О ВЕДОМСТВЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ МИНПРОМЭНЕРГО РОССИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РФ 24 января 2005 г. N 5 (Д) В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" и Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным Минатомом России 11 октября 1999 г. (зарегистрировано Минюстом России 11 ноября 1999 г., регистрационный N 1976), приказываю: 1. Образовать Ведомственный информационно-аналитический центр учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Минпромэнерго России. 2. Утвердить Положение о Ведомственном информационно-аналитическом центре учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Минпромэнерго России согласно Приложению. 3. Назначить начальником Ведомственного информационно-аналитического центра учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Минпромэнерго России начальника отдела производственной безопасности Административного департамента Ю.А. Абрамова. 4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.Г. Реуса. Министр В.Б.ХРИСТЕНКО 24 января 2005 г. N 5 Приложение к Приказу Минпромэнерго России от 24 января 2005 года N 5 ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕДОМСТВЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ МИНПРОМЭНЕРГО РОССИИ I. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Федеральной целевой программой "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 149, и на основании Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1298, а также Положения о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденного 11 октября 1999 г. Министерством Российской Федерации по атомной энергии (зарегистрированного Минюстом России 11 ноября 1999 г., регистрационный N 1976). В настоящем Положении использованы термины и определения, принятые в указанных выше нормативных правовых актах. 2. Настоящее Положение определяет основные задачи и функции Ведомственного информационно-аналитического центра (далее - ВИАЦ) и порядок его взаимодействия с другими звеньями Государственной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО). 3. ВИАЦ создается приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации для информационного, аналитического и других видов обеспечения функционирования на ведомственном уровне системы государственного учета и контроля РВ и РАО в отраслях промышленности и энергетики и осуществляет свою деятельность в соответствии с возложенными на него задачами. II. Основные задачи и функции ВИАЦ 4. На ВИАЦ возлагается выполнение следующих основных задач: выполнение и координация работ по созданию и функционированию системы государственного учета и контроля РВ и РАО на ведомственном уровне; программно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение учета и контроля РВ и РАО на ведомственном уровне, в том числе в организациях, находящихся в ведении Росэнерго и Роспрома (далее - федеральных агентств); формирование данных для государственного кадастра РАО, включающих пункты их хранения и захоронения, загрязненные радионуклидами территории, находящиеся в пределах зон наблюдения подведомственных федеральным агентствам организаций; осуществление взаимодействия с Центральным информационно-аналитическим центром системы государственного учета и контроля РВ и РАО (далее - ЦИАЦ), Минздравсоцразвития России, Ростехнадзором, МПР России, ФСБ России, МВД России, МЧС России. 5. Основными функциями ВИАЦ являются: организация разработки отраслевых нормативных правовых актов по вопросам функционирования и развития системы государственного учета и контроля РВ и РАО и введения их в действие в установленном порядке; сбор информации по РВ и РАО, поступающей от подведомственных федеральным агентствам организаций, в том числе с использованием данных надзорных органов, результатов инвентаризации РВ и РАО в указанных организациях, инспекционных проверок; обработка, обобщение и анализ достоверности поступающей в ВИАЦ информации по учету и контролю РВ и РАО; формирование и ведение баз данных по учету и контролю РВ и РАО; подготовка в установленном порядке данных учета и контроля РВ и РАО и передача их в ЦИАЦ по электронным каналам связи (электронной почте) либо информации на машинных носителях с соблюдением действующих правил по защите информации. Информация передается в виде баз данных, подготовленных с использованием специального программного обеспечения, разработанного ЦИАЦ. При отсутствии в ВИАЦ возможности формирования баз данных он передает электронные копии форм в виде файлов, подготовленных в редакторе MS Word или Open Office Writer; подготовка в установленном порядке информации по учету и контролю РВ и РАО и передача ее в региональные информационно-аналитические центры (далее - РИАЦ) в соответствии с их запросами и с разрешения Минпромэнерго России по электронным каналам связи (электронной почте) либо информации на машинных носителях с соблюдением действующих правил по защите информации; подготовка и представление руководству Минпромэнерго России и федеральных агентств информации о наличии, перемещении и состоянии РВ и РАО в подведомственных им организациях, об их экспорте и импорте с целью информационной поддержки принятия соответствующих решений по обращению с РВ и РАО; подготовка и представление в установленном порядке заинтересованным органам исполнительной власти информации по РВ и РАО; участие в установленном порядке в проведении инспекционных проверок отдельных организаций по вопросам учета и контроля РВ и РАО; осуществление методического руководства и оказание консультационной помощи подведомственным федеральным агентствам организациям по вопросам учета и контроля РВ и РАО; организация обучения специалистов заинтересованных подведомственных федеральным агентствам организаций по вопросам учета и контроля РВ и РАО. III. Организационная структура ВИАЦ и функции его подразделений 6. ВИАЦ состоит из группы управления (создается в Минпромэнерго России) и двух информационно-аналитических групп сбора, обработки и анализа информации по РВ и РАО (создаются в федеральных агентствах). -------------------------- | Группа управления - | | Минпромэнерго России | -------------------------- /\ / | | \/ \/ ------------------------------- ------------------------------- | Информационно-аналитическая | | Информационно-аналитическая | |группа по учету и контролю РВ| |группа по учету и контролю РВ| | и РАО Роспрома | | и РАО Росэнерго | ------------------------------- ------------------------------- 7. Группа управления состоит из начальника ВИАЦ и двух специалистов по учету и контролю РВ и РАО. 8. Основными функциями группы управления являются: координация работы ВИАЦ; разработка и внедрение системы государственного учета и контроля РВ и РАО с учетом структурных особенностей Минпромэнерго России; подготовка отраслевых нормативных документов по вопросам обеспечения учета и контроля РВ и РАО и введение их в действие в установленном порядке; организация мероприятий по сбору информации от организаций, находящихся в ведении федеральных агентств, в соответствии с установленными формами отчетности; обеспечение информационного взаимодействия с другими информационно-аналитическими центрами и организациями в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО на федеральном, региональном и ведомственном уровнях; разработка и формирование предложений по развитию и совершенствованию системы государственного учета и контроля РВ и РАО на ведомственном и других уровнях; создание нормативной правовой и программной технической базы для обеспечения функционирования системы государственного учета и контроля РВ и РАО на ведомственном уровне; координация работы подведомственных федеральным агентствам организаций по вопросам учета и контроля РВ и РАО, организация очередных и внеочередных инвентаризаций РВ и РАО, контроль за соблюдением установленного порядка учета и контроля, формирование предложений по принятию мер в случаях его нарушения; организация методической и консультативной помощи по вопросам учета и контроля РВ и РАО в подведомственных федеральным агентствам организациях, включая организацию обучения специалистов заинтересованных организаций; формирование и представление обобщенной информации по РВ и РАО руководству Минпромэнерго России в соответствии с установленным порядком; передача сводной информации по РВ и РАО в ЦИАЦ. 9. Информационно-аналитическая группа по учету и контролю РВ и РАО состоит из специалистов, владеющих знаниями в области нормативного правового обеспечения и информационно-аналитического сопровождения по учету и контролю РВ и РАО. Количество специалистов определяется руководителем федерального агентства. 10. Основными функциями информационно-аналитической группы по учету и контролю РВ и РАО являются: сбор и обработка данных о РВ и РАО, поступающих от подведомственных федеральным агентствам организаций, в соответствии с установленными формами отчетности; выполнение информационно-аналитических функций; формирование и ведение ведомственных баз данных по РВ (закрытые радиоактивные источники (ЗРИ), открытые радиоактивные источники (ОРИ), транспортный упаковочный комплект (ТУК)), пунктам хранения РВ и лицензиям (разрешениям); формирование и ведение ведомственных баз данных по РАО (твердые радиоактивные отходы (ТРО), жидкие радиоактивные отходы (ЖРО)), пунктам хранения РАО, установкам переработки, выбросам и сбросам радионуклидов, загрязненным радионуклидами территориям и лицензиям (разрешениям); подготовка сводной информации по РВ и РАО с последующей передачей руководству ВИАЦ и, по запросу соответствующего федерального органа исполнительной власти, в РИАЦ; анализ тенденций по размещению, перемещению, накоплению, экспорту, импорту РВ и РАО в подведомственных федеральным агентствам организациях, формирование различных статистических отчетов. IV. Права и обязанности начальника ВИАЦ и специалистов по учету и контролю РВ и РАО 11. ВИАЦ возглавляет начальник, назначаемый Министром промышленности и энергетики Российской Федерации. 12. Начальником ВИАЦ может быть лицо, имеющее высшее техническое образование, владеющее современными информационными технологиями и имеющее стаж работы в области радиационной безопасности и/или учета и контроля РВ и РАО не менее двух лет. 13. Начальник ВИАЦ руководит его деятельностью, выполняя обязанности и используя права, вытекающие из возложенных на ВИАЦ задач и функций, в соответствии с настоящим Положением, ведомственными организационно-распорядительными и нормативными документами и несет полную ответственность за результаты работы ВИАЦ. 14. Начальник ВИАЦ имеет право: получать в установленном порядке от федеральных агентств и от подведомственных федеральным агентствам организаций информацию, необходимую для выполнения своих функций; направлять утвержденные ведомственные нормативные правовые акты по вопросам функционирования и развития системы государственного учета и контроля РВ и РАО федеральным агентствам; подготавливать предложения о проведении плановых и внеплановых инвентаризаций РВ и РАО в подведомственных федеральным агентствам организациях и представлять их руководству федеральных агентств; вести служебную переписку на бланках установленного образца в пределах своей компетенции; организовывать и проводить совещания и семинары по вопросам учета и контроля РВ и РАО; принимать в установленном порядке участие во всероссийских и международных конференциях и совещаниях по вопросам учета и контроля РВ и РАО; вносить на рассмотрение руководства Министерства предложения по совершенствованию структуры ВИАЦ и созданию необходимых условий работы. 15. Начальник ВИАЦ обязан: способствовать качественному и надежному функционированию системы государственного учета и контроля РВ и РАО на ведомственном уровне; организовывать изучение опыта функционирования аналогичных ведомственных информационно-аналитических центров и внедрять современные информационные технологии в систему государственного учета и контроля РВ и РАО на ведомственном уровне; проводить мероприятия по повышению квалификации сотрудников Министерства и федеральных агентств по вопросам учета и контроля РВ и РАО; соблюдать требования действующего законодательства и ведомственных нормативных актов; предоставлять в установленном порядке плановую и отчетную информацию о деятельности ВИАЦ руководству Министерства и в ЦИАЦ; соблюдать правила и нормы охраны труда и техники безопасности. 16. Начальник ВИАЦ несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством за выполнение требований секретности, нераспространение сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну, сохранение конфиденциальности сведений, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудниками центра, и за предоставление недостоверной и/или искаженной информации. 17. Начальнику ВИАЦ подчиняются специалисты группы управления и информационно-аналитических групп по учету и контролю РВ и РАО федеральных агентств. V. Организация учета и контроля РВ и РАО в ВИАЦ 18. Учет и контроль РВ и РАО осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке Госкомстатом России формами статистической отчетности по всем видам радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и рекомендациями по их заполнению. 19. Организации, в зависимости от имеющегося у них на балансе количества РВ и РАО, осуществляют как компьютерный учет и контроль, так и "бумажный" учет по специальным бланкам и учетным формам. Подлинники учетных форм, поступивших от подведомственных федеральным агентствам организаций, хранятся в ВИАЦ не менее 15 лет. 20. С целью обеспечения бесперебойного обмена информацией между органами системы учета и контроля РВ и РАО необходимо использование единого программного обеспечения, разработанного в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО. 21. В случае выявления систематических нарушений со стороны федеральных агентств по срокам и/или достоверности представляемых данных ВИАЦ организует проверки порядка обеспечения учета и контроля РВ и РАО в подведомственных федеральным агентствам организациях. VI. Взаимодействие ВИАЦ с ЦИАЦ 22. ВИАЦ в регламентированные сроки передает в ЦИАЦ следующую информацию по РВ и РАО: - данные первичной инвентаризации по РВ и РАО, поступающие от подведомственных федеральным агентствам организаций; - данные периодической инвентаризации по РВ и РАО, поступающие от подведомственных федеральным агентствам организаций; - оперативную отчетность по РВ и РАО; - формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность). 23. Сроки представления информации: - данные первичной инвентаризации - после ее проведения; - данные периодической инвентаризации - для РВ передаются ежегодно, для РАО - один раз в пять лет; - данные оперативной информации по РВ и РАО - в 10-дневный срок после получения информации от организаций, подведомственных федеральным агентствам; - данные федерального государственного статистического наблюдения по формам N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность) от организаций, подведомственных федеральным агентствам, - до 27 января года, следующего за отчетным; - сводная информация по государственному статистическому наблюдению по формам N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность) руководству ВИАЦ - до 10 февраля года, следующего за отчетным; - обобщенная информация по государственному статистическому наблюдению по формам N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность) в ЦИАЦ - до 3 марта года, следующего за отчетным. |