Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.11.05 03-08-05


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           2 ноября 2005 г.
                              N 03-08-05

                                 (Д)


     Вопрос:   В   статье   309  НК  РФ  "Особенности  налогообложения
иностранных   организаций,   не   осуществляющих   деятельность  через
постоянное  представительство  в  Российской  Федерации  и  получающих
доходы от источников в Российской Федерации" перечислены виды доходов,
получаемых   иностранными   организациями   и   не   связанных   с  ее
предпринимательской  деятельностью  в  Российской  Федерации,  которые
относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской
Федерации, подлежащим обложению налогом у источника выплаты доходов.
     Вместе с тем, в пункте 2 статьи 310 НК РФ "Особенности исчисления
и  уплаты  налога  с  доходов,  полученных иностранной организацией от
источников  в  Российской  Федерации, удерживаемого налоговым агентом"
определено,  что  "исчисление  и  удержание  суммы  налога  с доходов,
выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом
по  всем  видам  доходов,  указанным  в пункте 1 статьи 309 настоящего
Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением:
     1)  случаев,  когда налоговый агент уведомлен получателем дохода,
что  выплачиваемый  доход  относится  к  постоянному представительству
получателя  дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового
агента   находится   нотариально   заверенная  копия  свидетельства  о
постановке  получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная
не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;
     2)  случаев, когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной
организации,  статьей  284  настоящего Кодекса предусмотрена налоговая
ставка 0 процентов;
     3)  случаев выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений
о  разделе  продукции,  если  законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания
налога   в   Российской  Федерации  при  их  перечислении  иностранным
организациям;
     4)   в   случае   выплаты   доходов,  которые  в  соответствии  с
международными  договорами  (соглашениями)  не  облагаются  налогом  в
Российской    Федерации,    при   условии   предъявления   иностранной
организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом
1 статьи 312 настоящего Кодекса."
     Просим  Вас  разъяснить,  необходимо  ли  российской организации,
являющейся  налоговым  агентом  при  выплате  доходов, перечисленных в
пункте  1  статьи  309,  в  пользу  иностранной  организации, в случае
применения  подпункта  4  статьи  310,  т.е.  освобождения  доходов от
налогообложения  у  источника  выплаты  в  соответствии  с положениями
действующих   соглашений  об  избежании  двойного  налогообложения,  в
дополнение  к Подтверждению (Налоговому Сертификату), предусмотренному
пунктом  1  статьи 312 НК РФ, требовать у этой иностранной организации
документы, подтверждающие то, что на нее не распространяются положения
статьи   "Ограничение   льгот"   Соглашения   об   избежании  двойного
налогообложения    (такая    статья   содержится   в   Соглашениях   с
Великобританией,  США  и  некоторыми  другими странами и, как правило,
ограничивает  применение положений Соглашений в отношении лиц, имеющих
какие-либо   специальные  налоговые  преимущества  в  Договаривающихся
Государствах)   или   сам   факт   выдачи   Подтверждения  постоянного
местонахождения,  содержащего  формулировку  "в  смысле  Соглашения об
избежании  двойного  налогообложения  /in  the sense of the Double Tax
Treaty"  уже  означает  то,  что  статус  компании  и  факт отсутствия
ограничения  льгот  были  проверены  налоговыми  органами иностранного
государства,  выдавшего  такое Подтверждение иностранному юридическому
лицу. Если документы по поводу отсутствия ограничения льгот необходимы
в дополнение к Налоговому Сертификату, то просим Вас пояснить, в каком
виде они должны быть оформлены.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел ваш запрос от 07.09.05 N 064/437 и сообщает следующее.
     Ряд международных договоров об избежании двойного налогообложения
содержит  статью  "Ограничение  льгот (привилегий)", положения которой
направлены  на  недопущение  использования  освобождений или сниженных
ставок  налогов,  предусмотренных  международными  договорами, лицами,
которые не имеют право на указанные льготы.
     Согласно   статье   23   "Ограничение   льгот"   Конвенции  между
Правительством  Российской  Федерации  и  Правительством  Соединенного
Королевства  Великобритании  и  Северной Ирландии от 15.02.94 (далее -
Конвенция), в случае если в соответствии с положениями Конвенции любой
доход  освобождается  от  налога  в  Российской  Федерации  и  если по
законодательству  Соединенного  Королевства  лицо  в  отношении  этого
дохода  подлежит  налогообложению  в  части,  которая  переводится или
получена  в  Соединенном  Королевстве,  а  не  всего дохода, то в этом
случае  льгота,  предусматриваемая  настоящей  Конвенцией в Российской
Федерации, применяется только к той части дохода, которая облагается в
Соединенном  Королевстве.  Указанное  положение означает, что резидент
(лицо с постоянным местопребыванием) Великобритании, в пользу которого
перечисляется  доход  из источника в Российской Федерации, должен быть
не  только  лицом  имеющим фактическое право на получение дохода, но и
сумма такого дохода должна быть фактически переведена в Великобританию
или  получена  на  территории  Великобритании. Например, в случае если
лицо  -  резидент  Великобритании, имеющее фактическое право на доход,
выплачиваемый  из  источника  в Российской Федерации, в соответствии с
условиями  платежа,  просит  перечислить  сумму  дохода на свои счета,
находящиеся  в  банках в других государствах (не Великобритании), то в
отношении  такого  дохода  согласно  пункта  1  статьи  23  Конвенции,
освобождение  от  налогообложения  или  налогообложение  по пониженной
ставке  в  Российской  Федерации,  предусмотренное статьями Конвенции,
применению  не  подлежит,  и такой доход облагается налогом в России в
соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
     Пунктом  2 статьи 23 указанной Конвенции уставлено#, что несмотря
на   положения   любой  другой  статьи  настоящей  Конвенции,  лицо  с
постоянным  местопребыванием  в  одном  Договаривающемся  государстве,
которое   в   соответствии   с  национальным  законодательством  этого
государства,   предусматривающим   льготные  условия  для  привлечения
иностранных  инвестиций, не подлежит налогообложению или облагается по
более  низкой  ставке налога на доход или прирост стоимости имущества,
не  должно  пользоваться любыми вычетами или освобождениями от налога,
предоставляемыми  настоящей  Конвенцией.  Таким  образом,  если лицо -
резидент    Великобритании    подпадает    под   действие   каких-либо
инвестиционных   законов   Великобритании,   предусматривающих  в  его
отношении  налогообложение  по  пониженным ставкам или освобождение от
налогообложения,  то  доходы,  выплачиваемые  в  пользу такого лица из
источников   в   Российской   Федерации,  подлежат  налогообложению  в
Российской  Федерации  в соответствии с положениями Налогового кодекса
Российской Федерации.
     Договор   между  Российской  Федерацией  и  Соединенными  Штатами
Америки   об   избежании  двойного  налогообложения  и  предотвращения
уклонения  от  налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал
от  17.06.92 (далее - Договор) содержит статью 20 "Ограничение льгот".
Данная   статья   устанавливает  перечень  видов  лиц,  которые  могут
претендовать на освобождения, предусмотренные нормами Договора.
     В  случае  если  лицо  с  постоянным  местопребыванием  в  США не
соответствует  ни  одному  из  перечисленных  определений,  вы  можете
запросить   лицо,   претендующее   согласно   положениям  Договора  на
освобождение  от  налогообложения в Российской Федерации, предоставить
письменное  подтверждение  о соответствии статусу лица, имеющего право
на  льготы,  предусмотренные  Договором,  (составленное в произвольной
форме) от соответствующего подразделения Internal Revenue Service.

Заместитель директора департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
                                                          А.И. Иванеев
2 ноября 2005 г.
N 03-08-05