Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.11.05 03-03-04/1/330


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           2 ноября 2005 г.
                           N 03-03-04/1/330

                                 (Д)


     Вопрос: ОАО просит разъяснить следующие вопросы:
     23 июля 2004 г. в отношении ОАО налоговым органом принято решение
о  списании половины реструктурированной суммы задолженности по пени и
штрафам  по  налогу  на  пользователей  автомобильных  дорог  в  сумме
4159329,36  руб.,  25  мая  2004  г. в отношении ОАО налоговым органом
принято   решение   о  списании  полностью  реструктурированной  суммы
задолженности  по  пени  и  штрафам  по  налогу  на  прибыль  в  сумме
1649411,98  руб,  28 марта 2005 года в отношении ОАО налоговым органом
принято   решение  о  списании  оставшейся  реструктурированной  суммы
задолженности по пени и штрафам на основании Решения Арбитражного суда
по Приморскому по делу N А51-19367/04 от 25.02.2005 года.
     Просим  разъяснить  подлежат  ли  включению  в состав доходов при
исчислении налога на прибыль организаций суммы списанной до вступления
в   действие   Закона  РФ  N  58-ФЗ  от  06.06.2005  г.  задолженности
налогоплательщика  по  пени  и  штрафам на основании указанных решений
налогового органа, если подлежит - то в какой момент?
     Так   же,  просим  разъяснить,  будет  ли  подлежат  включению  в
налоговую  базу  по  налогу  на  прибыль  сумма  списанных  по решению
налогового  органа пени и штрафов по реструктурированной задолженности
по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел  ваше  письмо  от  12.09.2005  г.  N  6-1-22/941 и сообщает
следующее.
     Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 03.09.99 N
1002  "О  порядке  и  сроках  проведения реструктуризации кредиторской
задолженности   юридических   лиц   по   налогам  и  сборам,  а  также
задолженности   по  начисленным  пеням  и  штрафам  перед  федеральным
бюджетом"   (далее   -   Постановление)  определены  порядок  и  сроки
проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц
по  налогам  и  сборам,  а  также задолженности по начисленным пеням и
штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.
Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам
и  сборам,  а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед
федеральным    бюджетом    проводится   путем   поэтапного   погашения
задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов.
     Федеральным  законом  от  06.06.05 N 58-ФЗ в подпункт 21 пункта 1
статьи  251  Налогового  кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
внесено  дополнение  согласно  которому  к доходам, не учитываемым при
налогообложении  прибыли,  относятся  доходы  в виде сумм кредиторской
задолженности  налогоплательщика  по  уплате  налогов  и  сборов перед
бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в
соответствии  с  законодательством Российской Федерации или по решению
Правительства Российской Федерации.
     Статьей   75   Кодекса   предусмотрено,   что   пеней  признается
установленная    настоящей    статьей    денежная    сумма,    которую
налогоплательщик,   плательщик   сборов  или  налоговый  агент  должны
выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том
числе  налогов,  уплачиваемых  в  связи  с  перемещением товаров через
таможенную  границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению
с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     В   соответствии   со  статьей  114  Кодекса  налоговая  санкция,
применяемая  в  виде  денежного  взыскания  (штрафа),  является  мерой
ответственности за совершение налогового правонарушения.
     Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам
Кодексом не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов.
Следовательно,   к   суммам   списанной   кредиторской   задолженности
налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение
подпункта  21  пункта  1  статьи  251 Кодекса (в редакции Федерального
закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
     В  соответствии  с  пунктом  5  статьи  8  Федерального закона от
06.06.2005 N 58-ФЗ положения, установленные пунктом 21 пункта 1 статьи
251  Кодекса, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января
2005 года.
     Таким  образом,  положения  абзаца  десятого  пункта  6  статьи 1
Федерального   закона   от   06.06.2005  N  58-ФЗ  ухудшают  положение
налогоплательщиков,   у  которых  в  2005  году  списывается  и  (или)
уменьшается иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации   или   по   решению   Правительства   Российской  Федерации
кредиторская задолженность по уплате пеней и штрафов.
     Пунктом 1 статьи 5 Кодекса установлено, что акты законодательства
о  налогах  вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со
дня  их  официального  опубликования  и не ранее 1-го числа очередного
налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 5 Кодекса.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства
о  налогах  и  сборах,  устанавливающие  новые  налоги  и (или) сборы,
повышающие  налоговые  ставки,  размеры  сборов,  устанавливающие  или
отягчающие  ответственность  за нарушение законодательства о налогах и
сборах,  устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие
положение  налогоплательщиков  или  плательщиков  сборов, а также иных
участников  отношений,  регулируемых  законодательством  о  налогах  и
сборах, обратной силы не имеют.
     Учитывая  изложенное,  считаем, что положения Федерального закона
от  06.06.2005  N  58-ФЗ,  вносящие  изменения  в подпункт 21 пункта 1
статьи 251 Кодекса и ухудшающие положение налогоплательщиков налога на
прибыль  организаций  в  части  включения  кредиторской  задолженности
налогоплательщика  по  пеням  и  штрафам,  списанной  в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации  или по решению Правительства
Российской Федерации, в состав доходов, не могут иметь обратной силы и
должны  применяться  в  2005  году в части, не противоречащей пункту 2
статьи 5 Кодекса.

Заместитель директора департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
                                                          А.И. Иванеев
2 ноября 2005 г.
N 03-03-04/1/330