ПОДЛЕЖАТ ЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЕСН СЛЕДУЮЩИЕ ЗАТРАТЫ МУНИЦИПАЛИТЕТА: НА ПЕРЕПОДГОТОВКУ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО; НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СОТРУДНИКОВ, ВКЛЮЧАЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ; НА ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ НА РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ДОПЛАТА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ НЕРАБОТАЮЩИМ ПЕНСИОНЕРАМ; 50-ПРОЦЕНТНАЯ СКИДКА ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ; ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ИЛИ ЛЬГОТНОЙ ПУТЕВКИ С ОПЛАТОЙ ПРОЕЗДА К МЕСТУ ОТДЫХА; БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД НА ВСЕХ ВИДАХ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА, А ТАКЖЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 15 ноября 2005 г. N 21-18/83922 (Д) Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. В пункте 1 статьи 237 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ). Поэтому затраты организации на переподготовку и повышение квалификации кадров, то есть на повышение профессионального уровня работников, не будут облагаться ЕСН как прямо предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ. При этом муниципалитету следует учесть, что сроки и формы переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих установлены законодательными и нормативными актами Москвы. Обратите внимание: в указанных актах получение высшего и среднего специального образования не включено в систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Поэтому затраты организации на эти цели подлежат налогообложению ЕСН. Страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование муниципальных служащих, предусмотренное федеральным законодательством, не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ. На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией-налогоплательщиком членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. При отнесении к объекту налогообложения ЕСН иных гарантий и компенсаций муниципальному служащему, приведенных в запросе организации, необходимо учесть следующее. Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ установлены Федеральным законом от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Закон N 8-ФЗ). Затраты на медицинское обслуживание муниципальных служащих, установленные статьей 15 Федерального закона N 8-ФЗ, не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии с подпунктом 2 статьи 238 НК РФ. Такие гарантии муниципального служащего, как бесплатная или льготная путевка с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая компенсация, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, 50-процентная скидка по оплате жилищных и коммунальных услуг федеральным законодательством не предусмотрены. Следовательно, гарантии, установленные только Законом города Москвы от 24.03.2004 N 15 "О муниципальной службе в городе Москве", следует рассматривать в качестве дополнительных выплат, которые не носят характера возмещения затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, то есть не являются по своей сути компенсациями. Соответственно на эти выплаты не может распространяться норма подпункта 2 статьи 238 НК РФ, и они подлежат включению в налоговую базу, облагаемую ЕСН. Выплаты, начисленные физическим лицам, не состоящим с организацией в трудовых отношениях, не являются объектом налогообложения ЕСН. Поэтому расходы муниципального образования на медицинское обслуживание членов семьи муниципального служащего, ежемесячную доплату к государственной пенсии неработающим пенсионерам, а также затраты на обеспечение социальных гарантий депутатам муниципального Собрания не должны облагаться ЕСН. Заместитель руководителя Управления действительный государственный советник налоговой службы II ранга С.Х. Аминев 15 ноября 2005 г. N 21-18/83922 |