ИНОСТРАННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПАНИЯ - РЕЗИДЕНТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕННОГО С НЕЙ ДОГОВОРА. РАБОТЫ ВЕДУТСЯ КАК НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТАК И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ. ВОЗЛАГАЮТСЯ ЛИ НА РОССИЙСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЯЗАННОСТИ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И УДЕРЖАНИЮ НАЛОГА С ДОХОДОВ ИНОСТРАННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПАНИИ, ПОЛУЧЕННЫХ ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ? ОБЯЗАНА ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬ ЗА ПОСТАНОВКОЙ НА УЧЕТ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ РФ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 10 октября 2005 г. N 20-12/73008 (Д) В статье 246 НК РФ установлено, что плательщиками налога на прибыль в РФ признаются, в частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Наличие постоянного представительства иностранной организации в России определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. Если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора. В отношениях между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии действует Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.94 (далее - Конвенция). Термин "постоянное представительство" для целей применения Конвенции означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве (п. 1 ст. 5 Конвенции). При применении Конвенции Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в ней, имеет значение, придаваемое ему законодательством этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция, если из контекста не вытекает иное. Об этом говорится в пункте 2 статьи 3 Конвенции. Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, оказание иностранной компанией - резидентом Великобритании услуг на территории РФ по разработке архитектурной концепции застройки участка может привести к образованию постоянного представительства этой иностранной организации для целей налогообложения в РФ в случае, если такая иностранная организация осуществляет регулярную предпринимательскую деятельность на территории РФ. Следовательно, указанная иностранная организация на основании статьи 246 НК РФ будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство и уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 307 НК РФ). Порядок уплаты налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ через постоянное представительство, а также порядок представления отчетности по налогу на прибыль указанными организациями в налоговый орган РФ определены положениями статьи 307 Налогового кодекса РФ. В соответствии со статьей 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах РФ по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. В пункте 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, предусмотрен следующий момент. Так, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в России через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. В случае если такой период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году, учет такой организации осуществляется в соответствии с разделом 4 указанного Положения. При этом иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов. В то же время налоговым законодательством РФ не установлена обязанность для российской организации, имеющей договорные отношения с иностранной организацией (деятельность приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения в РФ), по контролю за постановкой на учет в налоговом органе РФ такой иностранной организации. Кроме того, на основании пункта 1 статьи 310 НК РФ российская организация, выплачивающая доходы иностранной организации (далее - налоговый агент), обязана исчислить и удержать налог с доходов только в случае, если такие доходы указаны в пункте 1 статьи 309 НК РФ. При этом следует учитывать, что согласно пункту 4 статьи 310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время применяется форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденная приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@. Инструкцией по заполнению налогового расчета, утвержденной приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275, предусмотрено, что налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в РФ в пользу иностранной организации. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы III ранга Г.А. Суворова 10 октября 2005 г. N 20-12/73008 |