О ВЕДОМСТВЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ МИНПРОМЭНЕРГО РОССИИ. Приказ. Министерство промышленности и энергетики РФ. 24.01.05 5

Оглавление

       О ВЕДОМСТВЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ УЧЕТА
       И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
                         МИНПРОМЭНЕРГО РОССИИ

                                ПРИКАЗ

             МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РФ

                          24 января 2005 г.
                                 N 5

                                 (Д)


     В  соответствии  со  статьей  22 Федерального закона от 21 ноября
1995  г.  N  170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 11 октября 1997 г. N 1298 "Об
утверждении   Правил  организации  системы  государственного  учета  и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" и Положением о
государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов  в  Российской  Федерации,  утвержденным  Минатомом  России 11
октября  1999  г. (зарегистрировано Минюстом России 11 ноября 1999 г.,
регистрационный N 1976), приказываю:
     1.  Образовать  Ведомственный  информационно-аналитический  центр
учета   и  контроля  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных  отходов
Минпромэнерго России.
     2.        Утвердить        Положение        о       Ведомственном
информационно-аналитическом  центре  учета  и  контроля  радиоактивных
веществ   и   радиоактивных   отходов  Минпромэнерго  России  согласно
Приложению.
     3.          Назначить          начальником         Ведомственного
информационно-аналитического  центра  учета  и  контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов Минпромэнерго России начальника отдела
производственной   безопасности  Административного  департамента  Ю.А.
Абрамова.
     4.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя Министра А.Г. Реуса.

Министр
                                                         В.Б.ХРИСТЕНКО
24 января 2005 г.
N 5


                                                            Приложение

                                        к Приказу Минпромэнерго России
                                                от 24 января 2005 года
                                                                   N 5

                              ПОЛОЖЕНИЕ
       О ВЕДОМСТВЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ УЧЕТА
       И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
                         МИНПРОМЭНЕРГО РОССИИ

                          I. Общие положения

     1.  Настоящее  Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом  от  21  ноября  1995  г.  N  170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии",  Федеральной  целевой  программой  "Ядерная  и  радиационная
безопасность  России"  на 2000 - 2006 гг., утвержденной Постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 22 февраля 2000 г. N 149, и на
основании Правил организации системы государственного учета и контроля
радиоактивных    веществ   и   радиоактивных   отходов,   утвержденных
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 11 октября 1997
г.  N  1298,  а  также  Положения  о  государственном учете и контроле
радиоактивных  веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации,
утвержденного 11 октября 1999 г. Министерством Российской Федерации по
атомной  энергии  (зарегистрированного  Минюстом России 11 ноября 1999
г., регистрационный N 1976).
     В   настоящем   Положении  использованы  термины  и  определения,
принятые в указанных выше нормативных правовых актах.
     2.  Настоящее  Положение  определяет  основные  задачи  и функции
Ведомственного  информационно-аналитического  центра  (далее - ВИАЦ) и
порядок  его взаимодействия с другими звеньями Государственной системы
учета  и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее
- РВ и РАО).
     3.   ВИАЦ   создается   приказом  Министерства  промышленности  и
энергетики  Российской Федерации для информационного, аналитического и
других  видов  обеспечения  функционирования  на  ведомственном уровне
системы  государственного  учета  и  контроля  РВ  и  РАО  в  отраслях
промышленности   и  энергетики  и  осуществляет  свою  деятельность  в
соответствии с возложенными на него задачами.

                  II. Основные задачи и функции ВИАЦ

     4. На ВИАЦ возлагается выполнение следующих основных задач:
     выполнение  и  координация  работ  по созданию и функционированию
системы  государственного  учета  и контроля РВ и РАО на ведомственном
уровне;
     программно-техническое  и информационно-аналитическое обеспечение
учета  и  контроля  РВ  и  РАО  на ведомственном уровне, в том числе в
организациях,  находящихся  в  ведении  Росэнерго  и Роспрома (далее -
федеральных агентств);
     формирование данных для государственного кадастра РАО, включающих
пункты   их   хранения   и  захоронения,  загрязненные  радионуклидами
территории,  находящиеся  в  пределах  зон наблюдения подведомственных
федеральным агентствам организаций;
     осуществление         взаимодействия         с        Центральным
информационно-аналитическим  центром  системы государственного учета и
контроля   РВ  и  РАО  (далее  -  ЦИАЦ),  Минздравсоцразвития  России,
Ростехнадзором, МПР России, ФСБ России, МВД России, МЧС России.
     5. Основными функциями ВИАЦ являются:
     организация  разработки  отраслевых нормативных правовых актов по
вопросам  функционирования и развития системы государственного учета и
контроля РВ и РАО и введения их в действие в установленном порядке;
     сбор  информации  по  РВ  и  РАО, поступающей от подведомственных
федеральным  агентствам  организаций,  в  том  числе  с использованием
данных  надзорных  органов,  результатов  инвентаризации  РВ  и  РАО в
указанных организациях, инспекционных проверок;
     обработка,  обобщение  и  анализ достоверности поступающей в ВИАЦ
информации по учету и контролю РВ и РАО;
     формирование и ведение баз данных по учету и контролю РВ и РАО;
     подготовка  в  установленном порядке данных учета и контроля РВ и
РАО  и  передача  их  в ЦИАЦ по электронным каналам связи (электронной
почте) либо информации на машинных носителях с соблюдением действующих
правил  по защите информации. Информация передается в виде баз данных,
подготовленных с использованием специального программного обеспечения,
разработанного  ЦИАЦ.  При  отсутствии в ВИАЦ возможности формирования
баз   данных  он  передает  электронные  копии  форм  в  виде  файлов,
подготовленных в редакторе MS Word или Open Office Writer;
     подготовка в установленном порядке информации по учету и контролю
РВ  и  РАО  и  передача  ее в региональные информационно-аналитические
центры  (далее  -  РИАЦ)  в соответствии с их запросами и с разрешения
Минпромэнерго  России по электронным каналам связи (электронной почте)
либо информации на машинных носителях с соблюдением действующих правил
по защите информации;
     подготовка  и  представление  руководству  Минпромэнерго России и
федеральных  агентств информации о наличии, перемещении и состоянии РВ
и  РАО  в подведомственных им организациях, об их экспорте и импорте с
целью  информационной  поддержки  принятия  соответствующих решений по
обращению с РВ и РАО;
     подготовка    и    представление    в    установленном    порядке
заинтересованным органам исполнительной власти информации по РВ и РАО;
     участие   в  установленном  порядке  в  проведении  инспекционных
проверок отдельных организаций по вопросам учета и контроля РВ и РАО;
     осуществление     методического     руководства     и    оказание
консультационной   помощи   подведомственным   федеральным  агентствам
организациям по вопросам учета и контроля РВ и РАО;
     организация      обучения      специалистов      заинтересованных
подведомственных  федеральным агентствам организаций по вопросам учета
и контроля РВ и РАО.

            III. Организационная структура ВИАЦ и функции
                          его подразделений

     6.  ВИАЦ  состоит из группы управления (создается в Минпромэнерго
России)  и  двух  информационно-аналитических групп сбора, обработки и
анализа информации по РВ и РАО (создаются в федеральных агентствах).

                    --------------------------
                    |   Группа управления -  |
                    |  Минпромэнерго России  |
                    --------------------------
                         /\             /                         |              |
                         \/             \/
 -------------------------------   -------------------------------
 | Информационно-аналитическая |   | Информационно-аналитическая |
 |группа по учету и контролю РВ|   |группа по учету и контролю РВ|
 |       и РАО Роспрома        |   |       и РАО Росэнерго       |
 -------------------------------   -------------------------------

     7.   Группа   управления   состоит  из  начальника  ВИАЦ  и  двух
специалистов по учету и контролю РВ и РАО.
     8. Основными функциями группы управления являются:
     координация работы ВИАЦ;
     разработка  и внедрение системы государственного учета и контроля
РВ и РАО с учетом структурных особенностей Минпромэнерго России;
     подготовка   отраслевых   нормативных   документов   по  вопросам
обеспечения  учета  и  контроля  РВ  и  РАО и введение их в действие в
установленном порядке;
     организация  мероприятий  по  сбору  информации  от  организаций,
находящихся   в   ведении   федеральных  агентств,  в  соответствии  с
установленными формами отчетности;
     обеспечение     информационного    взаимодействия    с    другими
информационно-аналитическими центрами и организациями в рамках системы
государственного   учета   и   контроля   РВ  и  РАО  на  федеральном,
региональном и ведомственном уровнях;
     разработка    и    формирование   предложений   по   развитию   и
совершенствованию  системы  государственного учета и контроля РВ и РАО
на ведомственном и других уровнях;
     создание  нормативной правовой и программной технической базы для
обеспечения функционирования системы государственного учета и контроля
РВ и РАО на ведомственном уровне;
     координация   работы   подведомственных   федеральным  агентствам
организаций  по  вопросам  учета  и  контроля  РВ  и  РАО, организация
очередных   и  внеочередных  инвентаризаций  РВ  и  РАО,  контроль  за
соблюдением  установленного  порядка  учета  и  контроля, формирование
предложений по принятию мер в случаях его нарушения;
     организация  методической  и  консультативной  помощи по вопросам
учета  и  контроля  РВ и РАО в подведомственных федеральным агентствам
организациях,     включая     организацию     обучения    специалистов
заинтересованных организаций;
     формирование  и  представление  обобщенной информации по РВ и РАО
руководству   Минпромэнерго  России  в  соответствии  с  установленным
порядком;
     передача сводной информации по РВ и РАО в ЦИАЦ.
     9.  Информационно-аналитическая  группа  по учету и контролю РВ и
РАО состоит из специалистов, владеющих знаниями в области нормативного
правового  обеспечения и информационно-аналитического сопровождения по
учету и контролю РВ и РАО.
     Количество  специалистов  определяется руководителем федерального
агентства.
     10.  Основными  функциями  информационно-аналитической  группы по
учету и контролю РВ и РАО являются:
     сбор   и   обработка   данных   о   РВ   и  РАО,  поступающих  от
подведомственных  федеральным агентствам организаций, в соответствии с
установленными формами отчетности;
     выполнение информационно-аналитических функций;
     формирование  и  ведение ведомственных баз данных по РВ (закрытые
радиоактивные источники (ЗРИ), открытые радиоактивные источники (ОРИ),
транспортный  упаковочный  комплект  (ТУК)),  пунктам  хранения  РВ  и
лицензиям (разрешениям);
     формирование  и  ведение ведомственных баз данных по РАО (твердые
радиоактивные   отходы  (ТРО),  жидкие  радиоактивные  отходы  (ЖРО)),
пунктам  хранения  РАО,  установкам  переработки,  выбросам  и сбросам
радионуклидов,  загрязненным  радионуклидами  территориям  и лицензиям
(разрешениям);
     подготовка сводной информации по РВ и РАО с последующей передачей
руководству  ВИАЦ  и,  по запросу соответствующего федерального органа
исполнительной власти, в РИАЦ;
     анализ   тенденций   по   размещению,   перемещению,  накоплению,
экспорту,  импорту  РВ и РАО в подведомственных федеральным агентствам
организациях, формирование различных статистических отчетов.

        IV. Права и обязанности начальника ВИАЦ и специалистов
                     по учету и контролю РВ и РАО

     11.    ВИАЦ    возглавляет   начальник,   назначаемый   Министром
промышленности и энергетики Российской Федерации.
     12.  Начальником ВИАЦ может быть лицо, имеющее высшее техническое
образование,  владеющее  современными  информационными  технологиями и
имеющее  стаж работы в области радиационной безопасности и/или учета и
контроля РВ и РАО не менее двух лет.
     13.   Начальник   ВИАЦ   руководит  его  деятельностью,  выполняя
обязанности и используя права, вытекающие из возложенных на ВИАЦ задач
и  функций,  в  соответствии  с  настоящим  Положением, ведомственными
организационно-распорядительными  и  нормативными  документами и несет
полную ответственность за результаты работы ВИАЦ.
     14. Начальник ВИАЦ имеет право:
     получать  в  установленном  порядке  от федеральных агентств и от
подведомственных   федеральным   агентствам   организаций  информацию,
необходимую для выполнения своих функций;
     направлять  утвержденные  ведомственные нормативные правовые акты
по вопросам функционирования и развития системы государственного учета
и контроля РВ и РАО федеральным агентствам;
     подготавливать  предложения  о  проведении плановых и внеплановых
инвентаризаций  РВ  и  РАО  в  подведомственных федеральным агентствам
организациях и представлять их руководству федеральных агентств;
     вести  служебную  переписку  на  бланках установленного образца в
пределах своей компетенции;
     организовывать и проводить совещания и семинары по вопросам учета
и контроля РВ и РАО;
     принимать  в  установленном  порядке  участие  во всероссийских и
международных  конференциях  и совещаниях по вопросам учета и контроля
РВ и РАО;
     вносить  на  рассмотрение руководства Министерства предложения по
совершенствованию   структуры  ВИАЦ  и  созданию  необходимых  условий
работы.
     15. Начальник ВИАЦ обязан:
     способствовать качественному и надежному функционированию системы
государственного учета и контроля РВ и РАО на ведомственном уровне;
     организовывать   изучение   опыта   функционирования  аналогичных
ведомственных    информационно-аналитических    центров   и   внедрять
современные информационные технологии в систему государственного учета
и контроля РВ и РАО на ведомственном уровне;
     проводить   мероприятия  по  повышению  квалификации  сотрудников
Министерства  и федеральных агентств по вопросам учета и контроля РВ и
РАО;
     соблюдать     требования    действующего    законодательства    и
ведомственных нормативных актов;
     предоставлять   в   установленном  порядке  плановую  и  отчетную
информацию о деятельности ВИАЦ руководству Министерства и в ЦИАЦ;
     соблюдать правила и нормы охраны труда и техники безопасности.
     16.   Начальник   ВИАЦ   несет   персональную  ответственность  в
соответствии  с действующим законодательством за выполнение требований
секретности,  нераспространение сведений, составляющих государственную
и   коммерческую   тайну,   сохранение   конфиденциальности  сведений,
полученных  в  связи с выполнением служебных обязанностей сотрудниками
центра, и за предоставление недостоверной и/или искаженной информации.
     17.  Начальнику  ВИАЦ подчиняются специалисты группы управления и
информационно-аналитических  групп  по  учету  и  контролю  РВ  и  РАО
федеральных агентств.

           V. Организация учета и контроля РВ и РАО в ВИАЦ

     18.  Учет  и  контроль  РВ  и РАО осуществляется в соответствии с
утвержденными  в  установленном  порядке  Госкомстатом  России формами
статистической  отчетности  по  всем  видам  радиоактивных  веществ  и
радиоактивных отходов и рекомендациями по их заполнению.
     19.  Организации,  в  зависимости  от имеющегося у них на балансе
количества  РВ  и  РАО, осуществляют как компьютерный учет и контроль,
так  и  "бумажный"  учет  по  специальным  бланкам  и  учетным формам.
Подлинники  учетных  форм, поступивших от подведомственных федеральным
агентствам организаций, хранятся в ВИАЦ не менее 15 лет.
     20.  С  целью обеспечения бесперебойного обмена информацией между
органами  системы  учета  и контроля РВ и РАО необходимо использование
единого  программного  обеспечения,  разработанного  в  рамках системы
государственного учета и контроля РВ и РАО.
     21.  В  случае  выявления  систематических  нарушений  со стороны
федеральных  агентств  по  срокам  и/или  достоверности представляемых
данных  ВИАЦ  организует проверки порядка обеспечения учета и контроля
РВ и РАО в подведомственных федеральным агентствам организациях.

                    VI. Взаимодействие ВИАЦ с ЦИАЦ

     22.  ВИАЦ  в  регламентированные  сроки передает в ЦИАЦ следующую
информацию по РВ и РАО:
     - данные  первичной  инвентаризации  по  РВ и РАО, поступающие от
подведомственных федеральным агентствам организаций;
     - данные периодической инвентаризации по РВ и РАО, поступающие от
подведомственных федеральным агентствам организаций;
     - оперативную отчетность по РВ и РАО;
     - формы  федерального государственного статистического наблюдения
N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность).
     23. Сроки представления информации:
     - данные первичной инвентаризации - после ее проведения;
     - данные   периодической   инвентаризации  -  для  РВ  передаются
ежегодно, для РАО - один раз в пять лет;
     - данные  оперативной  информации по РВ и РАО - в 10-дневный срок
после    получения   информации   от   организаций,   подведомственных
федеральным агентствам;
     - данные федерального государственного статистического наблюдения
по  формам  N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность)
от  организаций,  подведомственных  федеральным  агентствам,  -  до 27
января года, следующего за отчетным;
     - сводная    информация   по   государственному   статистическому
наблюдению  по  формам  N  2-тп  (радиоактивные  вещества)  и  N  2-тп
(радиоактивность) руководству ВИАЦ - до 10 февраля года, следующего за
отчетным;
     - обобщенная   информация   по  государственному  статистическому
наблюдению  по  формам  N  2-тп  (радиоактивные  вещества)  и  N  2-тп
(радиоактивность) в ЦИАЦ - до 3 марта года, следующего за отчетным.
Оглавление