Без названия. Письмо. Федеральная служба по труду и занятости. 04.04.05 676-3-6


                                ПИСЬМО

               ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

                           4 апреля 2005 г.
                              N 676-3-6

                                 (Д)

                                                            Приложение

                                к письму Фонда социального страхования
                                                  Российской Федерации
                                                  от 28 июня 2005 года
                                                       N 02-18/06-5771


     Управление  надзора  и контроля за соблюдением законодательства о
труде  Роструда  России рассмотрело обращение по вопросам, связанным с
порядком  восстановления  утраченных  актов  о  несчастных  случаях на
производстве (форма Н-1), и разъясняет следующее.
     В соответствии с частью 8 статьи 230 Трудового кодекса Российской
Федерации  и  п. 30 Положения об особенностях расследования несчастных
случаев   на   производстве   в  отдельных  отраслях  и  организациях,
утвержденного  Постановлением  Минтруда  России  от  24.10.2002  N 73,
работодатель  (уполномоченный  им  представитель)  обязан  выдать один
экземпляр  утвержденного  акта  о  несчастном  случае  на производстве
(форма  Н-1) пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со
смертельным   исходом   -   доверенным   лицам  пострадавшего  (по  их
требованию).  Второй  экземпляр  указанного  акта вместе с материалами
расследования   должен   храниться  в  течение  45  лет  работодателем
(физическим или юридическим лицом), осуществляющим по решению комиссии
или государственного инспектора труда, проводивших расследование, учет
несчастного случая.
     При  страховых  случаях третий экземпляр акта о несчастном случае
на   производстве   и   материалы  расследования  должны  направляться
работодателем   (председателем   комиссии)   в   исполнительный  орган
страховщика  (по  месту  регистрации  в качестве страхователя). В этой
связи   представляется,   что   по  указанным  несчастным  случаям  на
производстве,  происшедшим  после  января  2000  г., оригиналы актов о
несчастных  случаях  на производстве, в том числе, должны находиться в
соответствующем  исполнительном органе страховщика, куда пострадавшему
может быть рекомендовано обратиться за получением дубликата акта.
     В то же время представляется, что утрата акта о несчастном случае
и  работодателем,  и  пострадавшим  зачастую означает, что отсутствует
объективное   подтверждение   факта   несчастного   случая,   хотя  не
исключается,  что  в действительности он мог иметь место. В этой связи
считаем, что в данном случае для установления факта несчастного случая
и  его  надлежащей  квалификации необходимо проведение дополнительного
расследования   (в  порядке,  предусмотренном  частью  16  статьи  230
Трудового   кодекса   Российской   Федерации  и  п.  25  Положения  об
особенностях   расследования  несчастных  случаев  на  производстве  в
отдельных   отраслях   и  организациях,  утвержденного  Постановлением
Минтруда   России   от  24.10.2002  N  73),  по  результатам  которого
работодателю   может   быть   выдано   соответствующее   заключение  и
предписание о составлении акта о несчастном случае на производстве.
     Следует учитывать также, что в случаях реорганизации (ликвидации)
организации,  в  которой  работал  пострадавший на момент происшествия
несчастного  случая,  без  установления  правопреемственности зачастую
представляется невозможным по объективным причинам оформить, утвердить
надлежащим  работодателем  (его представителем) и выдать пострадавшему
(его  доверенному  лицу)  акт о несчастном случае на производстве даже
при  наличии полученных в ходе расследования объективных доказательств
того,  что с пострадавшим действительно произошел несчастный случай на
производстве.  В  связи с этим, а также в целях обеспечения реализации
законных  прав  пострадавшего  (его  доверенного  лица)  на  получение
страхового обеспечения полагали бы целесообразным рассмотреть вопрос о
внесений  изменений  в  п.  4 статьи 15 ФЗ "Об обязательном социальном
страховании  от  несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний"  от  24.07.1998  N 125-ФЗ, включив в перечень документов,
необходимых   для  решения  вопроса  о  назначении  страховых  выплат,
заключение  государственного  инспектора труда (форма 5 приложения 1 к
Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73).
     И,  наконец, если в ходе дополнительного расследования не удалось
фактически  подтвердить  факт  несчастного  случая  (и, следовательно,
восстановить   возможно   утраченный   акт   о  несчастном  случае  на
производстве),  представляется,  что  в этом случае вопрос о признании
несчастного  случая  может  быть  решен  только  в  судебном порядке в
соответствии со статьями 264, 265 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.

Начальник Управления
надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде
                                                          И.А.ВОРОБЬЕВ
4 апреля 2005 г.
N 676-3-6