ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И РЕГЛАМЕНТА ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 30 декабря 2005 г. N 359 (Д) В целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" и Положения о разработке, утверждении реализации ведомственных целевых программ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239, приказываю: Утвердить прилагаемые Временные методические рекомендации по формированию ведомственных целевых программ и Регламент подготовки и утверждения целевой программы ведомства. Министр Ю.П.ТРУТНЕВ 30 декабря 2005 г. N 359 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом МПР России от 30 декабря 2005 года N 359 ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 1. Общие положения В целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", Правительство Российской Федерации утвердило "Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239) (далее - Положение). Положение определяет порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышения результативности расходов федерального бюджета. При формировании ведомственных целевых программ предъявляются следующие требования: - четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности федеральных органов исполнительной власти; - описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей); - наличие системы индикаторов и показателей для измерения результатов реализации программы и значений каждого индикатора и показателя, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы; - обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы; - определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления. Одним из основных требований, предъявляемых при разработке ведомственных целевых программ, является требование о том, что программа должна относиться лишь к одной тактической задаче главного распорядителя средств федерального бюджета и реализуется одним главным распорядителем средств федерального бюджета. Понятия, используемые при формировании ведомственных целевых программ: "субъект бюджетного планирования" - "федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, федеральные органы законодательной и судебной власти, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации" <1> - Министерство природных ресурсов Российской Федерации; "главный распорядитель средств федерального бюджета" - "орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств ..." <2> - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство по недропользованию. -------------------------------- <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". <2> Бюджетный кодекс Российской Федерации. 1.1. Ресурсное обеспечение ведомственных целевых программ Реализация ведомственной целевой программы может осуществляться за счет средств бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств. Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год <3> определены следующие понятия: -------------------------------- <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. N 118. "плановый период" - очередной год и последующие 2 года; "действующие обязательства" - расходные обязательства Российской Федерации, подлежащие исполнению в плановом периоде за счет средств федерального бюджета в объеме, установленном в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (за исключением нормативных правовых актов, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене, начиная с соответствующего года планового периода), договорами и соглашениями; "принимаемые обязательства" - планируемое (предлагаемое) увеличение объема действующих обязательств в плановом периоде; "бюджет действующих обязательств" - объем ассигнований, необходимых для исполнения действующих обязательств в плановом периоде; "бюджет принимаемых обязательств" - объем ассигнований, необходимых для исполнения принимаемых обязательств в плановом периоде. Общий объем принимаемых обязательств на соответствующий год планового периода складывается из объемов таких новых видов или дополнительных объемов действующих видов обязательств, которые на момент планирования намечено или предлагается принять к исполнению в соответствующий год посредством принятия новых нормативных правовых актов, договоров и соглашений либо поправок к действующим нормативным правовым актам, договорам и соглашениям. Обязательства, возникающие на основании договоров и соглашений, планирующихся к заключению на основании уже действующих нормативных правовых актов, к числу принимаемых не относятся и учитываются в составе действующих. Расчет расходов на реализацию ведомственной целевой программы в части, касающейся исполнения действующих обязательств, осуществляется с использованием утвержденных Министерством финансов Российской Федерации коэффициентов (в том числе с учетом индексов-дефляторов, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации). Расходы на финансирование государственных капитальных вложений, предусматриваемые на реализацию ведомственных целевых программ, включаются в установленном порядке в федеральную адресную инвестиционную программу. 2. Формирование ведомственных целевых программ Ведомственные целевые программы могут формироваться в 2 видах: - утверждаемая ведомственная целевая программа (далее - целевая программа ведомства) - утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования; - аналитическая ведомственная целевая программа (далее - аналитическая программа ведомства) - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования, группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами. Ведомственная целевая программа не подлежит разделению на подпрограммы. Ведомственная целевая программа должна относиться лишь к одной тактической задаче главного распорядителя средств федерального бюджета, реализуемой одним главным распорядителем средств федерального бюджета. В случае если при реализации ведомственной целевой программы предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких тактических задач главного распорядителя средств федерального бюджета (достижению нескольких стратегических целей субъекта бюджетного планирования), программу следует относить к тактической задаче, на решение которой непосредственно направлена программа. Структура целевой программы ведомства состоит из: - Паспорта целевой программы ведомства. - Раздела 1. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена целевая программа ведомства. - Раздела 2. Цели и задачи целевой программы ведомства. - Раздела 3. Описание ожидаемых результатов реализации программы. - Раздела 4. Перечень и описание программных мероприятий. - Раздела 5. Сроки реализации целевой программы ведомства. - Раздела 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общая оценка вклада целевой программы ведомства в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации. - Раздела 7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств. - Раздела 8. Методика оценки эффективности целевой программы ведомства. - Раздела 9. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов целевой программы ведомства. - Раздела 10. Описание системы управления реализацией целевой программы ведомства. Ресурсное обеспечение целевой программы ведомства может состоять из средств бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств. Мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия федеральных целевых программ. Расходы федеральных целевых программ не могут быть включены в проекты целевых программ ведомств. Структура аналитической программы ведомства состоит из: - Раздел 1. Описание цели программы и целевых индикаторов с количественными показателями решения конкретной тактической задачи по годам. - Раздел 2. Обоснование объемов и состава расходов средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программы. Реализация аналитической программы ведомства осуществляется в пределах расходов, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета на исполнение действующих обязательств. 2.1. Структура целевой программы ведомства 2.1.1. Паспорт целевой программы ведомства Паспорт целевой программы ведомства заполняется в соответствии с формой, прилагаемой к Положению о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239) (Приложение 1). При формировании паспорта целевой программы ведомства рекомендуется в графе "Объемы и источники финансирования" отразить объем финансирования на весь срок реализации целевой программы ведомства с разбивкой на бюджет действующих обязательств и бюджет принимаемых обязательств, а также источники финансирования программы - федеральный бюджет и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. 2.1.2. Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена целевая программа ведомства Первый раздел целевой программы ведомства должен содержать: - развернутую постановку проблемы (задачи), количественную оценку проблемы (задачи), анализ причин ее возникновения; - оценку соответствия проблемы (задачи) стратегическим целям субъекта бюджетного планирования и тактическим задачам главного распорядителя средств федерального бюджета; - обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы (задачи) на ведомственном уровне. В соответствии с требованиями Положения, программа должна быть направлена на решение одной конкретной проблемы (задачи). 2.1.3. Раздел 2. Цели и задачи целевой программы ведомства Во втором разделе программы необходимо дать характеристику цели и задач программы, указать стратегическую цель и тактические задачи субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета, на решение которых направлена программа. Совокупность задач программы должна в полной мере способствовать достижению цели программы, т.е. быть достаточной для ее достижения. Оптимальным вариантом при формировании программы является наличие одной цели и нескольких задач. Формулировка цели и задач программы должна быть краткой и ясной, отражать решение проблемы в установленные программой сроки, т.е. конечный результат реализации программы. При этом она не должна содержать: - специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели; - терминов и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование; - указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели субъекта бюджетного планирования; - описания путей, средств и методов достижения цели. Требования, предъявляемые к целям и задачам программы: - соответствие полномочиям главного распорядителя средств федерального бюджета, закрепленным в нормативных правовых актах и иных официальных документах, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции главного распорядителя средств федерального бюджета; - достижимость (цели и задачи должны быть потенциально достижимы в установленные сроки реализации программы); - измеримость (должна существовать возможность проверки достижения целей и задач программы); - привязка к временному графику (должен быть установлен срок достижения цели). 2.1.4. Раздел 3. Описание ожидаемых результатов Реализации программы В третьем разделе целевой программы ведомства описываются значения целевых индикаторов и показателей цели, задач и мероприятий программы для каждого этапа реализации программы и методики расчета целевых индикаторов программы. При разработке системы целевых индикаторов рекомендуется руководствоваться следующими принципами: - минимизация количества планируемых (отчетных) индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления; - индикатор цели программы должен отражать конечный результат деятельности <4>; - индикатор задач программы должен отражать непосредственный результат деятельности <5>; -------------------------------- <4> Конечный результат деятельности главного распорядителя средств федерального бюджета характеризует эффект для внешних потребителей от государственных услуг, оказанных главным распорядителем средств федерального бюджета и подведомственных ему распорядителями и получателями бюджетных средств. <5> Непосредственный результат деятельности характеризует объем и качество государственных услуг, оказанных главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств внешним потребителям. - индикаторы мероприятий программы должны иметь количественную оценку. Используемые индикаторы должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям: - адекватность: индикатор должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели программы или реализации мероприятия; - точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности главного распорядителя средств федерального бюджета; - объективность: не допускается использование индикаторов, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы к искажению результатов их деятельности; - достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы; - однозначность: определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов; - экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые индикаторы должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации; - сопоставимость: выбор индикаторов следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с индикаторами, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с индикаторами, используемыми в международной практике; - своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и, как правило, не более чем через 2 - 3 месяца после окончания отчетного периода). Методики расчета индикаторов должны содержать: - наименования индикаторов; - единицу измерения индикаторов; - определение индикаторов; - алгоритм формирования индикаторов (при описании формулы или алгоритма использовать буквенные обозначения базовых показателей); - наименование, определения и значения базовых показателей; - источники данных для расчета индикаторов; - сроки и порядок сбора данных для расчета индикаторов; - указание органа (подразделения органа или организации), ответственного за сбор данных для оценки индикаторов (показателей); - периодичность расчета индикаторов; - сроки и порядок представления индикаторов ответственному за реализацию программы. Методики оценки индикаторов могут быть представлены в тексте раздела программы или вынесены в дополнительные приложения. Значения индикаторов, ожидаемых в результате реализации программы, представляются в табличной форме (Приложение 2) для двух вариантов финансирования - за счет бюджета действующих обязательств (БДО) и с учетом бюджета принимаемых обязательств (БПО). 2.1.5. Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий Четвертый раздел программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для достижения поставленных целей и решения задач программы, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием источников финансирования и направлений расходования) и сроках реализации мероприятий программы. Формулировка мероприятий программы должна быть краткой и ясной. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, иметь конечный результат и обеспечивать достижение целей и решение соответствующих задач программы. Наименование мероприятия может быть сформулировано в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности <6> (пример: строительство гидротехнических сооружений (код - 45.24.2), производство дноуглубительных и берегоукрепительных работ (код - 45.24.3)). -------------------------------- <6> Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года N 454-ст. При описании мероприятий программы в разделе отражаются: - краткое описание каждого мероприятия с расшифровкой составных элементов мероприятия (пример: работы, выполняемые в рамках мероприятия, перечень приобретаемого оборудования, необходимого для реализации мероприятия, тематика НИОКР и т.д.), с указанием нормативных правовых актов и иных официальных документов, регламентирующих данные мероприятия - сроки реализации мероприятия программы; - ожидаемый эффект от реализации мероприятия программы для двух вариантов финансирования - за счет бюджета действующих обязательств и с учетом бюджета принимаемых обязательств; - в части финансирования мероприятия: - источники финансирования: - бюджет действующих обязательств и бюджет принимаемых обязательств, - федеральный бюджет и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; - направления расходования средств - текущая деятельность, НИОКР, расходы инвестиционного характера, субсидии и субвенции. Для каждого мероприятия программы заполняется приложение, содержащее информацию о ресурсах, необходимых для реализации мероприятия, с указанием функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 3). Кроме того, в рамках обосновывающих материалов к проекту целевой программы ведомства рекомендуется представить перечень мероприятий по направлениям расходования средств - текущая деятельность, НИОКР, расходы инвестиционного характера, субсидии и субвенции, с указанием источников финансирования - бюджет действующих обязательств и бюджет принимаемых обязательств, федеральный бюджет и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (Приложение 4). В случае если реализация мероприятий программы не осуществляется за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, необходимо заполнить Приложение 5. Если при заполнении Приложений 4 и 5 какое-либо из направлений расходования средств отсутствует, строка "скрывается". 2.1.6. Раздел 5. Сроки реализации целевой программы ведомства Пятый раздел содержит описание сроков и этапов реализации мероприятий программы. 2.1.7. Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общая оценка вклада целевой программы ведомства в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации Шестой раздел должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, оценку стоимости возможных экологических изменений, общую оценку вклада целевой программы ведомства в достижение стратегических целей субъекта бюджетного планирования, а также перечень внешних факторов, которые могут влиять на реализацию программы. В рамках текущего раздела необходимо определить степень важности результатов программы для достижения стратегической цели субъекта бюджетного планирования и тактической задачи главного распорядителя средств федерального бюджета. В части оценки риска реализации программы следует провести анализ влияния внешних факторов на отклонения значений показателей мероприятий программы. Необходимо охарактеризовать внешние факторы, не поддающиеся контролю со стороны главного распорядителя средств федерального бюджета, реализующего программу, и влияющие на результат выполнения мероприятий, а следовательно, на достижение индикаторов целей программы, их возможные значения, а также степень влияния факторов на показатель мероприятия. Определение степени влияния факторов на значение показателя мероприятия программы, возможных значений факторов позволит определить возможную потребность в дополнительных средствах на реализацию мероприятия и дополнительном времени, необходимых для достижения планового значения показателя мероприятия программы или, напротив, сэкономленный объем средств и время. Кроме того, в разделе отражаются рекомендации относительно воздействия на внешние факторы в целях снижения их возможного негативного влияния на результаты реализации мероприятий программы. 2.1.8. Раздел 7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств Седьмой раздел должен содержать оценку эффективности расходования бюджетных средств, которая осуществляется по годам или этапам. Эффективность расходования бюджетных средств является одной из характеристик эффективности реализации программных мероприятий и является мерой соотношения полученных результатов и средств, направленных на реализацию программы. При проведении оценки эффективности расходования бюджетных средств рекомендуется провести расчет и анализ динамики следующих аналитических показателей: 1. Экономическая эффективность - соотношение непосредственного результата деятельности, планируемого для достижения в рамках тактических задач, программных мероприятий, с затратами на его достижение. показатель непосредственного результата деятельности Экономическая эффективность = --------------------------------- затраты (млн. руб.) 2. Общественная эффективность - соотношение общественно значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности) с непосредственным показателем деятельности. показатель конечного результата деятельности Общественная эффективность = ---------------------------------- показатель непосредственного результата деятельности 3. Общественно-экономическая эффективность - соотношение величины достигнутого в результате реализации программы конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение. показатель конечного результата деятельности Общественно-экономическая = ----------------------------------- эффективность затраты (млн. руб.) Для того чтобы показатели эффективности не искажали реальную динамику эффективности по годам, необходимо привести расходы каждого года к ценам некоторого базового года. Программные расходы, взятые в некотором году и требующие приведения к ценам некоторого базового года, должны быть дисконтированы при помощи всех необходимых индексов дефляторов. 2.1.9. Раздел 8. Методика оценки эффективности Целевой программы ведомства В восьмом разделе описываются методики оценки эффективности целевой программы ведомства. Для проведения оценки эффективности реализации программных мероприятий конкретного ведомства могут быть использованы методики оценки эффективности, разработанные с учетом специфики соответствующей отрасли. Методика оценки эффективности программы основывается на данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей деятельности, а также затрат в разрезе мероприятий программы. При этом осуществляется факторный анализ причин отклонений фактически достигнутых показателей от плановых. Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически произведенные затраты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений. По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на "вложенный рубль" и сокращение объемов незавершенного строительства. Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет. По показателям общественно-экономической эффективности производится сравнительный анализ конечных показателей деятельности с другими странами по аналогичным сферам компетенции. По каждому направлению в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) данных между плановыми и фактическими значениями показателей а также показателями разных лет, проводится анализ факторов, повлиявший на данное расхождение. Для каждой группы факторов, внутренних и внешних, оценивается их влияние на отклонение показателя от плановых (прогнозируемых) значений. По результатам факторного анализа обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых индикаторов и показателей (относительно индикаторов и показателей прошлых лет, либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава индикаторов и показателей, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами. При описании методик оценки эффективности программы необходимо отразить: - наименование показателей оценки эффективности; - единицу измерения показателей; - алгоритм формирования показателей (при описании формулы или алгоритма использовать буквенные обозначения базовых показателей); - наименование, определение и значения базовых показателей; - источники данных для расчета показателей; - указание органа (подразделения органа или организации), ответственного за сбор данных для оценки эффективности программы; - периодичность расчета показателей; - сроки и порядок представления показателей ответственному за реализацию программы. Методики оценки эффективности программы могут быть отражены в тексте раздела программы или вынесены в дополнительные приложения. 2.1.10. Раздел 9. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов целевой программы ведомства Девятый раздел должен содержать обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы. Материалы по обоснованию потребности в ресурсах для реализации программы могут быть представлены в тексте программы или вынесены в дополнительные приложения. Рекомендуется при формировании материала по обоснованию потребности в ресурсах для достижения целей и результатов программы отражать: - обоснование потребности в ресурсах по каждому мероприятию программы с расшифровками по подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации для двух вариантов финансирования - бюджет действующих обязательств и бюджет принимаемых обязательств; - источники финансирования программы - федеральный бюджет и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; - направления расходования средств - текущая деятельность, НИОКР, расходы инвестиционного характера, субсидии и субвенции. Заполняются следующие приложения: - о ресурсах, необходимых для реализации целевой программы ведомства, с указанием функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 6); - об источниках и направлениях финансирования целевой программы ведомства в разрезе федеральный бюджет и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (Приложение 7). Если в процессе реализации программы средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не используются, то при заполнении приложения об источниках и направлениях финансирования целевой программы ведомства строка "Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" в соответствующей таблице "скрывается". Аналогичные требования предъявляются к информации о направлениях финансирования программы: если какое-то из направлений отсутствует - строка "скрывается". 2.1.11. Раздел 10. Описание системы управления реализацией целевой программы ведомства В десятом разделе необходимо подробно описать систему управления реализацией целевой программы ведомства. В соответствии с утвержденным Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ МПР России, как субъект бюджетного планирования, осуществляет контроль за ходом реализации целевой программы ведомства. Система управления реализацией программы на уровне главного распорядителя средств федерального бюджета должна отражать следующие позиции: - ответственные за реализацию программы в целом и достижение утвержденных целевых индикаторов цели, задач и мероприятий программы; - ответственные за реализацию конкретного мероприятия программы, за достижение показателей, характеризующих степень выполнения данного мероприятия, и использование ресурсов, направленных на его реализацию; - ответственные за финансирование программных мероприятий; - ответственные за осуществление мониторинга реализации программы; - ответственные за формирование отчетности о ходе реализации программы (управленческой, бухгалтерской и статистической). 2.2. Структура аналитической программы ведомства 2.2.1. Раздел 1. Цели программы, описание целевых индикаторов с количественными показателями решения конкретной тактической задачи по годам В разделе программы необходимо дать характеристику целей программы, указать стратегическую цель и тактические задачи субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета, на решение которых направлена программа. Формулировка целей программы должна быть краткой и ясной, отражать решение проблемы в установленные программой сроки, т.е. конечный результат реализации программы. При этом она не должна содержать: - специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели; - терминов и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование; - указаний на иные цели, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели субъекта бюджетного планирования; - описания путей, средств и методов достижения цели. Требования, предъявляемые к целям программы: - соответствие полномочиям главного распорядителя средств федерального бюджета, закрепленным в нормативных правовых актах и иных официальных документах, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции главного распорядителя средств федерального бюджета; - достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в установленные сроки реализации программы); - измеримость (должна существовать возможность проверки достижения целей программы); - привязка к временному графику (должен быть установлен срок достижения цели). При разработке системы целевых индикаторов рекомендуется руководствоваться следующими принципами: - минимизации количества планируемых (отчетных) индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления; - индикаторы цели программы должны отражать решение тактических задач субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета. Используемые целевые индикаторы должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям: - адекватность: индикатор должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели программы; - точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности главного распорядителя средств федерального бюджета; - объективность: не допускается использование индикаторов, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы к искажению результатов их деятельности; - достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы; - однозначность: определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов; - экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые индикаторы должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации; - сопоставимость: выбор индикаторов следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с индикаторами, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с индикаторами, используемыми в международной практике; - своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и, как правило, не более чем через 2 - 3 месяца после окончания отчетного периода). Методики расчета индикаторов должны содержать: - наименования целевых индикаторов; - единицу измерения целевых индикаторов; - определение целевых индикаторов; - алгоритм формирования целевых индикаторов (при описании формулы или алгоритма использовать буквенные обозначения базовых показателей); - наименование, определения и значения базовых показателей; - источники данных для расчета целевых индикаторов; - сроки и порядок сбора данных для расчета целевых индикаторов; - указание органа (подразделения органа или организации), ответственного за сбор данных для оценки целевых индикаторов; - периодичность расчета целевых индикаторов; - сроки и порядок представления целевых индикаторов ответственному за реализацию программы. Методики оценки целевых индикаторов могут быть представлены в тексте раздела программы или вынесены в дополнительные приложения. Значения целевых индикаторов, ожидаемых в результате реализации программы, представляются в табличной форме (Приложение 8). 2.2.2. Раздел 2. Обоснование объемов и состава расходов средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программы Раздел должен содержать обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, направления расходования средств и источники финансирования программы, а также сроки ее реализации. Материалы по обоснованию потребности в ресурсах для реализации программы могут быть представлены в тексте программы или вынесены в дополнительные приложения. Рекомендуется при формировании материала по обоснованию потребности в ресурсах для достижения целей и результатов программы отражать: - обоснование потребности в ресурсах на реализацию программы с расшифровками по статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации; - источники финансирования программы - федеральный бюджет и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; - направления расходования средств - текущая деятельность, НИОКР, расходы инвестиционного характера, субсидии и субвенции. Заполняются следующие приложения: - о ресурсах, необходимых для реализации аналитической целевой программы, с указанием функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 9); - об источниках и направлениях финансирования целевой программы ведомства, в разрезе федеральный бюджет и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (Приложение 10). Если в процессе реализации программы средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не используются, то при заполнении приложения об источниках и направлениях финансирования целевой программы ведомства строка "Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" в соответствующей таблице "скрывается". Аналогичные требования предъявляются к информации о направлениях финансирования программы: если какое-то из направлений отсутствует, строка "скрывается". Приложение 1 ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА --------------------------------------------------------------------------- | Наименование субъекта бюджетного | | | планирования (главного распорядителя | | | средств федерального бюджета) | | |---------------------------------------|---------------------------------| | Наименование программы | | |---------------------------------------|---------------------------------| | Должностное лицо, утвердившее | | | ведомственную целевую программу (дата | | | утверждения) или наименование и номер | | | соответствующего нормативного акта | | |---------------------------------------|---------------------------------| | Номер и дата учета в Министерстве | | | экономического развития и торговли | | | Российской Федерации | | |---------------------------------------|---------------------------------| | Цели и задачи программы | | |---------------------------------------|---------------------------------| | Целевые индикаторы и показатели | | | программы | | |---------------------------------------|---------------------------------| | Характеристика перечня программных | | | мероприятий | | |---------------------------------------|---------------------------------| | Сроки реализации программы | | |---------------------------------------|---------------------------------| | Объемы и источники финансирования | Пример: | | |---------------------------------| | | Объем финансирования Программы | | | на весь срок ее реализации | | | составит ... тыс. руб., | | | в том числе: | | |---------------------------------| | | за счет бюджета действующих | | | обязательств - ... тыс. руб.; | | | в том числе: | | | | | |---------------------------------| | | средства федерального бюджета - | | | ... тыс. руб.; | | |---------------------------------| | | средства от предпринимательской | | | и иной приносящей доход | | | деятельности - тыс. руб.; | | | в том числе: | | |---------------------------------| | | текущая деятельность - ... тыс. | | | руб.; | | |---------------------------------| | | НИОКР - ... тыс. руб.; | | |---------------------------------| | | расходы инвестиционного | | | характера - ... тыс. руб.; | | |---------------------------------| | | за счет бюджета принимаемых | | | обязательств - ... тыс. руб.; | | | в том числе: | | |---------------------------------| | | средства федерального бюджета - | | | ... тыс. руб.; | | |---------------------------------| | | средства от предпринимательской | | | и иной приносящей доход | | | деятельности - ... тыс. руб.; | | | в том числе: | | |---------------------------------| | | текущая деятельность - ... тыс. | | | руб.; | | |---------------------------------| | | НИОКР - ... тыс. руб.; | | |---------------------------------| | | расходы инвестиционного | | | характера - ... тыс. руб. | |---------------------------------------|---------------------------------| | Ожидаемые конечные результаты | | | реализации программы и показатели | | | социально-экономической эффективности | | --------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ------------------------------------------------------------------ (наименование целевой программы ведомства) ------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Единица | Плановый период | | | измерения|----------------------------------------| | | | 200- | 200- | 200- | | | |-------------|-------------|------------| | | |БДО|с учетом |БДО|с учетом |БДО|с учетом| | | | | БПО | | БПО | | БПО | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Цель программы | - |- |- |- | - |- |- | | <7> | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Индикатор | | | | | | | | | достижения цели | | | | | | | | | программы <8> | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | 1. Задача | | | | | | | | | программы <9> | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Индикатор | | | | | | | | | достижения 1 | | | | | | | | | задачи программы | | | | | | | | | <10> | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Мероприятие 1 | - |- |- |- |- |- |- | | <11> | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Индикатор, | | | | | | | | | характеризующий | | | | | | | | | результат | | | | | | | | | мероприятия 1 | | | | | | | | | <12> | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Мероприятие 2 | - |- |- |- |- |- |- | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Индикатор, | | | | | | | | | характеризующий | | | | | | | | | результат | | | | | | | | | мероприятия 2 | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | ... | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | 2. Задача | - |- |- |- |- |- |- | | программы | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Индикатор | | | | | | | | | достижения 2 | | | | | | | | | задачи программы | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Мероприятие 1 | - |- |- |- |- |- |- | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Индикатор, | | | | | | | | | характеризующий | | | | | | | | | результат | | | | | | | | | мероприятия 1 | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Мероприятие 2 | - |- |- |- |- |- |- | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | Индикатор, | | | | | | | | | характеризующий | | | | | | | | | результат | | | | | | | | | мероприятия 2 | | | | | | | | |-------------------|----------|---|---------|---|---------|---|--------| | ... | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <7> Указывается наименование цели программы. <8> Указывается наименование индикатора достижения цели программы и его значения по годам в условиях БДО и БДО с учетом БПО. <9> Указывается наименование задачи программы. <10> Указывается наименование индикатора достижения задачи программы и его значения по годам в условиях БДО и БДО с учетом БПО. <11> Указывается наименование мероприятия программы. <12> Указывается наименование индикатора, характеризующего результат реализации мероприятия и его значения по годам в условиях БДО и БДО с учетом БПО. Приложение 3 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА Мероприятие "n". "-----------------------------------------------" (наименование мероприятия) Министерство, -------- служба, агентство ------------------------------- по ППП | | |------| Раздел ------------------------------------------ по ФКР | | |------| Подраздел --------------------------------------- по ФКР | | |------| Целевая статья ---------------------------------- по КЦСР | | |------| Вид расходов ------------------------------------ по КВР | | |------| Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ | | -------- ------------------------------------------------------------------------------ | Статья / |Код| Плановый период | Итого на | | подстатья | |--------------------------------------------| плановый | | ЭКРБ | | 200- | 200- | 200- | период | | | |--------------|--------------|--------------|--------------| | | | Всего| в том |Всего | в том | Всего| в том |Всего | в том | | | | |числе: | |числе: | |числе: | |числе: | | | | |-------| |-------| |-------| |-------| | | | |БДО|БПО| |БДО|БПО| |БДО|БПО| |БДО|БПО| |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | Итого | | | | | | | | | | | | | | | расходов на| | | | | | | | | | | | | | | реализацию | | | | | | | | | | | | | | | мероприятия| | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------ Приложение 4 ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА -------------------------------------------, (наименование программы) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Единица | Объемы | Срок |Затраты на реализацию программных мероприятий,| | п/п| мероприятия | измерения | работ | реализации | тыс. рублей | | | | | | мероприятия |----------------------------------------------| | | | | | начало / |Итого| 200- | 200- | 200- | | | | | | окончание | |----------------|-----------|-----------| | | | | | (квартал | | БДО | БПО | БДО | БПО | БДО | БПО | | | | | | / год) | |----------|-----|-----|-----|-----|-----| | | | | | | | ФБ |ПД |ФБ|ПД|ФБ|ПД|ФБ|ПД|ФБ|ПД|ФБ|ПД| | | | | | | |<13> |<14>| | | | | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Текущая деятельность | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|---------------|-----------|---------------|---------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|---------------|-----------|---------------|---------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | Всего | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | НИОКР | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|---------------|-----------|---------------|---------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|---------------|-----------|---------------|---------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | Всего | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Расходы инвестиционного характера | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|---------------|-----------|---------------|---------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|---------------|-----------|---------------|---------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | Всего | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Субсидии | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|---------------|-----------|---------------|---------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | Всего | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Субвенции | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|---------------|-----------|---------------|---------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|---------------|-----------|---------------|---------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | Всего | | | | | | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------|-----|-----|----|--|--|--|--|--|--|--|--|--|--| | Итого расходов на программу | | | | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <13> Федеральный бюджет. <14> Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Приложение 5 ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА -------------------------------------------, (наименование программы) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ -------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование| Единица | Объемы | Срок | Затраты на реализацию | | п/п| мероприятия | измерения | работ | реализации | программных мероприятий, | | | | | | мероприятия | тыс. рублей | | | | | | начало / |------------------------------| | | | | | окончание | Итого| 200- | 200- | 200- | | | | | | (квартал | |-------|-------|-------| | | | | | / год) | |БДО|БПО|БДО|БПО|БДО|БПО| |------------------------------------------------------------------------------------| | Текущая деятельность | |------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------|------|---|---|---|---|---|---| | Всего | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | НИОКР | |------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------|------|---|---|---|---|---|---| | Всего | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Расходы инвестиционного характера | |------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------|------|---|---|---|---|---|---| | Всего | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Субсидии | |------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------|------|---|---|---|---|---|---| | Всего | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | Субвенции | |------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------|-----------|--------|-------------|------|---|---|---|---|---|---| | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------|------|---|---|---|---|---|---| | Всего | | | | | | | | |-----------------------------------------------------|------|---|---|---|---|---|---| | Итого расходов на программу | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 6 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА -------------------------------------------------------- (наименование программы) Министерство, -------- служба, агентство ------------------------------- по ППП | | |------| Раздел ------------------------------------------ по ФКР | | |------| Подраздел --------------------------------------- по ФКР | | |------| Целевая статья ---------------------------------- по КЦСР | | |------| Вид расходов ------------------------------------ по КВР | | |------| Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ | | -------- ------------------------------------------------------------------------------ | Статья / |Код| Плановый период | Итого на | | подстатья | |--------------------------------------------| плановый | | ЭКРБ | | 200- | 200- | 200- | период | | | |--------------|--------------|--------------|--------------| | | | Всего| в том |Всего | в том | Всего| в том |Всего | в том | | | | |числе: | |числе: | |числе: | |числе: | | | | |-------| |-------| |-------| |-------| | | | |БДО|БПО| |БДО|БПО| |БДО|БПО| |БДО|БПО| |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | | | | | | | | | | | | | | | |------------|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---|------|---|---| | Итого | | | | | | | | | | | | | | | расходов на| | | | | | | | | | | | | | | реализацию | | | | | | | | | | | | | | | программы | | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------ Приложение 7 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА -------------------------------------------------------- (наименование программы) (в тыс. рублей) ------------------------------------------------------------------------ | | Плановый период | | |-----------------------------------------| | | БДО | БДО + БПО | | |--------------------|--------------------| | |итого|200-|200-|200-|итого|200-|200-|200-| |----------------------------|-----|----|----|----|-----|----|----|----| | Всего средств на | | | | | | | | | | реализацию программы | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------------| | в том числе | |----------------------------------------------------------------------| | Федеральный бюджет | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------------| | в том числе | |----------------------------------------------------------------------| | - текущая деятельность | | | | | | | | | |----------------------------|-----|----|----|----|-----|----|----|----| | - НИОКР | | | | | | | | | |----------------------------|-----|----|----|----|-----|----|----|----| | - расходы | | | | | | | | | | инвестиционного | | | | | | | | | | характера | | | | | | | | | |----------------------------|-----|----|----|----|-----|----|----|----| | - субсидии | | | | | | | | | |----------------------------|-----|----|----|----|-----|----|----|----| | - субвенции | | | | | | | | | |----------------------------|-----|----|----|----|-----|----|----|----| | Средства от | | | | | | | | | | предпринимательской и иной | | | | | | | | | | приносящей доход | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------------| | в том числе | |----------------------------------------------------------------------| | - текущая деятельность | | | | | | | | |----------------------------------|----|----|----|-----|----|----|----| | - расходы | | | | | | | | | | инвестиционного | | | | | | | | | | характера | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ Приложение 8 ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ---------------------------------------------------------------- (наименование аналитической программы ведомства) --------------------------------------------------------------------- | Наименование | Единица | Плановый период | | |измерения|-----------|-----------|----------| | | | 200- | 200- | 200- | |----------------------|---------|-----------|-----------|----------| | Цель программы <15> |- |- |- |- | |----------------------|---------|-----------|-----------|----------| | Индикатор достижения | | | | | | цели программы | | | | | | <16> | | | | | |----------------------|---------|-----------|-----------|----------| | ... | | | | | |----------------------|---------|-----------|-----------|----------| | | | | | | --------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <15> Указывается наименование цели программы. <16> Указывается наименование индикатора достижения цели программы и его значения по годам в условиях БДО. Приложение 9 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА ---------------------------------------------------------- (наименование программы) Министерство, -------- служба, агентство ------------------------------- по ППП | | |------| Раздел ------------------------------------------ по ФКР | | |------| Подраздел --------------------------------------- по ФКР | | |------| Целевая статья ---------------------------------- по КЦСР | | |------| Вид расходов ------------------------------------ по КВР | | |------| Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ | | -------- ------------------------------------------------------------------ |Статья/подстатья| Код | Плановый период | Итого на | | ЭКРБ | |------------------------|плановый период | | | | 200- | 200- | 200- | | |----------------|-----|--------|--------|------|----------------| | | | | | | | |----------------|-----|--------|--------|------|----------------| | | | | | | | |----------------|-----|--------|--------|------|----------------| | | | | | | | |----------------|-----|--------|--------|------|----------------| | | | | | | | |----------------|-----|--------|--------|------|----------------| | | | | | | | |----------------|-----|--------|--------|------|----------------| |Итого расходов | | | | | | |на реализацию | | | | | | |программы | | | | | | ------------------------------------------------------------------ Приложение 10 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА ---------------------------------------------------------- (наименование программы) (в тыс. рублей) ---------------------------------------------------------------------- | | Плановый период | | |-------------------------------------| | | Итого | 200- | 200- | 200- | |------------------------------|-------|--------|--------|-----------| | Всего средств на | | | | | | реализацию программы | | | | | |--------------------------------------------------------------------| | в том числе | |--------------------------------------------------------------------| | Федеральный бюджет | | | | | |--------------------------------------------------------------------| | в том числе | |--------------------------------------------------------------------| | - текущая деятельность | | | | | |------------------------------|-------|--------|--------|-----------| | - НИОКР | | | | | |------------------------------|-------|--------|--------|-----------| | - расходы инвестиционного | | | | | | характера | | | | | |------------------------------|-------|--------|--------|-----------| | - субсидии | | | | | |------------------------------|-------|--------|--------|-----------| | - субвенции | | | | | |------------------------------|-------|--------|--------|-----------| | Средства от | | | | | | предпринимательской | | | | | | и иной приносящей доход | | | | | | деятельности | | | | | |--------------------------------------------------------------------| | в том числе | |--------------------------------------------------------------------| | - текущая деятельность | | | | | |------------------------------|-------|--------|--------|-----------| | - расходы инвестиционного | | | | | | характера | | | | | ---------------------------------------------------------------------- УТВЕРЖДЕН Приказом МПР России от 30 декабря 2005 года N 359 РЕГЛАМЕНТ ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА I. Общие положения 1. Настоящий Регламент устанавливает порядок подготовки и утверждения целевой программы ведомства. 2. Целевая программа ведомства разрабатывается главным распорядителем средств федерального бюджета, направляется субъектом бюджетного планирования в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации на экспертизу и после получения положительного заключения утверждается руководителем субъекта бюджетного планирования. 3. Утвержденная целевая программа ведомства включается в реестр целевых программ ведомств и отражается отдельной строкой в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Целевая программа ведомства финансируется из бюджета действующих обязательств, а также может финансироваться полностью или частично из бюджета принимаемых обязательств. 4. Понятия, используемые в настоящем Регламенте, применяются в значениях, определенных в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239. II. Порядок принятия решения о разработке программы 4. Решение о разработке целевой программы ведомства принимается руководителем субъекта бюджетного планирования. 5. Инициатором предложения о разработке целевой программы ведомства является руководитель главного распорядителя средств федерального бюджета. 6. Предложение о разработке целевой программы ведомства: базируется на системе целей, задач и показателей деятельности субъекта бюджетного планирования; формируется в соответствии с полномочиями и сферой деятельности главного распорядителя средств федерального бюджета; основывается на результатах деятельности главного распорядителя средств федерального бюджета в отчетный период; обосновывается материалами программных и иных разработок прошлых лет, иной документированной информацией. 7. Предложение о разработке целевой программы ведомства включает: письмо руководителя главного распорядителя средств федерального бюджета о целесообразности и обоснованности разработки целевой программы ведомства; проект решения о разработке целевой программы ведомства; приложения (макет или паспорт программы, другие материалы, показывающие актуальность программной проблемы, неотложность и эффективность ее решения программным методом). 8. Предложение о разработке целевой программы ведомства рассматривается структурным подразделением и независимыми экспертами, определенными субъектом бюджетного планирования. 9. Заключение о результатах анализа и экспертной оценки целевой программы ведомства принимает Бюджетный комитет. Заключение Бюджетного комитета является основанием для принятия руководителем субъекта бюджетного планирования решения о разработке целевой программы ведомства. 10. Решение руководителя субъекта бюджетного планирования о разработке целевой программы ведомства содержит следующие положения: наименование программы и срок ее действия; ответственность за разработку программы; график подготовки программы; условия разработки программы. 11. Условия разработки целевой программы ведомства предусматривают меры, необходимые для качественной и своевременной разработки и реализации программы, включая подготовку нормативных правовых актов, планирование бюджетных расходов, методическое сопровождение. 12. Решение руководителя субъекта бюджетного планирования о разработке программы направляется в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации для включения в проект перечня таких программ и осуществления в установленном порядке методического руководства и координации работ. III. Порядок разработки целевой программы ведомства 13. Главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с графиком, утвержденным субъектом бюджетного планирования: подготавливает исходное задание и организует разработку проекта целевой программы ведомства; представляет в установленном порядке проект целевой программы ведомства на экспертизу и при необходимости дорабатывает проект; представляет программу на утверждение руководителю субъекта бюджетного планирования. 14. Состав и содержание целевой программы ведомства, обосновывающих материалов должны соответствовать требованиям, указанным в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ. 15. Целевая программа ведомства включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета. Если решение тактической задачи программным методом требует участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов - природопользователей, иных заинтересованных организаций, то главный распорядитель средств федерального бюджета, формирующий целевую программу ведомства, представляет вместе с проектом программы соответствующие обосновывающие материалы. 16. Субъект бюджетного планирования в процессе разработки целевой программы ведомства: осуществляет контроль за соблюдением графика разработки программы; взаимодействует с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации по вопросам методического сопровождения, планирования бюджетных расходов на реализацию программы, подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы; взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам распределения полномочий и сфер деятельности при реализации целевой программы ведомства; направляет проект целевой программы ведомства и обосновывающие материалы на экспертизу. 17. Экспертиза проекта целевой программы ведомства и обосновывающих материалов осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в порядке, определенным в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ. IV. Утверждение программы 18. Руководитель главного распорядителя средств федерального бюджета представляет руководителю субъекта бюджетного планирования: материалы целевой программы ведомства, включая проект программы, подлежащий утверждению, и обосновывающие материалы; экспертное заключение; справку по разногласиям и обоснованные предложения для рассмотрения программы на Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов (при наличии отрицательного экспертного заключения); проект приказа об утверждении целевой программы ведомства; предложение о реализации программы (при отрицательном экспертном заключении на проект целевой программы ведомства) или о прекращении разработки такой программы. 19. Приказ руководителя субъекта бюджетного планирования об утверждении целевой программы ведомства включает следующие положения: решение об утверждении целевой программы ведомства и сроках ее действия; ответственность за реализацию программы; меры по нормативному правовому, методическому и финансовому обеспечению реализации программы. |