ОБ УПЛАТЕ НДФЛ И ЕСН. Письмо. Федеральная налоговая служба. 03.03.06 04-1-03/117

                         ОБ УПЛАТЕ НДФЛ И ЕСН

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                           3 марта 2006 г.
                            N 04-1-03/117

                                 (Д)


     Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о налогообложении
налогом   на   доходы  физических  лиц  и  единым  социальным  налогом
компенсаций,   предусмотренных  для  работников,  занятых  на  тяжелых
работах  и  работах  с  вредными  и  (или) опасными условиями труда, и
сообщает следующее.
     В  соответствии  с  пунктом  3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1
статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не
подлежат  налогообложению  налогом  на  доходы физических лиц и единым
социальным налогом все виды установленных законодательством Российской
Федерации,  законодательными  актами  субъектов  Российской Федерации,
решениями    представительных    органов    местного    самоуправления
компенсационных  выплат (в пределах норм, установленных в соответствии
с  законодательством  Российской  Федерации), в частности, связанных с
выполнением  работником  трудовых  обязанностей,  а  также связанных с
возмещением   вреда,   причиненного   увечьем  или  иным  повреждением
здоровья.
     Согласно  статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее
-   ТК   РФ)   обязательной   составляющей  трудовых  договоров  между
организацией и работником являются условия оплаты труда работника.
     В   соответствии   со  статьей  129  ТК  РФ  заработная  плата  -
вознаграждение  за  труд  в  зависимости  от  квалификации  работника,
сложности,  количества, качества и условий выполняемой работы, а также
выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
     ТК  РФ  разграничиваются понятия оплаты труда (раздел VI ТК РФ) и
гарантий и компенсаций (раздел VII ТК РФ).
     Статьями  146,  147  ТК  РФ предусмотрена повышенная оплата труда
работников,  занятых  на  тяжелых  работах, работах с вредными и (или)
опасными  и  иными  особыми  условиями труда, по сравнению с тарифными
ставками  (окладами),  установленными  для  различных  видов  работ  с
нормальными  условиями  труда,  но  не  ниже  размеров,  установленных
законами и иными нормативными правовыми актами.
     Статьей 147 ТК РФ определено, что перечень тяжелых работ, работ с
вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется
Правительством   Российской   Федерации  с  учетом  мнения  Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
     На  сегодняшний день указанный перечень Правительством Российской
Федерации   не   определен.   Вместе  с  тем  существуют  утвержденные
Госкомтрудом  СССР и ВЦСПС отраслевые Типовые перечни работ с тяжелыми
и  вредными,  особо  тяжелыми  и  особо  вредными  условиями труда, на
которых  могут  устанавливаться  доплаты  рабочим  за  условия труда и
которыми целесообразно руководствоваться до определения Правительством
Российской  Федерации  перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или)
опасными и иными особыми условиями труда.
     Размеры  доплат в процентах к тарифной ставке (окладу) за условия
труда  на работах с тяжелыми и вредными условиями и на работах с особо
тяжелыми   и   особо  вредными  условиями  установлены  Постановлением
Госкомтруда  СССР  и  ВЦСПС  от  03.10.86  N 387/22-78 "Об утверждении
Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке
применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться
доплаты рабочим за условия труда" (далее - Постановление N 387/22-78).
При этом законодательство бывшего СССР - Постановление ЦК КПСС, Совета
Министров  СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии
с  ним  Постановление  N  387/22-78  может  применяться  в  части,  не
противоречащей   действующему   российскому   законодательству,  и  не
ограничивает    право    работников    на    получение    компенсаций,
предусмотренных статьей 219 ТК РФ.
     Конкретные  размеры  повышенной  заработной платы устанавливаются
работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо
коллективным  договором,  трудовым  договором. При этом суммы доплаты,
производимой  работодателем  в  соответствии  со  статьями  146  и 147
Трудового  кодекса  работникам,  занятым на тяжелых работах, работах с
вредными  и  (или)  опасными и иными особыми условиями труда, являются
повышенной  оплатой  труда, а не компенсацией. Соответственно, пункт 3
статьи  217  и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса на такие доплаты
не    распространяются,    и    они    подлежат    налогообложению   в
общеустановленном порядке.
     Что  касается  компенсаций,  то  согласно  статье 164 ТК РФ - это
денежные  выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат,
связанных   с   исполнением  ими  трудовых  или  иных  предусмотренных
федеральным законом обязанностей.
     Согласно статье 219 ТК РФ, если работник занят на тяжелых работах
и  работах  с  вредными  и (или) опасными условиями труда, то он имеет
право    на    вышеуказанные   компенсации,   установленные   законом,
коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
     При   этом   с   учетом   положений  статьи  135  ТК  РФ  размеры
компенсационных   выплат   устанавливаются   работникам   организаций,
финансируемых   из   бюджета,  -  соответствующими  законами  и  иными
нормативными  правовыми  актами;  работникам  организаций со смешанным
финансированием     (бюджетное     финансирование    и    доходы    от
предпринимательской   деятельности)  -  законами,  иными  нормативными
правовыми  актами,  коллективными договорами, соглашениями, локальными
нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
     Установленные   с   учетом   приведенных  выше  положений  ТК  РФ
компенсационные  выплаты  работникам,  занятым  на  тяжелых  работах и
работах  с  вредными  и  (или)  опасными условиями труда, на основании
пункта  3  статьи  217  и  подпункта  2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не
подлежат   обложению   налогом  на  доходы  физических  лиц  и  единым
социальным налогом.
     Результаты  аттестации  рабочих  мест  по условиям труда (наличие
вредных   производственных  факторов,  класс  условий  труда  и  т.п.)
устанавливаются  в  соответствии  с  Положением  о  порядке проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением
Министерства  труда  и  социального  развития  Российской Федерации от
14.03.1997 N 12, и служат основанием для предоставления компенсаций за
работу с вредными условиями труда.
     Государственную  экспертизу труда согласно Положению о проведении
государственной  экспертизы  условий  труда  в  Российской  Федерации,
утвержденному  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
25.04.2003 N 244, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости
и   органы   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
ведающие вопросами охраны труда.
     В  соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.07.1999 N
181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одной из задач
государственной   экспертизы   условий   труда  являются  контроль  за
качеством  проведения  аттестации  рабочих  мест  по  условиям труда и
правильностью  предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с
вредными или опасными условиями труда.
     Учитывая  изложенное, если в ходе контрольной работы у налогового
органа  возникнут  сомнения  в правомерности установления организацией
компенсационных  выплат  за  работу  с вредными, тяжелыми или опасными
условиями  труда,  то  для  решения  данного вопроса налоговые органы,
используя  положения  статьи  31  Кодекса,  вправе  привлечь экспертов
Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной
власти   соответствующего   субъекта  Российской  Федерации,  ведающих
вопросами охраны труда.

                                                           И.Ф.ГОЛИКОВ
3 марта 2006 г.
N 04-1-03/117