ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОБЩЕСТВО И ЕГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА (КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО) К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НЕОПРИХОДОВАНИЕ В КАССУ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ. РА. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 17.11.05 09-24/85140

           ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОБЩЕСТВО И ЕГО ГЕНЕРАЛЬНОГО
         ДИРЕКТОРА (КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО) К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
      ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НЕОПРИХОДОВАНИЕ
        В КАССУ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С
        ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ. РАСХОЖДЕНИЕ СУММ
          ПОЛУЧЕННОЙ ОБЩЕСТВОМ ВЫРУЧКИ ПО ДАННЫМ ФИСКАЛЬНОГО
         ОТЧЕТА И ДАННЫМ КАССОВОЙ КНИГИ ВОЗНИКЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ
        ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СУММ ПОКУПАТЕЛЮ
           ПО НЕИСПОЛЬЗОВАННЫМ (ОШИБОЧНО ПРОБИТЫМ) КАССОВЫМ
          ЧЕКАМ. ВОЗВРАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДОКУМЕНТАЛЬНО НЕ
          ПОДТВЕРЖДЕНЫ (ОБЩЕСТВО ПРЕДСТАВИЛО АКТЫ О ВОЗВРАТЕ
        ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НЕУСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА). ПРАВОМЕРНО
        ЛИ ПРИВЛЕЧЕНО ОБЩЕСТВО И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОБЩЕСТВА
             К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДАННОЕ
                   АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          17 ноября 2005 г.
                            N 09-24/85140

                                 (Д)


     В соответствии со статьей 7  Федерального  закона  от  22.05.2003
N 54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки
денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
     Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета
выручки,   полученных   с   применением   контрольно-кассовых   машин,
утвержденным  письмом  ЦБ  РФ  от  18.08.93  N  51,  проверка  полноты
оприходования   в   кассу   предприятия   наличных  денежных  средств,
полученных  с применением ККТ, производится путем сравнения выручки. А
именно: отраженная в фискальном отчете ККТ сумма выручки, определенная
по  показаниям  секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец
рабочего   дня   и   зафиксированная  в  книге  кассира-операциониста,
сравнивается  с  данными  кассовой книги о фактически полученной сумме
выручки по предприятию.
     Решением  Совета  директоров  ЦБ  РФ  от  22.09.93 N 40 утвержден
Порядок  ведения  кассовых  операций  в  РФ (далее - Порядок), который
распространяется   на  все  предприятия,  объединения,  организации  и
учреждения   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  сферы
деятельности.
     Согласно  статье  3  Порядка для осуществления расчетов наличными
деньгами  каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу
по установленной форме.
     Прием  наличных  денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККТ.
     В  соответствии  с пунктом 13 Порядка наличные деньги принимаются
кассами предприятий по приходным кассовым ордерам, подписанным главным
бухгалтером  или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением
руководителя   предприятия.   О  приеме  денег  выдается  квитанция  к
приходному  кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или лица,
на  это  уполномоченного,  и  кассира,  заверенная  печатью  (штампом)
кассира или оттиском кассового аппарата.
     В  пунктах  22  и  24  Порядка  определено, что все поступления и
выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Кассир
делает  запись  в  кассовую  книгу сразу же после получения или выдачи
денег  по  каждому  ордеру  или  другому  заменяющему  его  документу.
Ежедневно  в  конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за
день,  выводит  остаток  денег в кассе на следующее число и передает в
бухгалтерию  в  качестве  отчета  кассира  второй отрывной лист (копию
записей  в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми
документами под расписку в кассовой книге.
     Письмом  Минфина  России  от  30.08.93  N  104 утверждены Типовые
правила   эксплуатации  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила).
     В   соответствии  с  пунктом  4.2  Типовых  правил  чеки  ККТ  на
приобретение  товара  действительны только в день их выдачи покупателю
(клиенту).  Кассир-операционист  может выдавать деньги по возвращенным
покупателями  (клиентами)  чекам  только  при  наличии на чеке подписи
директора   (заведующего)  или  его  заместителя  и  только  по  чеку,
выданному в данной кассе.
     На  сумму  возврата  оформляется акт о возврате товара по форме N
КМ-3. Акт составляется членами комиссии в одном экземпляре. Погашенные
(первоначальные)  чеки  наклеиваются  на  лист бумаги и вместе с актом
сдаются   в  бухгалтерию  (где  они  должны  храниться  при  текстовых
документах  за  данное  число).  Суммы,  выплаченные  по  возвращенным
покупателям  и  неиспользованным  кассовым чекам, записываются в книгу
кассира-операциониста  в  графу  15  (по  форме N КМ-4), и на итоговую
сумму уменьшается сумма выручки за данный день.
     Подобная     операция    проводится    и    в    случае    ошибки
кассира-операциониста   при   вводе   большей  суммы  и  невозможности
погашения чека в течение смены.
     Возврат  денег  по  истечении  рабочего дня и закрытии выручки на
операционной  кассе  осуществляется  с  главной  кассы  предприятия  в
установленном порядке.
     При  несоблюдении  перечисленных  выше  требований  к  оформлению
возврата  денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм,
ошибочно  пробитых  по  ККТ кассиром-операционистом, организация из-за
отсутствия  оснований  для  уменьшения  выручки  фактически  допускает
неоприходование части выручки.
     Пунктом   6.1   Типовых   правил  определено,  что  при  закрытии
предприятия  кассир  должен  подготовить  денежную выручку и платежные
документы,  составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым
отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
     По  показаниям  секционных  счетчиков  (регистров) на начало и на
конец  дня  определяется сумма выручки, которая должна соответствовать
показаниям  денежных  суммирующих  счетчиков  и контрольной ленте. Она
должна  совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему
кассиру  с  итоговым  чеком  ККТ.  После  снятия  показания  счетчиков
(регистров)  либо распечатки, определения и проверки фактической суммы
выручки  делается  запись  в книге кассира-операциониста и скрепляется
подписями кассира и представителя администрации.
     Как  следует из представленных документов, общество в проверяемом
периоде  возвратило  покупателям денежные средства на общую сумму 7466
руб.  Представленные обществом 12 актов о возврате денежных средств на
указанную  сумму  не  соответствуют установленной форме N КМ-3, однако
имеют  все  необходимые  реквизиты  для  формы  акта  N КМ-3 и подписи
должностных  лиц.  При  этом к актам приложены первоначальные кассовые
чеки.  Указанные  документы  подтверждают факт правомерного уменьшения
выручки на сумму возврата денежных средств покупателям.
     Следовательно,      отсутствует     событие     административного
правонарушения,  что  в  соответствии  с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ
является   обстоятельством,   исключающим   производство  по  делу  об
административном правонарушении.
     Таким   образом,   привлечение   инспекцией   к  административной
ответственности    общества    и   его   генерального   директора   за
неоприходование  в кассу денежной наличности в соответствии со статьей
15.1 КоАП РФ в данной ситуации неправомерно.

И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
17 ноября 2005 г.
N 09-24/85140