О ХАРАКТЕРНЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК, ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН В 2005 ГОДУ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 29 декабря 2005 г. N 01-514/07-01 (Д) Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в 2005 году были проведены инспекционные проверки деятельности органов управления образованием ряда субъектов РФ по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования. В ходе инспекционных проверок изучались и анализировались вопросы правового регулирования, результаты деятельности органов управления образованием субъектов РФ, статистические данные о развитии системы образования, локальные акты, регламентирующие деятельность муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений. В ходе проверок были выявлены недостатки и нарушения в деятельности органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных образований и образовательных учреждений. В отдельных субъектах РФ: - не внесены изменения в положения (уставы) муниципальных органов управления образованием, уставы муниципальных образовательных учреждений в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 13 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ; - не приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок утверждения уставов, а также создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления; - несвоевременно возобновляются лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательными учреждениями; - не заключены договоры о взаимоотношениях между учредителем и образовательным учреждением в нарушение пункта 3 статьи 11 Закона РФ "Об образовании"; - не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - не в полном объеме выполняются нормы питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечения их одеждой, обувью и мягким инвентарем; - не приняты законы об оплате труда приемных родителей; - ослаблен контроль органов управления образованием за ведением документов строгой отчетности в подведомственных образовательных учреждениях. Продолжают поступать жалобы на необоснованное отчисление детей из общеобразовательных учреждений до достижения ими 15 лет. В ряде регионов складывается такое положение дел, при котором отчисление детей находится под формальным контролем органов управления образованием, при этом имеет место так называемый "скрытый отсев" в отношении обучающихся, числящихся за общеобразовательным учреждением, но длительное время не посещающих школу. Анализ результатов инспекционных проверок, поступивших обращений граждан, материалов, представленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Минобрнауки России, по-прежнему свидетельствует о неблагополучном положении несовершеннолетних в образовательных учреждениях, нарушении их прав на получение соответствующего образования, об отсутствии в образовательных учреждениях необходимых условий для физического, психического и нравственного развития обучающихся и воспитанников. Приведенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в части прав обучающихся не являются исчерпывающими и во многом обусловлены: - недостаточной правовой грамотностью руководителей образовательных учреждений, педагогических работников; - отсутствием должного контроля со стороны органов управления образованием за соблюдением законодательства в области образования, норм и правил организации образовательного процесса. Обращаем внимание на правильность построения работы при рассмотрении обращений граждан. В качестве главных аспектов технологии такой работы необходимо отметить следующие: - проведение проверки обоснованности поступившего обращения, установление фактов нарушений; - обеспечение контроля за проводимой деятельностью по обеспечению устранения нарушений вплоть до полной их ликвидации не только в отношении конкретного заявителя, но и в рамках образовательного учреждения или региона в целом; - выдача своевременных и компетентных ответов заявителям на всех этапах рассмотрения обращений и устранения нарушений. Рособрнадзор рассматривает результаты работы с обращениями граждан как один из важнейших источников информации о состоянии системы регионального образования. На основании вышеизложенного Рособрнадзор предлагает. 1. Провести необходимую работу по принятию органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления нормативных правовых актов в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 2. Вести планомерную деятельность по обеспечению: - своевременного внесения изменений и дополнений в уставы образовательных учреждений в соответствии с требованиями статьи 13 Закона РФ "Об образовании"; - заключения договоров о взаимоотношениях между учредителем и образовательным учреждением; - трудоустройства и продолжения образования обучающихся, отчисленных из образовательных учреждений, до получения ими основного общего образования; - устранения нарушений, связанных с несвоевременным возобновлением лицензий на право ведения образовательной деятельности. 3. При формировании бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование добиваться выделения финансовых средств на питание и обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормативами. 4. Обеспечить контроль за ведением документов строгой отчетности в подведомственных образовательных учреждениях. Рособрнадзор обращает внимание всех руководителей органов управления образованием субъектов РФ и образовательных учреждений на необходимость неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации об образовании как важнейшего условия обеспечения качества образования и устранение перечисленных нарушений в случае их выявления. Руководитель В.А.БОЛОТОВ 29 декабря 2005 г. N 01-514/07-01 |