О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН В РАМКАХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 7 октября 2005 г. N 01И-552/05 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ 6 октября 2005 г. N СН-5930/7 (Д) Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2004 г. N 769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную помощь в виде набора социальных услуг" Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития совместно с Федеральной службой по тарифам по вопросам ценообразования на лекарственные средства, реализуемые по решению врача (фельдшера) отдельным категориям граждан в рамках системы дополнительного лекарственного обеспечения (далее - ДЛО), было осуществлено: - Приказом Росздравнадзора от 27.05.2005 N 1137-Пр/05 зарегистрированы цены на торговые наименования "Перечня лекарственных средств, реализуемых по рецепту врача (фельдшера) отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи"; - Приказом от 22.12.2004 N 660-Пр/04 "Об установлении торговых надбавок" утверждены предельные размеры торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, реализуемые федеральным льготникам в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения. В течение прошедшего периода 2005 г. по результатам мониторинга цен целенаправленно проводилась работа по снижению цен на лекарственные средства, реализуемые в рамках системы ДЛО. Рассматривались все случаи появления в коммерческой продаже лекарственных средств льготного списка, по ценам более низким, чем отпускаемых в рамках программы ДЛО. Заключены соглашения с отечественными и зарубежными производителями по вопросу сдерживания цен. В соглашениях указано, что цены на лекарственные средства, реализуемые по программе ДЛО, будут не выше цен на те же лекарства, отпускаемые для коммерческой реализации. В целях определения экономической обоснованности установленных размеров торговых надбавок Росздравнадзор и ФСТ России запросили у руководителей фармацевтических организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации данные о расходах, связанных с реализацией лекарственных средств в рамках программы ДЛО. Анализ представленных материалов по итогам 1 квартала 2005 года показал, что установленные торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, отпускаемые федеральным льготникам, позволяют ряду фармацевтических организаций работать безубыточно, у других фармацевтических организаций работа в системе ДЛО оказалась убыточной. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития совместно с Федеральной службой по тарифам было подготовлено совместное письмо, в котором были изложены проблемные вопросы ценообразования в системе ДЛО, одновременно было предложено субъектам Российской Федерации, фармацевтическим организациям высказать свое мнение и представить предложения по изменению системы ценообразования в системе ДЛО. Предложения субъектов Российской Федерации направлены, в основном, на увеличение торговой надбавки региональным субъектам системы ДЛО (аптекам и региональным складам), что может привести к увеличению стоимости лекарственных средств, реализуемых в рамках программы по ДЛО. Росздравнадзор и ФСТ России, в составе межведомственной комиссии, проводили проверку формирования отпускных цен на ряде фармацевтических предприятий. Целью проверки являлось установление достоверности представленных материалов для регистрации цен в Росздравнадзор и ФСТ России. При проверке были выявлены факты несоответствия представленных для регистрации цен показателей фактическим показателям хозяйственной деятельности фармацевтических предприятий. В ходе реализации системы по ДЛО в рамках Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ выявился ряд особенностей и проблем: - в ряде субъектов Российской Федерации размеры торговых надбавок (комиссионного вознаграждения) не покрывают расходы аптечных учреждений по организации процесса по ДЛО; - в ряде субъектов Российской Федерации размеры торговых надбавок не покрывают расходы на реализацию наркотических лекарственных средств; - отсутствует механизм по распределению торговых надбавок между фармацевтическими организациями, региональными оптовыми складами и аптечными учреждениями на различных этапах реализации программы ДЛО; - требует совершенствования порядок формирования цен на лекарственные средства, реализуемые в рамках программы по ДЛО. Росздравнадзор и ФСТ России считают, что в 2006 году на улучшение деятельности фармацевтических и аптечных организаций, участвующих в программе по ДЛО, окажут влияние следующие факторы: 1. Завершение отлаживания системы дистрибуции и логистики, чему в большей степени будет способствовать проведение конкурса среди фармацевтических организаций на право осуществлять гарантированное лекарственное обеспечение в рамках реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. 2. Завершение процесса автоматизации участников системы ДЛО. 3. Стабилизация системы расчетов за отпущенные лекарственные средства. 4. Накопление статистических данных о потреблении лекарственных средств у фармацевтических и аптечных организаций и переход на всех уровнях к более качественному составлению заявок по определению потребности при отдельных видах заболеваний (гемофилия, диабет и пр.), налаживание адресной помощи пациентам, а также отработка во всех субъектах Российской Федерации системы управления товарными запасами. Учитывая вышеизложенное, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития совместно с Федеральной службой по тарифам Российской Федерации считают целесообразным: 1. Ввести раздельный учет расходов. Во всех фармацевтических и аптечных организациях, участвующих в программе ДЛО, для определения объективной величины затрат, связанных с реализацией программы по ДЛО, целесообразно вести раздельный учет затрат. При этом следует относить к расходам на реализацию лекарственных средств в системе ДЛО только те затраты, которые непосредственно связаны с этой деятельностью. 2. Ввести повышающий коэффициент к торговой надбавке на наркотические лекарственные средства. На основании данных, полученных от ряда субъектов Российской Федерации, было установлено, что размеры торговых надбавок не покрывают расходы на реализацию наркотических лекарственных средств. Росздравнадзор и ФСТ России в соответствии с предложениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации пересмотрят величину торговой надбавки на данную группу медикаментов, реализуемых по программе ДЛО. Изменение величины торговых надбавок будет осуществлено по аптечным учреждениям, занятым в отпуске населению наркотических лекарственных средств, в зависимости от доли отпуска указанной группы медикаментов в общем обороте льготных лекарственных средств. 3. Усовершенствовать порядок распределения торговой надбавки между участниками системы ДЛО. По мнению Росздравнадзора и ФСТ России, решение о распределении торговой надбавки между участниками программы по ДЛО должно приниматься коллегиально с участием всех заинтересованных сторон и должно быть зафиксировано в договорных отношениях. При возникновении разногласий между участниками программы по ДЛО о распределении торговой надбавки целесообразно учитывать мнение администраций субъектов Российской Федерации и принимать решение по урегулированию разногласий с учетом оценки финансовой нагрузки каждого участника программы по ДЛО (финансирование приобретения лекарственных средств, транспортные и складские расходы, коммерческие риски и т.д.). 4. Рекомендации по формированию цен производителей на лекарственные средства по ДЛО. Росздравнадзор и ФСТ России считают, что формирование цен производителей на лекарственные средства по ДЛО производитель должен осуществлять путем прямого счета по статьям калькуляций, исходя из экономически обоснованных затрат. В зависимости от соотношения в структуре цен стоимости собственных работ, сырья, материалов и покупных изделий, необходимости в инвестициях в основные и оборотные средства, потребности в финансировании для погашения кредитов, займов и процентов по ним при формировании цен производителей на лекарственные средства по ДЛО может применяться норматив рентабельности, не превышающий 25%. Исходя из вышеуказанных принципов Росздравнадзор и ФСТ России переработают формы, представляемые производителями для регистрации цен на лекарственные средства по ДЛО. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Р.У.ХАБРИЕВ 7 октября 2005 г. N 01И-552/05 Руководитель Федеральной службы по тарифам С.Г.НОВИКОВ 6 октября 2005 г. N СН-5930/7 |