ОБ УПЛАТЕ НДФЛ И ЕСН ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 3 марта 2006 г. N 04-1-03/117 (Д) Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о налогообложении налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом компенсаций, предусмотренных для работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязательной составляющей трудовых договоров между организацией и работником являются условия оплаты труда работника. В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. ТК РФ разграничиваются понятия оплаты труда (раздел VI ТК РФ) и гарантий и компенсаций (раздел VII ТК РФ). Статьями 146, 147 ТК РФ предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Статьей 147 ТК РФ определено, что перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На сегодняшний день указанный перечень Правительством Российской Федерации не определен. Вместе с тем существуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые Типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда и которыми целесообразно руководствоваться до определения Правительством Российской Федерации перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Размеры доплат в процентах к тарифной ставке (окладу) за условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями и на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями установлены Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.86 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" (далее - Постановление N 387/22-78). При этом законодательство бывшего СССР - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление N 387/22-78 может применяться в части, не противоречащей действующему российскому законодательству, и не ограничивает право работников на получение компенсаций, предусмотренных статьей 219 ТК РФ. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором. При этом суммы доплаты, производимой работодателем в соответствии со статьями 146 и 147 Трудового кодекса работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, являются повышенной оплатой труда, а не компенсацией. Соответственно, пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса на такие доплаты не распространяются, и они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Что касается компенсаций, то согласно статье 164 ТК РФ - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Согласно статье 219 ТК РФ, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. При этом с учетом положений статьи 135 ТК РФ размеры компенсационных выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами; работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. Установленные с учетом приведенных выше положений ТК РФ компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, класс условий труда и т.п.) устанавливаются в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 N 12, и служат основанием для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда. Государственную экспертизу труда согласно Положению о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 N 244, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одной из задач государственной экспертизы условий труда являются контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. Учитывая изложенное, если в ходе контрольной работы у налогового органа возникнут сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат за работу с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, то для решения данного вопроса налоговые органы, используя положения статьи 31 Кодекса, вправе привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда. И.Ф.ГОЛИКОВ 3 марта 2006 г. N 04-1-03/117 |