О ХАРАКТЕРНЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК, ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН В 2005 ГОДУ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. 29.12.05 01-514/07-01

              О ХАРАКТЕРНЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
        ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК, ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН В 2005 ГОДУ

                                ПИСЬМО

      ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                          29 декабря 2005 г.
                            N 01-514/07-01

                                 (Д)


     Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в 2005
году   были  проведены  инспекционные  проверки  деятельности  органов
управления  образованием  ряда  субъектов РФ по обеспечению соблюдения
законодательства Российской Федерации в области образования.
     В ходе инспекционных проверок изучались и анализировались вопросы
правового  регулирования,  результаты  деятельности органов управления
образованием  субъектов  РФ,  статистические данные о развитии системы
образования,    локальные    акты,    регламентирующие    деятельность
муниципальных   органов   управления  образованием  и  образовательных
учреждений.
     В   ходе   проверок   были  выявлены  недостатки  и  нарушения  в
деятельности    органов    управления   образованием   субъектов   РФ,
муниципальных образований и образовательных учреждений.
     В отдельных субъектах РФ:
     - не внесены изменения в положения (уставы) муниципальных органов
управления    образованием,   уставы   муниципальных   образовательных
учреждений  в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 13 Закона РФ
от  10.07.92  N 3266-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона
от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
     - не  приняты  нормативные  правовые  акты,  определяющие порядок
утверждения  уставов,  а  также  создания,  реорганизации и ликвидации
образовательных  учреждений,  находящихся  в  ведении  субъектов  РФ и
органов местного самоуправления;
     - несвоевременно   возобновляются   лицензии   на  право  ведения
образовательной деятельности образовательными учреждениями;
     - не  заключены  договоры  о взаимоотношениях между учредителем и
образовательным  учреждением  в нарушение пункта 3 статьи 11 Закона РФ
"Об образовании";
     - не  приняты нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы
социальной  поддержки  детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения
родителей;
     - не  в  полном  объеме  выполняются  нормы питания детей-сирот и
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  а также обеспечения их
одеждой, обувью и мягким инвентарем;
     - не приняты законы об оплате труда приемных родителей;
     - ослаблен  контроль  органов управления образованием за ведением
документов   строгой  отчетности  в  подведомственных  образовательных
учреждениях.
     Продолжают поступать жалобы на необоснованное отчисление детей из
общеобразовательных  учреждений  до  достижения  ими  15  лет.  В ряде
регионов  складывается  такое  положение  дел,  при котором отчисление
детей   находится   под   формальным   контролем   органов  управления
образованием,  при  этом  имеет место так называемый "скрытый отсев" в
отношении  обучающихся, числящихся за общеобразовательным учреждением,
но длительное время не посещающих школу.
     Анализ  результатов инспекционных проверок, поступивших обращений
граждан,    материалов,    представленных   Генеральной   прокуратурой
Российской Федерации в Минобрнауки России, по-прежнему свидетельствует
о   неблагополучном  положении  несовершеннолетних  в  образовательных
учреждениях,   нарушении   их   прав   на  получение  соответствующего
образования,  об  отсутствии в образовательных учреждениях необходимых
условий   для   физического,  психического  и  нравственного  развития
обучающихся и воспитанников.
     Приведенные  нарушения  законодательства  Российской  Федерации и
иных  нормативных  правовых актов в части прав обучающихся не являются
исчерпывающими и во многом обусловлены:
     - недостаточной      правовой      грамотностью     руководителей
образовательных учреждений, педагогических работников;
     - отсутствием  должного  контроля  со  стороны органов управления
образованием  за  соблюдением  законодательства в области образования,
норм и правил организации образовательного процесса.
     Обращаем   внимание   на   правильность   построения  работы  при
рассмотрении обращений граждан. В качестве главных аспектов технологии
такой работы необходимо отметить следующие:
     - проведение   проверки  обоснованности  поступившего  обращения,
установление фактов нарушений;
     - обеспечение контроля за проводимой деятельностью по обеспечению
устранения  нарушений  вплоть  до  полной  их  ликвидации  не только в
отношении  конкретного  заявителя,  но  и  в  рамках  образовательного
учреждения или региона в целом;
     - выдача  своевременных и компетентных ответов заявителям на всех
этапах рассмотрения обращений и устранения нарушений.
     Рособрнадзор   рассматривает   результаты  работы  с  обращениями
граждан  как  один  из  важнейших  источников  информации  о состоянии
системы регионального образования.
     На основании вышеизложенного Рособрнадзор предлагает.
     1.    Провести    необходимую   работу   по   принятию   органами
государственной  власти субъектов РФ, органами местного самоуправления
нормативных   правовых   актов   в   соответствии   с   изменениями  и
дополнениями,  внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в
Закон  РФ "Об образовании" и Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О
дополнительных  гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей".
     2. Вести планомерную деятельность по обеспечению:
     - своевременного   внесения   изменений  и  дополнений  в  уставы
образовательных  учреждений  в  соответствии  с требованиями статьи 13
Закона РФ "Об образовании";
     - заключения  договоров  о  взаимоотношениях  между учредителем и
образовательным учреждением;
     - трудоустройства    и   продолжения   образования   обучающихся,
отчисленных  из образовательных учреждений, до получения ими основного
общего образования;
     - устранения     нарушений,     связанных    с    несвоевременным
возобновлением лицензий на право ведения образовательной деятельности.
     3.  При  формировании  бюджетов  субъектов РФ в части расходов на
образование  добиваться  выделения  финансовых  средств  на  питание и
обеспечение  одеждой,  обувью и мягким инвентарем детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормативами.
     4.  Обеспечить контроль за ведением документов строгой отчетности
в подведомственных образовательных учреждениях.
     Рособрнадзор   обращает   внимание   всех  руководителей  органов
управления  образованием  субъектов РФ и образовательных учреждений на
необходимость  неукоснительного соблюдения законодательства Российской
Федерации  об  образовании как важнейшего условия обеспечения качества
образования   и   устранение   перечисленных  нарушений  в  случае  их
выявления.

Руководитель
                                                           В.А.БОЛОТОВ
29 декабря 2005 г.
N 01-514/07-01