О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ. Письмо. Федеральная таможенная служба. 07.04.06 17-22/11738

                      О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                           7 апреля 2006 г.
                            N 17-22/11738

                                 (Д)


     В  связи  с  возникающими проблемами при организации и проведении
проверочных  мероприятий  Управление  таможенной  инспекции направляет
разъяснения по следующим вопросам:
     1.  Правомерно ли направление запросов о представлении документов
и   сведений   в   организации,   осуществляющие   реализацию  товаров
иностранного  производства  на внутреннем рынке, в целях сопоставления
со  сведениями,  заявленными  при  таможенном  оформлении  импортерами
аналогичных товаров?
     В  соответствии  с  п.  4  ст. 363 Таможенного кодекса Российской
Федерации  (далее  -  ТК  России)  таможенные органы наделяются правом
запрашивать  и  получать  документы и сведения, имеющие отношение не к
любой   внешнеэкономической   операции,   а   к   той,  которая  имеет
непосредственное  отношение к ранее выпущенному товару. При этом целью
запроса  является  проверка  достоверности  сведений,  заявленных  при
таможенном   оформлении   этих   товаров.   Оснований  для  запроса  о
представлении  документов  и  сведений  у  организаций, осуществляющих
реализацию  товаров иностранного производства на таможенной территории
Российской Федерации, в целях сопоставления со сведениями, заявленными
импортерами  при  таможенном  оформлении аналогичных товаров, в рамках
названной статьи не имеется.
     2. Правомерно ли направление запросов владельцам, комиссионерам и
отправителям  экспортируемых  товаров  о  представлении  документов  и
сведений?
     В  п.  4  ст.  363  ТК  России законодателем определена не только
категория  документов,  относящихся  к  внешнеэкономическим  операциям
(т.е. как при ввозе, так и при вывозе товаров), а также категория лиц,
у  которых  таможенные  органы вправе их запрашивать. В качестве таких
лиц,  помимо  декларантов,  указаны  иные  лица,  имеющие  отношение к
операциям  с  данными  товарами.  Таким  образом, не вызывает сомнения
правомерность   направления  запросов  о  представлении  документов  и
сведений  в отношении экспортируемых товаров владельцам, комиссионерам
и отправителям товаров в рамках ст. 363 ТК России.
     3.    При   проведении   подразделениями   таможенной   инспекции
аналитической  работы с использованием различных источников информации
выявляется  значительное  (более  200%)  расхождение  цены, по которой
товар  иностранного  производства  реализуется  на внутреннем рынке со
стоимостью  аналогичного товара, заявленной при таможенном оформлении.
Может  ли  данный  факт являться основанием для назначения специальной
таможенной  ревизии в отношении реализатора (владельца) товара, если в
отношении    импортера    осуществить   проверочные   мероприятия   не
представляется      возможным     (прекращение     внешнеэкономической
деятельности, отсутствие по месту государственной регистрации)?
     Основания   для   проведения   специальной   таможенной   ревизии
установлены  п.  3  ст.  376  ТК  России  применительно к субъектам, у
которых  такая форма таможенного контроля может быть проведена. У лиц,
осуществляющих  оптовую  или  розничную  торговлю  ввезенными товарами
(реализаторов),  специальная  таможенная  ревизия может быть проведена
только    в    случае,   если   обнаружены   данные,   которые   могут
свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с
нарушениями   требований  и  условий,  установленных  ТК  России,  что
повлекло  за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов
или  несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии
с    законодательством    Российской   Федерации   о   государственном
регулировании внешнеторговой деятельности.
     В то же время в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых
вопросах   практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  определением
таможенной стоимости товаров" признаки недостоверности сведений о цене
сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть
учтено  при  определении  таможенной  стоимости,  могут  проявляться в
значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в
базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными
товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации при
сопоставимых  условиях,  а  в  случае отсутствия таковых - данных иных
официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения
изготовителей   и   официальных  распространителей  товаров,  а  также
товарно-ценовых каталогов.
     Полагаем,  что  информация, полученная в результате аналитической
работы  с использованием ценовой информации, может являться основанием
для  назначения  специальной  таможенной  ревизии. Однако при принятии
решения  о  ее  проведении  таможенным  органам  следует учитывать как
специфику рынка товаров, в том числе информацию о стоимости конкретных
ввозимых  товаров,  так и специфику реализации товаров (отдельные виды
товаров или широкий спектр, например, товары народного потребления или
автомобили).
     4.  Возможно  ли рассмотрение факта непредставления запрошенных в
соответствии  со  ст.  363  ТК России документов и сведений в качестве
одного  из  оснований  для  назначения  таможенной  ревизии, а также с
какого    момента   запрошенные   документы   и   сведения   считаются
непредставленными. Правовые последствия нарушения сроков представления
либо  непредставления организациями документов и сведений, запрошенных
в установленном порядке?
     Основания  для  назначения  специальной  таможенной ревизии четко
определены  в  п.  3  ст.  376  ТК  России.  Законодателем не случайно
используется   формула   "при   обнаружении   данных,   которые  могут
свидетельствовать...".  Это  означает  конкретное  основание - наличие
определенных  фактов,  т.е.  выявление  признаков, свидетельствующих о
возможном     нарушении    таможенного    законодательства.    Наличие
неподтвержденных признаков не может служить основанием для того, чтобы
принять   решение  о  назначении  специальной  таможенной  ревизии.  У
таможенных  органов  остается  право  "сомневаться"  в недостоверности
заявленных сведений, но такие сомнения должны быть обоснованы.
     Поскольку  п.  3  ст.  376  ТК  России  в  отношении  декларантов
(импортеров),  а  также  лиц,  осуществляющих  деятельность  в области
таможенного дела, предполагает проведение предварительной проверки, по
результатам   которой  выявляется  необходимость  в  проведении  более
детальных  проверочных  мероприятий  в  рамках  специальной таможенной
ревизии,   то,   следовательно,   факт   непредставления   запрошенных
документов  и сведений "автоматически" не может служить основанием для
назначения специальной таможенной ревизии.
     Для  принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии
в отношении лиц, осуществляющих оптовую и розничную продажу ввезенными
товарами   (реализаторов),   в   случае   непредставления  запрошенных
таможенными  органами документов и сведений следует обобщить имеющуюся
информацию  на  предмет  наличия  в  ней  данных,  указанных  в абзаце
четвертом  п. 3 ст. 376 ТК России. Только при обнаружении таких данных
таможенный орган вправе провести специальную таможенную ревизию.
     Срок,    с    которого    документы    и    сведения    считаются
непредставленными,   определяется   исходя   из  срока,  определенного
таможенным органом для их представления (п. 2 ст. 363 ТК России). Если
не  установлено  иное,  то  таким  сроком  будет следующий день со дня
истечения  срока,  определенного  таможенным  органом.  При  этом день
истечения   срока  следует  исчислять  с  учетом  положений  главы  11
Гражданского   кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  ГК  России),
например  в  случае, если последний день истечения срока приходится на
выходной  день,  то днем окончания срока считается ближайший следующий
за ним рабочий день (ст. 193 ГК России).
     В  соответствии  с  п.  2  ст.  363  ТК  России  таможенный орган
запрашивает   документы   и   сведения,  необходимые  для  таможенного
контроля,  в  письменной  форме и устанавливает срок их представления,
который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению
лица   указанный   срок  продлевается  таможенным  органом  на  время,
необходимое   для   представления  указанных  документов  и  сведений.
Аналогичная  норма содержится и в п. 3 ст. 367 ТК России. Единственным
требованием   к  оформлению  запроса  на  представление  документов  и
сведений является соблюдение письменной формы.
     Ответственность   за   непредставление   документов  и  сведений,
запрошенных  таможенным органом при проведении таможенного контроля, в
установленный  срок  предусмотрена  ч.  3 ст. 16.12 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
     5.  При  проведении  специальной  таможенной  ревизии установлено
отсутствие  у  проверяемого  лица  счетов-фактур на реализуемые товары
иностранного  производства (товар реализуется по договору комиссии или
агентскому  договору).  По  факту  возможного  назначения  специальной
таможенной  ревизии  в  данном  случае  в  отношении  владельца товара
позиция изложена в п. 4 данного письма.
     6.  Какие  данные должны содержать письма с просьбой о назначении
специальных    таможенных    ревизий,    полученные   от   структурных
подразделений     таможенных,    налоговых,    правоохранительных    и
контролирующих  органов,  для  того  чтобы  являться основанием для их
назначения?
     Учитывая   многообразие   случаев   перемещения   товаров   через
таможенную  границу  Российской  Федерации,  данные  могут быть любые,
которые  свидетельствуют  о признаках, перечисленных в п. 3 ст. 376 ТК
России.
     Просим    руководствоваться   данными   разъяснениями   в   своей
деятельности.

Начальник
Управления таможенной инспекции
генерал-майор таможенной службы
                                                           С.Э.ЗОЛОТОВ
7 апреля 2006 г.
N 17-22/11738