О ПРАВОМЕРНОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПРОСОВ, ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА ПОМЕЩЕНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ. Письмо. Федеральная таможенная служба. 04.04.06 17-22/11081

                О ПРАВОМЕРНОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПРОСОВ,
              ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА ПОМЕЩЕНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ

                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                           4 апреля 2006 г.
                            N 17-22/11081

                                 (Д)


     В  последнее  время  возросло количество жалоб, поступающих в ФТС
России   от   лиц,   осуществляющих  оптовую  или  розничную  торговлю
ввезенными   товарами,   на  действия  должностных  лиц  подразделений
таможенной   инспекции,   выразившиеся   в   направлении   запросов  о
предоставлении  документов  и сведений, проведении осмотра помещений и
территорий.
     Анализ  материалов  жалоб  показал,  что  указанные выше действия
должностных    лиц   подразделений   таможенной   инспекции   являются
правомерными по следующим основаниям.
     В  соответствии со ст. 403 ТК России таможенный контроль является
одной   из   основных  функций  таможенных  органов,  направленных  на
обеспечение соблюдения таможенного законодательства.
     В  соответствии  со  ст.  360  ТК  России  товары  и транспортные
средства,  ввезенные  на  таможенную  территорию Российской Федерации,
считаются  находящимися под таможенным контролем с момента пересечения
таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской
Федерации  и до момента выпуска для свободного обращения (уничтожения,
отказа  в  пользу  государства, распоряжения товарами в соответствии с
гл.   41  ТК  России,  фактического  вывоза  с  территории  Российской
Федерации).
     После выпуска товары утрачивают статус находящихся под таможенным
контролем,   однако   таможенный   контроль   в  отношении  них  может
осуществляться согласно ст. 361 ТК России в течение одного года.
     Таким  образом,  объектом  таможенного  контроля в равной степени
являются  товары,  выпущенные  в  свободное  обращение,  и  товары, не
приобретшие  статус  выпущенных  в  свободное  обращение  (товары,  не
прошедшие  таможенного  оформления, условно выпущенные товары, товары,
находящиеся  в  обороте  на таможенной территории Российской Федерации
без  таможенного  оформления).  В  зависимости  от названных категорий
товаров предметом таможенного контроля является проверка достоверности
заявленных  при  таможенном оформлении сведений, факта выпуска товаров
либо их целевое использование.
     Согласно  ст.  366  ТК  России таможенный контроль осуществляется
таможенными  органами  в  формах,  предусмотренных  гл.  35 ТК России.
Данное    положение    означает    возможность    использования   всех
предусмотренных  форм  таможенного  контроля  применительно к любой из
вышеуказанных  категорий  товаров,  если  иное  не следует из существа
проводимых  мероприятий  или  характера  товаров,  являющихся объектом
проверки,  однако не препятствует реализации таможенными органами иных
предусмотренных ТК России полномочий.
     Исходя  из  специфики отдельных категорий подконтрольных товаров,
законодатель  наделяет таможенные органы дополнительными полномочиями,
которые могут быть осуществлены помимо и вне форм таможенного контроля
(например, п. 4 ст. 363, ст. 364, гл. 36 ТК России).
     Так,  п.  4  ст.  363  ТК  России прямо предоставляет таможенному
органу  право запрашивать и получать коммерческие документы, документы
бухгалтерского  учета  и отчетности и другую информацию, относящуюся к
внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров,
ввозимых  на  таможенную  территорию Российской Федерации, - также и к
последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица,
имеющего  отношение  к операциям с товарами. Данное право не связано с
проведением  документальной  проверки  в  формах таможенного контроля,
предусмотренных  статьями  367 и 376 ТК России, равно как не связано с
указанными  формами таможенного контроля право требовать представления
отчетности  для  целей  таможенного  контроля  у  таможенных брокеров,
владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов,
таможенных  перевозчиков,  лиц,  пользующихся специальными упрощенными
процедурами, а также лиц, пользующихся (владеющих) условно выпущенными
товарами, закрепленное ст. 364 ТК России.
     Исходя  из  изложенного,  отсутствие  в  ст.  367 ТК России права
требовать  документы  и  сведения  в целях подтверждения факта выпуска
товаров  не  может  исключать  или  умалять  права  таможенных органов
проводить таможенный контроль в отношении товаров, являющихся объектом
таможенного  контроля  при  наличии  прямо  предусмотренного ТК России
правомочия на запрос таких документов.

Заместитель начальника
Управления таможенной инспекции
полковник таможенной службы
                                                      М.Б.САПАРМУРАДОВ
4 апреля 2006 г.
N 17-22/11081