МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗДЕЛЕНИЮ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ. Рекомендации. Федеральная антимонопольная служба. --.--.--

Оглавление

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО РАЗДЕЛЕНИЮ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ
                          ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА




                                 (Д)


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                            ФАС России

                               Введение

     Настоящий  документ  -  Методические  рекомендации  по разделению
видов  деятельности субъектами электроэнергетики - подготовлен Рабочей
группой  по  разделению  естественно-монопольных  и конкурентных видов
деятельности   в  электроэнергетике  при  Федеральной  антимонопольной
службе, в состав которой вошли представители:
     - Федеральной антимонопольной службы;
     - Министерства регионального развития Российской Федерации;
     - ОАО РАО "ЕЭС России";
     - Российской ассоциации "Коммунальная энергетика".

                            Цель документа

     Указанные   Методические   рекомендации   разработаны   с   целью
методического   обеспечения   разделения   естественно-монопольных   и
потенциально     конкурентных     видов     деятельности    субъектами
электроэнергетики.
     Документ в первую очередь предназначен для следующей аудитории:
     1.  Субъекты  электроэнергетики.  Здесь  и  далее  под  субъектом
электроэнергетики  понимается предприятие, осуществляющее одновременно
монопольные  (передача  электроэнергии,  диспетчерское  управление)  и
потенциально  конкурентные  (производство,  реализация электроэнергии)
виды  деятельности  в сфере электроэнергетики. К таким предприятиям, в
частности,  относятся энергоснабжающие организации (ЭСО) и потребители
электроэнергии,  имеющие  субабонентов.  Отдельно  рассмотрены случаи,
когда   субъекты   электроэнергетики,   помимо   перечисленных   видов
деятельности, осуществляют производство электроэнергии.
     2.    Федеральные   органы   власти,   а   именно,   Министерство
регионального   развития  РФ  и  Федеральная  антимонопольная  служба,
которые  несут  ответственность  за  организацию и контроль выполнения
законодательства, в частности, Федерального закона от 26.03.03 N 36-ФЗ
"Об   особенностях  функционирования  электроэнергетики  в  переходный
период  и  о  внесении  изменений  в  некоторые  законодательные  акты
Российской   Федерации   и   признании   утратившими   силу  некоторых
законодательных   актов  Российской  Федерации  в  связи  с  принятием
Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон о переходном
периоде), требующего разделения видов деятельности.
     3.  Муниципальные и региональные органы власти как органы власти,
отвечающие  за  жизнеобеспечение территорий, и собственники имущества,
переданного в управление унитарным предприятиям энергетики.
     4.  ОАО  РАО  "ЕЭС  России"  и его дочерние общества как основные
поставщики субъектов электроэнергетики.

                         Структура документа

     Структура   документа   разработана  с  целью  его  практического
использования субъектами электроэнергетики в процессе разделения видов
деятельности.
     В  разделе  1  дано  описание основных положений законодательного
запрета  на  совмещение  естественно-монопольных  и конкурентных видов
деятельности  субъектами  электроэнергетики.  Его  цель  -  донести до
субъектов  электроэнергетики  суть ст. 6 Закона о переходном периоде и
последствия невыполнения ее требований.
     Раздел  2  посвящен  сравнительному  анализу  различных вариантов
разделения  видов  деятельности.  Раздел  поможет  принять оптимальное
решение при выборе способа разделения видов деятельности.
     В  разделе  3  подробно рассмотрены наиболее сложные практические
этапы   реализации   разделения  видов  деятельности:  лицензирование,
составление   разделительного   баланса,   получение  тарифа,  перевод
персонала, урегулирование задолженностей и др.
     В  основном  тексте  документа максимально используются ссылки на
приложения,   в   которые   вынесены  выдержки  из  законов,  описания
организационных процедур и другие детали.
     Приложение    1    содержит    основные    нормы,    составляющие
законодательную основу реорганизации предприятий в соответствии со ст.
6   Закона   о   переходном   периоде.  Приводятся  нормативные  акты,
регламентирующие   процесс   ценообразования,   нормативная   база  по
приватизации  через акционирование, по концессии (как нового подхода к
распоряжению   государственным   имуществом)   и   др.   Также  даются
комментарии к отдельным положениям нормативных актов.
     Приложение   2   содержит   детальное   описание  возможных  схем
разделения  видов  деятельности  (подробные  планы-графики  проводимых
мероприятий,  последовательность  и  продолжительность  мероприятий) в
соответствии с действующим законодательством.
     В  Приложении  3  приводятся  примеры  реализации выбора варианта
разделения   видов   деятельности  в  соответствии  с  рекомендациями,
предложенными в разделе 2.
     В Приложении 4 приводятся все необходимые нормативные материалы и
планы-графики  работ для обеспечения процесса подготовки, формирования
и   утверждения   разделительного   реорганизуемого  и  вступительного
балансов создаваемых юридических лиц.
     Список используемых терминов и сокращений содержится в Приложении
5.

       Целевое состояние розничных рынков электрической энергии

     Эффективная  организация  розничных рынков имеет большое значение
для  функционирования и развития электроэнергетической отрасли. Именно
ради  конечного  потребителя  осуществляются  производство  и передача
электрической  энергии.  Розничные  потребители, в свою очередь, будут
формировать  основной  финансовый  поток  в отрасли. Поэтому в целевой
модели  важно  создание  эффективной  и  прозрачной системы отношений,
формирование  правового  поля  для реальной конкуренции среди сбытовых
компаний на розничных рынках.
     Субъектами розничных рынков в целевой модели будут являться:
     - потребители электрической энергии;
     - энергосбытовые (энергоснабжающие) организации;
     - гарантирующие поставщики (ГП);
     - территориальные  сетевые  организации, осуществляющие услуги по
передаче электрической энергии;
     - производители   электрической   энергии,   не   соответствующие
требованиям оптового рынка;
     - системный  оператор  в  пределах  Единой энергетической системы
России;
     - субъекты  оперативно-диспетчерского  управления в изолированных
энергетических системах.
     Важную  роль будут играть гарантирующие поставщики. Гарантирующий
поставщик  электрической энергии - коммерческая организация, обязанная
в   соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом  или  добровольно
принятыми     обязательствами    заключить    договор    купли-продажи
электрической  энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с
лицом,  действующим  от  имени  и  в  интересах потребителя и желающим
приобрести  электрическую  энергию  (статья  3  Федерального закона от
26.03.03 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
     Требованиями  к  деятельности гарантирующих поставщиков являются:
покупка   электроэнергии   на   оптовом   рынке   и,   как  следствие,
удовлетворение всем требованиям участника оптового рынка электрической
энергии  (мощности),  наличие  инфраструктуры  для управления системой
розничного  сбыта, наличие необходимой величины собственного капитала,
ежемесячный мониторинг финансового состояния.
     На   розничном   рынке   будет   действовать  большое  количество
потребителей,    обслуживаемых    энергосбытовыми    компаниями    или
гарантирующими  поставщиками.  Энергосбытовые компании и гарантирующие
поставщики будут конкурировать между собой за потребителя.
     Деятельность  гарантирующих  поставщиков  (в  части  установления
сбытовой  надбавки  гарантирующего  поставщика)  и сетевых компаний (в
части  установления  тарифов  на передачу электрической энергии) будет
регулироваться  государством. Потребитель, независимо от того, к сетям
какой   сетевой   организации   подсоединено   его   энергопринимающее
оборудование,  сможет выбрать любую сбытовую компанию, функционирующую
в  данном  субъекте Российской Федерации. Взаимоотношения потребителя,
сетевой и энергосбытовой компаний будут регулироваться:
     - Правилами   функционирования   розничных  рынков  электрической
энергии в переходный период реформирования электроэнергетики;
     - Правилами   заключения  и  исполнения  публичных  договоров  на
оптовом и розничных рынках электрической энергии;
     - Правилами  недискриминационного  доступа  к услугам по передаче
электрической энергии и оказания этих услуг;
     - Правилами   технологического   присоединения  энергопринимающих
устройств  (энергетических  установок)  юридических и физических лиц к
электрическим сетям.
     В   процессе  переходного  периода  будет  отработана  технология
перехода  потребителей  от  одной  энергосбытовой  компании  к другой,
включающая отлаженные основные процессы:
     - взаимное   информирование   энергосбытовой   компании,  сетевой
организации и гарантирующего поставщика о переходе потребителя;
     - урегулирование  энергосбытовыми  компаниями  участия  в оптовом
рынке электроэнергии по новым объемам потребления;
     - согласование   способов   коммерческого   учета   при  переходе
потребителя;
     - отработанная   процедура   подхвата  гарантирующим  поставщиком
потребителей от энергосбытовых компаний.
     Формировать   технологическую   инфраструктуру  розничного  рынка
преимущественно  будут  территориальные сетевые организации. Они будут
осуществлять  передачу  электрической энергии и регулировать отношения
по  предоставлению  межсистемных электрических связей с иными сетевыми
компаниями,  имеющими технологическое присоединение к их электрическим
сетям.
     Также  элементом  технологической инфраструктуры розничного рынка
конкретного  субъекта Федерации будет ОАО "ФСК ЕЭС" в том случае, если
к  его  сетям  будет присоединен потребитель, покупающий электрическую
энергию на розничном рынке.
     Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче
электрической  энергии  на  розничных  рынках  будет  осуществляться в
порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа.
     Цены   на   электрическую   энергию,   поставляемую  потребителям
электрической  энергии  энергосбытовыми  компаниями, будут свободными.
Исключение  составит продажа электрической энергии населению в объемах
социальной  нормы  (часть  цены,  складывающейся  в  секторе свободной
торговли,  будет  транслироваться  на  конечных  потребителей, в т.ч.,
возможно,  и в пределах социальной нормы). Однако в свободной конечной
цене    электроэнергии   регулируемыми   останутся   стоимость   услуг
гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка), стоимость услуг сетевых
организаций, тарифы на услуги по организации функционирования торговой
системы оптового рынка электрической энергии (мощности), цены (тарифы)
на    услуги   по   обеспечению   системной   надежности,   плата   за
технологическое присоединение к электрическим сетям.
     Формула  цены на электрическую энергию, поставляемую потребителям
электрической  энергии гарантирующими поставщиками, будет прозрачной и
состоять из следующих элементов:
     - свободная цена покупки на оптовом рынке;
     - регулируемая  сбытовая надбавка (стоимость услуг гарантирующего
поставщика);
     - тарифы  на  услуги  сетевых  организаций,  тарифы  на услуги по
организации   функционирования   торговой   системы   оптового   рынка
электрической энергии (мощности);
     - цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.
     Конечная  цена поставки потребителям будет колебаться синхронно с
ценой    оптового    рынка    или   задаваться   условиями   договоров
энергоснабжения (купли-продажи). Внутри периода (например, один месяц)
конечная  цена может быть стабильна, и все отклонения плановой цены от
фактической будут учтены в следующем периоде.
     Электрическая  энергия населению в объемах социальной нормы будет
продаваться  энергосбытовыми  компаниями и гарантирующими поставщиками
по исключительной регулируемой цене.
     Цены,   по   которым   энергосбытовые  компании  и  гарантирующие
поставщики  будут покупать электрическую энергию (мощность) на оптовом
рынке   электрической   энергии   (мощности),   скорее   всего,  будут
определяться  теми  договорами,  которые на тот момент будут заключены
энергосбытовыми  компаниями.  Энергосбытовые  компании,  гарантирующий
поставщик  смогут  заключать  двухсторонние  договоры на оптовом рынке
электрической энергии (мощности).
     При   отклонении   фактического   объема  потребления  от  объема
потребления, запланированного на рынке на сутки вперед, энергосбытовые
компании  и гарантирующие поставщики будут участвовать в балансирующем
рынке.   На   розничный   рынок  электрической  энергии  гарантирующий
поставщик   будет   транслировать   только  стоимость  отклонений,  не
превышающих нормативный уровень.
     Потребитель  будет  свободен  в  выборе  контрагента  по договору
купли-продажи,   договору   поставки  электрической  энергии.  Сетевая
организация не вправе будет отказать потребителю в заключении договора
оказания  услуг  по  передаче  электрической  энергии  по  основаниям,
связанным    с    выбором    потребителем   определенного   поставщика
электрической энергии.
     Договор,  заключаемый  гарантирующим  поставщиком  с потребителем
электрической энергии, будет публичным.
     Договором   купли-продажи   и  договором  поставки  электрической
энергии  может  быть  предусмотрена  обязанность  поставщика заключить
договор  оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям
с  сетевой организацией от имени потребителя или от своего имени, но в
интересах потребителя.
     В   соответствии   с   Правилами   недискриминационного  доступа,
Правилами оптового рынка и Правилами функционирования розничных рынков
для   расторжения   договора  купли-продажи  потребитель  и  поставщик
электрической  энергии  должны будут заблаговременно уведомить сетевую
организацию о своем намерении расторгнуть договор.
     Правительство будет определять группы потребителей гарантирующего
поставщика, в отношении которых может предусматриваться особый порядок
обеспечения  обязательств  по  оплате электрической энергии. Бюджетное
законодательство  Российской  Федерации будет содержать перечень таких
потребителей,  способы  обеспечения  обязательств  по оплате, срок, на
который    указанным    потребителям    предоставляется    обеспечение
обязательств,   порядок  безусловного  возмещения  убытков,  вызванных
неисполнением обязательств по оплате электрической энергии.
     Таким  образом,  для  эффективной  работы энергосбытовая компания
должна:
     - предлагать потребителю различные тарифные планы;
     - предоставлять конкурентные условия расчетов;
     - использовать оптимальную систему выставления счетов;
     - качественно  представлять  интересы  потребителя в отношениях с
сетевыми     организациями,    системным    оператором    и    другими
инфраструктурными организациями.

           1. Законодательное ограничение и его последствия

                1.1. Запрет на совмещение монопольных
                  и конкурентных видов деятельности

     Запрет      на      совмещение      естественно-монопольных     и
потенциально-конкурентных   видов   деятельности  в  электроэнергетике
установлен статьей 6 Закона о переходном периоде.
     Согласно  указанной статье с 1 апреля 2006 г. юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по
передаче  электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению
в  электроэнергетике  с  деятельностью по производству и купле-продаже
электроэнергии.
     С    даты    окончания    переходного    периода   реформирования
электроэнергетики  группам лиц и аффилированным лицам в границах одной
ценовой  зоны  оптового  рынка  запрещается совмещение деятельности по
передаче  электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению
в  электроэнергетике  с  деятельностью по производству и купле-продаже
электроэнергии.
     Таким образом, запрещается совмещать следующие виды деятельности:
     - деятельность  по  передаче электрической энергии и деятельность
по купле-продаже электроэнергии;
     - деятельность  по  передаче электрической энергии и деятельность
по производству электроэнергии;
     - деятельность по передаче электрической энергии, деятельность по
оперативно-диспетчерскому    управлению    в    электроэнергетике    и
деятельность по производству электроэнергии;
     - деятельность по передаче электрической энергии, деятельность по
оперативно-диспетчерскому    управлению    в    электроэнергетике    и
деятельность по купле-продаже электроэнергии;
     - деятельность    по   оперативно-диспетчерскому   управлению   в
электроэнергетике и деятельность по производству электроэнергии;
     - деятельность    по   оперативно-диспетчерскому   управлению   в
электроэнергетике и деятельность по купле-продаже электроэнергии.
     Разрешается совмещать следующие виды деятельности:
     - деятельность  по  передаче электрической энергии и деятельность
по    оперативно-диспетчерскому    управлению    в   электроэнергетике
(естественно-монопольные виды деятельности);
     - деятельность    по   производству   электрической   энергии   и
деятельность      по      купле-продаже      электрической     энергии
(потенциально-конкурентные виды деятельности).
     Под  деятельностью  по  передаче  электрической  энергии  следует
понимать  комплекс организационно и технологически связанных действий,
обеспечивающих   передачу   электрической  энергии  через  технические
устройства  электрических  сетей  независимо  от  того, заключаются ли
лицом,  эксплуатирующим  объекты  электросетевого  хозяйства, договоры
оказания  услуг  по  передаче  электрической энергии или нет. При этом
следует  учитывать,  что  осуществление  данного  вида  деятельности в
настоящее  время  не требует получения соответствующей лицензии. Таким
образом,  определяющим  для  данного вида деятельности следует считать
факт эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
     Под   деятельностью  по  оперативно-диспетчерскому  управлению  в
электроэнергетике   понимается   комплекс   мер  по  централизованному
управлению  технологическими  режимами  работы  технических  устройств
электростанций,  электрических сетей и энергопринимающего оборудования
потребителей    электрической   энергии   с   управляемой   нагрузкой,
осуществляемых   в   целях  обеспечения  надежного  энергоснабжения  и
качества    электрической    энергии,    соответствующих   техническим
регламентам  и иным обязательным требованиям. Оперативно-диспетчерское
управление  в  электроэнергетике  вправе осуществлять только Системный
оператор  (ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС") и лица, определенные Правительством РФ (в
настоящее время соответствующий акт Правительства РФ разрабатывается).
     Под  деятельностью  по производству электрической энергии следует
понимать  деятельность  по  эксплуатации  любых  видов оборудования по
производству  электрической  энергии независимо от того, подключено ли
данное   оборудование  к  Единой  энергетической  системе  России  или
эксплуатируется в условиях изолированности.
     Под  деятельностью по купле-продаже электрической энергии следует
понимать  заключение  и  исполнение сделок по реализации произведенной
или  приобретенной  электрической  энергии как самостоятельного товара
или в совокупности с услугами по передаче электроэнергии.

                  1.2. Запрет на владение имуществом

     В  целях  обеспечения  реализации указанных требований с 1 апреля
2006 г. также не допускается одновременно иметь на праве собственности
или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество,
непосредственно   используемое   при   осуществлении  деятельности  по
передаче  электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению
в  электроэнергетике,  и  имущество,  непосредственно используемое при
осуществлении    деятельности    по   производству   и   купле-продаже
электрической энергии.
     Таким   образом,   запрещается   одновременно   иметь   на  праве
собственности и иных законных правах:
     - объекты  электросетевого хозяйства и имущество, непосредственно
используемое   при   осуществлении   деятельности   по   купле-продаже
электрической энергии;
     - объекты    электросетевого    хозяйства   и   оборудование   по
производству электрической энергии;
     - объекты        электросетевого        хозяйства,       средства
оперативно-диспетчерского  управления  и  оборудование по производству
электрической энергии;
     - объекты        электросетевого        хозяйства,       средства
оперативно-диспетчерского   управления  и  имущество,  непосредственно
используемое   при   осуществлении   деятельности   по   купле-продаже
электрической энергии;
     - средства оперативно-диспетчерского управления и оборудование по
производству электрической энергии;
     - средства   оперативно-диспетчерского  управления  и  имущество,
непосредственно   используемое   при   осуществлении  деятельности  по
купле-продаже электрической энергии.
     Разрешается  одновременно  иметь  на  праве  собственности и иных
законных правах:
     - объекты      электросетевого      хозяйства      и     средства
оперативно-диспетчерского управления;
     - оборудование по производству электрической энергии и имущество,
непосредственно   используемое   при   осуществлении  деятельности  по
купле-продаже электрической энергии.
     Таким  образом,  в  течение  переходного  периода  реформирования
электроэнергетики  запрещается  одному юридическому (физическому) лицу
иметь  на  праве  собственности  и  ином  законном  основании (аренда,
управление  и др.), в частности, электросетевое имущество и имущество,
непосредственно   используемое   при   осуществлении  деятельности  по
купле-продаже  электрической энергии. По окончании переходного периода
запрещается   владение,   распоряжение   и/или  пользование  указанным
имуществом группой лиц или аффилированными лицами, т.е. должно быть не
только разделено имущество между различными юридическими (физическими)
лицами, но и ликвидированы аффилированность, признаки группы лиц между
ними.

                     1.3. Исключения из запретов

     Оба указанных запрета не распространяются:
     - на  хозяйствующие  субъекты,  функционирующие  в технологически
изолированных   территориальных   электроэнергетических   системах,  в
условиях отсутствия или ограничения конкуренции;
     - хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче
электрической   энергии   и   оперативно-диспетчерскому  управлению  в
электроэнергетике   исключительно   для   удовлетворения   собственных
производственных нужд;
     - территориальные  сетевые  организации  -  в  случае,  если им в
порядке,    установленном    ст.    38    Федерального    закона   "Об
электроэнергетике",    присвоен   статус   гарантирующего   поставщика
электрической энергии.
     Перечень     технологически     изолированных     территориальных
электроэнергетических   систем,   которые   функционируют  в  условиях
отсутствия   или  ограничения  конкуренции,  утвержден  Постановлением
Правительства   РФ   от   27.12.04   N   854  "Об  утверждении  Правил
оперативно-диспетчерского  управления  в  электроэнергетике". При этом
необходимо  отметить,  что  в  ряде регионов существуют технологически
изолированные     электроэнергетические    системы    (соответствующие
критериям,   изложенным   в  п.  64  Правил  оперативно-диспетчерского
управления   в   электроэнергетике,   утвержденных  Постановлением  от
27.12.04  N  854), которые при этом не включены в Перечень. ФАС России
считает,  что  на  хозяйствующие  субъекты,  функционирующие  в  таких
технологически  изолированных  электроэнергетических  системах, должно
распространяться  действие  исключения  из  требования  ст. 6 Закона о
переходном периоде о необходимости разделения по видам деятельности. В
этих  целях ФАС России предложил Правительству РФ дополнить Перечень в
т.ч. "малыми" энергосистемами, не имеющими технологической связи с ЕЭС
России.
     Под  хозяйствующими  субъектами,  осуществляющими деятельность по
передаче  электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению
в   электроэнергетике  исключительно  для  удовлетворения  собственных
производственных нужд, понимаются:
     - лица,   эксплуатирующие   электрические   сети,  к  которым  не
присоединены энергопринимающие устройства или энергетические установки
(в  т.ч. электрические сети), принадлежащие на праве собственности или
ином законном основании иным лицам;
     - лица,  имеющие  средства  оперативно-диспетчерского управления,
используемые  исключительно  для  управления технологическими режимами
работы принадлежащих им объектов энергетического хозяйства.
     Исключения   из  установленных  в  законодательстве  запретов  на
совмещение   видов  деятельности  в  электроэнергетике  применяются  к
перечисленным  лицам  только  в  части того вида деятельности, который
осуществляется ими для собственных производственных нужд. В результате
лица,  осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и
оперативно-диспетчерскому  управлению  для собственных нужд, не вправе
совмещать  деятельность  по производству (купле-продаже) электрической
энергии   с  осуществляемой  в  виде  оказания  услуг  иным  субъектам
деятельностью  по оперативно-диспетчерскому управлению и деятельностью
по передаче электрической энергии.
     Территориальной   сетевой   организацией   является  коммерческая
организация,  оказывающая  услуги  по передаче электрической энергии с
использованием  объектов  электросетевого  хозяйства, не относящихся к
единой  национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС). Таким
образом,  территориальной  сетевой  организацией  является  только  та
сетевая  организация, которая не эксплуатирует объекты электросетевого
хозяйства,  входящие  в  ЕНЭС.  Критерии  таких  объектов  установлены
Постановлением  Правительства  РФ  от  21.12.01  N  881  "О  критериях
отнесения    магистральных    линий    электропередачи    и   объектов
электросетевого   хозяйства  к  единой  национальной  (общероссийской)
электрической   сети".   Порядок   отнесения  таких  объектов  к  ЕНЭС
установлен  Постановлением  Правительства  РФ  от  28.10.03  N 648 "Об
утверждении  Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства
к  единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении
реестра   объектов   электросетевого   хозяйства,  входящих  в  единую
национальную   (общероссийскую)   электрическую  сеть".  Гарантирующий
поставщик  электрической энергии - коммерческая организация, обязанная
заключить   договор   купли-продажи   электрической  энергии  с  любым
обратившимся  к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и
в  интересах  потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
Так  как  ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" вступает в
силу   только   после  окончания  переходного  периода  реформирования
электроэнергетики,  то  совмещать  виды  деятельности вправе только те
гарантирующие   поставщики,   которые   получат  данный  статус  после
вступления в силу целевых правил оптового рынка.

            1.4. Последствия совмещения видов деятельности

     Хозяйствующие  субъекты, не обеспечившие выполнение установленных
требований  о  разделении  видов  деятельности  до  1  апреля 2006 г.,
подлежат   принудительной   реорганизации   в   форме  разделения  или
выделения.
     В   случае   принудительной   реорганизации  акционерных  обществ
предусматривается    распределение   акций   создаваемых   при   такой
реорганизации  акционерных  обществ  среди  акционеров  реорганизуемых
обществ  пропорционально  их  доле в уставных капиталах реорганизуемых
обществ.
     Принудительная   реорганизация   будет  осуществляться  по  искам
уполномоченного  Правительством  РФ  органом  власти.  В  случае, если
хозяйствующие  субъекты  не  выполнят  решение суда о разделении видов
деятельности,   принудительное   исполнение  судебного  решения  будет
осуществляться   внешним   управляющим   в   соответствии  со  ст.  57
Гражданского кодекса РФ.
     Субъекты,   совмещающие  виды  деятельности,  могут  не  получить
лицензию   на  осуществление  деятельности  по  продаже  электрической
энергии   гражданам,   или   действие   такой   лицензии   может  быть
приостановлено,     так    как    соблюдение    законодательства    об
электроэнергетике   является  одним  из  лицензионных  требований  при
осуществлении данного вида деятельности.

             2. Выбор схемы разделения видов деятельности

      2.1. Возможные варианты схем разделения видов деятельности

     Для приведения энергетической компании в соответствие с Законом о
переходном периоде достаточно юридически обособить сбытовую функцию (и
активы,  относящиеся к ней) от сетевой функции (и активов, относящихся
к   ней).   Поскольку   наиболее  длительным  и  трудоемким  процессом
разделения   видов   деятельности   является  переоформление  активов,
целесообразно  оставлять  деятельность  по  передаче  электроэнергии и
активы,  относящиеся  к  ней,  в  исходном  предприятии  и  обособлять
энергосбытовую  деятельность. При этом перевод имущества, относящегося
к   энергосбытовой  деятельности,  не  является  обязательным  в  силу
отсутствия  технологической специфики такого имущества. В соответствии
с  действующим  законодательством  и  с  учетом  целей  реформирования
электроэнергетики  наиболее  приемлемым представляется выбор одного из
следующих вариантов разделения видов деятельности <*>:
     1)  передача субъектом электроэнергетики энергосбытовой функции в
пользу сторонней энергосбытовой организации;
     2) реорганизация субъекта электроэнергетики в форме выделения;
     3) учреждение субъектом электроэнергетики дочерней энергосбытовой
компании.
--------------------------------
     <*>    В   настоящем   документе   не   рассматривается   вариант
акционирования  МУП/ГУП  перед  разделением  видов  деятельности.  Это
связано  с  тем,  что  продолжительность  процедуры  акционирования не
позволит  завершить  разделение видов деятельности до 1 апреля 2006 г.
Акционирование   каждого   из   создаваемых   предприятий  может  быть
реализовано после разделения.

     Предложенные  варианты будут иметь различные схемы реализации <*>
для  разных  организационно-правовых  форм  субъекта электроэнергетики
(МУП/ГУП,  ООО  или  ОАО).  Организационно-правовая  форма может также
влиять   и   на  выбор  одного  из  трех  вариантов  разделения  видов
деятельности,  что  дополнительно  рассмотрено в разделе 2.2 (Подход к
выбору схемы).
--------------------------------
     <*>    Более   подробно   шаги   реализации   схем   для   каждой
организационно-правовой формы приводятся в Приложении 1.

     Рассмотрим  основные отличия различных вариантов разделения видов
деятельности.
     2.1.1. Передача энергосбытовой функции
     Передача  энергосбытовой  функции предполагает передачу сторонней
организации  функций  по  ведению  договоров  с потребителями, покупке
электроэнергии   и  сбору  платежей  с  потребителей  за  поставляемую
электроэнергию. Необходимым условием данного варианта разделения видов
деятельности  является наличие организации, готовой и заинтересованной
принимать   на   себя   функции  купли-продажи  электроэнергии.  Такой
организацией может выступать любая энергосбытовая компания, отвечающая
требованиям  Постановления  Правительства  РФ  от  06.05.05  N 291 "Об
утверждении   Положения   о  лицензировании  деятельности  по  продаже
электроэнергии гражданам".
     В  большинстве  случаев  вариант  передачи энергосбытовой функции
требует наименьшего времени для реализации.
     Ниже    схематически    представлены    изменения   в   структуре
собственности  при  разделении  видов  деятельности  в  форме передачи
сбытовой функции.

----------------------------------------------------------------------
| -------------------     -------------------   -------------------  |
| |   Собственник   |     |   Собственник   |   |Иной собственник |  |
| -------------------     -------------------   -------------------  |
|          |                       |                     |           |
| Участие в капитале ---> Участие в капитале    Участие в капитале   |
|          |                       |                     |           |
|          \/                      \/                    \/          |
| -------------------     -------------------   -------------------  |
| |    Субъект      |     |     Субъект     |   |    Сторонняя    |  |
| |электроэнергетики|     |электроэнергетики|   | энергосбытовая  |  |
| -------------------     |(территориальная |   |   организация   |  |
|    Осуществление        |     сетевая     |   -------------------  |
| передачи и продажи      |  организация)   |  Осуществление продажи |
|   электроэнергии        -------------------  электроэнергии, сбора |
|                            Осуществление           платежей        |
|                              передачи                              |
|                           электроэнергии                           |
----------------------------------------------------------------------

              Рис. 1. Изменение структуры собственности
                    при передаче сбытовой функции

     2.1.2. Реорганизация в форме выделения
     Реорганизация   в   форме  выделения  энергосбытовой  организации
предполагает  создание  нового  предприятия,  к  которому перейдут все
права     и    обязательства    сбытового    подразделения    субъекта
электроэнергетики.  Для  этого  в соответствии с законодательством <*>
должен   быть   сформирован   разделительный   баланс  реорганизуемого
предприятия,   отражающий  распределение  прав  и  обязательств  между
реорганизуемым  и  выделяемым  предприятиями.  Права  и  обязательства
распределяются    между    компаниями,    образуемыми   в   результате
реорганизации, в соответствии с технологическим принципом. Это значит,
что  на  балансе  электросетевой компании остаются активы, необходимые
для  обеспечения  деятельности  по  бесперебойной  и надежной передаче
электроэнергии, а сбытовая организация получает имущество, необходимое
для выполнения функций по поставке электроэнергии.
--------------------------------
     <*>   Подробнее   об  обосновании  необходимости  разделительного
баланса см. в Приложении 3.

     При рассмотрении данного варианта необходимо учитывать следующее:
     - для    составления    разделительного    баланса    потребуется
государственная регистрация имущества, если она еще не завершена;
     - в   процессе   реорганизации   потребуется   перевод  сбытового
персонала во вновь созданное предприятие;
     - до  реорганизации  потребуется  проработка  вопросов разделения
видов  деятельности  со  всеми  сторонами, которые могут приостановить
реорганизацию,   -  кредиторами  и  акционерами  (в  случае  ОАО)  или
участниками (в случае ООО);
     - при  учреждении потребуется получение всех необходимых лицензий
создаваемым предприятием.
     Также  следует  отметить, что при реорганизации в форме выделения
правопреемником  по договорам энергоснабжения и покупки электроэнергии
становится  создаваемое  энергосбытовое предприятие. То есть процедура
переоформления  договоров  энергоснабжения/поставки, а также договоров
покупки   электроэнергии   при   реорганизации  проще,  чем  при  иных
рассматриваемых вариантах разделения видов деятельности.
     Ниже    схематически    представлены    изменения   в   структуре
собственности  при  разделении  видов  деятельности  в форме выделения
сбытовой компании.

-----------------------------------------------------------------------------
| -------------------              -------------------                      |
| |   Собственник   |              |   Собственник   |                      |
| -------------------              -------------------                      |
|          |                                |                               |
|          |                   ----------------------------                 |
| Участие в капитале --------> |   Участие в капитале     |                 |
|          |                   |                          |                 |
|          \/                  \/                         \/                |
| ------------------- -------------------                 ----------------  |
| |     Субъект     | |Субъект          | Передача в ходе |Энергосбытовая|  |
| |электроэнергетики| |электроэнергетики|  реорганизации  |   компания   |  |
| ------------------- |(территориальная |-  дебиторской ->----------------  |
|    Осуществление    |сетевая          | и кредиторской   Осуществление    |
| передачи и продажи  |организация)     | задолженностей      продажи       |
|   электроэнергии    -------------------                  электроэнергии,  |
|                     Осуществление                        сбора платежей   |
|                        передачи                                           |
|                     электроэнергии                                        |
-----------------------------------------------------------------------------

              Рис. 2. Изменение структуры собственности
        при реорганизации в форме выделения сбытовой компании

     2.1.3. Учреждение энергосбытовой компании
     При  учреждении  дочерней энергосбытовой компании создается новое
общество,  в  которое переводится энергосбытовой персонал и передается
имущество, необходимое для ведения энергосбытовой деятельности.
     При рассмотрении данного варианта необходимо отметить, что:
     - учреждение  дочерней энергосбытовой компании является временным
решением,  поскольку  в  соответствии  с  Законом о переходном периоде
компании,  осуществляющие  функции передачи и сбыта электроэнергии, по
окончании переходного периода (предположительно - с 2008 г.) не должны
быть  аффилированы, т.е. сетевая организация будет вправе иметь долю в
уставном  капитале  энергосбытовой  компании  на  уровне  не более 20%
(Федеральный  закон  от  22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках");
     - учреждение  потребует достижения договоренности с сотрудниками,
которые  должны  будут подписать трудовые договоры с новым юридическим
лицом;
     - при   учреждении   потребуется   переоформление   договоров   с
потребителями;
     - при  учреждении потребуется получение всех необходимых лицензий
создаваемым предприятием.
     Далее    схематически    представлены   изменения   в   структуре
собственности  при  разделении  видов  деятельности в форме учреждения
сбытовой компании.

----------------------------------------------------------------------
|                        -------------------                         |
|                        |   Собственник   |                         |
|                        -------------------                         |
|                                 |                                  |
|                        Участие в капитале                          |
|                                 |                                  |
|                                 \/                                 |
| -------------------    -------------------  Осуществление передачи |
| |   Собственник   |    |     Субъект     |      электроэнергии     |
| -------------------    |электроэнергетики|                         |
|          |             |(территориальная |                         |
| Участие в капитале --> |     сетевая     |                         |
|          |             |  организация)   |                         |
|          \/            -------------------                         |
| -------------------             |                                  |
| |     Субъект     |    Участие в капитале                          |
| |электроэнергетики|             |                                  |
| -------------------             \/                                 |
|   Осуществление        -------------------  Осуществление продажи  |
| передачи и продажи     | Энергосбытовая  |  электроэнергии, сбора  |
|  электроэнергии        |    компания     |        платежей         |
|                        -------------------                         |
----------------------------------------------------------------------

              Рис. 3. Изменение структуры собственности
                   при учреждении сбытовой компании

       2.2. Подход к выбору схемы разделения видов деятельности

     Для   выбора   схемы  разделения  видов  деятельности  необходимо
определиться  с  вариантом  разделения  видов  деятельности  (передача
энергосбытовой функции, реорганизация или учреждение) в соответствии с
настоящим  разделом,  а затем действовать в соответствии с Приложением
2,  где  описан  план  реализации  каждой  из  трех схем для различных
организационно-правовых форм.
     Для  выбора  оптимального  варианта разделения видов деятельности
необходимо  учесть  различные аспекты существующей ситуации как внутри
субъекта электроэнергетики, так и в его окружении.
     Принципиальный   алгоритм   выбора   варианта   разделения  видов
деятельности  субъекта  электроэнергетики представлен схематично (рис.
4).

-------------------------------------------------------------------------------------------
|                           -------------------------------                               |
|                           |Организационно-правовая форма|                               |
|                           -------------------------------                               |
|            ------------------------------|----------------------------                  |
|            |                             |                           |                  |
|            \/               -------------\/--------------------------\/-------------    |
| -----------------------     | ----------------------     ------------------------- |    |
| |Унитарное предприятие|     | |Акционерное общество|     |Общество с ограниченной| |    |
| -----------------------     | ----------------------     |   ответственностью    | |    |
|            |                |                            ------------------------- |    |
|            |                --------------------------------------------------------    |
|            |                                                                            |
|            |                               -----------------------                      |
|            |     -------------Да-----------|Более 75% принадлежит|-------------Нет      |
|            |     |                         | одному собственнику |              |       |
|            |     |                         -----------------------              |       |
|            \/    \/                                                             \/      |
| ---------------------                                          ------------------------ |
| |      Наличие      |                                          |  Наличие поддержки   | |
| |электрогенерирующих|<----------------Нет----------------------|варианта реорганизации| |
| |     мощностей     |                                          |    миноритарными     | |
| ---------------------                                          |     акционерами      | |
|            |     |                                             ------------------------ |
|           Нет    ----------------Да-----------------------------                   |    |
|            |                                                   |                   |    |
|            \/                                                  |                   |    |
| -------------------------------------------                    |                   |    |
| |  Наличие иных энергосбытовых компаний,  |                    |                   |    |
| |заинтересованных в получении потребителей|--------Нет-----    |                   |    |
| |   в случае передачи сбытовой функции    |               |    |                   |    |
| -------------------------------------------               |    |                   |    |
|            |                                              |    |                  Да    |
|           Да                                              |    |                   |    |
|            |                                              |    |                   |    |
|            \/                                             \/   \/                  |    |
| ---------------------------                        ----------------------------    |    |
| |      Экономическая      |                        |  Выбор между вариантами  |    |    |
| |целесообразность передачи|---------Нет----------->|реорганизации и учреждения|    |    |
| |    сбытовой функции     |                        |    (см. раздел 2.2.3)    |    |    |
| |   (см. раздел 2.2.2)    |                        ----------------------------    |    |
| ---------------------------                                    |                   |    |
|            |                                                   |                   |    |
|           Да                                                   |                   |    |
|            |                            ------------------------------------       |    |
|            \/                           \/                                 \/      \/   |
| --------------------       ----------------------               ----------------------- |
| | Предпочтительна  |       |  Предпочтительно   |               |   Предпочтительна   | |
| |передача сбытовой |       |учреждение дочернего|               |реорганизация в форме| |
| |     функции      |       |      общества      |               |      выделения      | |
| |(см. раздел 2.1.1)|       | (см. раздел 2.1.2) |               | (см. раздел 2.1.3)  | |
| --------------------       ----------------------               ----------------------- |
-------------------------------------------------------------------------------------------

             Рис. 4. Алгоритм выбора варианта разделения
                          видов деятельности

     2.2.1.  Факторы, влияющие на выбор варианта, и подходы к принятию
решения на первых этапах выбора
     Структура собственности и финансовое состояние
     В случае, если собственников субъекта электроэнергетики несколько
(в  случае  ООО  или ОАО) и основной собственник владеет менее чем 75%
компании, необходимо обеспечить интересы всех акционеров (участников).
Как правило, миноритарные акционеры (участники) предпочитают проводить
разделение  видов  деятельности через реорганизацию в форме выделения,
поскольку реорганизация в форме выделения позволяет всем собственникам
отслеживать   процесс   разделения   видов   деятельности,   а   также
способствует  тому,  что  интересы  одного  акционера  не нарушаются в
пользу интересов другого.
     Наличие  обременений  активов  или  тяжелое  финансовое состояние
субъекта  электроэнергетики может значительно затруднить осуществление
реорганизации в форме выделения. Для других вариантов разделения видов
деятельности эти обстоятельства не являются существенным препятствием.
     Возможность и целесообразность передачи энергосбытовой функции
     При    наличии    электрогенерирующих    активов   <*>   передача
энергосбытовой функции не достаточна для разделения видов деятельности
в соответствии с Федеральным законом N 36-ФЗ. Поэтому разделение видов
деятельности   необходимо   осуществлять   путем   реорганизации   или
учреждения <**>.
--------------------------------
     <*>  Наличие  активов,  не связанных с производством, передачей и
сбытом  электроэнергии,  в собственности субъекта энергетики не вводит
компанию  в  противоречие  с  Федеральным  законом N 36-ФЗ, поэтому их
обособление    или    передача    вместе    с   другими   активами   в
выделяемые/учреждаемые    общества    является    возможным,   но   не
обязательным.
     <**> В этом случае есть три варианта выбора обособляемых функций:
     1) учреждение/выделение сетевой компании;
     2) учреждение/выделение сбытовой и генерирующей компаний;
     3)  учреждение/выделение  компании,  совмещающей  производство  и
продажу электроэнергии.

     Далее, в случае отсутствия компании, которая готова взять на себя
сбытовую   функцию,   субъект  электроэнергетики  не  сможет  передать
сбытовую функцию, что приведет к выбору между вариантами реорганизации
или учреждения.
     Для  получения  объективного  ответа  на  вопрос об экономической
целесообразности  передачи энергосбытовой функции собственник субъекта
электроэнергетики  должен  составить  финансово-экономический  прогноз
деятельности предприятия в случае сохранения и передачи энергосбытовой
функции  и  сравнить  основные  прогнозные  результаты.  Как  правило,
передача  энергосбытовой функции экономически обоснованна, только если
расчетная   сбытовая  надбавка,  предложенная  компанией-претендентом,
ниже,  чем  сбытовая надбавка, которую субъект электроэнергетики может
получить в случае учреждения собственной энергосбытовой компании.
     2.2.2.   Анализ   наиболее   часто  встречающихся  обстоятельств,
влияющих на выбор между реорганизацией и учреждением
     Объем кредиторской и дебиторской задолженностей
     В   случае   учреждения   дочерней   энергосбытовой   организации
кредиторская  задолженность  не переходит в энергосбытовую компанию. В
то  же  время  вариант  реорганизации  предприятия  в  форме выделения
позволяет   передать   обязательства,   относящиеся  к  энергосбытовой
деятельности,  по разделительному балансу. В связи с этим при принятии
решения  о  выборе  варианта  разделения видов деятельности необходимо
оценить  степень  влияния кредиторской и дебиторской задолженностей на
финансовые  показатели  компаний,  создаваемых в результате разделения
видов    деятельности.    Если    распределение    задолженностей   по
технологическому  принципу  (сбыт получает задолженности, связанные со
энергосбытовой   деятельностью)   не   ухудшает  финансовое  состояние
выделяемого  и  реорганизуемого  предприятий,  то  предпочтение должно
отдаваться реорганизации в форме выделения.
     Наличие статуса субъекта оптового рынка электроэнергии
     Если  субъект  электроэнергетики  имеет  статус субъекта оптового
рынка   электроэнергии   (ОРЭ),   который   позволяет   ему   закупать
электроэнергию  по ценам ниже отпускной цены региональных генерирующих
компаний,  то  необходимо  оценить  эффект  от возможной потери такого
статуса   при   разделении   видов  деятельности.  Этот  эффект  может
заключаться  в  повышении  конечного  тарифа  для  потребителей  или в
сокращении  рентабельности  сбытовой,  а в некоторых случаях и сетевой
деятельности.
     Поскольку  статус субъекта ОРЭ не переходит к дочернему обществу,
разделение видов деятельности через учреждение энергосбытовой компании
потребует  от новой энергосбытовой компании получения статуса субъекта
ОРЭ,  что  может  занять  от  3 до 6 месяцев активной административной
работы, причем положительный результат не гарантирован.
     Только   реорганизация   в  форме  выделения  позволяет  передать
создаваемой  энергосбытовой  компании статус субъекта ОРЭ и договоры с
НП  "АТС" и ЗАО "ФОРЭМ" по разделительному балансу. Однако отметим еще
раз,  что  лицензии  не  передаются  создаваемому  обществу  даже  при
реорганизации.
     Наличие раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности.
     Наличие  раздельного  учета  усложняет  реализацию  как  варианта
учреждения,   так   и  варианта  реорганизации.  Однако  для  варианта
реорганизации    потребуется    разделительный    баланс,   правильное
составление  и  ведение  которого  практически невозможно в отсутствие
раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности. Таким образом,
отсутствие   раздельного   учета   делает   предпочтительным   вариант
учреждения.
     2.2.3.   Взвешенный   подход  к  выбору  между  реорганизацией  и
учреждением
     В  предыдущих разделах были приведены примеры аргументов в пользу
выбора  того  или  иного  варианта  разделения  видов  деятельности  в
зависимости   от   конкретной   ситуации  субъекта  электроэнергетики.
Принятие  окончательного  решения  о  выборе варианта разделения видов
деятельности   потребует   от  руководства  и  собственников  субъекта
электроэнергетики  рассмотрения  всех факторов, которые могут повлиять
на  такое  решение.  Эти  факторы могут быть как общими (применимыми к
любому  субъекту  энергетики),  так  и  специфическими для конкретного
субъекта  энергетики.  Для  выработки  наиболее  объективного  решения
рекомендуется  дать  количественную  оценку влияния каждого фактора на
выбор того или иного варианта и вывести суммарную оценку с учетом всех
рассмотренных факторов.
     Пример реализации выбора варианта разделения видов деятельности в
соответствии   с   рекомендациями,  предложенными  в  данном  разделе,
приводится в Приложении 3.

     (...).
Оглавление