Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 22.02.06 03-02-07/2-10


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          22 февраля 2006 г.
                           N 03-02-07/2-10

                                 (Д)


                                                            Приложение

                                                   к письму ФНС России
                                                 от 4 апреля 2006 года
                                                        N ММ-6-19/357@

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики  сообщает
следующее.
     Согласно  пунктам  7  и 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  - Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит
возврату  по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия
у   налогоплательщика   недоимки   по  уплате  налогов  и  сборов  или
задолженности  по  пеням,  начисленным  тому же бюджету (внебюджетному
фонду),    возврат    налогоплательщику   излишне   уплаченной   суммы
производится  только  после  зачета  указанной  суммы в счет погашения
недоимки   (задолженности).   Заявление   о   возврате  суммы  излишне
уплаченного  налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты
указанной суммы.
     Пунктом  3  статьи  78  Кодекса  на  налоговые  органы  возложена
обязанность  по  представлению  налогоплательщику  сообщения  о каждом
ставшем  известным  налоговому  органу  факте излишней уплаты налога и
сумме  излишне  уплаченного  налога  не  позднее  одного месяца со дня
обнаружения такого факта (пункт 3 статьи 78 Кодекса).
     В  Определении  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от
21.06.2001  N  173-О  указано,  что  содержащаяся в пункте 8 статьи 78
Кодекса  норма  позволяет  налогоплательщику в течение трех лет со дня
уплаты  налога  предъявить  налоговому  органу  обоснованные  и потому
подлежащие  безусловному  удовлетворению  требования,  не  обращаясь к
судебной  защите  своих законных интересов. В то же время данная норма
не   препятствует   гражданину  в  случае  пропуска  указанного  срока
обратиться  в  суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в
порядке  гражданского  или  арбитражного  судопроизводства,  и  в этом
случае  действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со
дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права
(пункт  1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким
образом,  оспариваемое  нормативное  положение,  являющееся  составной
частью  статьи 78 Кодекса, адресованной налоговым органам, не содержит
оснований  для  ограничения  конституционных прав граждан, в том числе
права на судебную защиту.
     Если  в  ходе  судебного  разбирательства  будет установлено, что
сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин
для  восстановления  этого  срока не имеется, то суд вправе отказать в
удовлетворении заявленного требования.
     Полагаем,  что  Кодекс  не  препятствует  списанию  суммы излишне
уплаченного  налога,  по  которой  истек  срок  исковой  давности,  на
основании  решения  руководителя (заместителя руководителя) налогового
органа,   если   налоговым   органом   обнаружена  эта  сумма  излишне
уплаченного   налога,   о  которой  в  установленном  порядке  извещен
налогоплательщик, не требуется ее направление на погашение недоимки по
другим  налогам,  сборам,  пеням, штрафам, налогоплательщик не подавал
заявление  о  возврате  (зачете)  указанной  суммы излишне уплаченного
налога,  не  осуществлял  финансово-хозяйственной  деятельности  и  не
представлял в налоговые органы бухгалтерскую и налоговую отчетность, в
соответствии  с  которой  возможно было произвести зачет суммы излишне
уплаченного налога в счет предстоящих платежей.
     Кроме  того,  считаем,  что  налоговые  органы  вправе произвести
списание  суммы  излишне уплаченного налога на основании вступившего в
силу  судебного  решения  об отказе налогоплательщику в восстановлении
срока давности возврата этой суммы налога.

Директор департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
                                                           М.А.МОТОРИН
22 февраля 2006 г.
N 03-02-07/2-10