О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПЕНСИЙ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.06.05 03-05-01-04/195

         О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПЕНСИЙ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ
              НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           21 июня 2005 г.
                          N 03-05-01-04/195

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
ваше  письмо  по  вопросу  налогообложения  пенсий,  выплачиваемых  по
договорам   негосударственного  пенсионного  обеспечения,  и  сообщает
следующее.
     Пунктом  3  статьи  1 Федерального закона Российской Федерации от
29.12.2004  N  204-ФЗ  "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса   Российской   Федерации"   часть  вторая  Налогового  кодекса
Российской   Федерации   (далее  -  Кодекс)  дополнена  статьей  213.1
"Особенности     определения     налоговой     базы    по    договорам
негосударственного  пенсионного  обеспечения и договорам обязательного
пенсионного  страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными
фондами".
     В   соответствии   с  пунктом  2  указанной  статьи  Кодекса  при
определении   налоговой  базы  по  налогу  на  доходы  физических  лиц
учитываются  суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по договорам
негосударственного  пенсионного обеспечения, заключенным организациями
и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими
негосударственными пенсионными фондами.
     Согласно  пункту  1  статьи 3 Закона пункт 2 статьи 213.1 Кодекса
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
     Таким   образом,   с  1  января  2005  года  суммы  выплачиваемых
негосударственными   пенсионными  фондами  пенсий  подлежат  обложению
налогом  на  доходы  физических  лиц  по ставке 13% независимо от даты
возникновения   гражданско-правовых  отношений  по  негосударственному
пенсионному обеспечению.
     В  противном  случае,  в  один и тот же налоговый период доходы в
виде  негосударственных пенсий у одних налогоплательщиков подлежали бы
налогообложению, а у других нет, что не допускается Кодексом.
     В  соответствии  с пунктом 1 статьи 213.1 Кодекса при определении
налоговой  базы  не учитываются, в частности, суммы пенсионных взносов
по  договорам  негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным
организациями   и  иными  работодателями  с  имеющими  соответствующую
лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.
     То есть, с 1 января 2005 г. суммы указанных пенсионных взносов не
подлежат   обложению  налогом  на  доходы  физических  лиц  без  учета
существовавшего  до этой даты ограничения необлагаемой суммы взносов в
размере 5 тысяч рублей.
     При  этом,  как и в рассмотренном выше случае, дата возникновения
гражданско-правовых   отношений   по   негосударственному  пенсионному
обеспечению  значения  не  имеет  и  пенсионные  взносы,  уплачиваемые
работодателями  после 1 января 2005 г. по договорам негосударственного
пенсионного   обеспечения,   заключенным  до  1  января  2005  г.  при
определении налоговой базы не учитываются без ограничения их размеров.
     Какой-либо  взаимосвязи между пунктами 1 и 2 статьи 213.1 Кодекса
не имеется.
     Пункты   1   и   2   рассматриваемой  статьи  Кодекса  регулируют
налогообложение разных по своему содержанию платежей. Ни экономически,
ни  юридически  страховые  взносы  и  выплачиваемые  суммы  пенсий  не
являются  однородными  платежами и не могут рассматриваться в качестве
"одних    и   тех   же   сумм   доходов".   Соответственно,   двойного
налогообложения одних и тех же доходов не возникает.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
21 июня 2005 г.
N 03-05-01-04/195