых бюллетеней; - провести тренировочное голосование с помощью комплектов тренировочных бюллетеней; - ввести данные протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны автоматически; - распечатать итоговый протокол участковой комиссии, сравнить его с результатами ручного подсчета бюллетеней и проверить правильность маркировки недействительных бюллетеней; - передать результаты голосования в тренировочном режиме по модему в вышестоящую комиссию (делается не более 10 попыток передачи в течение 20 минут); - завершить цикл работы с комплексом и выключить все сканеры комплекса после получения подтверждения из вышестоящей комиссии. Проверка работоспособности должна быть завершена не позднее 13.30. По окончании проверки оператор должен доложить о результатах проверки по телефонам "горячей линии". 4. В 15.50 все технические средства должны быть в исходном состоянии для начала второго тренировочного цикла выборов, референдума. 5. В 16.00 проводится второй тренировочный цикл выборов, референдума. Второй тренировочный цикл выборов, референдума должен быть завершен не позднее 17.30. По окончании цикла оператор должен доложить о результатах тренировочных выборов, референдума по телефонам "горячей линии". 6. В случае успешного завершения второго тренировочного цикла и получения от технического центра подтверждения об успешной передаче результатов оператор выключает технические средства и покидает помещение для голосования. 7. При появлении неисправностей в работе комплекса оператор вызывает группу технической поддержки для устранения неисправностей и покидает помещение для голосования после устранения неисправностей и проведения успешного тренировочного цикла голосования. После завершения работ накануне дня голосования операторам следует: - сдать председателю участковой комиссии для последующего погашения тренировочные и тестовые бюллетени; - сдать председателю участковой комиссии на ответственное хранение до 7.00 дня голосования комплект ключевых дискет. До выключения технические средства должны быть переведены в исходное состояние для проведения выборов, референдума, то есть необходимо полностью завершить начатые выборы, референдум, чтобы в день голосования не восстанавливать систему в первоначальное состояние. Приложение N 3 к Типовой инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации ПОРЯДОК РАБОТЫ ОПЕРАТОРА КОИБ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ 1. В 7.00 операторы КОИБ должны прибыть в помещение для голосования и приступить к работе. Оператор должен выполнить следующие действия: - получить у председателя участковой комиссии комплект ключевых дискет КОИБ и комплект тестовых бюллетеней для работы в день голосования; - включить технические средства; - ввести номер избирательного участка, участка референдума; - проверить текущую дату и время; - ввести номер телефона модема вышестоящей комиссии; - получить исходные данные с помощью модема (если после нескольких попыток получить данные не удается, следует вставить ключевую дискету в дисковод сканера и получить данные с ключевой дискеты, сообщив об этом по телефонам "горячей линии"); - уточнить у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, в случае необходимости выполнить операцию "Снять позицию с голосования"; - распечатать исходные данные и получить у председателя участковой комиссии подпись на распечатке исходных данных; - выполнить тестирование КОИБ с помощью комплекта тестовых бюллетеней для работы в день голосования; - распечатать протокол тестирования и вместе с распечаткой исходных данных вложить в конверт для дальнейшей передачи в вышестоящую комиссию; - извлечь тестовые бюллетени из накопителей всех сканеров и сдать их вместе с неиспользованными для последующего погашения председателю участковой комиссии; - отсоединить кабель модема от телефонной розетки. 2. В 8.00 председатель участковой комиссии объявляет об открытии помещения для голосования. Оператор должен выполнить следующие действия: - после осмотра наблюдателями пустых отсеков накопителей установить сканеры на накопители и опечатать сканеры и накопители; - перевести комплекс в режим голосования "Стационарный"; - убрать мини-клавиатуру на главном сканере комплекса под верхнюю панель; - предъявить наблюдателям отображение на жидкокристаллических индикаторах сканеров КОИБ "Принято: 0". 3. Операторы консультируют избирателей, участников референдума по вопросам ввода бюллетеней в сканеры комплекса. В течение дня голосования во время, определенное вышестоящей комиссией, операторы снимают показания со счетчиков всех сканеров комплекса, суммируют их, делят на количество типов используемых при голосовании бюллетеней и сообщают полученный результат председателю участковой комиссии, который передает эти данные в вышестоящую комиссию. Операторы должны периодически докладывать по телефонам "горячей линии" о работе комплекса. В случаях любых затруднений при использовании комплекса (организационных или технических) или возникновении нештатных ситуаций в его работе операторы должны проконсультироваться у специалистов группы технической поддержки по телефонам "горячей линии". 4. Если в течение дня выборов, референдума на любом из сканеров комплекса использовался отсек для ручного голосования, то в 20.00 после проверки участковой комиссией неповрежденности печатей (пломб) на отсеке для ручного голосования бюллетени извлекаются из него и вводятся в данный сканер в стационарном режиме голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. 5. После завершения ввода бюллетеней из отсека для ручного голосования и выполнения членами участковой комиссии необходимых действий согласно закону оператор переводит комплекс в режим голосования "Переносной" (на жидкокристаллических индикаторах значения счетчиков не изменяются, а вместо слова "Принято:" - отображается "Переносной") и в сканер вводятся бюллетени избирателей, участников референдума, проголосовавших вне помещения для голосования. 6. После завершения ввода всех бюллетеней из переносных ящиков по указанию председателя участковой комиссии оператор переводит комплекс в режим подведения итогов выборов, референдума. 7. Оператор получает у председателя участковой комиссии данные протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны автоматически (дополнительные сведения), и вводит их в КОИБ согласно запросам на жидкокристаллическом индикаторе главного сканера. 8. Комплекс производит логический контроль строк протокола. В случае сообщения о невыполнении контрольных соотношений оператору следует уточнить у председателя участковой комиссии дополнительные сведения и повторно ввести их в КОИБ. 9. После формирования протокола участковой комиссии об итогах голосования с выполненными контрольными соотношениями оператор распечатывает протокол в двух экземплярах и передает полученные распечатки председателю участковой комиссии. После подписания протокола об итогах голосования оператор подключает комплекс к телефонной линии связи (подсоединяет кабель модема к телефонной розетке), проверяет наличие ключевых дискет в дисководах сканеров, подтверждает подписание протокола участковой комиссии об итогах голосования на главном сканере КОИБ и отправляет протокол в вышестоящую комиссию по модему. В случае невозможности передачи протокола оператор докладывает об этом по телефонам "горячей линии", извлекает обе дискеты из дисководов сканеров и передает их председателю участковой комиссии для срочной отправки в вышестоящую комиссию. 10. После отправки всех протоколов с разрешения председателя участковой комиссии оператор распечатывает копии протоколов по требованию наблюдателей, которые передает вместе с дискетами председателю участковой комиссии. 11. После завершения всех работ оператор (строго по указанию председателя участковой комиссии) отключает комплекс от сети электропитания, демонтирует комплекс и упаковывает его в упаковочную тару в соответствии с Инструкцией по демонтажу КОИБ. Приложение N 4 к Типовой инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации Участковая избирательная комиссия (комиссия референдума) избирательного участка (участка референдума) N ------ АКТ о совпадении данных ручного подсчета голосов избирателей (участников референдума) и данных, полученных с использованием КОИБ Мы, нижеподписавшиеся, в соответствии с пунктом 32 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (если аналогичная норма имеется в законе субъекта Российской Федерации, то делается ссылка на нее) произвели ручной подсчет голосов избирателей, участников референдума и сравнили результаты с данными, полученными с использованием КОИБ. Выявлено несовпадение данных по следующим строкам протокола об итогах голосования: ------------------------------------------------------------------------------ |N строки | Данные ручного| Данные КОИБ | Разница | |протокола| подсчета | протокола |-----------------------------------| | | | | абсолютная [б - в]|[б - в] х 100% | | | | | в процентах |-------------- | | | | | |большее | |---------|---------------|--------------|-------------------|---------------| | а | б | в | г | д | |---------|---------------|--------------|-------------------|---------------| |---------|---------------|--------------|-------------------|---------------| |---------|---------------|--------------|-------------------|---------------| |---------|---------------|--------------|-------------------|---------------| |---------|---------------|--------------|-------------------|---------------| |---------|---------------|--------------|-------------------|---------------| ------------------------------------------------------------------------------ При сравнении данных не учитывались ----------------------------- (число цифрами и прописью) бюллетеней, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков, позиций "Против всех кандидатов", "Против всех списков кандидатов", в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Против вопроса референдума", или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом, и которые в соответствии с пунктом 17 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" путем голосования были признаны участковой комиссией действительными. Участковая комиссия установила (выбрать вариант): 1. Приведенные в таблице несовпадения соответствуют требованиям пункта 32 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и составление протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" не требуется. ИЛИ 2. Требуется составление протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный". ИЛИ 3. Данные ручного подсчета голосов избирателей, участников референдума и данные, полученные с использованием КОИБ, по строкам протокола (указать номера строк протокола) и последующим строкам совпали и составление протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" не требуется. Председатель участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) ---------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) М.П. Секретарь участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) ---------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) "--" -------------- 20-- года ----- часов ----- минут Приложение N 5 к Типовой инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации ТРЕБОВАНИЯ К ИЗГОТОВЛЕНИЮ БЮЛЛЕТЕНЕЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОИБ Бюллетени для голосования на выборах, референдуме с использованием КОИБ печатаются на офсетной бумаге белого цвета плотностью 65 - 80 г/кв. м. Размер бюллетеня для голосования на выборах, референдуме с использованием КОИБ 210 х 297 мм (формат А4). Допускается изготовление бюллетеней для голосования с использованием КОИБ на листе размером 297 х 420 мм (формат А3) и размером 148 х 210 мм (формат А5). Текст бюллетеня печатается в одну краску черного цвета и размещается только на одной стороне бюллетеня. Защитная сетка и микрошрифт (в случае его использования) наносится типографским способом только на другой стороне бюллетеня. В верхней части бюллетеня (над словом "Бюллетень") и в нижней части бюллетеня печатается идентификатор бюллетеня (маркер), определяющий уровень выборов, референдума. Бюллетени изготавливаются типографским способом в соответствии с технической документацией по использованию КОИБ. При изготовлении тиража бюллетеней запрещается отступать от формы и размеров бюллетеня, указанных в технической документации по использованию КОИБ. При изготовлении тиража бюллетеней недопустимы перекосы при их обрезке, бледный оттиск маркеров и базовых линий или их части, разрывы или белые вкрапления в базовых линиях и маркерах, следы типографской краски или темные вкрапления в зоне квадратов для отметок избирателей, участников референдума. Приложение N 6 к Типовой инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации ОПИСАНИЕ ПЕЧАТИ УЧАСТКОВОЙ КОМИССИИ ДЛЯ ЗАВЕРЕНИЯ БЮЛЛЕТЕНЕЙ, ОБРАБАТЫВАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОИБ Печать участковой комиссии для заверения бюллетеней, обрабатываемых с использованием КОИБ при голосовании на выборах, референдуме, имеет форму прямоугольника размером 25 х 45 мм, разделенного на две части. Оттиск печати должен быть черного цвета, четким, не смазанным. В верхней части оттиска печати располагается текст "Российская Федерация", наименование субъекта Российской Федерации, "Участковая избирательная комиссия" ("Комиссия референдума"), "Избирательный участок N" ("Участок референдума N"). В нижней части оттиска печати располагается номер избирательного участка, участка референдума. Толщина линий оттиска печати и цифр номера должна быть одинаковой - 0,75 + 0,25 мм. Расстояние между цифрами номера должно быть не менее 1,5 мм. Цифры номера размером 3 х 8 мм выполняются почтовым кодом и дополняются нулями слева до 4 разрядов. Печать изготавливается в соответствии с технической документацией по использованию КОИБ. Приложение N 7 к Типовой инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ ПРОТОКОЛА УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ (КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА) ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ, ВЫДАВАЕМОГО НА ПЕЧАТЬ КОИБ Протокол участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) об итогах голосования, выдаваемый на печать КОИБ, печатается на листах формата А4. Каждый лист протокола должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса, заверен печатью участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) и содержать дату и время (часы, минуты) подписания протокола. Протокол участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) составляется в двух экземплярах. Время подписания протокола, указанное на каждом листе этих экземпляров, должно быть одинаковым. |