ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 06.03.06 9

                    ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
          ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
          (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
               И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И ПРИНЯТЫХ
                   В СООТВЕТСТВИИ С НИМ НОРМАТИВНЫХ
                          АКТОВ БАНКА РОССИИ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           6 марта 2006 г.
                                 N 9

                                 (Д)


     1.  Распространяется  ли  на кредитные организации обязанность по
выявлению  сделок  с  недвижимым  имуществом, относящихся к операциям,
подлежащим обязательному контролю, и направлению сведений об указанных
сделках в уполномоченный орган?
     В  соответствии  с  пунктом  1.1  статьи 6 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) сделка
с  недвижимым  имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма,
на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо
равна  сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или
превышает ее.
     Согласно  пункту  4  статьи  6  Федерального  закона  сведения об
операциях  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом, подлежащих
обязательному     контролю,     представляются    непосредственно    в
уполномоченный   орган   организациями,   осуществляющими  операции  с
денежными   средствами  или  иным  имуществом.  Данную  норму  следует
рассматривать    как    общую,    адресованную    всем   организациям,
осуществляющим  операции с денежными средствами или иным имуществом, в
том числе и кредитным организациям.
     Следовательно,   кредитная   организация  должна  представлять  в
уполномоченный  орган сведения о любых сделках с недвижимым имуществом
(купля-продажа,  аренда,  залог  и  т.д.),  сумма  которых  равна  или
превышает  3  000  000  рублей,  если  кредитная  организация является
стороной  по  сделке  либо  если  из  представленных  в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации  клиентом документов ей стало
известно   о   совершении   такой  сделки.  В  случае  если  кредитная
организация при проведении расчетной операции своего клиента по сделке
с  недвижимым  имуществом не располагает всей необходимой информацией,
на  основании которой она может сделать вывод о проведении ее клиентом
операции,  подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при
реализации  правил  внутреннего  "противолегализационного" контроля не
отнесена к операции, в отношении которой возникает подозрение, что она
связана  с  легализацией  (отмыванием)  доходов, полученных преступным
путем,  или  финансированием  терроризма,  обязанности  по направлению
соответствующих   сведений   в   уполномоченный   орган   у  кредитной
организации не возникает.

     2.  Необходимо  ли  кредитной  организации  предпринимать меры по
установлению  и  идентификации  выгодоприобретателя  при осуществлении
клиентом  платежей  по  договору  финансирования под уступку денежного
требования?
     Исходя из пункта 1.2 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П
"Об     идентификации     кредитными    организациями    клиентов    и
выгодоприобретателей  в  целях противодействия легализации (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и финансированию терроризма"
(далее - Положение N 262-П), под выгодоприобретателем следует понимать
лицо,   которое,   не  являясь  непосредственно  участником  операции,
получает  выгоду  от  ее  проведения.  При  этом, совершая в интересах
другого   лица   банковские  операции  и  иные  сделки,  клиент  может
действовать  на основании различных договоров, в частности, агентского
договора, договоров поручения, комиссии, доверительного управления (то
есть  перечень  гражданско-правовых  договоров, указанных в пункте 1.2
Положения N 262-П, не является исчерпывающим).
     Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона и
Положения   N   262-П   кредитные   организации   должны   предпринять
обоснованные   и  доступные  в  сложившихся  обстоятельствах  меры  по
идентификации      выгодоприобретателей     вне     зависимости     от
гражданско-правовых   оснований   совершения   операции   с  денежными
средствами или иным имуществом.
     В  соответствии  со  статьей  824 Гражданского кодекса Российской
Федерации  по договору финансирования под уступку денежного требования
одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой
стороне  (клиенту)  денежные  средства  в  счет  денежного  требования
клиента   (кредитора)  к  третьему  лицу  (должнику),  вытекающего  из
предоставления  клиентом  товаров,  выполнения  им  работ или оказания
услуг   третьему  лицу,  а  клиент  уступает  или  обязуется  уступить
финансовому агенту это денежное требование.
     Учитывая,  что  в  рамках  договора  финансирования  под  уступку
денежного  требования  клиент  уступает  финансовому  агенту  денежное
требование,  а  должник  должен  произвести  платеж финансовому агенту
(исполнить  его  денежное  требование),  в  данном  случае клиента как
сторону  по  договору финансирования под уступку денежного требования,
по    нашему    мнению,    не   следует   рассматривать   в   качестве
выгодоприобретателя.

     3.    Какие    квалификационные    требования   предъявляются   к
ответственному  сотруднику  по противодействию легализации (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию терроризма
(далее - ПОД/ФТ) филиала кредитной организации?
     Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными
актами  Банка России, в том числе Указанием Банка России от 09.08.2004
N  1486-У  "О  квалификационных  требованиях к специальным должностным
лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и  финансированию  терроризма  и  программ его осуществления в
кредитных  организациях"  (далее  - Указание N 1486-У), не установлены
непосредственно    квалификационные    требования   к   ответственному
сотруднику по ПОД/ФТ филиала кредитной организации.
     Однако   в   случае,   если   внутренними  документами  кредитной
организации,  регламентирующими процедуру формирования и направления в
уполномоченный  орган  сведений,  предусмотренных Федеральным законом,
филиалу  кредитной  организации  предоставлены  полномочия по передаче
отчетов  в виде электронного сообщения (ОЭС) напрямую в уполномоченный
орган,  минуя  головной  офис  кредитной  организации,  полагаем,  что
ответственный сотрудник по ПОД/ФТ филиала кредитной организации должен
соответствовать    квалификационным   требованиям,   предъявляемым   к
ответственному сотруднику кредитной организации Указанием N 1486-У.

     4. Соответствует ли квалификационным требованиям к ответственному
сотруднику   по   ПОД/ФТ  кандидат,  имеющий  высшее  юридическое  или
экономическое  образование,  а  также  опыт работы в сфере ПОД/ФТ, при
отсутствии у него опыта руководства отделом (подразделением) кредитной
организации, связанным с осуществлением банковских операций?
     В  соответствии  с  пунктом  2  Указания  N  1486-У ответственный
сотрудник   должен   иметь   высшее   юридическое   или  экономическое
образование  и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной
организации,  связанным с осуществлением банковских операций, не менее
одного  года,  а при отсутствии указанного образования - опыт работы в
сфере  ПОД/ФТ  не  менее  двух лет или опыт руководства подразделением
кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций,
не менее двух лет.
     Из  указанной  выше  нормы  следует,  что  кандидат  на должность
ответственного  сотрудника  по  ПОД/ФТ,  имеющий  опыт  работы в сфере
ПОД/ФТ не менее двух лет, даже при отсутствии высшего юридического или
экономического  образования считается соответствующим квалификационным
требованиям, предъявляемым к ответственным сотрудникам по ПОД/ФТ.
     Таким   образом,   по   нашему   мнению,  кандидат  на  должность
ответственного  сотрудника  по  ПОД/ФТ  кредитной организации, имеющий
высшее  юридическое  или  экономическое  образование, при отсутствии у
него  опыта  руководства  отделом  или  иным  подразделением кредитной
организации,  связанным  с  осуществлением  банковских операций, может
быть    признан   соответствующим   квалификационным   требованиям   к
ответственному  сотруднику по ПОД/ФТ при наличии у него опыта работы в
сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.

     5.  Обязана  ли  кредитная  организация  проводить обучение своих
сотрудников  по вопросам ПОД/ФТ в образовательных учреждениях, имеющих
лицензии на ведение образовательной деятельности?
     В  соответствии  с  пунктами  1.1  и 1.3 Указания Банка России от
09.08.2004  N  1485-У  "О требованиях к подготовке и обучению кадров в
кредитных   организациях"   (далее  -  Указание  N  1485-У)  кредитным
организациям  предоставляется право самостоятельно с учетом требований
данного   указания   и  иных  нормативных  правовых  актов  Российской
Федерации  в  области  ПОД/ФТ, а также особенностей деятельности своих
клиентов  и  степени  (уровня)  риска  совершения клиентами операций в
целях   ПОД/ФТ  разрабатывать  и  утверждать  программу  подготовки  и
обучения  кадров  по ПОД/ФТ (включая порядок проведения обучения и его
формы), а также план ее реализации.
     Учитывая,  что  каких-либо  требований  в отношении организаторов
обучающих   мероприятий  Указание  N  1485-У  не  содержит,  кредитная
организация    вправе   самостоятельно   определить,   каким   образом
осуществлять   обучение   своих   сотрудников:   путем   использования
"внутренних  ресурсов"  или  путем  направления  своих  сотрудников на
обучение  в  образовательные  учреждения,  имеющие лицензии на ведение
образовательной  деятельности,  а также банковские ассоциации (союзы),
банковские школы, центры и курсы переподготовки банковских кадров.

Материал подготовлен
Департаментом финансового
мониторинга и валютного контроля

6 марта 2006 г.
N 9