ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОБЩЕСТВО И ЕГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА (КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО) К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НЕОПРИХОДОВАНИЕ В КАССУ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ. РАСХОЖДЕНИЕ СУММ ПОЛУЧЕННОЙ ОБЩЕСТВОМ ВЫРУЧКИ ПО ДАННЫМ ФИСКАЛЬНОГО ОТЧЕТА И ДАННЫМ КАССОВОЙ КНИГИ ВОЗНИКЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СУММ ПОКУПАТЕЛЮ ПО НЕИСПОЛЬЗОВАННЫМ (ОШИБОЧНО ПРОБИТЫМ) КАССОВЫМ ЧЕКАМ. ВОЗВРАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДОКУМЕНТАЛЬНО НЕ ПОДТВЕРЖДЕНЫ (ОБЩЕСТВО ПРЕДСТАВИЛО АКТЫ О ВОЗВРАТЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НЕУСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА). ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИВЛЕЧЕНО ОБЩЕСТВО И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОБЩЕСТВА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДАННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 17 ноября 2005 г. N 09-24/85140 (Д) В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденным письмом ЦБ РФ от 18.08.93 N 51, проверка полноты оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки. А именно: отраженная в фискальном отчете ККТ сумма выручки, определенная по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и зафиксированная в книге кассира-операциониста, сравнивается с данными кассовой книги о фактически полученной сумме выручки по предприятию. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. Согласно статье 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ. В соответствии с пунктом 13 Порядка наличные деньги принимаются кассами предприятий по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. В пунктах 22 и 24 Порядка определено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Кассир делает запись в кассовую книгу сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила). В соответствии с пунктом 4.2 Типовых правил чеки ККТ на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе. На сумму возврата оформляется акт о возврате товара по форме N КМ-3. Акт составляется членами комиссии в одном экземпляре. Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию (где они должны храниться при текстовых документах за данное число). Суммы, выплаченные по возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в книгу кассира-операциониста в графу 15 (по форме N КМ-4), и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день. Подобная операция проводится и в случае ошибки кассира-операциониста при вводе большей суммы и невозможности погашения чека в течение смены. Возврат денег по истечении рабочего дня и закрытии выручки на операционной кассе осуществляется с главной кассы предприятия в установленном порядке. При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом, организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки фактически допускает неоприходование части выручки. Пунктом 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру. По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец дня определяется сумма выручки, которая должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации. Как следует из представленных документов, общество в проверяемом периоде возвратило покупателям денежные средства на общую сумму 7466 руб. Представленные обществом 12 актов о возврате денежных средств на указанную сумму не соответствуют установленной форме N КМ-3, однако имеют все необходимые реквизиты для формы акта N КМ-3 и подписи должностных лиц. При этом к актам приложены первоначальные кассовые чеки. Указанные документы подтверждают факт правомерного уменьшения выручки на сумму возврата денежных средств покупателям. Следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, привлечение инспекцией к административной ответственности общества и его генерального директора за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ в данной ситуации неправомерно. И.о. руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Н.В. Синикова 17 ноября 2005 г. N 09-24/85140 |