ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИЗДАНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ И ПРАВИЛ УЧЕТА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В БАНКЕ РОССИИ ПРИКАЗ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 1 декабря 1992 г. N 02-209 (Д) В соответствии с п. 15 Приказа по Банку России от 1 октября 1992 года N 02-181 приказываю: Утвердить порядок издания и опубликования нормативных актов Банка России и правила учета нормативных актов в Банке России согласно приложениям 1 и 2. Председатель Банка России В.В.ГЕРАЩЕНКО 1 декабря 1992 г. N 02-209 Приложение 1 УТВЕРЖДЕН Приказом Банка России от 1 декабря 1992 года N 02-209 ПОРЯДОК ИЗДАНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ 1. В соответствии со статьей 34 Устава Центрального банка Российской Федерации (Банка России) Банк России в пределах своей компетенции издает обязательные для банков и их клиентуры нормативные акты по вопросам денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций, учета и отчетности и по другим вопросам банковской деятельности, не урегулированным законодательством, действующим на территории Российской Федерации. 2. Подготовка проектов нормативных актов Банка России осуществляется по поручению Председателя Банка России либо его первых заместителей. Предложения по подготовке этих актов могут вносить заместители Председателя Банка России, директора департаментов и руководители других самостоятельных подразделений центрального аппарата, а также руководители учреждений, предприятий и организаций Банка России. 3. Подготовка проектов нормативных актов Банка России осуществляется в следующем порядке: Подразделение или должностное лицо, которому поручена подготовка нормативного акта, определяет концепцию этого акта и его структуру, а также круг подразделений, органов и должностных лиц, привлекаемых к участию в работе над проектом и его согласованию, сроки начала и завершения работы над актом. Концепция, структура акта, сроки и участники его подготовки утверждаются руководителем Банка, принявшим решение о разработке данного акта. Подразделение, подготовившее нормативный акт, организует сбор необходимых письменных заключений, их анализ и последующую доработку проекта акта, согласование (получение виз) доработанного проекта. Проект нормативного акта подлежит обязательному редактированию в Юридическом департаменте. Визирование производится на оборотной стороне листа, на котором ставится подпись руководителя Банка России, в компетенцию которого входит подписание нормативного акта по данному вопросу. Подготовленный проект нормативного акта представляется либо прямо на подпись руководителю Банка России, либо на рассмотрение Совета директоров. Проекты нормативных актов по вопросам, входящим в исключительную компетенцию Совета директоров банка, подлежат обязательному рассмотрению на заседании этого Совета в сроки, определенные руководителем Банка, принявшим решение о разработке данного акта. Проекты нормативных актов, не завизированные Юридическим департаментом, признаются неподготовленными к подписанию руководителем Банка или рассмотрению на заседании Совета директоров Банка. При наличии особого мнения по проекту нормативного акта оно излагается соответствующим должностным лицом в виде отдельной записки и в обязательном порядке докладывается руководителю Банка или Совету директоров, от решения которых зависит принятие данного акта. 4. После подготовки проекта нормативного акта с соблюдением указанного порядка руководитель Банка или Совет директоров Банка принимает одно из следующих решений: а) издает (подписывает) нормативный акт; б) направляет проект акта на доработку; в) отклоняет проект акта в целом в связи с нецелесообразностью (невозможностью) его издания. 5. Нормативные акты Банка России издаются в виде инструкций, правил, положений, порядков. 6. Нормативные акты Банка России подлежат регистрации в Департаменте по управлению делами. 7. Нормативные акты Банка России подлежат опубликованию Департаментом исследований и информации в Бюллетене Банка России, в центральных газетах и других средствах массовой информации, с которыми Банк России заключил специальное соглашение об опубликовании нормативных актов Банка России. До публикации в этих органах нормативные акты Банка России в оперативном порядке доводятся Департаментом по управлению делами до подразделений центрального аппарата и территориальных органов Банка России. 8. Нормативные акты Банка России вводятся в действие с момента опубликования. Днем опубликования считается дата их отправки адресатам (доведения их в оперативном порядке до мест). Приложение 2 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Банка России от 1 декабря 1992 года N 02-209 ПРАВИЛА УЧЕТА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В БАНКЕ РОССИИ 1. Общие положения 1.1. Учет нормативных актов Банка России осуществляется на основе классификатора путем составления справочной картотеки, а также ведения контрольных экземпляров нормативных актов. 1.2. Учет осуществляется в центральном аппарате Банка России - Юридическим департаментом, а в учреждениях, предприятиях и организациях Банка - соответствующей юридической службой. 1.3. Учету подлежат нормативные акты общего характера, а также относящиеся к деятельности Банка России, его учреждений, предприятий и организаций, изданные: а) Съездом народных депутатов, Верховным Советом, Президентом и Правительством Российской Федерации; б) Центральными органами управления (министерствами, государственными комитетами и т.п.); в) Верховным судом и Высшим арбитражным судом; г) местными органами власти и управления. На учет также берутся: судебная, нотариальная и прокурорская практика по наиболее важным и принципиальным вопросам; межгосударственные соглашения и соглашения с республиками России. 2. Ведение справочной картотеки 2.1. Каждый вновь поступивший нормативный акт изучается с целью выяснения, подлежит ли он учету. Если акт подлежит учету, он на основе классификатора (п. 2.2) индексируется сначала в целом по своему основному содержанию, а затем по частям (статьям, пунктам, подпунктам), если они требуют дополнительных индексов. Индекс, по которому акт взят на учет в целом, ставится на нижних полях первой страницы акта. Если на учет берется отдельная статья (пункт), индекс ставится против соответствующей статьи (пункта). 2.2. Классификатор картотеки имеет разделы (с подразделами и пунктами) по отраслям законодательства. Каждый раздел, подраздел и пункт классификатора имеет наименование и свое обозначение - индекс. Разделы обозначаются римскими цифрами, подразделы - арабскими, пункты - буквами. Классификатор разрабатывается и утверждается Юридическим департаментом. 2.3. Ведение картотеки осуществляется путем занесения сведений о каждом акте в карточки по форме, установленной Юридическим департаментом. 2.4. Карточки размещаются в картотечных ящиках, на которых указываются индексы и наименования разделов и подразделов классификатора. 2.5. Картотека должна быть в контрольном состоянии. В случае отмены, изменения или дополнения акта, учтенного в картотеке, по индексам на актах берутся карточки и на них делаются соответствующие отметки. 2.6. Параллельно с ручной справочной картотекой Юридическим департаментом ведется картотека на персональном компьютере. Правила учета нормативных актов на персональном компьютере утверждаются Юридическим департаментом по согласованию с Департаментом информатизации применительно к требованиям, установленным настоящими правилами. 3. Ведение контрольных экземпляров нормативных актов 3.1. Контрольным экземпляром нормативного акта является такой экземпляр, в который вносятся все указания об его изменении, дополнении, распространении, продлении или сохранении действия, признании утратившим силу акта (статьи, пункта) полностью или частично. 3.2. В Банке России, его учреждениях, на предприятиях, в организациях в обязательном порядке ведутся контрольные экземпляры кодексов, а также законодательных и иных актов по основной деятельности данного учреждения, предприятия и организации. Перечень нормативных актов, поддерживаемых в контрольном состоянии, утверждается руководителем соответствующей юридической службы с учетом рекомендаций Юридического департамента Банка России. 3.3. При ведении контрольных экземпляров нормативных актов должны соблюдаться следующие требования. Издания, в которых производятся контрольные отметки, должны иметь надпись "Контрольный". Если отметка касается всего акта, она делается на верхнем поле первой страницы акта. Если отметка касается каких-либо статей (пунктов) акта, она делается на полях против соответствующих статей (пунктов). При отсутствии свободного места для отметок подклеивается вкладыш. 3.4. В контрольном экземпляре производится отметка, которая должна точно отражать формулировку нового указания, а также вид нормативного акта, содержащего это указание, дату, номер и источник официального опубликования или издания, в котором помещен акт. 3.5. В случае отмены акта или отдельных его статей отмененный текст перечеркивается по диагонали, а на полях делается отметка ("отм". см. ____________ от ______________ N ___). (вид акта) Если акт отменяется с определенной, но еще не наступившей даты, акт не перечеркивается, а только делается соответствующая отметка. 3.6. Если дана новая редакция статьи (пункта), то эта статья (пункт) перечеркивается пунктирной линией и против нее делается отметка ("нов. ред." см. ____________ от ___________ N ____). 3.7. В случае изменения, дополнения, распространения или продления акта или его статей (пунктов) на полях делается соответствующая отметка ("изм., "доп"., "распр.", "предл." см. ------- __________ от ____________ N ____). 3.8. При наличии указания об исключении отдельных фраз, слов, цифр - они зачеркиваются, а на полях делается отметка об их исключении. 3.9. При наличии в акте указания о замене отдельных фраз, слов, цифр - они зачеркиваются, а вместо них вписываются новые и на полях делается соответствующая отметка. 3.10. В контрольные экземпляры кодексов обязательно вклеиваются тексты дополнений и изменений. 3.11. По получении нового издания нормативного акта, учитывающего все ранее сделанные изменения и дополнения, контрольный экземпляр прежнего акта заменяется новым. В новое издание акта вносятся изменения и дополнения, начиная от даты, указанной на его титульном листе. Контрольный экземпляр предыдущего издания сохраняется для справок. 4. Хранение нормативных актов 4.1. Поступающие в Банк России, его учреждения, предприятия и организации нормативные акты, юридические справочные издания, юридические журналы и газеты подлежат постоянному хранению и периодической инвентаризации. 4.2. В этих целях подлежат обязательному комплектованию по годам получаемые юридической службой: а) официальные подписные издания; б) копии нормативных актов Банка России; в) отдельные экземпляры нормативных актов министерств и других центральных органов управления; г) отдельные экземпляры нормативных актов высших органов государственной власти и управления; д) другие нормативные акты, а также разъяснения и консультации по правовым вопросам. 4.3. Выдача в пользование юридической литературы (п. 4.2) производится по карточкам-абонементам или по записям в специальный журнал. 4.4. Ответственность за учет и сохранность юридической литературы возлагается на работников юридической службы в соответствии с установленным распределением обязанностей. |