ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ МОСКВЫ КАК СОБСТВЕННИКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ (2006-2008 ГГ.)". Постановление. Правительство Москвы. 02.05.06 282-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  



              ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ
           КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
         ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ
          МОСКВЫ КАК СОБСТВЕННИКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
                           (2006-2008 ГГ.)"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                            2 мая 2006 г.
                               N 282-ПП

                                (ПРМ)


     В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от  24  марта
2005  г.  N  438-РП "Об организации и финансировании работ по развитию
финансового и фондового рынков московского региона",  а также в  целях
создания  необходимых  условий для участия граждан на рынке финансовых
услуг,  освоения и применения ими финансовых инструментов и механизмов
при решении социальных вопросов Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить  Городскую  межведомственную  комплексную  программу
"Государственная  поддержка граждан на рынке финансовых услуг и защита
интересов  Москвы  как   собственника   корпоративных   ценных   бумаг
(2006-2008 гг.)" (далее - Программа) согласно приложению.
     2. Считать основными приоритетными задачами Программы:
     2.1. Снижение  нерыночных  рисков  непрофессиональных  участников
рынка  финансовых  и   инвестиционных   услуг   за   счет   укрепления
государственного контроля в данной сфере.
     2.2. Обеспечение   прав   непрофессиональных   участников   рынка
финансовых и инвестиционных услуг путем создания общедоступной системы
просвещения и информирования граждан.
     2.3. Создание   и   развитие   эффективной   системы  привлечения
сбережений москвичей в инвестиционную сферу  с  использованием  акций,
принадлежащих городу Москве.
     2.4. Борьбу с противоправными действиями на  рынке  финансовых  и
инвестиционных услуг.
     3. Возложить функции государственного  заказчика  -  координатора
Программы на Департамент имущества города Москвы.
     4. Установить,   что   финансирование    мероприятий    программы
осуществляется  в  пределах средств,  предусмотренных в бюджете города
Москвы на соответствующий год на реализацию Программы.
     5. Департаменту    имущества   города   Москвы   представлять   в
Департамент экономической политики и развития города Москвы два раза в
год краткие отчеты о ходе выполнения программных мероприятий:
     5.1. В срок до 1 марта - за предыдущий отчетный год.
     5.2. В  срок до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об
ожидаемом выполнении за год.
     6. Признать  утратившим  силу  пункт 1 распоряжения Правительства
Москвы от 24 марта 2005 г.  N 438-РП "Об организации и  финансировании
работ по развитию финансового и фондового рынков московского региона".
     7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В.

Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков
2 мая 2006 г.
N 282-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                    от 2 мая 2006 года
                                                              N 282-ПП

           ГОРОДСКАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
     "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
       И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ МОСКВЫ КАК СОБСТВЕННИКА КОРПОРАТИВНЫХ
                   ЦЕННЫХ БУМАГ (2006 - 2008 гг.)"

                               ПАСПОРТ
           ГОРОДСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
             "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН НА РЫНКЕ
           ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ МОСКВЫ, КАК
     СОБСТВЕННИКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ (2006 - 2008 г.г.)"

---------------------------------------------------------------------------
| Наименование     | Городская межведомственная комплексная программа     |
| Программы        | "Государственная поддержка граждан на рынке          |
|                  | финансовых услуг и защита интересов Москвы, как      |
|                  | собственника корпоративных ценных бумаг (2006 - 2008 |
|                  | г.г.)".                                              |
|------------------|------------------------------------------------------|
| Основание для    | Совместное решение Московской городской Думы и       |
| разработки       | Московской областной Думы (протокол N 1 от 15 марта  |
| Программы        | 2005 г.), распоряжение Правительства Москвы N 438-РП |
|                  | от 24 марта 2005 г. "Об организации и финансировании |
|                  | работ по развитию финансового и фондового рынков     |
|                  | московского региона".                                |
|------------------|------------------------------------------------------|
| Государственный  | Департамент имущества города Москвы.                 |
| заказчик         |                                                      |
|------------------|------------------------------------------------------|
| Цели и задачи    | Департамент имущества города Москвы, Департамент     |
| Программы,       | экономической политики и развития города Москвы,     |
| основные         | Региональное отделение Федеральной службы по         |
| целевые          | финансовым рынкам в Центральном федеральном округе,  |
| показатели       | ГУП "Центр поддержки и развития фондового рынка".    |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | Основными целями Программы являются:                 |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - государственная защита экономических интересов     |
|                  | граждан на рынках финансовых и инвестиционных услуг; |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - снижение числа пострадавших в мошеннических схемах |
|                  | на финансовом и фондовом рынках за счет              |
|                  | предотвращения финансовых афер и конфликтных         |
|                  | ситуаций, связанных с обманом граждан, не менее чем  |
|                  | на 30%;                                              |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - создание условий для освоения, применения и        |
|                  | использования гражданами различных финансовых        |
|                  | инструментов и механизмов при решении социальных     |
|                  | задач;                                               |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - увеличение количества граждан, способных решать    |
|                  | социальные задачи (в первую очередь, в сферах        |
|                  | жилищного и пенсионного обеспечения, образования и   |
|                  | медицины) за счет собственных сбережений и           |
|                  | инвестиционного дохода, а также за счет              |
|                  | использования финансовых инструментов и механизмов,  |
|                  | не менее чем в 4 раза;                               |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - содействие формированию дополнительных сбережений  |
|                  | и личных инвестиционных доходов населения за счет    |
|                  | инвестирования на финансовом и фондовом рынках;      |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - увеличение количества граждан - физических лиц,    |
|                  | активно использующих инструменты рынка ценных бумаг, |
|                  | не менее чем в 2 раза;                               |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - увеличение объемов операций с ценными бумагами     |
|                  | физических лиц не менее чем в 1,5 раза;              |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - защита интересов Москвы, как собственника          |
|                  | мажоритарных и миноритарных пакетов корпоративных    |
|                  | ценных бумаг;                                        |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - снижение количества корпоративных захватов и       |
|                  | поглощений, способных нанести экономический ущерб    |
|                  | городу Москве, как владельцу акционерной             |
|                  | собственности, и попыток "размывания"                |
|                  | государственных долей в уставных капиталах           |
|                  | акционерных обществ не менее чем на 50%;             |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - увеличение поступлений в бюджет Москвы от          |
|                  | управления долями в акционерных обществах, в том     |
|                  | числе за счет роста дивидендов, не менее чем на 30%; |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - повышение рыночной стоимости (капитализации)       |
|                  | пакетов акций, принадлежащих городу Москве, не менее |
|                  | чем на 40%;                                          |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - увеличение оборота ценных бумаг на биржах          |
|                  | московского региона не менее чем в 3 раза;           |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - увеличение числа учителей экономики                |
|                  | общеобразовательных школ города Москвы, повысивших   |
|                  | свою квалификацию по вопросам функционирования рынка |
|                  | финансовых услуг, не менее чем в 4 раза.             |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | Основными задачами Программы являются:               |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - массовое просвещение населения по вопросам         |
|                  | функционирования финансовых инструментов и           |
|                  | механизмов, за счет применения которых у граждан     |
|                  | могут образовываться дополнительные сбережения и     |
|                  | инвестиционный доход;                                |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - содействие реализации специальных программ         |
|                  | Правительства Москвы в социальной и корпоративной    |
|                  | сфере, по которым предусматривается применение       |
|                  | финансовых инструментов и механизмов (дотации        |
|                  | ипотечных ставок, дотация ставок по корпоративных    |
|                  | облигациям и т.п.);                                  |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - создание системы постоянного информирования        |
|                  | граждан о возможностях решения социальных проблем с  |
|                  | помощью инструментов и механизмов финансового рынка, |
|                  | включая сферы жилищного и пенсионного обеспечения,   |
|                  | образования и медицины;                              |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - снижение нерыночных рисков непрофессиональных      |
|                  | инвесторов и потребителей финансовых услуг путем     |
|                  | укрепления системы государственного контроля на      |
|                  | финансовых рынках;                                   |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - обеспечение устойчивого развития корпоративного    |
|                  | сектора экономики Москвы, в том числе акционерных    |
|                  | обществ с долями города, путем привлечения           |
|                  | инвестиций и формирования грамотной корпоративной    |
|                  | политики;                                            |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - создание системы превентивного реагирования        |
|                  | государственных регулирующих и контролирующих        |
|                  | органов на территории Москвы в отношении негативных  |
|                  | тенденций, связанных с привлечением средств граждан, |
|                  | а также с обеспечением прав миноритарных акционеров; |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - повышение эффективности работы контролирующих и    |
|                  | правоохранительных органов по пресечению             |
|                  | противоправных действий и профилактика мошенничества |
|                  | на финансовых рынках;                                |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - усиление межведомственного контроля                |
|                  | государственных и правоохранительных органов в сфере |
|                  | жилищных инвестиций граждан;                         |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - профилактика и противодействие "недружественным    |
|                  | поглощениям" акционерных обществ города Москвы,      |
|                  | проводимым с нарушением действующего                 |
|                  | законодательства, или в результате которых положение |
|                  | на рынке труда существенно ухудшается;               |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - создание в Москве центра, удостоверяющего          |
|                  | электронные подписи на документах институциональных  |
|                  | участников финансового рынка;                        |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - использование на территории Москвы наилучшей       |
|                  | практики государственного регулирования финансовых   |
|                  | рынков и защиты прав граждан;                        |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - совершенствование системы образования по вопросам  |
|                  | финансовых рынков и инвестиций путем активного       |
|                  | применения современных, в том числе,                 |
|                  | навыкообразующих методов;                            |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - повышение квалификации представителей города в     |
|                  | органах управления акционерных обществ, а также      |
|                  | руководителей хозяйственных обществ с долями города  |
|                  | по вопросам использования инструментов и механизмов  |
|                  | фондового рынка для развития предприятий;            |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - повышение квалификации учителей экономики          |
|                  | общеобразовательных школ города Москвы по основам    |
|                  | функционирования финансовых рынков и правилам        |
|                  | безопасного инвестиционного поведения;               |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - разработка методических основ музейного дела по    |
|                  | финансовому и фондовому рынку, акционерному делу, а  |
|                  | также пропаганда исторического культурного наследия  |
|                  | в данной сфере;                                      |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - поддержка исследований и музейно-выставочных       |
|                  | проектов в области истории акционерного дела и       |
|                  | финансовых рынков дореволюционной России;            |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - консультирование населения и организация выплат    |
|                  | компенсаций "обманутым вкладчикам".                  |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | Основными целевыми показателями программы являются:  |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - количество граждан - физических лиц, активно       |
|                  | использующих инструменты рынка ценных бумаг;         |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - объемы операций с ценными бумагами физических лиц; |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - количество граждан, способных решать социальные    |
|                  | задачи за счет собственных сбережений и              |
|                  | инвестиционного дохода, а также за счет              |
|                  | использования финансовых инструментов и механизмов;  |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - объемы поступлений в бюджет Москвы от управления   |
|                  | долями в акционерных обществах.                      |
|------------------|------------------------------------------------------|
| Сроки и этапы    | Сроки реализации Программы: 2006 - 2008 г.г. Все     |
| реализации       | программные мероприятия выполняются в соответствии с |
| Программы        | годовой этапностью (по финансированию и отчетности). |
|------------------|------------------------------------------------------|
| Перечень основных| Основными мероприятиями Программы являются:          |
| мероприятий      |------------------------------------------------------|
|                  | - совершенствование комплексной системы мониторинга и|
|                  | раскрытия информации на региональных финансовых      |
|                  | рынках, включая сферы жилищных инвестиций граждан и  |
|                  | негосударственного пенсионного обеспечения;          |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - анализ, обобщение и распространение положительного |
|                  | опыта по профилактике, контролю и управлению         |
|                  | корпоративными конфликтами на территории региона;    |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - разработка и реализация мер по противодействию     |
|                  | "недружественным поглощениям" на предприятиях с      |
|                  | долей Москвы;                                        |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - обучение представителей государства в органах      |
|                  | управления акционерных обществ с долей города,       |
|                  | работников отраслевых органов исполнительной власти  |
|                  | Москвы и сотрудников правоохранительных органов по   |
|                  | тематике финансового и фондового рынков;             |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - организация производства                           |
|                  | информационно-просветительских программ по вопросам  |
|                  | личных финансов и инвестиций, а также по правам      |
|                  | непрофессиональных инвесторов на финансовом рынке и  |
|                  | миноритарных акционеров в электронных средствах      |
|                  | массовой информации, включая телевидение и Интернет, |
|                  | с обеспечением "обратной связи" с населением;        |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - поддержка работы консультационной службы по        |
|                  | вопросам функционирования рынка финансовых и         |
|                  | инвестиционных услуг, а так же правам акционеров;    |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - разработка и внедрение методики оценки             |
|                  | экономического ущерба на финансовых рынках и в сфере |
|                  | корпоративного управления;                           |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - разработка программ и образовательных пособий, в   |
|                  | том числе, интерактивных (с использованием           |
|                  | телевидения, Интернета и мультимедийных форм) для    |
|                  | проведения школьных и внешкольных мероприятий по     |
|                  | основам инвестиций и рынка ценных бумаг;             |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - создание в Москве центра, удостоверяющего          |
|                  | электронные подписи на документах институциональных  |
|                  | участников финансового рынка;                        |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - поддержка системы выплаты компенсаций лицам,       |
|                  | пострадавшим от деятельности "финансовых пирамид";   |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - проведение музейно-выставочных мероприятий по      |
|                  | истории и современному периоду развития финансовых   |
|                  | рынков московского региона;                          |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - создание в библиотеках Москвы специальных секторов |
|                  | финансовых знаний, где будут аккумулироваться книги, |
|                  | брошюры, видеоматериалы, а также информация на       |
|                  | других носителях для публичного использования;       |
|                  | проведение мероприятий по пропаганде финансовых      |
|                  | знаний.                                              |
|------------------|------------------------------------------------------|
|                  | Государственное унитарное предприятие города Москвы  |
|                  | "Центр поддержки и развития фондового рынка" (ГУП    |
|                  | "Центр поддержки и развития фондового рынка"),       |
|                  | Некоммерческий фонд "Центр инвестиционного           |
|                  | просвещения" (НФ "ЦентрИнвестПросвет").              |
|------------------|------------------------------------------------------|
|                  | Источник финансирования Программы - бюджет города    |
|                  | Москвы. Объем бюджетного финансирования, необходимый |
|                  | для реализации Программы на 2006-2008 гг.,           |
|                  | составляет 180 млн. руб. При отсутствии              |
|                  | финансирования мероприятий Программы государственные |
|                  | заказчики и исполнители могут изменять сроки         |
|                  | реализации этих мероприятий.                         |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | Объемы бюджетного финансирования Программы:          |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | Отчетный период   |2006 г.|2007 г.|2008 г.|Итого     |
|                  |-------------------|-------|-------|-------|----------|
|                  | Планируемые       |       |       |       |          |
|                  | бюджетные расходы,|  60   |  60   |  60   |180       |
|                  | млн. руб.         |       |       |       |          |
|------------------|------------------------------------------------------|
| Ожидаемые        | По итогам реализации Программы ожидаются следующие   |
| конечные         | результаты:                                          |
| результаты       |------------------------------------------------------|
| реализации       | - повысится личная финансовая безопасность граждан   |
| Программы        | за счет сокращения нерыночных рисков;                |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - не менее чем на 30% сократится число пострадавших  |
|                  | в мошеннических схемах на финансовом и фондовом      |
|                  | рынках за счет предотвращения финансовых афер и      |
|                  | конфликтных ситуаций, связанных с обманом граждан;   |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - будут созданы условия для улучшения качества жизни |
|                  | населения московского региона за счет получения      |
|                  | гражданами дополнительных доходов на финансовом и    |
|                  | фондовом рынках;                                     |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - не менее чем в 4 раза увеличится количество        |
|                  | граждан, способных решать социальные задачи (в       |
|                  | первую очередь, в сферах жилищного и пенсионного     |
|                  | обеспечения, образования и медицины) за счет         |
|                  | собственных сбережений и инвестиционного дохода, а   |
|                  | также за счет использования финансовых инструментов  |
|                  | и механизмов;                                        |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - не менее чем в 2 раза увеличится количество        |
|                  | граждан - физических лиц, активно использующих       |
|                  | инструменты рынка ценных бумаг;                      |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - не менее чем в 1,5 раза увеличатся объемы операций |
|                  | с ценными бумагами физических лиц;                   |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - не менее чем на 50% снизится количество            |
|                  | корпоративных захватов и поглощений, способных       |
|                  | нанести экономический ущерб городу Москве, как       |
|                  | владельцу акционерной собственности, и попыток       |
|                  | "размывания" государственных долей в уставных        |
|                  | капиталах акционерных обществ;                       |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - не менее чем на 30% увеличатся поступления в       |
|                  | бюджет Москвы от управления долями в акционерных     |
|                  | обществах, в том числе за счет роста дивидендов;     |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - не менее чем на 40% повысится рыночная стоимость   |
|                  | (капитализация) пакетов акций, принадлежащих городу  |
|                  | Москве;                                              |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - продолжится активное формирование Москвы как       |
|                  | одного из общепризнанных мировых финансовых центров; |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - не менее чем в 3 раза возрастет оборот ценных      |
|                  | бумаг на биржах московского региона;                 |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - не менее чем в 4 раза увеличится число учителей    |
|                  | экономики общеобразовательных школ города Москвы,    |
|                  | повысивших свою квалификацию по вопросам             |
|                  | функционирования рынка финансовых услуг, за счет     |
|                  | чего улучшится подготовка старшеклассников в         |
|                  | указанной сфере;                                     |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - будут созданы условия для знакомства москвичей и   |
|                  | гостей города с предметами, документами и            |
|                  | материалами исторического культурного наследия в     |
|                  | области финансовых рынков, корпоративных отношений и |
|                  | инвестиционного поведения населения;                 |
|                  |------------------------------------------------------|
|                  | - повысится эффективность правового,                 |
|                  | информационного, аналитического и методического      |
|                  | обеспечения финансового и фондового рынков региона,  |
|                  | а также профессиональных и непрофессиональных        |
|                  | участников.                                          |
|------------------|------------------------------------------------------|
| Система          | Контроль за исполнением Программы осуществляет       |
| организации      | Департамент имущества города Москвы, который         |
| контроля за      | является координатором и головным заказчиком         |
| исполнением      | Программы.                                           |
| программы        |                                                      |
---------------------------------------------------------------------------

                               ВВЕДЕНИЕ

     Городская межведомственная комплексная программа "Государственная
поддержка граждан на рынке финансовых услуг и защита интересов Москвы,
как собственника корпоративных ценных бумаг (2006 - 2008 г.г.)" (далее
-  Программа)  разработана в развитие нормативно-правовых актов города
Москвы,  принятых в 1997-2005 г.г.  по вопросам развития финансового и
фондового рынков.
     Одной из важнейших  проблем  современной  экономической  политики
является     обеспечение     устойчивого     экономического     роста,
ориентированного на повышение жизненного уровня  населения.  Одним  из
важнейших  путей  решения  этой задачи является повышение финансовой и
инвестиционной активности населения для решения социальных задач.
     В настоящее  время  улучшение качества жизни населения невозможно
обеспечить исключительно за счет  бюджетных  средств.  Такие  жизненно
важные  для  существования и развития любого человека блага как жилье,
образование,  медицинские  услуги,  а  также  пенсионное  обеспечение,
уровень которых выше социально гарантированного минимума, могут теперь
достигаться только с использованием  собственных  средств  граждан,  а
также финансовых инструментов и механизмов,  позволяющих получить либо
дополнительный инвестиционный  доход,  либо  распределение  финансовых
обязательств во времени.
     Однако государство,  активно формируя рыночную среду, в том числе
в  социальной  сфере,  не создало и не создает необходимых условий для
перестройки сознания  и  поведения  граждан  с  патерналистского  типа
("государство  должно")  на тип индивидуально ответственный ("я должен
сам").
     В результате  образуется  фундаментальный разрыв между действиями
государства по  развитию  рыночных  отношений  во  всех  сферах  жизни
человека и условиями участия людей в этих отношениях.
      Какие бы нововведения и реформы за последние 15 лет в России  не
проводились,  население всегда оказывалось к ним неготовым. Так было в
период массовой приватизации,  в период гиперинфляции,  дефолта  98-го
года,  монетизации,  жилищной и пенсионной реформы и проч. Так будет и
дальше с любыми социальными новациями рыночного типа, если государство
параллельно  с  разработкой  и  внедрением  самих  механизмов не будет
создавать условия для их освоения и применения гражданами  в  массовом
порядке.
     В связи с этим в отсутствие государственной программы поддержки и
защиты  граждан на рынке финансовых услуг федерального уровня,  Москва
как   субъект   Федерации   вынуждена   частично    восполнять    этот
фундаментальный  разрыв  системой  мероприятий  регионального  уровня,
предложенных в настоящей Программе.
     Практическая значимость   городской   межведомственной  программы
"Государственная поддержка граждан на рынке финансовых услуг и  защита
интересов Москвы,  как собственника корпоративных ценных бумаг (2006 -
2008 г.г.)" обусловлена тем,  что по итогам ее реализации  значительно
большее  число  москвичей  сможет  решать социальные проблемы (включая
жилищное и пенсионное обеспечение, образование и медицинские услуги) с
использованием   собственных   средств  (сбережения  и  инвестиционный
доход),  а  также  средств  финансовых  институтов,  обязательства  по
которым распределены во времени (рассрочки платежей, кредиты и займы).

                              Раздел I.
            СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                   ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

               1.1. Содержание основных проблем в сфере
              государственной поддержки граждан на рынке
              финансовых услуг, а также защиты интересов
         Москвы, как собственника корпоративных ценных бумаг

     Рыночные преобразования в экономике привнесли серьезные изменения
в финансирование социальной сферы.  Государство год за годом снимает с
себя  обязательства  по  финансированию социальных проблем в отношении
большинства категорий граждан,  оставляя  на  своем  попечении  только
слабо защищенные слои:  малоимущих,  инвалидов,  сирот. Всем остальным
трудоспособным  гражданам  государство  предлагает  лишь   минимальный
уровень  социальных  благ,  и во многом переводит проблемы жилищного и
пенсионного обеспечения,  образования и  медицинской  помощи  в  сферу
личных обязательств самих граждан.
     В то же время для подавляющего числа российских  граждан,  в  том
числе москвичей, решение проблем в социальной сфере невозможно за счет
текущих доходов и имеющихся  накоплений.  Это  значит,  что  обращение
граждан к финансовым инструментам и механизмам,  использование которых
может   привести   к   дополнительным    сбережениям    и    получению
инвестиционного   дохода  или  к  распределению  погашения  финансовых
обязательств во времени, неизбежно.
     В связи   с  этим  основной  целью  государства  в  среднесрочной
перспективе должно стать создание условий для  освоения  и  применения
гражданами   различных   финансовых   инструментов  и  механизмов  для
формирования  дополнительных  сбережений  и  личного   инвестиционного
дохода и использования их при решении социальных задач.
     Поэтому основной  вектор  государственного  участия   в   решении
социальных  проблем  граждан,  в  первую  очередь,  на уровне субъекта
Федерации   должен    смещаться    в    сторону    обеспечения    прав
непрофессиональных    инвесторов    на    рынке    ценных    бумаг   и
неквалифицированных  потребителей  на  других  сегментах   финансового
рынка, а также к стимулированию инвестиционной активности населения.
     К настоящему времени широкому  применению  гражданами  финансовых
схем   и  механизмов  для  формирования  дополнительных  сбережений  и
инвестиционного дохода  и  использования  их  при  решении  социальных
вопросов препятствуют три основные проблемы.
     1. Низкий  уровень  финансовой   и   инвестиционной   грамотности
населения,  отставание  процесса  усвоения  основ финансового рынка от
развития самого рынка.
     2. Отсутствие     общедоступной    системы    информирования    и
консультирования граждан по вопросам функционирования рынка финансовых
услуг, в том числе ориентированных на решение социальных проблем.
     3. Низкий уровень доверия граждан к  инструментам,  институтам  и
механизмам  финансового  рынка,  а  так  же к государственным органам,
осуществляющим регулирование и контроль в данной сфере.
     Проблема N   1.   Низкий   уровень  финансовой  и  инвестиционной
грамотности населения,  отставание процесса усвоения основ финансового
рынка от развития самого рынка.
     Ключевой проблемой участия  граждан  на  рынке  финансовых  услуг
является    их    слабая    подготовленность   по   базовым   вопросам
функционирования рынка,  его регулирования  и  правового  обеспечения.
Такая  ситуация  является  закономерной  -  государство на федеральном
уровне не подготовило население  к  рыночным  преобразованиям  в  90-х
годах, не делает этого оно и сейчас.
     Таким образом,   низкий   уровень   инвестиционной    грамотности
населения  в  значительной мере обусловлен отсутствием государственной
программы просвещения и информирования населения.  В  настоящее  время
разъяснения вопросов развития финансовых рынков в РФ и возможностей их
использования для повышения благосостояния граждан не имеют системного
характера и предназначены больше для специалистов,  работающих на этих
рынках, чем для обычных граждан.
     Несмотря на  постоянную  работу  по  инвестиционному  просвещению
граждан,  проводимую Правительством Москвы начиная  с  1997  года,  ее
масштаб  является  явно  недостаточным.  Это  приводит  к  постоянному
отставанию процесса освоения основ  и  новаций  финансового  рынка  от
развития самого рынка.
     Перемены, произошедшие в российской  экономике  в  начале  2000-х
годов,   привели   к  существенным  изменениям  финансового  поведения
основной массы горожан. В течение последних лет москвичи демонстрируют
высокую   норму   сбережений.  Между  тем,  в  силу  множества  причин
различного  характера,  предпочтения  москвичей  отдаются  накоплениям
наличной   иностранной   валюты  и  рублей,  что  делает  эти  ресурсы
недоступными для инвестиций.  По различным оценкам доля организованных
сбережений  в общей массе накоплений москвичей не превышает 40-50%.  В
результате, остается неиспользованным инвестиционный потенциал жителей
Москвы,  размер  которого  по  экспертным оценкам составляет несколько
сотен миллиардов рублей.
     Денежные средства,  которые  имеются  у  населения,  используются
сегодня неэффективно как с точки зрения  экономики,  так  и  с  учетом
интересов  их  обладателей.  Инфляционные  процессы,  риски бытового и
криминального  характера  негативно  влияют  на  денежные   накопления
граждан.   Вовлечение  накоплений  населения  в  экономический  оборот
необходимо рассматривать не только  как  источник  капиталовложений  в
экономику  города,  но и как один из путей защиты и постепенного роста
личных сбережений москвичей,  что является важной социальной  задачей,
решение   которой  призвано  позитивно  повлиять  на  экономическое  и
социальное положение жителей столицы.
     Указанную проблему  предлагается  решать  путем создания в Москве
постоянно  действующей  системы  просвещения  населения  по   вопросам
функционирования   финансовых   инструментов  и  механизмов,  за  счет
применения которых  могут  образовываться  дополнительные  сбережения,
инвестиционный  доход,  а  также  происходит  распределение финансовых
обязательств во времени.
     Проблема N  2.  Отсутствие общедоступной системы информирования и
консультирования граждан по вопросам функционирования рынка финансовых
услуг, в том числе ориентированных на решение социальных проблем.
     Решение большинства  социальных  вопросов  отнесено   сегодня   к
компетенции субъектов Федерации.  Но субъекты Федерации, в том числе и
Москва,  не в состоянии  решать  социальные  проблемы  всех  категорий
граждан только за счет средств региональных бюджетов.
     В то же  время  субъект  Федерации  может  создать  условия,  при
которых  граждане  будут  решать  свои  социальные  проблемы  (включая
жилищное и пенсионное обеспечение, образование и медицинские услуги) с
использованием   собственных   средств  (сбережения  и  инвестиционный
доход),  а  также  средств  финансовых  институтов,  обязательства  по
которым распределены во времени (рассрочки платежей, кредиты и займы).
     Однако из-за отсутствия государственной программы  просвещения  и
информирования граждан о рынке финансовых услуг в РФ, включая сегменты
финансового рынка,  обслуживающие  социальные  вопросы,  в  том  числе
ипотеку  и  негосударственное  пенсионное обеспечение,  население мало
знакомо  с  законодательными  основами  инвестирования  на  российском
финансовом рынке и правовой защищенностью вложений.
     Низкий уровень информированности населения,  а  также  отсутствие
доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что растущие
сбережения граждан осуществляются преимущественно в наличной форме.
     По экспертным  данным  Русского  экономического  общества,  объем
накопленной наличности у населения страны с 2002 по 2004 год вырос в 2
раза.  По состоянию на декабрь 2004 года накопления граждан составляли
свыше 800 млрд.  рублей, причем в этой сумме не учитывались сбережения
в валюте.
     Низкий уровень   информированности   населения   о   возможностях
инвестирования  средств  в  инструменты  финансового  рынка  не только
препятствует получению дополнительного инвестиционного  дохода,  но  и
снижает  эффективность  пенсионной  реформы за счет того,  что большая
часть  пенсионных  накоплений   остается   в   руках   государственной
управляющей компании.
     По мнению экспертов в сфере жилищного кредитования, ипотека могла
бы   быть   более   востребованной,   если  бы  население  было  лучше
подготовлено в базовых вопросах функционирования финансового рынка.
     Несмотря на  определенный  рост  знаний  населения  в  финансовых
вопросах,  достигнутый уровень экономической грамотности, к сожалению,
нельзя  признать  достаточным.  Для большинства населения существенные
проблемы  представляет  специфика  осуществления  финансовых   сделок,
необходимость   осознания   статуса   ценной  бумаги,  существующей  в
бездокументарной   форме   (либо    документарной    с    обязательным
централизованным хранением).  Население,  как правило, не сопоставляет
между собой доходность и надежность актива,  не  привыкло  платить  за
финансовые  и банковские услуги,  с непониманием встречает обычные для
профессиональных участников рынка условия.
     Указанную проблему  предлагается  решать  путем  создания системы
постоянного информирования и консультирования граждан  о  возможностях
решения   социальных  проблем  с  помощью  инструментов  и  механизмов
финансового рынка,  включая сферы жилищного и пенсионного обеспечения,
образования и медицины.
     Система постоянного информирования и консультирования по  базовым
вопросам   финансового   рынка  (законодательство,  механизмы  работы,
инструменты,  правила   взаимодействия   профессиональных   участников
финансового  рынка  и  неквалифицированных  инвесторов и потребителей)
должны включать в себя:
     - постоянные  рубрики  в  средствах массовой информации Москвы по
тематике личных финансов и инвестиций;
     - "горячую линию" для москвичей с возможностью задавать вопросы и
получать ответы по телефону, обычной и электронной почте;
     - постоянно   действующую   систему  общедоступных  семинаров  по
законодательным основам и актуальным вопросам  функционирования  рынка
финансовых услуг;
     - создание в библиотеках Москвы специальных  секторов  финансовых
знаний,  где будут аккумулироваться книги,  брошюры, видеоматериалы, а
также информация на других носителях для публичного  использования,  в
первую очередь, старшеклассниками и молодежью.
     Проблема N 3.  Низкий уровень  доверия  граждан  к  инструментам,
институтам и механизмам финансового рынка,  а так же к государственным
органам, осуществляющим регулирование и контроль в данной сфере.
     Существенной проблемой  участия граждан на рынке финансовых услуг
являются повышенные риски, причем не только рыночные, но и связанные с
деятельностью мошеннических структур, а также компаний, организующих и
осуществляющих силовые захваты предприятий.
     Большинство населения  не только хранит воспоминания о финансовых
пирамидах,  широко распространенных в начале 90-х годов,  замороженных
вкладах  в  Сбербанке и потерянных сбережениях в коммерческих банках и
иных финансовых компаниях,  но и остро реагирует на  любые  негативные
проявления  и  события  на сегодняшнем инвестиционном рынке.  Особенно
большой  общественный  резонанс   получают   непрекращающиеся   случаи
мошенничества в сфере строительства и приобретения жилья.
     Незащищенность частных   инвестиций,   в   том   числе    средств
непрофессиональных   инвесторов,   во   многом   является   следствием
отсутствия системы превентивных мер  и  мероприятий,  направленных  на
раннее  выявление  и  пресечение противоправных действий на финансовых
рынках.
     Указанную проблему  снижения нерыночных рисков частных инвесторов
и потребителей финансовых услуг предлагается решать  путем  укрепления
системы государственного контроля на финансовых рынках.  Для этого,  в
частности,  должны быть разработаны  и  внедрены  методики  проведения
межведомственных  контрольных  и  надзорных  мероприятий с применением
базовых стандартов проведения проверок,  на основе  которых  могли  бы
действовать   различные   государственные   органы   по   контролю  за
участниками финансового рынка,  а также по профилактике  и  пресечению
мошенничеств на рынке инвестиций и вкладов граждан.
     Повышение эффективности       работы       контролирующих       и
правоохранительных  органов  по  пресечению  противоправных действий и
профилактика мошенничества на финансовых рынках должны  быть  основаны
на  комплексных методиках оценки экономического ущерба от тех или иных
действий,  совершаемых профессиональными участниками рынка  финансовых
услуг.
     Дополнительной проблемой в сфере  защиты  интересов  Москвы,  как
собственника    корпоративных    ценных    бумаг,    является   низкая
инвестиционная привлекательность акционерных обществ с долями города и
подверженность их различным корпоративным рискам.
     В этой связи следует отметить низкий уровень  дивидендных  выплат
таких  предприятий  и  слабый  рост  их  капитализации.  В  результате
инвестиционная отдача от вложения частными инвесторами своих средств в
акции  таких предприятий значительно проигрывает банковским депозитным
вкладам.  При этом страдают также интересы  Москвы,  как  собственника
пакетов  корпоративных  ценных  бумаг.  Поступающие в городской бюджет
дивидендные выплаты от предприятий с  долями  города  составляют  лишь
несколько процентов от совокупной рыночной стоимости этих долей.
     В корпоративном секторе постоянно предпринимаются попытки за счет
выпуска   акций   дополнительных  эмиссий  и  иных  приемов  уменьшить
(размыть) долю города  в  уставных  капиталах  предприятий.  Тревожной
тенденцией  является  рост числа попыток за счет враждебных поглощений
предприятий  перепрофилировать  или  полностью  закрыть   производство
вполне  конкурентоспособной  на  мировом рынке продукции.  Это ведет к
сокращению занятости и  обострению  социальных  проблем  в  московском
регионе.

                1.2. Обоснование необходимости решения
                    проблем программными методами

     Анализ имеющихся   проблем   свидетельствует   об    актуальности
объединения   на   региональном  уровне  усилий  всех  государственных
органов,  обеспечивающих интересы общества и граждан на  финансовом  и
фондовом    рынках,    а    также   негосударственных,   общественных,
саморегулируемых и иных заинтересованных организаций.
     Учитывая многообразие     типов    профессиональных    участников
финансового рынка,  форм инвестирования и финансовых  инструментов,  а
также  задачи  по обеспечению контроля за развитием рынка инвестиций и
необходимость  эффективного  взаимодействия  государственных  органов,
создать  благоприятные условия для использования гражданами финансовых
инструментов  и   механизмов   можно   лишь   программными   методами,
основанными  на  принципах  комплексности,  координации  и адресности.
Именно  на  этих  принципах  и  построена  настоящая  межведомственная
Программа, которая охватывает ниже перечисленные сферы:
     - акционерное право и корпоративные отношения (права  акционеров,
защита предприятий от скупки и "недружественных поглощений");
     - доли  Москвы  в  акционерных  обществах   (права   Москвы   как
акционера,   пресечение   противоправных   действий,  направленных  на
уменьшение активов АО с долями города и т.д.);
     - правила   инвестирования   на   финансовых  рынках  (финансовые
инструменты,   стратегии,   профессиональные   участники,   механизмы,
инфраструктура и риски);
     - пенсионное  обеспечение  (негосударственные  пенсионные  фонды,
управляющие компании,  корпоративные пенсионные планы,  индивидуальные

Страницы: 1  2  


Оглавление