ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХУЧЕТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОМС. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.09.05 03-03-04/3/8

              ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХУЧЕТА
                          ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОМС

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         16 сентября 2005 г.
                            N 03-03-04/3/8

                                 (Д)


     Вопрос:   Медицинская   акционерная   страховая   компания   ЗАО,
занимающаяся   обязательным   медицинским  страхованием,  просит  дать
разъяснения по следующим вопросам.
     1.   В   соответствии  с  действующими  нормативными  документами
Федерального  фонда  ОМС  и  территориальных  фондов  ОМС  источниками
формирования резервов ОМС являются:
     - средства страховых платежей;
     - доходы, полученные от использования временно свободных средств;
     - доходы      от      предъявления     штрафных     санкций     к
лечебно-профилактическим учреждениям;
     - доходы, начисленные по решению суда, и т.д.
     Должны  ли  включаться в состав расходов, учитываемых при расчете
налога  на  прибыль,  отчисления  в страховые резервы по обязательному
медицинскому  страхованию  в части пополнения резервов за счет доходов
от  размещения  средств  страховых  резервов,  доходов от предъявления
штрафных  санкций  к  лечебно-профилактическим  учреждениям и доходов,
начисленных по решению суда (регрессные иски)?
     2.  Начиная  с  2005  года Московский городской фонд ОМС (МГФОМС)
перечисляет   в  ЗАО  в  качестве  целевого  финансирования  средства,
поступающие в Фонд из бюджета города Москвы в качестве платежей на ОМС
неработающего   населения   города,   о   чем   ежемесячно   присылает
справку-уведомление.
     Согласно  Договору  о  финансировании, заключенному с МГФОМС, ЗАО
обязуется  безвозмездно  осуществлять  целевые перечисления финансовых
средств  ОМС,  в  том  числе  дотаций,  доплат  и  других средств ОМС,
выделяемых  в  установленном порядке МГФОМС, в медицинские учреждения,
участвующие в реализации Московской городской программы ОМС.
     ЗАО  просит  разъяснить,  на  каких  счетах  бухгалтерского учета
отражать   данные   средства  при  поступлении  в  СМО,  а  также  при
перечислении в ЛПУ.
     3.  На  основании  Договора  о финансировании, заключенного ЗАО с
территориальным фондом обязательного медицинского страхования, либо на
основании    распорядительного    документа   Фонда   Фонд   уменьшает
финансирование      на      сумму      кредиторской      задолженности
лечебно-профилактического  учреждения  (ЛПУ)  перед Фондом (нецелевого
использования   средств   ЛПУ,   выявленного   Фондом   при   проверке
медицинского  учреждения  и др.). ЗАО обязано удержать указанную сумму
из  расчета  по счетам-фактурам с ЛПУ, о чем указывается в Договоре на
предоставление лечебно-профилактической помощи, заключенном ЗАО с ЛПУ.
     Согласно  Приказу  Минфина  РФ  от  4  сентября 2001 г. N 69н "Об
особенностях   применения   страховыми   организациями   Плана  счетов
бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
и Инструкции по его применению":
     - счет  22  "Выплаты  по  договорам  страхования, сострахования и
перестрахования"  предназначен  для  обобщения  страховой организацией
информации об оплаченных медицинских услугах, оказанных застрахованным
в   соответствии   с   условиями,   предусмотренными   договорами   на
предоставление  лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по
обязательному медицинскому страхованию,
     - счет  92 "Страховые премии (взносы)" предназначен для обобщения
информации  о  причитающихся  к  получению  от  территориального фонда
обязательного   медицинского   страхования   страховых   платежах   по
обязательному  медицинскому  страхованию в соответствии с заключенными
страховой медицинской организацией договорами, в том числе субвенциях.
     ЗАО  просит разъяснить, каким образом отражать указанные операции
на  счетах  бухгалтерского  учета,  а  также  сопроводить  разъяснения
бухгалтерскими проводками.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
совместно  с  Федеральной  службой  страхового надзора рассмотрел ваше
письмо  от  7  апреля  2005  г.  N  НМ-319  и по поставленным вопросам
сообщает следующее.
     В  целях  главы  25  НК  РФ налогоплательщик уменьшает полученные
доходы  на  сумму  произведенных  расходов  (за  исключением расходов,
указанных в статье 270 НК РФ).
     Расходами  признаются обоснованные и документально подтвержденные
затраты  (а  в  случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, - убытки),
осуществленные  (понесенные)  налогоплательщиком, при условии, что они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Согласно  пункту  2  статьи  294-1  НК  РФ  к  расходам страховых
организаций,   осуществляющих  обязательное  медицинское  страхование,
кроме  расходов,  предусмотренных  статьями  254-269  НК РФ, относятся
также  расходы,  понесенные указанными организациями при осуществлении
страховой  деятельности  по  обязательному медицинскому страхованию, в
том   числе  суммы  отчислений  в  страховые  резервы  (резерв  оплаты
медицинских    услуг,    запасной    резерв,   резерв   финансирования
предупредительных мероприятий).
     Учитывая    вышеизложенное,    расходы    страховых   медицинских
организаций,  осуществляющих ОМС в виде отчисления в страховые резервы
по    обязательному    медицинскому    страхованию,   по   нормативам,
установленным    Федеральным    фондом    обязательного   медицинского
страхования   и   территориальным  фондом  обязательного  медицинского
страхования, признаются для целей налогообложения прибыли.
     В   соответствии   с  Договором  о  финансировании  обязательного
медицинского  страхования,  заключенным  между  территориальным фондом
обязательного   медицинского   страхования  (далее  -  фонд)  и  вашей
страховой  медицинской  организацией, фонд перечисляет вашей страховой
организации    страховые   платежи   по   обязательному   медицинскому
страхованию,  источниками  которых  является единый социальный налог и
бюджет  города  Москвы в части страховых платежей на ОМС неработающего
населения.
     Ваша  страховая  организация  в  соответствии  с  этим  договором
осуществляет  целевые  перечисления  финансовых  средств обязательного
медицинского  страхования  медицинским  учреждениям  (платежей  на ОМС
неработающего населения для направления в фонд оплаты труда).
     Исходя   из   изложенного,   средства,  полученные  от  фонда  на
финансирование    обязательного   медицинского   страхования,   должны
учитываться  на  счете 92 "Страховые премии (взносы)", а использование
этих  средств  (перечисление  лечебным  учреждениям)  -  на  счете  22
"Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования".
     Однако,  учитывая  специфику  расчетов  по  средствам  на  ОМС за
неработающее   население,  которые  целевым  образом  перечисляются  в
медицинские  учреждения,  включение  их в базу для расчета резервов, в
том  числе  резервов предупредительных мероприятий, необоснованно. При
отражении  на счетах бухгалтерского учета операций, описанных в пункте
3 вашего письма, необходимо руководствоваться особенностями применения
страховыми    организациями    Плана   счетов   бухгалтерского   учета
финансово-хозяйственной  деятельности организаций и инструкцией по его
применению,  утвержденными  Приказом  Министерства финансов Российской
Федерации от 4 сентября 2001 г. N 69н.
     При  этом  обращаем  внимание,  что на счете 92 "Страховые премии
(взносы)"  должны  быть отражены фактически причитающиеся (полученные)
от  фонда  платежи, а на счете 22 "Выплаты по договорам страхования" -
средства, фактически перечисленные лечебным учреждениям.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
                                                          А.И. Иванеев
16 сентября 2005 г.
N 03-03-04/3/8