ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПРОВЕЛИ ПРОВЕРКУ ОБЩЕСТВА ПО ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ К АД. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 27.10.05 09-24/77645

         ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
           ПРОВЕЛИ ПРОВЕРКУ ОБЩЕСТВА ПО ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ
             ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО
           ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. ПО
        РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ К
           АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЧАСТЯМ 2 И 3
          СТАТЬИ 14.16 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ РОЗНИЧНОЙ
         ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. ЭТО ВЫРАЗИЛОСЬ В ТОМ,
           ЧТО РЕАЛИЗАЦИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСТОРАНЕ
             ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ БЕЗ СЕРТИФИКАТОВ
          СООТВЕТСТВИЯ (СРОК ДЕЙСТВИЯ СЕРТИФИКАТОВ ИСТЕК), А
         ТАКЖЕ ВЕЛАСЬ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
                 БЕЗ ИНФОРМАЦИИ О ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ.
               ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ К
              АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДАННОЕ
           АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ЕСЛИ СОТРУДНИКИ
             ИНСПЕКЦИИ НЕ СОБЛЮДАЛИ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА
                           ПО ДАННОМУ ДЕЛУ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          27 октября 2005 г.
                            N 09-24/77645

                                 (Д)


     Согласно  статье  16  Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной  и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) не
допускается  розничная  продажа алкогольной продукции без сертификатов
соответствия.
     В  пункте  1  статьи 26 Закона определено, что запрещается оборот
алкогольной продукции без сертификатов соответствия, а также нарушение
установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
     В  соответствии  с  пунктом  2 Перечня документов, подтверждающих
легальность  производства  и  оборота  этилового  спирта и алкогольной
продукции на территории РФ, утвержденного постановлением Правительства
РФ  от  15.08.97  N  1019, при отгрузке этилового спирта и алкогольной
продукции       организация-производитель      оформляет      комплект
сопроводительной   документации,   в   том   числе  копию  сертификата
соответствия,  выданного  территориальным органом Госстандарта России,
заверенную  печатью  владельца  товара. При каждой последующей оптовой
перепродаже  партия  продукции должна сопровождаться заверенной копией
сертификата соответствия.
     На  основании  пункта  6  Правил  продажи  алкогольной продукции,
утвержденных  постановлением  Правительства  РФ  от  19.08.96  N  987,
продавец  обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до
сведения  покупателя  необходимую  и достоверную информацию о товаре и
его   изготовителе,   обеспечивающую  возможность  правильного  выбора
алкогольной   продукции.  Информация  в  обязательном  порядке  должна
содержать сведения на русском языке, в том числе о противопоказаниях к
применению алкогольной продукции.
     Согласно   части   2  статьи  14.16  КоАП  РФ  розничная  продажа
алкогольной   продукции   без  сертификатов  соответствия  по  каждому
наименованию  продукции  влечет  наложение административного штрафа на
должностных  лиц в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией алкогольной
продукции;  на  юридических  лиц  -  от 400 до 500 МРОТ с конфискацией
алкогольной продукции.
     В  соответствии  с  частью  2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо
признается  виновным  в  совершении  административного правонарушения,
если  будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения
правил  и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ
предусмотрена  административная  ответственность,  но  данным лицом не
были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     В данном случае общество не приняло все зависящие от него меры по
соблюдению    указанных    выше    требований    законодательства    о
государственном   регулировании  производства  и  оборота  алкогольной
продукции и Правил продажи алкогольной продукции.
     Однако  частью  1  статьи  1.6  КоАП  РФ  определено,  что  лицо,
привлекаемое   к   административной  ответственности,  не  может  быть
подвергнуто    административному   наказанию   и   мерам   обеспечения
производства  по  делу об административном правонарушении иначе как на
основаниях и в порядке, установленных законом.
     Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных частью
2  статьи  14.16  КоАП  РФ,  рассматривают  судьи  (ст. 23.1 КоАП РФ).
Однако,  как  следует  из  представленных  материалов, постановление о
наложении   административного   штрафа   вынесено   и.о.  руководителя
инспекции,   то   есть   неуполномоченным   органом.   Таким  образом,
привлечение  организации к административной ответственности по части 2
статьи 14.16 КоАП РФ неправомерно.
     В   соответствии   со   статьей  28.2  КоАП  РФ  в  протоколе  об
административном  правонарушении  указываются  в  том числе объяснения
законного   представителя  юридического  лица,  в  отношении  которого
возбуждено   дело.   При  составлении  протокола  об  административном
правонарушении  законному представителю юридического лица, в отношении
которого   возбуждено   дело   об   административном   правонарушении,
разъясняются  его  права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем
делается  запись  в  протоколе.  Законному  представителю юридического
лица,   в  отношении  которого  возбуждено  дело  об  административном
правонарушении,  должна  быть предоставлена возможность ознакомиться с
протоколом  об  административном правонарушении. Указанное лицо вправе
представить  и  приложить  к  протоколу  объяснения и замечания по его
содержанию.  Протокол  об  административном правонарушении подписывают
должностное   лицо,   его   составившее,   и   законный  представитель
юридического   лица,   в   отношении   которого   возбуждено  дело  об
административном   правонарушении.   В  случае  отказа  последнего  от
подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
     Законными   представителями   юридического   лица   являются  его
руководитель,  а  также иное лицо, признанное в соответствии с законом
или  учредительными  документами органом юридического лица. Полномочия
законного  представителя юридического лица подтверждаются документами,
удостоверяющими его служебное положение (часть 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
     Из   представленных   материалов   следует,   что   протокол   об
административном  правонарушении  в  отношении организации составлен в
присутствии лица, действующего по доверенности директора ресторана, не
являющегося  законным представителем данной организации и подписавшего
протокол.  Инспекция  не  приняла  необходимые  и достаточные меры для
извещения  организации  либо его законного представителя о составлении
протокола  об  административном  правонарушении  в  целях  обеспечения
организации   возможности  воспользоваться  правами,  предусмотренными
статьей 28.2 КоАП РФ.
     Таким   образом,   протокол  об  административном  правонарушении
составлен   с   нарушением   требований   статьи   28.2   КоАП  РФ  и,
следовательно, не может служить основанием для привлечения организации
к административной ответственности.
     Согласно  части  3  статьи  25.4 КоАП РФ дело об административном
правонарушении,   совершенном  юридическим  лицом,  рассматривается  с
участием  его  законного  представителя.  В отсутствие указанного лица
дело  может  быть  рассмотрено  лишь  в случаях, если имеются данные о
надлежащем  извещении  лица о месте и времени рассмотрения дела и если
от  него  не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо
если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
     В  статье  29.7  КоАП РФ определено, что при рассмотрении дела об
административном  правонарушении  устанавливается  факт  явки  лица, в
отношении  которого  ведется  производство по делу об административном
правонарушении.   Кроме   того,   выясняется,  извещены  ли  участники
производства  по  делу  в  установленном  порядке,  выясняются причины
неявки  участников  производства  по  делу  и  принимается  решение  о
рассмотрении  дела  в  отсутствие  указанных  лиц  либо  об  отложении
рассмотрения дела.
     По  материалам дела видно, что законный представитель организации
надлежащим  образом  не  был  извещен  о  времени и месте рассмотрения
административного  дела  и  постановление  было  вынесено в отсутствие
законного представителя.
     Следовательно,  инспекция  нарушила  порядок рассмотрения дела об
административном  правонарушении, что является существенным нарушением
процессуальных   требований,   не  позволившим  всесторонне,  полно  и
объективно рассмотреть дело.
     Таким   образом,   привлечение   инспекцией   к  административной
ответственности   общества   за   продажу  алкогольной  продукции  при
отсутствии  информации  о  противопоказаниях в соответствии с частью 3
статьи 14.16 КоАП РФ также неправомерно.

И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
27 октября 2005 г.
N 09-24/77645