ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЕРВА ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 5 марта 2004 г. N 194 (Д) УТВЕРЖДЕНО Приказом Госкомспорта России от 5 марта 2004 года N 194 I. Общие положения 1. Настоящее Положение регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования - училищ олимпийского резерва (УОР) по обучению спортсменов, проявивших выдающиеся способности, призвано обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту и пополнение сборных команд России по олимпийским видам спорта. Настоящее Положение не противоречит Типовому положению о среднем профессиональном образовании и является документом, регулирующим деятельность УОР, имеющих особенности, связанные с подготовкой и обучением высококвалифицированных спортсменов. 2. Училище олимпийского резерва (далее - училище) в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями федерального органа управления образованием, федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти, органов местного самоуправления, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном заведении) и настоящим Положением. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта оставляет за собой право определять и ежегодно утверждать перечень видов спорта при наборе обучающихся в училища олимпийского резерва федерального подчинения и субъектов Российской Федерации. 3. Основанными задачами училища являются: - обеспечение круглогодичной специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта; - обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов; - удовлетворение потребности спортсмена в интеллектуальном развитии и обеспечение его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования; - удовлетворение потребностей общества в специалистах физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием. 4. Училище олимпийского резерва создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации: - федерального подчинения - федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом управления образованием; - подчинения субъекта Российской Федерации (в том числе органа местного самоуправления) - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и органом государственной власти субъекта Российской Федерации по образованию. Училище может иметь филиал(ы). Филиал училища создается, реорганизуется, переименовывается и ликвидируется по согласованию с органом государственной власти в области физической культуры и спорта, в ведении которого находится. 5. Училище может иметь в своей структуре центр олимпийской подготовки, представительства, отделения, лаборатории, спортивные сооружения, учебно-тренировочные базы, спортивно-оздоровительные лагеря, медико-восстановительный центр, блок питания, общежития и другие структурные подразделения. 6. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация училища осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аттестация и аккредитация училища по согласованию с органом управления образованием проводится аттестационной комиссией, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Решение комиссии по итогам аттестации и аккредитации утверждается приказом федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. II. Прием в училище 7. Прием обучающихся в училище олимпийского резерва на обучение за счет средств федерального бюджета или бюджета другого уровня определяется в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно органом государственной власти в области физической культуры и спорта, в ведении которого находится училище. 8. Училище самостоятельно разрабатывает правила и порядок приема в училище и утверждает их по согласованию с органом государственной власти в области физической культуры и спорта, в ведении которого оно находится. 9. Училище комплектуется из числа проявивших выдающиеся способности в спорте учащихся, прошедших предварительную подготовку в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР), на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса должен обеспечивать зачисление в училище наиболее способных и подготовленных спортсменов. 10. Конкурсный отбор в училище включает в себя: - просмотровые учебно-тренировочные сборы переменного состава спортсменов - кандидатов в училище общим сроком до 60 дней в году на 1 человека; - анализ результатов выступлений спортсменов-кандидатов во всероссийских и международных соревнованиях; - вступительные испытания. Училище самостоятельно определяет время и сроки проведения просмотровых учебно-тренировочных сборов и вступительных испытаний. 11. Прием обучающихся осуществляется приемной комиссией, состав которой согласовывается с учредителем. Зачисление обучающихся производится приказом директора училища. После зачисления на каждого обучающегося формируется личное дело. III. Образовательная и спортивная деятельность училища 12. Программа обучения в училище состоит из двух частей - образовательной и спортивной. Училище олимпийского резерва реализует образовательную программу среднего профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом. 13. Училище может реализовывать образовательные программы за пределами определяющих его статус образовательных программ, в том числе общего, основного общего, среднего (полного) общего образования самостоятельно при наличии соответствующей лицензии или на договорной основе. Деятельность училища по реализации образовательных программ (включая разработку требований к приему обучающихся, содержанию образования, организации образовательного процесса, выдачу документов об образовании, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам) регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и настоящим Положением. 14. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану. Спортивная подготовка проводится круглогодично. Сроки обучения по образовательным программам устанавливаются в соответствии с нормативными сроками. При необходимости сроки обучения по конкретным цельным программам среднего профессионального образования могут быть увеличены по сравнению с нормативными сроками обучения. Решение об увеличении сроков обучения принимает орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, в ведении которого находится училище. 15. Организация образовательного процесса, объем учебной и учебно-тренировочной нагрузки обучающихся, практика, сроки и продолжительность каникул регламентируются учебным планом и расписанием учебных занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми училищем самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. 16. В училище устанавливаются следующие основные виды процесса спортивного совершенствования и освоения избранного вида спорта: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная консультация, самостоятельная работа, производственная (профессиональная), педагогическая, инструкторская и судейская практики, курсовая и выпускная квалификационные работы, соревнование, учебно-тренировочный сбор, учебно-тренировочное занятие (в том числе в условиях спортивно-оздоровительного лагеря), а также другие, в том числе и по индивидуальному плану. 17. В училище олимпийского резерва устанавливаются следующие этапы спортивной подготовки обучающихся: - этап спортивного совершенствования; - этап высшего спортивного мастерства. На этап спортивного совершенствования зачисляются обучающиеся, имеющие и выполнившие спортивный разряд не ниже "Кандидата в мастера России", а по игровым видам спорта - не ниже первого (первого юношеского) разряда. На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные обучающиеся, имеющие и выполнившие требования норматива "Мастер спорта России", а по игровым видам спорта - спортивный разряд не ниже "Кандидата в мастера спорта России". 18. Численность обучающихся на занятиях по совершенствованию избранного вида спорта определяется в соответствии с этапами подготовки. При объединении в одну группу по виду спорта обучающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности наполняемость не должна превышать: - в группе спортивного совершенствования - 12 человек; - в группе высшего спортивного мастерства - 6 человек. Списки обучающихся на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ежегодно утверждаются учредителем. Количество учебных классов и групп в пределах контрольных цифр приема определяется училищем по согласованию с учредителем. 19. Производственная (профессиональная) и педагогическая практики по профилю специальности проводятся, как правило, в других образовательных учреждениях или физкультурно-спортивных организациях на договорной основе. 20. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу, не допускается к обучению на следующий уровень образовательной программы. Обучающиеся могут быть отчислены из училища за невыполнение учебных программ, спортивных нормативов, а также совершение аморальных поступков, нарушение спортивной этики, режима спортивной подготовки, включая применение запрещенных фармакологических, алкогольных и наркотических средств. 21. Допускается в целях завершения среднего профессионального образования обучающимся 1 и 2 курсов, не имеющим роста спортивных результатов, по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам, на основании решения педагогического и тренерского советов продолжать обучение по программе среднего профессионального образования без обучения на этапах спортивной подготовки. 22. Оплата труда руководителей, специалистов, учебно-вспомогательного персонала, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации отраслевой системой оплаты труда работников физкультурно-спортивных организаций. 23. Тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам присваивается квалификационная категория и устанавливается соответствующий оклад. Размер оплаты труда устанавливается ежегодно на начало учебного года в соответствии с нормативами оплаты труда за подготовку одного спортсмена по результатам его выступлений на соревнованиях различного уровня, их периодом действия и других параметров. Оплата труда оформляется в виде тарификационного списка, утверждаемого руководителем училища, и согласовывается с учредителем. 24. Размер оплаты труда тренера-преподавателя и инструктора-методиста в течение года может быть пересмотрен в случае получения спортсменом более высоких результатов. При этом в тарификационный список вносится соответствующие изменения, которые оформляются в установленном порядке. 25. Директор училища, самостоятельно в установленном законодательством Российской Федерации порядке определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера исходя из объемов финансирования. IV. Управление училищем 26. Управление училищем осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Непосредственное управление училищем осуществляет директор, назначаемый учредителем и прошедший соответствующую аттестацию. Директору совмещение его должности с другой оплачиваемой руководящей должностью, кроме педагогической, научной и научно-методической деятельности, внутри и вне училища не разрешается. 27. Устав училища, изменения и дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) работников и утверждаются учредителем. 28. Для рассмотрения основных вопросов работы в училище создаются педагогический и тренерский советы - коллегиальные органы, объединяющие педагогических и других работников училища, непосредственно участвующих в учебном, учебно-тренировочном и воспитательном процессах. В состав советов входят директор училища, представители всех категорий работников училища и представители заинтересованных организаций. Председателем советов является директор училища. Другие члены советов избираются общим собранием (конференцией). Срок полномочий советов не может превышать 5 лет. Досрочные выборы советов проводятся по требованию не менее половины его членов и в случаях, предусмотренных уставом училища. В филиале училища может создаваться в соответствии с уставом выборный представительный орган - совет филиала. 29. Директор в соответствии с законодательством Российской Федерации назначает и освобождает от должности работников, определяет их должностные обязанности. Разграничение полномочий между советом и директором определяется уставом училища. 30. Отношения работника училища и администрации регулируются контрактом, заключаемым в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. V. Обучающиеся училища 31. К обучающимся в училище относятся студенты и учащиеся. Студентом училища (далее именуется студент) является лицо, зачисленное приказом директора в училище для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования. Учащимся училища (далее именуется учащийся) является лицо, зачисленное приказом директора в училище для обучения по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего (полного) образования. 32. Студенту училища выдается студенческий билет и зачетная книжка. Учащемуся - квалификационный билет. 33. Обучающиеся обязаны: - овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных образовательными программами и рабочими учебными планами; - совершенствовать свое спортивное мастерство, выполнять индивидуальные планы подготовки; - соблюдать спортивный режим, медицинские и гигиенические требования, принимать участие в учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. 34. Обучающиеся в училище в установленном порядке обеспечиваются питанием, индивидуальной спортивной формой и инвентарем, бесплатным медицинским обеспечением, фармакологической и психологической поддержкой, командируются на учебно-тренировочные сборы и соревнования. Студенты обеспечиваются ежемесячной стипендией, нуждающиеся - местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда училища. VI. Работники училища 35. К работникам училища относятся административно-хозяйственный, педагогический, тренерско-преподавательский состав и иной вспомогательный персонал. К педагогической деятельности в училище допускаются лица, имеющее высшее или среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и/или квалификации. 36. Должностные обязанности директора, его заместителей, преподавателей, тренеров-преподавателей, воспитателей, инструкторов-методистов, врачей, спортсменов-инструкторов определяются в соответствии с квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. 37. Вопросы организации работы коллектива, права и обязанности работников и обучающихся регулируются уставом и иными локальными актами. 38. Тренер-преподаватель по спорту несет ответственность за подготовку спортсменов высокой квалификации, резерва для сборной команды России, обеспечивает высокий уровень выполнения обучающимися запланированных объемов тренировочных нагрузок, улучшения спортивных результатов, проведения необходимых восстановительных мероприятий, обеспечения безопасности обучающихся во время учебно-тренировочных занятий, несет ответственность за превышение спортивных нагрузок, повлекших за собой нарушение здоровья обучающегося. 39. Преподаватель общеобразовательных дисциплин обеспечивает обучающимся необходимый уровень знаний, развивает их познавательные интересы и способности, отвечает за качество обучения и получение знаний обучающихся в соответствии с учебной программой. В целях обеспечения единства обучения, воспитания и спортивной подготовки обучающихся классный руководитель поддерживает постоянную связь с тренерами-преподавателями, воспитателями, родителями обучающихся. 40. Воспитатель контролирует выполнение обучающимися режима дня, организует своевременное выполнение домашних заданий и досуг учащихся. Организует совместно с медицинским персоналом и тренерами-преподавателями медицинские, восстановительные и реабилитационные мероприятия, следит за состоянием бытовых условий. 41. Учебная нагрузка для преподавателей училища не должна превышать 1440 часов в год. Учебная нагрузка тренера-преподавателя устанавливается в соответствии с этапами подготовки спортсмена. 42. Работники училища для достижения поставленных целей обязаны свою деятельность осуществлять в соответствии с уставом училища, правилами внутреннего распорядка, строго следовать профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности. 43. Руководители и педагогические работники училища проходят аттестацию в установленном действующим законодательством порядке. VII. Медицинское обеспечение 44. Училище осуществляет медицинский контроль за состоянием здоровья обучающихся, несет ответственность за сохранность их здоровья, обеспечение восстановительных и реабилитационных мероприятий, проводит фармакологическую и психологическую поддержку. 45. Нормы обеспеченности медицинскими и восстановительными средствами разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в соответствии с видом спорта и этапом подготовки обучающихся. VIII. Финансово-хозяйственная деятельность училища 46. За училищем собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет в оперативном управлении здания, спортсооружения, оборудование, а также необходимое имущество социального, культурного и иного назначения. 47. Источниками формирования имущества и обеспечения деятельности училища в установленном порядке являются: - финансовые средства различных бюджетных уровней, выделяемые для реализации образовательных программ, медико-восстановительных мероприятий, поддержания и развития материально-технической базы; обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов; - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и переданного в оперативное управление училищу. 48. Училище в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом может осуществлять платную образовательную деятельность. Платная образовательная деятельность училища не может быть осуществлена взамен и (или) в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств. Дополнительные платные образовательные услуги сверх соответствующих образовательных программ и государственного образовательного стандарта осуществляются на договорной основе с физическими и юридическими лицами. Размер стоимости платных образовательных услуг устанавливается директором училища в соответствии с ежегодно утверждаемой сметой доходов и расходов. IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность училища 49. Училище имеет право осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, научной и иной деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Международное сотрудничество училища осуществляется на основе межгосударственных договоров, договоров между федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, иным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта или органом местного самоуправления и соответствующими органами управления образованием иностранных государств, а также договоров, заключаемых училищем с иностранным образовательным учреждением, с иностранным физическим и/или юридическим лицом. X. Локальные правовые акты училища 50. Училище издает следующие локальные правовые акты, регламентирующие его деятельность: правила внутреннего распорядка; правила приема в училище; положение об экзаменах и переводе обучающихся; положения о структурных подразделениях (службах) училища; положение о порядке и размерах премирования работников; положение о стипендиальном обеспечении обучающихся; должностные (рабочие) инструкции; приказы директора. Локальные акты утверждаются педагогическим советом училища. Правила внутреннего распорядка принимаются общим собранием коллектива училища. XI. Заключительные положения 51. Устав училища принимается общим собранием трудового коллектива по согласованию с учредителем. Устав подлежит регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию. Изменения и дополнения в устав училища вносятся в том же порядке, что и утверждение устава. 52. Училище может быть реорганизовано в другое учреждение по решению учредителя, если это не влечет нарушений обязательств училища или если учредитель принимает эти обязательства на себя. |