ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/330 (Д) Вопрос: ОАО просит разъяснить следующие вопросы: 23 июля 2004 г. в отношении ОАО налоговым органом принято решение о списании половины реструктурированной суммы задолженности по пени и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 4159329,36 руб., 25 мая 2004 г. в отношении ОАО налоговым органом принято решение о списании полностью реструктурированной суммы задолженности по пени и штрафам по налогу на прибыль в сумме 1649411,98 руб, 28 марта 2005 года в отношении ОАО налоговым органом принято решение о списании оставшейся реструктурированной суммы задолженности по пени и штрафам на основании Решения Арбитражного суда по Приморскому по делу N А51-19367/04 от 25.02.2005 года. Просим разъяснить подлежат ли включению в состав доходов при исчислении налога на прибыль организаций суммы списанной до вступления в действие Закона РФ N 58-ФЗ от 06.06.2005 г. задолженности налогоплательщика по пени и штрафам на основании указанных решений налогового органа, если подлежит - то в какой момент? Так же, просим разъяснить, будет ли подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль сумма списанных по решению налогового органа пени и штрафов по реструктурированной задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 12.09.2005 г. N 6-1-22/941 и сообщает следующее. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление) определены порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов. Федеральным законом от 06.06.05 N 58-ФЗ в подпункт 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесено дополнение согласно которому к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации. Статьей 75 Кодекса предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии со статьей 114 Кодекса налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам Кодексом не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса (в редакции Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ). В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ положения, установленные пунктом 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Таким образом, положения абзаца десятого пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ ухудшают положение налогоплательщиков, у которых в 2005 году списывается и (или) уменьшается иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации кредиторская задолженность по уплате пеней и штрафов. Пунктом 1 статьи 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Учитывая изложенное, считаем, что положения Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, вносящие изменения в подпункт 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса и ухудшающие положение налогоплательщиков налога на прибыль организаций в части включения кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам, списанной в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации, в состав доходов, не могут иметь обратной силы и должны применяться в 2005 году в части, не противоречащей пункту 2 статьи 5 Кодекса. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев 2 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/330 |