ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 06.03.06 34

           ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
             БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           6 марта 2006 г.
                                 N 34

                                 (Д)


            Вопросы по применению Инструкции Банка России
      от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами
           и нерезидентами уполномоченным банкам документов
          и информации при осуществлении валютных операций,
            порядке учета уполномоченными банками валютных
               операций и оформления паспортов сделок"
                     (далее - Инструкция N 117-И)

     1.  Какая сумма должна быть указана резидентом в пункте 6.2 листа
2 паспорта сделки (далее - ПС) (Приложение 4 к Инструкции N 117-И) при
переоформлении   ПС   по   кредитному   договору   (договору   займа),
оформленному  после  18.06.2004  (дата  вступления в силу Федерального
закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"): сумма
задолженности  по  основному долгу, сложившаяся на день переоформления
ПС  с  учетом  денежных средств, которые были получены (предоставлены)
и/или   возвращены   резидентом   до   переоформления  ПС,  или  сумма
задолженности, указанная в первоначально оформленном ПС?
     Какая  информация  указывается в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС при
переоформлении  ПС  (Приложение  4 к Инструкции N 117-И) по кредитному
договору (договору займа)?
     При переоформлении резидентом ПС по кредитному договору (договору
займа)  информация,  указанная в пункте 6.2 листа 2 ПС, переносится из
первоначально оформленного ПС в переоформляемый ПС без изменения.
     Информация,  указанная  в  пунктах  6.3  и  6.4  листа  2 ПС, при
переоформлении  ПС  переносится из первоначально оформленного ПС также
без  изменения. Однако в случае если в графики предстоящих платежей по
получению  (предоставлению)  и/или  по возврату средств, которые будут
осуществляться  после  даты переоформления ПС, были внесены изменения,
при  переоформлении  ПС  указанные  изменения  должны  быть учтены при
заполнении пунктов 6.3 и 6.4 листа 2 ПС.

     2. Какой код вида валютной операции следует указывать в справке о
валютных  операциях  при  переводе  страховой  компанией  - резидентом
страховых выплат нерезиденту при наступлении страхового случая?
     При   переводе   страховой   компанией  -  резидентом  страхового
возмещения  нерезиденту  при наступлении страхового случая рекомендуем
указывать  в  справке  о  валютных операциях код 70080 "прочие платежи
резидентов  в пользу нерезидентов по неторговым операциям" (Приложение
2 к Инструкции N 117-И).

     3.   Требуется  ли  оформление  ПС  по  валютной  операции  между
резидентом  и нерезидентом за бункеровку топливом судов нерезидентов в
российских   портах,  вывозимым  с  таможенной  территории  Российской
Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов"?
     На   основании   пункта   3.1   Инструкции   N   117-И   действие
установленного  разделом  II  Инструкции  N  117-И  порядка оформления
паспорта  сделки  распространяется,  в частности, на валютные операции
между   резидентом   и  нерезидентом,  заключающиеся  в  осуществлении
расчетов  за  вывозимые  с  таможенной территории Российской Федерации
товары  по  внешнеторговому  договору  (контракту), заключенному между
резидентом  (юридическим  лицом  и  физическим  лицом - индивидуальным
предпринимателем) и нерезидентом.
     В  соответствии  с  пунктом  4  статьи  2  Федерального закона от
08.12.2003   N   164-ФЗ  "Об  основах  государственного  регулирования
внешнеторговой  деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) под
внешнеторговой  деятельностью понимается деятельность по осуществлению
сделок  в  области внешней торговли, в частности, товарами. При этом в
соответствии  с  пунктами 7 и 28 статьи 2 Федерального закона N 164-ФЗ
под  внешней  торговлей  товарами,  в  частности,  понимается  экспорт
товаров,  то  есть  вывоз  товара  с  таможенной территории Российской
Федерации без обязательства об обратном ввозе.
     Вместе  с  тем  Таможенным  кодексом Российской Федерации (статья
264) установлен специальный таможенный режим - "перемещение припасов",
при котором товары, предназначенные, в частности, для использования на
морских  (речных)  судах,  а также товары, предназначенные для продажи
членам   экипажей   и   пассажирам   таких   морских  (речных)  судов,
перемещаются  через  таможенную  границу без уплаты таможенных пошлин,
налогов   и  без  применения  запретов  и  ограничений  экономического
характера, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
     Учитывая,  что  при  бункеровке  судов  нерезидентов  топливом  в
российских  портах указанное топливо вывозится с таможенной территории
Российской  Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов", а не
в   таможенном   режиме  "экспорт",  оформления  паспорта  сделки  при
осуществлении  расчетов  между резидентом и нерезидентом за бункеровку
судов нерезидентов не требуется.

                   Вопросы по применению Инструкции
            Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке
       открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов
      и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных
          видов банковских операций и иных сделок с наличной
         иностранной валютой и валютой Российской Федерации,
          чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная
               стоимость которых указана в иностранной
                  валюте, с участием физических лиц"
                     (далее - Инструкция N 113-И)

     4.  Необходимо  ли заполнять Реестр операций с наличной валютой и
чеками  (Приложение  4 к Инструкции N 113-И) при проведении операций с
использованием  платежных  карт,  предусмотренных  пунктами  3.1.16  -
3.1.19  Инструкции  N  113-И,  в  случае  если у кредитной организации
отсутствует возможность достоверно установить, что счет клиента открыт
в валюте Российской Федерации?
     В  соответствии  с  пунктом  3.4  Инструкции  N  113-И оформление
операций  по  приему  (выдаче)  наличной  иностранной  валюты и валюты
Российской  Федерации с использованием платежных карт осуществляется в
соответствии   с   нормативными  актами  Банка  России,  регулирующими
указанные операции.
     В   настоящее   время   операции,  совершаемые  с  использованием
платежных  карт,  регулируются Положением Банка России от 24.12.2004 N
266-П  "Об  эмиссии  банковских  карт  и  об  операциях, совершаемых с
использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П).
     Пунктом  3.8  Положения  N 266-П установлена специальная норма, в
соответствии  с которой Реестр операций с наличной валютой и чеками, а
также  документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой
и  чеками,  предусмотренный  Инструкцией  N  113-И, не оформляются при
выдаче  (приеме)  в  пункте  выдачи  наличных  кредитной  организацией
клиентам   -  физическим  лицам  (от  клиентов  -  физических  лиц)  с
использованием  платежных  карт  наличных  денежных  средств  в валюте
Российской   Федерации  со  счетов  (на  счета)  в  валюте  Российской
Федерации, открытых в данной кредитной организации.
     Вместе с тем в случае если кредитная организация не устанавливает
в  связи  с  невозможностью  достоверно  установить,  что счет клиента
кредитной    организации,   по   которому   совершается   операция   с
использованием  платежной карты, открыт в валюте Российской Федерации,
в Реестр операций с наличной валютой и чеками включаются все операции,
совершаемые   в   пункте   выдачи   наличных   кредитной  организации,
предусмотренные  пунктами  3.1.16  -  3.1.19 Инструкции N 113-И, в том
числе операции с наличной валютой Российской Федерации, осуществляемые
с   использованием  платежных  карт,  а  также  оформляется  документ,
подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками.

     5.  Может  ли  на  стенде  обменного пункта уполномоченного банка
размещаться  информация  о  том,  что  им  проводятся  (не проводятся)
операции с монетами иностранных государств (группы государств)?
     В  соответствии  с  подпунктом  "а"  пункта  2  части  1 статьи 1
Федерального  закона  "О валютном регулировании и валютном контроле" в
понятие  "иностранная  валюта"  входит  также  монета,  находящаяся  в
обращении   и   являющаяся   законным   средством   наличного  платежа
соответствующего  иностранного  государства,  а  также  изымаемая либо
изъятая из обращения, но подлежащая обмену.
     Пунктом  3.7  Инструкции  N 113-И установлено, что уполномоченный
банк  (филиал  уполномоченного  банка)  самостоятельно решает вопрос о
необходимости   работы   с   монетой  иностранных  государств  (группы
государств) при осуществлении операций с наличной валютой и чеками.
     В  соответствии  с  пунктом  2.1  и подпунктом 2.1.3 Инструкции N
113-И  обменный  пункт  уполномоченного  банка  должен быть оборудован
стендом,  находящимся  в  доступном  для  обозрения физическими лицами
месте  и  содержащим  информацию  о перечне отдельных видов банковских
операций  и  иных  сделок  с  наличной  иностранной  валютой и валютой
Российской Федерации и чеками, осуществляемых данным обменным пунктом.
     С  учетом  изложенного  уполномоченный  банк  вправе поместить на
стенде  своего  обменного пункта вместе с перечнем банковских операций
информацию о том, что данный обменный пункт проводит (или не проводит)
операции с монетами иностранных государств (группы государств).

Материал подготовлен
Департаментом финансового
мониторинга и валютного контроля

6 марта 2006 г.
N 34