ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 03.02.06 21

Оглавление

                            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
          МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ
          КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
            ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
            СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
                    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          3 февраля 2006 г.
                                 N 21

                                 (Д)


     Во  исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854
"О  порядке  предоставления  в  2006  году  финансовой помощи бюджетам
субъектов   Российской   Федерации   в   виде   субсидий   на  выплату
вознаграждения    за   выполнение   функций   классного   руководителя
педагогическим  работникам  государственных  общеобразовательных  школ
субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных общеобразовательных
школ" (Российская газета, 2006, 14 января) приказываю:
     1.    Утвердить    прилагаемые   Методические   рекомендации   об
осуществлении    функций    классного   руководителя   педагогическими
работниками  государственных  общеобразовательных учреждений субъектов
Российской  Федерации  и  муниципальных общеобразовательных учреждений
(далее - Рекомендации).
     2.  Рекомендовать  органам  управления  образованием субъектов РФ
довести Рекомендации до государственных общеобразовательных учреждений
субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Министр
                                                            А.ФУРСЕНКО
3 февраля 2006 г.
N 21


                                                            Приложение

                                          к Приказу Минобрнауки России
                                                от 3 февраля 2006 года
                                                                  N 21

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                  ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО
               РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
       ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СУБЪЕКТОВ
       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                              УЧРЕЖДЕНИЙ

     Настоящие  Методические рекомендации разработаны в соответствии с
Постановлением  Правительства  РФ  от  30.12.2005  N  854  "О  порядке
предоставления  в  2006  году  финансовой  помощи  бюджетам  субъектов
Российской  Федерации  в  виде  субсидий  на выплату вознаграждения за
выполнение  функций  классного  руководителя педагогическим работникам
государственных    общеобразовательных   школ   субъектов   Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных школ".
     Воспитание  является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства. Основной задачей воспитания
является  формирование  у  обучающихся  гражданской  ответственности и
правового   самосознания,   духовности   и  культуры,  инициативности,
самостоятельности,  толерантности, способности к успешной социализации
в обществе и активной адаптации на рынке труда.
     Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют
все  педагогические  работники.  Однако  ключевая роль в решении задач
воспитания   принадлежит   педагогическому   работнику,   на  которого
возложены   функции   классного   руководителя   (далее   -   классный
руководитель).
     В    соответствии    с   пунктом   66   Типового   положения   об
общеобразовательном     учреждении,    утвержденного    Постановлением
Правительства  РФ  от  19.03.2001  N  196  (Собрание  законодательства
Российской   Федерации,  2001,  N  13,  ст.  1252)  (далее  -  Типовое
положение),    на   педагогического   работника   общеобразовательного
учреждения  с  его  согласия  приказом общеобразовательного учреждения
могут  возлагаться  функции  классного  руководителя  по организации и
координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
     Класс   -  группа  обучающихся,  как  правило,  одного  возраста,
осваивающих  одну  основную образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения.
     В  соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения
в  общеобразовательных  учреждениях  СанПиН  2.4.2.1178-02  (введены в
действие  Постановлением  главного  государственного санитарного врача
Российской  Федерации  от 28.11.2002 N 44, зарегистрированным Минюстом
России   5  декабря  2002  г.,  рег.  N  3997)  и  Типовым  положением
наполняемость класса составляет 25 человек.
     В  малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных
в  сельской  местности, где наполняемость отдельных классов составляет
менее  трех  человек,  обучающиеся  нескольких  классов  (до  четырех)
объединяются   в   класс-комплект.   Независимо   от   ступени  общего
образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не
более  25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не
более 15 человек.

          Цель и задачи деятельности классного руководителя

     Цель  деятельности  классного руководителя - создание условий для
саморазвития  и  самореализации  личности  обучающегося,  его успешной
социализации в обществе.
     Задачи деятельности классного руководителя:
     - формирование и развитие коллектива класса;
     - создание  благоприятных  психолого-педагогических  условий  для
развития  личности,  самоутверждения  каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
     - формирование здорового образа жизни;
     - организация   системы   отношений   через  разнообразные  формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
     - защита прав и интересов обучающихся;
     - организация системной работы с обучающимися в классе;
     - гуманизация  отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
     - формирование  у  обучающихся  нравственных  смыслов  и духовных
ориентиров;
     - организация    социально   значимой   творческой   деятельности
обучающихся.

                    Функции классного руководителя

     Деятельность    классного    руководителя   -   целенаправленный,
системный,   планируемый   процесс,   строящийся   на   основе  устава
общеобразовательного   учреждения,   иных   локальных  актов,  анализа
предыдущей    деятельности,    позитивных   и   негативных   тенденций
общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с
учетом  актуальных  задач,  стоящих  перед  педагогическим коллективом
общеобразовательного  учреждения,  и  ситуации  в  коллективе  класса,
межэтнических и межконфессиональных отношений.
     Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения
своих    функций    классному    руководителю    надо   хорошо   знать
психолого-педагогические  основы работы с детьми конкретного возраста,
быть   информированным   о  новейших  тенденциях,  способах  и  формах
воспитательной   деятельности,   владеть   современными   технологиями
воспитания.
     Классному  руководителю в своей деятельности необходимо учитывать
уровень  воспитанности  обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни.
     Функции классного руководителя:
     1. Организационно-координирующие:
     - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
     - установление    контактов   с   родителями   (иными   законными
представителями)   обучающихся,   оказание   им  помощи  в  воспитании
обучающихся  (лично,  через  психолога, социального педагога, педагога
дополнительного образования);
     - проведение  консультаций,  бесед  с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;
     - взаимодействие   с   педагогическими  работниками,  а  также  с
учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
     - организация  в  классе  образовательного процесса, оптимального
для  развития  положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
     - организация   воспитательной   работы   с   обучающимися  через
проведение    "малых    педсоветов",    педагогических    консилиумов,
тематических и других мероприятий;
     - стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в
том числе в системе дополнительного образования детей;
     - взаимодействие  с  каждым  обучающимся  и  коллективом класса в
целом;
     - ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся,
план работы классного руководителя).
     2. Коммуникативные:
     - регулирование межличностных отношений между обучающимися;
     - установление взаимодействия между педагогическими работниками и
обучающимися;
     - содействие  общему  благоприятному  психологическому  климату в
коллективе класса;
     - оказание  помощи  обучающимся  в  формировании  коммуникативных
качеств.
     3. Аналитико-прогностические:
     - изучение  индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их
развития;
     - определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
     4. Контрольные:
     - контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
     - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

                 Формы работы классного руководителя

     В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает
формы работы с обучающимися:
     - индивидуальные  (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
     - групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
     - коллективные  (конкурсы,  спектакли,  концерты,  походы, слеты,
соревнования и др.).
     При    выборе    форм   работы   с   обучающимися   целесообразно
руководствоваться следующим:
     - определять   содержание   и   основные   виды   деятельности  в
соответствии    с   задачами,   стоящими   перед   общеобразовательным
учреждением;
     - учитывать   принципы   организации  образовательного  процесса,
возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
     - обеспечивать  целостность  содержания, форм и методов социально
значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

                Критерии оценки осуществления функций
                        Классного руководителя

     Эффективность  осуществления функций классного руководителя можно
оценивать  на  основании  двух  групп  критериев:  результативности  и
процесса деятельности.
     Критерии  результативности  деятельности  отражают  тот  уровень,
которого  достигают  обучающиеся  в своем социальном развитии (уровень
общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
     Критерии   процесса  деятельности  позволяют  оценить  реализацию
управленческих    функций    классного    руководителя    (организация
воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими
работниками,  работающими  с  обучающимися  в данном классе, и другими
участниками  образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным
персоналом    общеобразовательного   учреждения,   родителями   (иными
законными    представителями)   обучающихся   и   общественностью   по
воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Оглавление